Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность" 5-9 кл.
Программа
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов освоения программы основного общего образования с
учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за
его пределами.
Важность
реализации программы обусловлена особенностью проектно-исследовательской деятельности,
которая лежит в основе развития современного мира, является залогом общественного
прогресса и важным условием индивидуального развития человека. Жизнь
современного общества устроена таким образом, что любые более или менее
серьезные изменения связаны с успешной реализацией разнообразных проектов и
исследований — в науке, творчестве, бизнесе, в быту. Поэтому, чтобы школа по настоящему
стала «учительницей жизни», важно учить школьника основам проектно-исследовательской
деятельности.
Программа
нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления
собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении
необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом.
Этот опыт будет необходим ему в старшей школе, вузе и — в перспективе — во
взрослой самостоятельной жизни. Программа поможет школьнику более глубоко
изучить интересующую его область гуманитарных наук, а также приобрести важные
социальные навыки, необходимые для продуктивной социализации и гармоничного
вхождения в современный мир:
-навык
самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или практических
задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы, которые необходимо решить,
умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение
планировать собственную работу и
самостоятельно контролировать продвижение к желаемому результату;
-навык
генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для распространения
форму, востребованный в настоящее время людьми многих творческих профессий;
-навык
уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в работах других
людей, других авторов — владельцев интеллектуальной собственности;
-навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания
собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения
других в своей правоте, продвижения своих идей;
-навык работы
со специализированными компьютерными программами, техническими
приспособлениями, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может
быть связана проектно-исследовательская деятельность школьника.
Данная
рабочая программа рассчитана на учащихся 5-9 классов и предусматривает
приобретение ими основных знаний о создании рефератов, подготовке проектов и
работе над исследованиями. Время, отведенное на обучение, составляет 34 часа в
год, причем практические занятия составляют большую часть программы.
Программа курса рассчитана на 34 ч, в рамках которых предусмотрены такие
формы занятий, как
беседа, обсуждение, дискуссия,
мозговой штурм, решение кейсов, упражнение на отработку организаторских
навыков, коммуникативные и деловые игры, самостоятельная работа школьников,
индивидуальные консультации педагога, конкурс, итоговая научно-практическая
конференция. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание индивидуальной и
групповой работы школьников, предоставляют им возможность проявить и развить
самостоятельность.