Письмо и развитие речи

Адаптированная рабочая программа по предмету
«Письмо и развитие речи, русский язык» 5-9 класс для обучающихся с ОУ
Структура рабочей программы

1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
3.
4.

1

Пояснительнаязаписка
Общая характеристика учебногопредмета.
Содержание учебногопредмета.
Основные требования к знаниям и умениямучащихся.
Тематическоепланирование.
Формы и средстваконтроля.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1. Пояснительная записка
Письмо и развитие речи служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при
ее изучении, и овладение письмом и развитием речи станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, овладению доступ ными
профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в профессионально-технических колледжах. Таким образом, письмо и развитие
речи является эффективным средством всестороннего развития личности школьника с ОВЗ.
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе
«Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида», 5 – 9 классы, под редакцией
В.В. Воронковой – М.: «Владос», 2011 г.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по по письму и развитию речи:
1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. - М.: Просвещение,2013.
2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. В 4 ч. – М.: Просвещение,2005.
3. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. - М.: Просвещение,2013.
4. Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.:
Просвещение,2006.
5. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. - М.: Просвещение,2006.
6. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII

вида. - М.: Просвещение,2006.
В базисном учебном плане для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант № 1 Базисный план общего
образования умственно отсталых учащихся с легкой и средней степенью) на изучение письма и развития речи в 5 классе отводится 5 часов в
неделю, всего – 170 часов; 6, 7, 8, 9 – 4 часа в неделю, всего – 136 часов.
1.1. Общая характеристика учебногопредмета
Данный курс «Письмо и развитие речи» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и
культурно- ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности
на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой
знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Процесс обучения письму и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также
воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою
деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение письму и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является
одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества, готовит учащихся к овладению профессионально -трудовыми
знаниями и навыками.
В основу программы по письму и развитию речи взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий
деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала, количество контрольных и проверочных работ.
Цели и задачи обучения:
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаковосимволического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие
устной и письменной речи.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических задач:
1. Развитие
умения
применять
изученный
грамматико-орфографический материал в речевой практике в её устной и
письменнойформе.
2. Обучение точному выбору слов для выражения мысли, их применении в предложении итексте.
3. Упражнение в дифференциации грамматических и семантических признаков слов.
4. Развитие творческого мышления через различные речевые упражнения, игры, изложения, сочинения ит.д.
5. Обогащение
и конкретизация
словарного
запаса
учащихся
через использование образных, выразительных
средствязыка.
6. Формирование
нравственных
качеств
учащихся
через анализ текстов упражнений.
7. Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и
условиямиобщения.Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.

8. Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и

письменные тексты- описания и тексты-повествования небольшогообъема.
9. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его
уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать своюречь.
1.2. Содержание учебногопредмета
Подготовка к усвоению грамоты.Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического
слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи.Формирование первоначальных языковых понятий:
«слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух
некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма.Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов,
относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных
предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков
диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за
окружающей действительностью и т.д.
Обучение грамоте
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение
последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение сло в из усвоенных
слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов
(после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в
тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом.
Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем.
Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится
с их произношением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное
написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после
шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного
намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно
разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на
серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Практические грамматические упражнения и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие.
Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что?
расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительноласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических
объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»).
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий
по вопросам что делает? что делают?
что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков,
обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного
расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор
проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление
предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой
на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную
картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.

Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с
деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по
объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения
(IX класс):
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного
алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после
предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового
оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или
вопросам учителя;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
5 класс
Личностными результатами изучения письма и развитие речи является формирование следующих умений:

осознание языка как основного средства человеческогообщения;



восприятие русского языка как явления национальнойкультуры;



понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культурычеловека;



способность к самооценке на основе наблюдения за собственнойречью.

Метапредметнымирезультатами изучения письма и развития речи являются:
Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя исамостоятельно.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебныхзадач. 

Учиться планировать учебную деятельность науроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий вучебнике).

Самостоятельно формулировать задание при работе с учебником и рабочей тетрадью: определять его цель, планировать алгоритм его
выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельнооценивать.

Использовать при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по письму и развитию речи. С
помощью учителя давать самооценку своейдеятельности.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге сучителем.
Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная
информация будет нужна
для
изучения
незнакомого материала,
отбирать необходимые источники информации среди
предложенных учителем словарей, справочников, электронныхпособий.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
сетьИнтернет).

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию сообщений с помощью
учителя.

Составлять план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутомвиде.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация идр.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшоготекста).
Слушать и понимать речьдругих.
Вступать в диалог на уроке и вжизни.
Сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять
взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решениязадачи).
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Совместно договариваться о правилах общения и следоватьим.
Учиться выполнять различные роли при работе в группе (лидера, исполнителя,критика).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
представление об основных функциях языка, о роли русского языкакак национального языка русского народа, как
государственногоязыка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, язык художественной литературы;
проведение различных видов анализа слова(фонетический,
словообразовательный, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
6 класс
Личностными результатами изучения письма и развитие речи является формирование следующих умений:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьногообразования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость занего.
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевомусамосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевогообщения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственнойречью.
Метапредметнымирезультатами изучения письма и развития речи являются:
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя исамостоятельно.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Уметь использовать
язык с целью поиска необходимой
информации
в различных
источниках
для
решения
учебныхзадач;
Учиться планировать учебную деятельность науроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий вучебнике).
Использовать привыполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по письму и развитию речи. С
помощью учителя давать самооценку своейдеятельности.
Определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменнойформе;
Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная
информация будет нужна
для
изучения
незнакомого материала,
отбирать необходимые источники информации среди
предложенных учителем словарей, справочников, электронныхпособий.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные
диски, сетьИнтернет).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация идр.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшоготекста).
Слушать и понимать речьдругих.

Вступать в диалог на уроке и вжизни.
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительнойинформации);
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их всвоейречевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватноситуации
речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания ипредложения.
анализа текста с точки зрения его основных признаков иструктуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных
средств языка.
7 класс
Личностными результатами изучения письма и развитие речи является формирование следующих умений:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьногообразования;
уважительное отношение к родному языку, гордость занего.
стремление к речевомусамосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевогообщения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственнойречью.
Метапредметнымирезультатами изучения письма и развития речи являются:
РегулятивныеУУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя исамостоятельно.
Учиться обнаруживать и
формулировать учебную проблему совместно с учителем.
умение использовать
язык с целью поиска необходимой
информации
в
учебныхзадач;
Учиться планировать учебную деятельность науроке.

различных

источниках

для

решения

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий вучебнике).
Использовать при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по письму и развитию речи. С
помощью учителя давать самооценку своейдеятельности.
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная
информация будет нужна
для
изучения
незнакомого материала,
отбирать необходимые источники информации среди
предложенных учителем словарей, справочников, электронныхпособий.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные
диски, сетьИнтернет).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация идр.
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (чтения и развитияречи);
Коммуникативные УУД:
коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какого-либозадания,
участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
вступление в диалог на уроке и вжизни.
новной
и дополнительной информации);
ирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения.
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового

оформления, использования

выразительных средств языка;
-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике;
8 класс
Личностными результатами изучения письма и развитие речи является формирование следующих умений:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьногообразования;
уважительное отношение к родному языку, гордость занего.
стремление к речевомусамосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевогообщения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственнойречью.
Метапредметнымирезультатами изучения письма и развития речи являются:
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя исамостоятельно.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность науроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий вучебнике).
Использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, исторические источники. С помощью учителя
давать самооценку своейдеятельности.
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменнойформе;
Познавательные УУД:

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна
для
изучения
незнакомого
материала,
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронныхпособий.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные
диски, сетьИнтернет).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица,схема.

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство

получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых яв лений на
межпредметном уровне (чтения и развитияречи);
Коммуникативные УУД:
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какого-либозадания,
участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения
умение выступать перед аудиториейсверстников;
участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средстваргументации;
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительнойинформации);
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка.
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания ипредложения.
анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализетекстов.
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике.
9 класс
Личностными результатами изучения письма и развитие речи является формирование следующих умений:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьногообразования;
уважительное отношение к родному языку, гордость занего.
стремление к речевомусамосовершенствованию;
усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевогообщения;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственнойречью.
Метапредметнымирезультатами изучения письма и развития речи являются:
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя исамостоятельно.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность науроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий вучебнике).
Использовать при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, исторические источники. С помощью учител я
давать самооценку своейдеятельности.
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменнойформе;
Познавательные УУД:

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна
для
изучения
незнакомого
материала,
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронныхпособий.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные
диски, сетьИнтернет).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица,схема.

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (чтения
и
развития
речи);
Коммуникативные УУД:
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какоголибо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальныхтем;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного
общения,
умение выступать перед аудиторией сверстников;
участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средстваргументации;
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительнойинформации);
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

Предметными
результатами
изучения
курса
является
формирование следующих умений
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка.
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания ипредложения.
анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализетекстов.
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой
практике.

2. Тематическое планирование «Письмо и развитие речи» 5 класс (175 часов)
№

Тема

Кол- во часов

1.

Практические упражнения в составлении ираспространении предложений.

1

2.
3.

Связь слов в предложении.
Главные и второстепенные члены предложения.

1
2

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Различие предложений по интонации.
Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные.
Согласные твёрдые и мягкие.
Обозначение мягкости согласных буквами ь,е,ё,и,ю,я.
Слова с разделительнымь.
Согласные звонкие и глухие.
Правописание звонких и глухих согласных на конце
слова.
Буквы е,ё,ю,яв начале слова и после гласных.
Гласные ударные и безударные.
Проверка написания безударных гласных путём
изменения формы слова.
Алфавит.
Входящий контрольный диктант
Корень и однокоренные слова.

2
1
1
1
1
1
1
1

12.
13.
14.
15.
16.
17.

18. Развитие речи. Составление рассказа с помощью
вопросов к рисунку (упр. 65).

1
1
1
1
1
3
1

19. Окончание.

2

20. Приставка.
21. Суффикс.

2
2

22. Упражнения в образовании слов при помощи
приставок и суффиксов.
23. Правописание проверяемых безударных гласных в
корне слова.
24. Развитие речи. Составление рассказа по опорным
словам «Мои каникулы».
25. Правописание звонких и глухих согласных в корне
слова.
26. Контрольный и словарный диктанты за I четверть.
Работа над ошибками.
27. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

2

Приставка и предлог.
Правописание приставок.
Разделительный Ъ.
Закрепление по теме «Состав слова».
Развитие речи. Деловое письмо. Составление
короткого письма (записки) .
33. Общее понятие о частях речи: существительное,
прилагательное, глагол.
34. Умение различать части речи по вопросам и
значению.
3
Контрольный диктант по теме «Части речи».
5.

4
1
4
2
4

2
1
2
2
1
2
4
1

3
6.

Развитие речи. Составление рассказа после разбора с учителем на тему «Зима в окно стучится»
(упр.160)и работа над ошибками диктанта

1

Имя существительное (86 часов)
37.
38.

Понятие об имени существительном.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

2
3

39.

Имена существительные собственныеи
нарицательные. Проверочныйдиктант.
Изменение имен существительных по числам
Род имен существительных.
Умение различать мужской, женский и средний род.
Правописание существительных мужского и женского
рода с шипящей на конце слова.
Контрольный и словарный диктанты за II четверть.
Работа над ошибками
Закрепление темы «Число и род имен
существительных».
Развитие речи. Деловое письмо. Адрес на
конверте.(упр.208)
Изменение существительных по падежам.
Умение различать падежи по вопросам.

3

Именительный падеж
Родительный падеж
Дательный падеж.
Винительный падеж.
Творительный падеж.
Предложный падеж.
Упражнения на определение падежей. Контрольная
работа по определению падежей.

1
1
1
2
1
1
2

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
2.
53.
54.
55.

3
1
3
3
2
1
1
1
2

56.

Развитие речи. Изложение по предложенному плану по рассказам Мамина-Сибиряка из жизни животных
(упр.237)

1

57.
58.
59.

Понятие о 1,2,3-м склонениях существительных.
1-е склонение существительных в ед. числе.
Единообразное написание ударных и безударных
окончаний существительных 1 склонения.
Именительный падеж 1 склонения существительных и
его окончания.
Родительный падеж 1 склонения существительных и
его окончания.
Дательный падеж 1 склонения существительных и его
окончания.
Винительный падеж 1 склонения существительных и
его окончания.
Творительный падеж 1 склонения существительных и
его окончания.
Предложный падеж 1 склонения и его окончания.

5
1
1

Контрольный диктант по теме «Падежные
окончания существительных 1 склонения».
Упражнения в правописании существительных 1-го
склонения и работа над ошибками.
Развитие речи. Поздравительная открытка маме.
2-е склонение существительных в ед. числе.
Единообразное написание ударных и
безударных окончаний существительных 2 склонения.
Именительный падеж существительных 2 склонения и
его окончания.
Родительный падеж имен существительных 2
склонения и его окончания.

1

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

1
2
2
1
2
2

1
1
1
1
1
2

Дательный падеж имен существительных 2 склонения
и его окончания.
Винительный падеж имен существительных 2
склонения и его окончания.
Творительный падеж существительных 2 склонения и
его окончания.
Предложный падеж имен существительных 2
склонения и его окончания.
Контрольный и словарный диктанты за III четверть.
Работа над ошибками.
Упражнения в правописании существительных 2-го
склонения.
3-е склонение имен существительных в единственном
числе.
Именительный падеж 3-го склонения.
Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения в родительном, дательном и
предложном падежах.

2

82.

Винительный падеж 3-го склонения.

2

83.

Творительный падеж существительных 3-го
склонения, его окончание -ью.
Упражнения в правописании падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонений.

2

73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.

84.

2
2
2
2
1
2
1
3

3
85.
86.

Развитие речи. Работа с деформированным
текстом (упр. 367).
Контрольный диктант по теме «Склонение имен
существительных».

1
1
Предложение (13 часов)

87.

Предложение. Главные члены предложения.

2

88.
89.
90.

91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.

Второстепенные члены предложения.
Предложения распространенные и
нераспространенные.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие и сказуемые, второстепенные члены
предложения.

2
2

Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.
Знаки препинания при однородных членах.
Контрольный диктант по теме «Предложение».
Повторение пройденного за год (10 часов)
Работа над ошибками диктанта .Состав слова.
Правописание слов с сомнительными гласными исогласными.

3
1
1

Имя существительное. Его грамматическиекатегории.
Развитие речи. Изложение по вопросам (упр.407)
Правописание падежных окончаний имён
существительных.
Контрольный и словарный диктанты за год.Работа
над ошибками.
Однородные члены предложения.

2
1
1

2

1
1

2
2

6 класс (140 часов)
Кол- во
часов
№

Тема

1.

Предложение. Главные и второстепенные члены.

1

2.

Предложения распространенные и нераспространенные

1

3.
4.

Однородные члены предложения
Однородные члены предложения с одиночным союзом "и" и без союза

1
1

5.

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные

1

Слова с разделительным ь.

1

Правописание безударных гласных, звонких и глухих
согласных.

1

6.
7.
8.

Двойные и непроизносимые согласные
Развитие речи. Составление сказки по серии картинок
из упр.31.

1

11.

Однокоренные слова

1

12.

Корень слова.

1

13.

Образование слов с помощью приставок

1

14.

Образование слов с помощью суффиксов

1

15.

Окончание.

1

16.
17.

Закрепление темы "Состав слова"
Правописание проверяемых безударных гласных в корне
слова

1

18.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

1

19.

Непроизносимые согласные в корне слова

1

9.
10.

1

1

Упражнения на тему «Правописание гласных и
согласных в корне слова».

1

21.

Входящий контрольный диктант.

1

22.

Приставка и предлог.

1

23.

Разделительный ъ.

1

24.

Разделительный ъ.

1

25.

Правописание приставок с –о и –а, приставка пере-.

1

26.
27.

Правописание приставок с –о и –а, приставка пере-.
Единообразное написание приставок на согласные вне
зависимости от произношения.
Единообразное написание приставок на согласные вне
зависимости от произношения

1

20.

28.

1
1

29.

Закрепление темы «Состав слова».

1

30.
31.

Развитие речи. Деловое письмо (по упр.151).

1

Части речи. Их дифференциация.

1

Имя существительное, его грамматические признаки:
род, число, падеж.

1

32.
33.
34.
35.

Имена собственные.
Правописание существительных м. и ж. рода с шипящей
на конце.
Словарный и контрольный диктанты за 1 четверть

36. Работа над ошибками.
37.
38.

1
1
1
1

Склонение существительных в ед. числе по падежам.

1

Три склонения имён существительных.

1

39.

Правописание падежных окончаний имён
существительных ед. числа.

1

40. Правописание падежных окончаний имён
1
41. существительных ед. числа.
42.

Упражнения на правописание падежных окончаний сущх ед . числа.

43.
Склонение существительных во множественномчисле.
44. Склонение существительных во множественномчисле.

1

1
1

1
45.
Правописание безударных падежных окончаний сущ. во мн. числе.

1

46. Правописание безударных падежных окончаний сущ. во мн. числе.
1
47. Правописание безударных падежных окончаний сущ. во мн. числе.

1

48. Правописание безударных падежных окончаний сущ. во мн. числе.
1
49.
50.
51.

Правописание Род.падежа существительных ж. и ср.
рода с основой на шипящий.
Правописание Род.падежа существительных ж. и ср.
рода с основой на шипящий.
Развитие речи. Составление рассказа по картине и
данному началу с включением в рассказ имён прилагательных (упр.191).

1

1

1
52.
53.

Существительные, употребляемые только в ед. или мн.
числе.

1

Закрепление темы "Множественное число имён сущ."

1

54.
55.

Контрольный диктант по теме «Имя
существительное»
Работа над ошибками

1

Понятие об имени прилагательном.

1

Значение имени прилагательного в речи.

1

1

56.
57.

Изменение прилагательных по родам.
Упражнения в определении рода прилагательного по
вопросам и окончаниям.
60. Упражнения в определении рода прилагательного по
вопросам и окончаниям.
61. Упражнения в определении рода прилагательного по
вопросам и окончаниям.
58.
59.

62.

Правописание окончаний прилагательных среднего рода
после шипящих.

63.
64.

Развитие речи. Изложение по упр. 219.
Словарный и контрольный диктанты за 2 четверть

65.

Работа над ошибками.

1
1
1
1

1
1
1

1
66.

Изменение прилагательных по числам.

1

67.

Изменение прилагательных по числам.

1

68.

Изменение прилагательных по числам.
1

69.

Различие окончаний среднего рода ед. и мн. числа (-ее и-ие)

1

70.

Различие окончаний среднего рода ед. и мн. числа (-ее и-ие)

1

71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.

Упражнения на определение рода и числа имени
прилагательного.
Упражнения на определение рода и числа имени
прилагательного.
Склонение имён прилагательных мужского и среднего
рода в ед. числе.
Склонение имён прилагательных мужского и среднего
рода в ед. числе.
Согласование прилагательных с сущ. в роде, числе и
падеже.
Именительный и Винительный падежи прилагательных
мужского и среднего рода в ед. числе.
Именительный и Винительный падежи прилагательных
мужского и среднего рода в ед. числе.
Родительный падеж прилагательных мужского и
среднего рода в ед. числе.
Родительный падеж прилагательных мужского и
среднего рода в ед. числе.
Родительный падеж прилагательных мужского и
среднего рода в ед. числе.
Развитие речи. Работа с деформированным текстом
(по упр. 258).
Дательный падеж прилагательных муж.и ср. рода.

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

83. Дательный падеж прилагательных муж.и ср. рода.
1
84. Дательный падеж прилагательных муж.и ср. рода.
85.

Творительный падеж прилагательных муж.и ср. рода.

86.

Творительный падеж прилагательных муж.и ср. рода.

1
1
1

87.

Творительный падеж прилагательных муж.и ср. рода.

88. Предложный падеж прилагательных муж.и ср. рода.

1
1

89. Предложный падеж прилагательных муж.и ср. рода.
90. Предложный падеж прилагательных муж.и ср. рода.
91.
92.
93.
94.
95.

Сравнение Т. и П. падежей прилагат. муж.и ср. рода.
Закрепление темы «Склонение прилагательных
мужского и среднего рода в ед. числе»
Закрепление темы «Склонение прилагательных
мужского и среднего рода в ед. числе»
Контрольный диктант по теме: «Склонение
прилагательных мужского и среднего рода в ед. числе»
Работа над ошибками

1
1
1
1
1
1

1
96.
97.

Склонение прилагательных женского рода в ед. числе.

1

Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи прилагательных женского рода.

1

98.

Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи прилагательных женского рода.

99.

Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи прилагательных женского рода.

1
1

100. Развитие речи. Распространение текста путём
включения в него прилагательных (упр. 309).

1

101. Винительный падеж прилагательных женскогорода.

1

102. Винительный падеж прилагательных женского рода.
1
103. Контрольный и словарный диктанты за 3 четверть.
Работа над ошибками.

1

104. Контрольный и словарный диктанты за 3 четверть.
Работа над ошибками.
105. Упражнения на правописание падежных окончаний
прилагательных в ед. числе.
106. Упражнения на правописание падежных окончаний
прилагательных в ед. числе.
107. Упражнения на правописание падежных окончаний
прилагательных в ед. числе.

1

108. Склонение прилагательных во мн. числе.
109. Родительный и Предложный падежи прилагательных мн.числа.

1

110. Дательный и Творительный падежи прилагательных мн.числа.

1

111. Дательный и Творительный падежи прилагательных мн.числа.

1

112. Упражнения на правописание падежных окончаний
прилагательных в ед. и мн. числе.
113. Упражнения на правописание падежных окончаний
прилагательных в ед. и мн. числе.
114. Развитие речи. Изложение рассказа по коллективно
составленному плану ( упр.378).
115. Контрольный диктант по теме: «Правописание
падежных окончаний прилагательных в ед. и мн. числе.»
116. Простое предложение. Простые предложения с
однородными членами.
117. Главные и второстепенные члены предложения вкачестве однородных.

1
1
1

1

1
1
1

1
1
1

118. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных.

1

119. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.

1

120. Перечисление с союзами а, но.

1

121. Знаки препинания при однородных членах.

1

122. Знаки препинания при однородных членах.
123. Развитие речи. Составление рассказа по опорным
словам и данному плану (на основе упр.400).

1

124. Сложное предложение.

1

125. Сложное предложение.
126. Союзы и, а. но между частями сложного предложения.
Знаки препинания перед союзами.
127. Союзы и, а. но между частями сложного предложения.
Знаки препинания перед союзами.
128.
Обращение. Знаки препинания при обращении.

1

129. Практическое употребление обращения.

1

130. Закрепление темы «Простое предложение».

1

131. Повторение. Правила правописания слов.

1

132. Повторение о прилагательном.
133. Контрольный и словарный диктанты за год.Работа над
ошибками.
134. Работа над ошибками.

1

135. Резерв

1

136.

1

137.

1

138.

1

139.

1

140.

1

1
1
1

1
1

7 класс (136 часов)
№

Тема
Повторение (7 часов)

кол-во
часов

1.

Простое и сложное предложения.

1

2.

Простые предложения с однородными членами.

1

3. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но.
4.

сантиметр,
километр

2

Сложные предложения с союзами и, а. но.

словарь

2

Упражнения на определение простых и сложных предложений.
5.

1
Состав слова (17 часов)

6.

Корень.

1

делегат

7.

Приставка.

1

документ

8.
9.
10.
11.

Суффикс.
Окончание.
Упражнения на определение частей слова.
Входящий контрольный диктант.

1
1
1
1

12.

Единообразное написание гласных в корнях слов.

1

13.

Единообразное написание согласных в корнях слов.

2

14.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

1

15.
16.

Единообразное написание гласных и согласных в приставках.
ъ после приставок.

насекомое

1
1

государст
во

17.

Различие приставки и предлога.

1

население

18.

Закрепление темы «Состав слова».

1

лекарство
, рецепт

19.

Сложные слова. Простейшие случаи написания
сложных слов с соединительными гласными о и е.

2

беречь,
стеречь

20.

Развитие речи. Сочинение по картине (упр. 87)

1
Имя существительное (15 часов)

21.

Основные грамматические категории имени
существительного – род, число, падеж, склонение.

4

независимость,
универмаг,
продавец

22.

Правописание существительных с шипящей на конце.

1

гастроном

3

стадион
бассейн

1

тротуар

1

тренер
тренироват
ь

Правописание падежных окончаний имён существительных в ед. числе.
23.
Развитие речи. Краткое изложение по рассказу с оценкой описываемых событий (упр. 134).
24.
Упражнения на правописание существительных в ед. числе.
25.

26.

Контрольный и словарный диктанты за 1 четверть.
Работа над ошибками.

2

Правописание падежных окончаний существительных во мн. числе.
27.
28.

Закрепление темы «Имя существительное».

29.

Значение имени прилагательного в речи.

2

слесарь,
токарь

1

аппарат

1

монтаж

1

масштаб

2

электри
чество

1

почерк

2

процент

1

платформа

1

республика

1

милиция

1

спектакль

1

антракт

1

гардероб

Имя прилагательное (13 часов)

Согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.
30.

31.

Склонение прилагательного муж.и ср. рода.
Правописание безударных окончаний прилагательных муж.и ср. рода.

32.
33.

Склонение прилагательных жен.рода.
Правописание безударных окончаний прилагательных жен.рода.

34.
Развитие речи. Деловое письмо. Заявление и расписка.
35.
36.

Склонение прилагательных во мн. числе.
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных во мн. числе.

37.
38.

Закрепление темы «Имя прилагательное».
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

39.
Местоимение (18 часов)

40.

Понятие о местоимении.

1

41.

Значение местоимений в речи.

1

42.

Личныеместоимения

1

43.

Развитие речи. Объяснительная записка (упр. 89 )

1

44.

Склонение местоимений ед. и мн. числа 1 лица.

2

45.

Правописание местоимений с предлогами.

1

46.

Склонение местоимений ед. и мн. числа 2 лица.

2

1, 2, 3лица.

мороженое

паспорт

Контрольный и словарный диктанты за 2 четверть. Работа над ошибками.
47.

2

48.

Склонение местоимений 3 лица.

2

кабинет

49.

Правописание местоимений 3 лица с предлогами.

1

бригада

2

температура

Упражнения на определение роли местоимений в тексте.
50.
51.

Развитие речи. Письмо другу.

1

52.

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

1
Глагол (34 часа)

53.

Понятие о глаголе.

2

54.

Изменение глаголов по временам.

1

55.

Настоящее время глагола.

1

патриот

56.

Прошедшее время глагола.

1

57.

Будущее время глагола.

1

58.

Закрепление. Три времени глагола.

1

59.

Изменение глаголов по числам .

2

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

литература

61.

Окончание "и" в глаголах прош. времени мн. числа.

1

экзамен
велосипе
д
хирург

62.

Неопределённая частица НЕ с глаголами.

2

мастер

63.

Изменение глаголов по лицам.

1

64.

1 лицо глаголов.

2

65.

2 лицо глаголов.

2

66.

3 лицо глаголов.

2

67.

Правописание глаголов, оканчивающихся на -сяи сь.

2

60.

2

матери
к
планет
а

Правописание личных окончаний глаголов 2-го лица –шь. -шься.
68.

3
Правописание окончаний глаголов 3 лица, сравнение с сущ. на -ца.

69.

3
Упражнения на правописание личных окончаний глаголов.

70.

1

почтальон

Развитиеречи.

Работа с деформированным текстом – написание автобиографии (упр.309).

71.
72.

1
Закрепление темы " Глагол".

1

Контрольный и словарный диктанты за 3 четверть. Работа над ошибками.
73.

2

Предложение (18 часов)
74.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

75.

Простое предложение. Предложения
распространённые и нераспространённые

1

76.

Простое предложение с однородными членами.

2

77.

Однородные члены предложения с союзами.

1

Повторяющийся союз и при однородных членах предложения.
78.

1

79.

Расстановка запятых при повторяющемся союзе и.

1

80.

Закрепление темы «Простое предложение»

1

Проверочный диктант по теме «Простое предложение».
81.
82.

1
Сложное предложение.

1

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
83.

2

чемодан

84.

Обращение.

1

85.

Знаки препинания при обращении.

2

86.

Закрепление темы «Сложное предложение».

1

Развитие речи. Деловое письмо. Объявление, доверенность.
87.
88.

1
Контрольный диктант по теме «Предложение»

1
Повторение (14 часов)

89.

Состав слова.

1

90.

Правописание гласных и согласных в корне слова.

2

91.

Части речи.

1

Правописание падежных окончаний существительных
92.

1
Правописание падежных окончаний прилагательных.

93.
94.

1
Склонение личных местоимений.

1

Развитие речи. Сочинение творческого характера.
«Кем хочу быть и почему» или «Чему научила меня школа».
95.

1

96.

Правописание глаголов.

1

97.

Простое предложение.

1

центнер
бутербр
од
програм
ма

Сложное предложение.

98.

1

Контрольный и словарный диктанты за год.Работа над ошибками.
99.

3
8 класс (136 часов)
Тема

Колво
часов

№

Словарь

Повторение (5ч.)
1.
2.

Простое и сложное предложения.
Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях

1
1

отечество

3

Сложное предложение с союзами и, а, но и без
союзов
Простое предложение с однородными членами

1

гражданин

1

конституц
ия

Развитие речи. Деловое письмо. Заметка в
стенгазету.

1

4.
5.

Состав слова (15 ч.)
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Однокоренные слова. Разбор по составу.
Подбор однокоренных слов, относящихся к
разным частям речи.
Единообразное написание звонких и глухих
согласных в корнях слов.
Единообразное написание ударных и
безударных гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и
суффиксов.
Входящий контрольный диктант

1
1
2
2
1
1

демонстра
ция
демократи
я

1

14.
15.

Правописание приставок со и а, приставка
пере-.
Единообразное написание приставок на
согласные вне зависимости от произношения.
Различие приставки и предлога.
Сложные слова с соединительной гласной.

16.

Сложные слова без соединительной гласной.

1

17.
18.

Закрепление темы «Состав слова».
Развитие речи. Автобиография.

1
1

12.
13.

1
1
1

электрост
анция
типографи
я
радиоприё
мник
телеграф
аэродром

Имя существительное (12ч.)
1

20.

Основные грамматические категории имени
существительного.
Имена собственные и нарицательные.

21.

Склонение имён существительных в ед. числе.

1

22.

Правописание падежных окончаний
существительных в ед. числе

3

2

23.

Правописание падежных окончаний
существительных мн. числа.

24.

Несклоняемые существительные.

2

19.

1

образован
ие
квалифика
ция
националь
ность
территори
я
элеватор
экскават
ор
эскалат
ор
фойе,
кафе
пианин
о

25.
26.

Контрольныйдиктантза
Iчетверть.
Словарный диктант за 1 четверть и работа
над ошибками.

1
1
Имя прилагательное (13 ч.)

27.
28.
29.

Имя прилагательное. Основные
грамматические категории.
Согласование прилагательных с
существительными в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний

1
2
2

прилагательных в ед. числе.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Правописание падежных окончаний
прилагательных в мн. числе.
Правописание прилагательных на –ий, -ья, -ье,ьи.
Склонение прилагательных на –ий, -ья, -ье, -ьи.

2

Закрепление темы «Имя прилагательное».
Развитие речи. Сочинение по личным
наблюдениям «Моя мама».
Контрольный диктант.

1
1

1
2

галантере
я
кулинария
экспедици
я
контине
нт

абонеме
нт
искусст
во
фестива
ль

1
Личные местоимения (12 ч.)

36.
37.
38.
39.
40.
41.

Личные местоимения. Основные
грамматические категории
Число и лицо местоимений.
Род личных местоимений 3-го лица.
Склонение местоимений 1 лица ед. и мн. числа.

1

Склонение местоимений 2 и 3 лица ед. и мн. ч.
Склонение личных местоимений 1, 2, 3 лица
ед. и мн. числа.

1
1

1
1
1

регистрат
ура
пациен
т

42.
43.
44.
45.
46.
47.

Правописание личных местоимений ед. и мн.
числа.
Раздельное написание предлогов с
местоимениями.
Закрепление темы «Местоимение».

1

Контрольный диктант за II четверть
Развитие речи. Деловое письмо. Заявление.
Словарный диктант за II четверть. Работа
над ошибками.

1
1
1

1
1

бюллете
нь

Глагол (42 ч.)
48.
49.
50.

Глагол. Основные грамматические категории.
Значение глагола.
Неопределённая форма глагола на –ть, -чь, -ти.

1
2
2

51.

Изменение глаголов по временам.

3

52.

Изменение глаголов в прошедшем времени по
родам и числам.
Не с глаголами.

2

Изменение глаголов по лицам и числам.
Правописание глаголов 2-го лица ед. числа.
Правописание глаголов 3-го лица ед. и мн.
числа с –тсяи –ться.
Закрепление темы «Лицо и число глаголов».

1
2
3

Развитие речи. Изложение по рассказу с
оценкой описываемых событий (упр. 230).
Контрольный диктант (по теме «Глагол»).

1

53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

1

1

1

рентген
операци
я
секрет
арь
швея
санато
рий

параш
ют

60.
61.

62.
63.
64.
65.

66.
67.
68.

69.
70.
71.
72.
73.
74.

Изменение глаголов в настоящем и будущем
времени по лицам и числам (спряжение).
Глаголы с ударными и безударными личными окончаниями. Способы проверки по
неопределённой форме глагола.

3

Правописание личных окончаний глаголовII
спряжения.
Правописание личных окончаний глаголов I
спряжения.
Различение окончаний глаголов I и II
спряжения.
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений;окончаний
существительных и прилагательных.

2

Проверочная работа (определение спряжений
у глаголов)
Упражнения на постановку пропущенных букв
В личные окончания глаголов.
Развитие речи. Сочинение по картине с
дополнением предшествующих и последующих событий (упр.286)

1

Контрольный диктант за III четверть
Работа над ошибками.
Словарный диктант за III четверть.
Предложение (27ч.)
Простое предложение распространённое и
нераспространённое
Главные и второстепенные члены
предложения.
Простое предложение с однородными членами.

1
1
1

2

промы
шл
еннос
ть

2
5

колово
рот

2

1
1

1
2
1

капита
лизм

75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.

84.
85.

86.
87.
88.

Знаки препинания при однородных членах.
Главные и второстепенные члены предложений
в качестве однородных.
Распространённые и нераспространённые
однородные члены предложения.
Обращение.
Знаки препинания при обращении.

2
1

Виды предложений по интонации. Знаки
препинания в конце предложений.
Сложное предложение.
Сложные предложения с союзами «и», «а»,
«но» и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных
предложений, соединёнными союзами и, а, но.

1

Закрепление темы «Предложения простые и
сложные».
Сложные предложения со словами «который»,
«когда», «где», «что», «чтобы», «потому что».

1

Развитие речи. Изложение по рассказу
«Вечный свет подвига» (упр. 356)
Закрепление темы «Сложные предложения с
союзными словами».
Контрольный диктант посложным
предложениям с союзнымисловами.

1

2
2
2

Правила правописания в приставках, корнях
слов.

квитан
ция
бандер
оль

1
2
1

5

1
1
Повторение (10ч.)

89.

гарнит
ур

1

клиент
почтам
т

90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.

Правописание безударных окончаний во всех
частях речи.
Главные и второстепенные члены предложения
Знаки препинания при однородных членах,
обращении и в сложных предложениях.
Развитие речи. Продолжение рассказа по
данному началу (упр. 384)
Контрольный диктант за год.
Работа над ошибками.
Словарный диктант за год.

2
1
2
1
1
1
1
9 класс (136 часов)

№

Тема

кол-во
часов

словарь

Повторение (6 часов)
1.

Простое предложение.

1

2.

Простое предложение с однородными членами.

1

авиация

3.

Обращение.

1

автономия

2

авторитет

1

агитация

1

агент

Сложное предложение с союзами и союзными словами.
4.
5.

Закрепление темы « Предложение»
Звуки и буквы (8 часов)

6.

Звуки гласные и согласные.

7.

Разделительные ъ и ь знаки.

1

агрегат

8.

Гласные ударные и безударные.

1

архив

9.

Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие

1

адвокат

10.

1

агрессор
агрессия

11. Буквы е, ё, ю, я в начале слова.

1

аэрофлот

12. Развитие речи. Деловое письмо. Заявление.

1

13. Входящий контрольный диктант.

1

Количество звуков и букв в слове. Обозначение мягкости согласных ь, звонкости и глухости
согласных на письме.

Состав слова (11 часов)
14. Разбор слова по составу.

1

былина

2

благодарность

2

администратор

1

бухгалтер
бухгалтерия

18.

2

совершеннолетний

19. Развитие речи. Деловое письмо. Расписка.

1

Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях
15. слов..
Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
16.
Правописание приставок, меняющих конечную
согласную, в зависимости от произношения (с з-с на конце).
17.
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных и без соединительных
гласных.

избиратель

20. Сложносокращённые слова.
21. Закрепление темы «Состав слова»

1

общежитие

1

правонарушение

Имя существительное (11 часов)
22. Роль существительного в речи.

1

воззвание

Основные грамматические категории имени существительного.
23.

восстание

4

излишество

24.

2

бетон
библиография

25. Несклоняемые имена существительные.

1

вентиляция

26. Закрепление темы «Имя существительное»

1

Контрольный и словарный диктанты за I четверть.
27. Работа над ошибками.

2

Правописание падежных окончаний имён существительных.

биография

Имя прилагательное (9 часов)
28. Роль прилагательного в речи.

1

29. Согласование прилагательного с существительным.

2

благодаря
(чему?)
буржуазия

30. Правописание падежных окончаний прилагательных.

изящный

2

31. Правописание прилагательных на -ий, -ья, -ье. -ьи.

1

32. Закрепление темы «Имя прилагательное»

1

33. Контрольчный диктант.

1

34. Развитие речи. Изложение « Основание Москвы»

1

иногородний
инфекция

Личные местоимения (9 часов)
35. Роль личных местоимений в речи.

2

гарнизон

36. Лицо и число местоимений.

1

диагноз

37. Склонение личных местоимений.

1

досуг

38. Правописание личных местоимений с предлогами.

1

дубликат

39. Правописание личных местоимений 3 лица.

2

единомышленник

40. Закрепление темы «Личные местоимения»

1

ежемесячный

Развитие речи. Сочинение творческого характера. Письмо родным или другу.
41.

1
Глагол (29 часов)

42. Роль глаголов в речи.

2

43. Грамматические признаки глагола.

2

заведующий
истязать

44. Неопределённая форма глагола.

1

исцелять

Частица НЕ с глаголами.

1

забастовка

46. Спряжение глаголов.

2

жюри

Контрольный и словарный диктанты за II четверть.
47. Работа над ошибками.

2

45.

Правописание личных окончаний глаголов IиIIспряжения.
48.

2

коллега
катастрофа

49. Правописание глаголов с -тсяи -ться.

2

каторга

50. Определение спряжения глаголов по окончанию.

5

коллективизация,
колония

51. Развитие речи. Изложение по вопросам (упр. 195).

1

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
52.

1

извержение

53. Повелительная форма глаголов.

1

комиссия

Правописание глаголов повелительной формы ед. и множ. числа..
54.

3

55. Закрепление темы "Глагол".

2

56. Развитие речи. Деловое письмо. Анкета.

1

57. Контрольный диктант.

1
Наречие (11 часов)

компенсация
кооператив

3

заимообразн
о ландшафт

59.

3

за счёт
легенда

60. Правописание наречий со и а на конце.

2

ликование
ликвидация

61. Закрепление темы«Наречие».

2

иждивенец

62. Проверочный диктант с комментированием.

1

58. Понятие о наречии.
Наречия, обозначающие время, место и способ действия.

Имя числительное (10 часов).
малодушный

63. Понятие об имени числительном.

1

64. Числительные порядковые и количественные.

2

митинг

65. Правописание числительных от 5 до 20 и 30.

1

монархия

66.

1

обучение

67. Правописание числительных 90, 200, 300,400.

1

объединённый

68. Закрепление темы «Имя числительное».

1

обязанность

Правописание числительных от 50 до 80 и от 500 до 900.

Развитие речи. Деловое письмо. Телеграмма и доверенность.
69.

1

Контрольный и словарный диктанты за III четверть.
70. Работа над ошибками.

2

Части речи (6 часов)
Дифференциация сущ., глаг., прил., числ., нар., предлогов. Употребление в речи.
71.

6

окрестность

1

парламент

Предложение (19 часов)
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
72.
Распространённые и нераспространённые предложения.
73.

1

отчизна

74. Однородные члены предложения.

3

свидетельст
во

75. Обращение.

2

сознательность

76. Сложное предложение.

1

77. Предложения с союзами и, а и без союзов.

1

окружение

78. Союзные слова в сложных предложениях.

2

организация

79. Составление простых и сложных предложений.

1

издательство

80. Контрольный диктант на тему «Предложение»

1

81. Развитие речи. Изложение с заданием (по упр. 329)

1

82. Прямая речь (после слов автора).

1

равенство
правительст
во

профессия

Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
3

обычай

1

прогрессивный

85. Безударные гласные в разных частях слова.

2

оригинальный

86. Грамматические признаки сущ., прил., глагола.

1

83.
84. Закрепление темы «Прямая речь»
Повторение изученного за год (7 часов)

Развитие речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений.
87.

1

88. Контрольный и словарный диктанты за год.

2

89

Работа над ошибками диктантов.

1

3. Формы и средстваконтроля.
5 класс.
I четверть: 2 контрольных работы, 2 работы по развитию речи. II четверть: 2 контрольных работы, 2 работы по развитию
речи. IIIчетверть: 3 контрольных работы, 3 работы по развитию речи. IV четверть: 2 контрольных работы, 2 работы по
развитию речи.
6 класс.
I четверть: 2 контрольных работы, 2 работы по развитию речи. II четверть: 2 контрольных работы , 2 работы по развитию
речи. IIIчетверть: 2 контрольных работы, 2 работы по развитию речи. IV четверть: 2 контрольных работы, 2 работы по
развитию речи.
7 класс.
I четверть: 2 контрольных работ, 2 работы по развитию речи. II четверть: 2 контрольных работ , 2 работы по развитию
речи. IIIчетверть: 2 контрольных работ, 2 работы по развитию речи. IV четверть: 2 контрольных работ, 2 работы по
развитию речи.
8 класс.
I четверть: 2 контрольных работы, 2 работы по развитию речи. II четверть: 2 контрольных работы , 2 работы по развитию
речи. IIIчетверть: 2 контрольных работы, 2 работы по развитию речи. IV четверть: 2 контрольных работы, 2 работы по

развитию речи.

9 класс.
I четверть: 2 контрольных работы, 2 работы по развитию речи. II четверть: 2 контрольных работы , 2 работы по развитию
речи. IIIчетверть: 2 контрольных работы, 3 работы по развитию речи. IV четверть: 2 контрольных работы, 2 работы по
развитию речи.
Критерии оценки
Оценка знаний проводится в форме устного опроса, письменных и практическихработ.
При проведении контрольного урока осуществляется дифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора
различных по сложности и объему контрольных заданий, в зависимости от индивидуальных особенностей детей (уровня подготовки
каждогообучающегося).
Текущая проверка проводится учителем в рамках календарно-тематического планирования.
Оценка знаний по письму и развитию речи проводится по следующим видам работ:

- проверочнаяработа;
- тесты;
- контрольнаяработа;
- диктант идр.;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».