Основы религиозных культур и светской этики
Рабочая программа
учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (ФГОС НОО) на основе авторской программы Кураева
А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных
культур и светской этики», 2012 года.
Программа адресована
обучающимся четвёртых классов общеобразовательных школ.
В соответствии с
Федеральным базисным учебным образовательным планом на изучение курса «ОРКСЭ
(основы православной культуры)» в 4 классе начальной школы отводится 1 час в
неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа – 34
учебных недели.
Цели курса:
·
развитие представлений о
значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному
самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
·
знакомство с основными
нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных
представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности; осознание ценности человеческой
жизни;
·
воспитание
нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать
согласно своей совести.
Задачи учебного курса:
·
знакомство учащихся с
основами православной культуры и светской этики;
·
развитие представлений
младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества;
·
обобщение знаний,
понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в
начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих
основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при
изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Учебный курс является
культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11
лет представлений о
нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских
традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса —
«культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и
«нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих
основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван
актуализировать в содержании общего образования вопрос
совершенствования
личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и
общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении
образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе
формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип,
заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство,
поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,
религиозную сложность
нашей страны и современного мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел I. Введение в
православную духовную традицию (17 ч).
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что
такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чём
говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в
Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, её происхождение и значение. Молитвенная
культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия.
Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь.
Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос
не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ
Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как
исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и
воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы.
Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений.
Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел II. Православие в
России (17 ч.)
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как
плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются
святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских
добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему
христиане верят в бессмертие.
Таинство причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что
такое причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую
ответственность несёт человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает
обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О
святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд
напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.