Наставничество
03.10.2021
Чтобы помочь другому человеку, необязательно быть
сильным и богатым, - достаточно быть добрым»
(Монах Симеон Афонский)
«В каждом человеке есть солнце,
Только дайте ему светить»
(Сократ)
Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому
человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям
помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и
взрослении.
Термин «наставничество» произошел от английского слова «mentor».
Так звали героя древнегреческой мифологии - мудрого советчика,
пользовавшегося всеобщим доверием. Первейшей характеристикой
наставника должно быть совмещение в одном лице ролей родителя и
сверстника, он должен быть своего рода переходной фигурой в развитии
личности. Наставничество в своем лучшем проявлении связано с
компетентностью, опытом и четким определением ролей.
Целевая модель наставничества: формы взаимодействия
и этапы реализации программы наставничества
«Достижение успеха через модели наставничества»
Целевая модель наставничества – это системный проект, позволяющий определить реальный план действий, необходимых для реализации программы наставничества в общеобразовательных организациях Ростовской области.
Цель: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Наставничество – перспективная образовательная технология, которая позволит передавать знания и формировать необходимые компетенции быстрее, чем традиционные способы.
Форма наставничества – это способ организации работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в ролевой ситуации, определенной их основной деятельностью и позицией.
Этапы реализации целевой модели наставничества
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества:
1. Создание благоприятных условий для запуска программы.
2. Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых. 3. Выбор аудитории для поиска наставников. 4. Информирование и выбор форм наставничества. 5. На внешнем контуре: информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы.
2. Формирование базы наставляемых:
1. Выявление конкретных проблем обучающихся школы, которые можно решить с помощью наставничества. 2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых.
3. Формирование базы наставников:
Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа: обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах (например, участники кружков по интересам, спортивных секций); родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих советов, организаторов досуговой деятельности в образовательной организации и других; представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией.
4. Отбор и обучение наставников:
1. Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы. 2. Обучение наставников для работы с наставляемыми.
5. Организация хода наставнической программы:
Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.
6. Завершение программы наставничества:
1. Подведение итогов работы каждой пары/группы. 2. Подведение итогов программы школы. 3. Публичное подведение итогов и популяризация практик. Собраны лучшие наставнические практики.