Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни" 5-9 кл.
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему
себя в современном социуме.
Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы
и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые
знания, умения и навыки для решения
важных задач в изменяющихся условиях,
а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать
факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и
оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации
неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов .
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное
предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности,
ее готовности и способности «использовать все постоянно
приобретаемые в течение
жизни знания, умения и навыки
для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности,
осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится
по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого
направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного
материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых
позволяет обеспечить обобщение
знаний и опыта, приобретенных на раз- личных предметах, для решения жизненных
задач, формирование стратегий
работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие
критического и креативного мышления .
Программа реализуется в работе с обучающимися 5—9 классов.
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением
занятий 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся,
сочетание индивидуальной и групповой работы,
проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию
социальных практик.