Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи, литература» 5-9 класс для обучающихся с с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная адаптированная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
-Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г.;
-Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

-Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2012;
Цели и задачи обучения чтению и развитию речи.
Рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники
чтения и понимание содержания художественных произведений.
ЦЕЛЬ: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
ЗАДАЧИ:
•
Расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
•
Совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
•
Развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
•
Развитие положительных качеств и свойств личности.
•
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание
позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
2. Общая характеристика учебного предмета
Обоснованием выбора примерной программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям
федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами

учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся с ограниченными возможностями средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения чтения, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий,
используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на
основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными
навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания.
Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Школьники с ограниченными возможностями трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь,
представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В
исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые
автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое
внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно
передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных
героев, давать им характеристику, адекватно оценить их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и
отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
В рабочей программе по чтению для школьников с ОВЗ практическая направленность обучения, особое внимание обращается на развитие
речи как средства общения, чётко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала по каждому
предмету. Последнее направление очень важно для обеспечения более осознанного восприятия учащимися единства и общности многих явлений и
понятий.
Учитывая сложный состав учеников, рабочей программы по русскому языку и чтению указывают на разноуровневые требования к
овладению знаниями: 1-ый – базовый уровень, 2-й – минимально необходимый. Это даёт возможность учителю практически осуществлять
дифференцированный подход к обучению ребёнка с иным интеллектуальным развитием.
В отдельных случаях, когда учащиеся не усваивают минимально необходимый уровень знаний, учитель вправе определить индивидуальную
программу обучения (3 уровень).
Отличительных особенностей рабочей программы и программы В.В.Воронковой нет. Количество часов сохраняется, программное
содержание расширяется за счёт введения НРК.
Включение НРК в учебный план позволяет решать педагогам следующие задачи:
1. Знакомить с творчеством коми писателей и поэтов;
2. Воспитывать интерес к природе родного края, традициям, культуре и быту коми народа;
3.Понимать значимость творчества коми писателей, поэтов в жизни коренного народа.
Ввиду ограниченности возможности выбора программ и учебников для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида используется программа под редакцией В.В.Воронковой, а учебники разных авторов.
3. Место предмета в учебном плане
Предмет «Чтение и развитие речи» входит в образовательную область «Язык и речевая практика».

Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин.).
5 класс-4 часа в неделю;
6 класс-4 часа в неделю;
7 класс-3 часа в неделю;
8 класс- 3 часа в неделю;
9 класс-3 часа в неделю;
Чтение и развитие речи, литература 5-9 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575832 Директор/Заведующий Чуприянова Лариса Викторовна Дата подписания документа 25.06.2021 11:15:37 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».