Адаптированная рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи, русский язык» 5-9 класс для обучающихся с с с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Письмо и развитие речи служит опорным
предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения,
приобретенные при ее изучении, и овладение письмом и развитием речи станут
необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, овладению доступными
профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в
профессионально-технических колледжах. Таким образом, письмо и развитие речи
является эффективным средством всестороннего развития личности школьника с ОВЗ.
Рабочая
программа по письму и развитию речи составлена на основе
«Программы Министерства образования РФ для специальных
(коррекционных) образовательных школ VIII вида», 5 – 9 классы, под редакцией
В.В. Воронковой – М.: «Владос», 2011 г.
Для достижения целей обучения и решения
поставленных задач используется УМК по по письму и развитию речи:
1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык.
Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. - М.: Просвещение,2013.
2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по
русскому языку для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. В 4 ч. – М.: Просвещение,2005.
3. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык.
Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. - М.: Просвещение,2013.
4. Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для 7 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.:
Просвещение,2006.
5. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык.
Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. - М.: Просвещение,2006.
6. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык.
Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. - М.: Просвещение,2006.
В базисном учебном плане для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант № 1
Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся с легкой и средней
степенью) на изучение письма и развития речи в 5 классе отводится 5 часов в
неделю, всего – 170 часов; 6, 7, 8, 9 – 4 часа в неделю, всего – 136 часов.
1.1.
Общая
характеристика учебногопредмета
Данный курс «Письмо и развитие речи»
создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного
и культурно- ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и
направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной
реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала)
ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять
эти знания для решения практических жизненных задач.
Процесс обучения письму и развитию речи
неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной
деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия,
самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности,
формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и
самоконтроль.
Обучение письму и развитию речи носит
практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами,
жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного
общества, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками.
В основу программы по письму и развитию
речи взят традиционный тематический принцип группировки материала,
предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного
материала, количество контрольных и проверочных работ.
Цели и задачи обучения:
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными
положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-
символического восприятия, логического
мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель включает формирование коммуникативных компетенций
учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной
речи.
Для достижения поставленных целей изучения русского
языка необходимо решение следующих практических задач:
1. Развитие умения применять изученный грамматико-орфографический
материал в речевой практике в её устной и письменнойформе.
2.
Обучение точному
выбору слов для выражения мысли, их применении в предложении итексте.
3.
Упражнение в дифференциации
грамматических и семантических признаков слов.
4.
Развитие
творческого мышления через различные речевые упражнения, игры, изложения,
сочинения ит.д.
5. Обогащение и конкретизация словарного запаса учащихся через использование образных, выразительных
средствязыка.
6. Формирование нравственных качеств учащихся через анализ текстов
упражнений.
7. Развитие речи, мышления, воображения
школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и
условиямиобщения.Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике
русского языка.
8.
Овладение
умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные тексты- описания и
тексты-повествования небольшогообъема.
9.
Воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать своюречь.