МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Вихляевская ООШ"
АДАПТИРОВАННАЯРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
4 класс
д.Вихляева2024
1. Пояснительнаязаписка
Обучениемузыкепредназначенодляформированияуобучающихсясумственно
йотсталостью(интеллектуальныминарушениями)элементарныхзнаний,уменийи
навыковвобластимузыкальногоискусства,развитияихмузыкальных
способностей,мотивациикмузыкальнойдеятельности.
Цель:приобщениекмузыкальнойкультуреобучающихсясумственнойотсталос
тью(интеллектуальныминарушениями)каккнеотъемлемойчастидуховнойкульту
ры.
Задачиучебногопредмета"Музыка":
накоплениепервоначальныхвпечатленийотмузыкальногоискусстваиполучен
иедоступногоопыта(овладениеэлементарнымимузыкальнымизнаниями,слушате
льскимиидоступнымиисполнительскимиумениями);
приобщениеккультурнойсреде,дающейобучающемусявпечатленияотмузыка
льного
искусства,
формирование
стремления
и
привычки
к
слушаниюмузыки,посещениюконцертов,самостоятельноймузыкальнойдеятельн
ости;
развитиеспособностиполучатьудовольствиеотмузыкальныхпроизведений,вы
делениесобственныхпредпочтенийввосприятиимузыки,приобретениеопытасамо
стоятельной музыкальнойдеятельности;
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование
ворганизацииобыденнойжизнии праздника;
развитиевосприятия,втомчислевосприятиямузыки,мыслительныхпроцессов,
певческого голоса, творческих способностейобучающихся.
Музыкальнообразовательныйпроцессоснованнапринципеиндивидуализацииидифференциац
иипроцессамузыкальноговоспитания,взаимосвязиобученияивоспитания,оптими
стическойперспективы,комплексности
обучения,
систематичности и последовательности,наглядности.
2. СодержаниеучебногопредметаМузыка
доступности,
2.1. Всодержаниепрограммывходитовладениеобучающимисясумственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
в
доступной
длянихформеиобъемеследующимивидамимузыкальнойдеятельности:восприяти
е
музыки,
хоровое
пение,
элементы
музыкальной
грамоты,
игра
намузыкальныхинструментахдетскогооркестра.Содержаниепрограммногоматер
иалауроковсостоитизэлементарноготеоретическогоматериала,доступных видов
музыкальной
деятельности,
музыкальных
произведений
дляслушанияи
исполнения, вокальных упражнений:
2.2. Восприятиемузыки:
Репертуардляслушания:произведенияотечественноймузыкальнойкультуры;м
узыканароднаяикомпозиторская;детская,классическая,современная.
Примернаятематикапроизведений:оприроде,труде,профессиях,общественны
хявлениях,детстве,школьной жизни.
Жанровое
разнообразие: праздничная,
маршевая,
колыбельная
песни.Слушаниемузыки:
а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать
нахудожественныеобразы,воплощенныевмузыкальныхпроизведениях;развитиеэ
лементарныхпредставленийомногообразиивнутреннегосодержанияпрослушива
емыхпроизведений;
б)развитиеэмоциональнойотзывчивостииэмоциональногореагированиянапро
изведенияразличныхмузыкальныхжанровиразныхпосвоемухарактеру;
в)развитиеуменияпередаватьсловамивнутреннеесодержаниемузыкальногопр
оизведения;
г)развитиеуменияопределятьразнообразныепоформеихарактерумузыкальны
е произведения (марш, танец, песня, веселая, грустная, спокойнаямелодия);
д)развитиеумениясамостоятельноузнаватьиназыватьпесниповступлению;
развитие
умения
различать
мелодию
и
сопровождение
в
песне
и
винструментальномпроизведении;
е)развитиеуменияразличатьчастипесни(запев,припев,проигрыш,окончание);
ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений
оразличных музыкальных коллективах(ансамбль,оркестр);
з)
знакомство
с
музыкальными
инструментами
и
их
звучанием
(фортепиано,барабан,скрипка).
2.3. Хоровоепение:
Песенный
репертуар:
произведения
отечественной
музыкальной
культуры;музыканароднаяикомпозиторская;детская,классическая,современная.
Используемыйпесенныйматериалдолженбытьдоступнымпосмыслу,отражать
знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмическийрисунок
мелодии,
короткие
музыкальные
фразы,
соответствовать
требованияморганизациищадящегорежима поотношениюкдетскомуголосу.
Примернаятематикапроизведений:оприроде,труде,профессиях,общественны
хявлениях,детстве,школьной жизни.
Жанровое
разнообразие: игровые
песни,
песни-прибаутки,
трудовые
песни,колыбельныепесни.
Навыкпения:
обучение
певческой
установке:
непринужденное,
но
подтянутое
положениекорпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное
положениеголовы,устойчиваяопоранаобе ноги,свободные руки;
работа
над
певческим
дыханием:
развитие
умения
бесшумного
глубокого,одновременноговдоха,соответствующегохарактеруитемпупесни;фор
мированиеумениябратьдыханиепередначаломмузыкальнойфразы;отработканав
ыковэкономноговыдоха,удерживаниядыханиянаболеедлинныхфразах;развитиеу
мениябыстрой,спокойнойсменыдыханияприисполнениипесен,неимеющихпаузм
еждуфразами;развитиеумения
распределятьдыханиеприисполнениинапевныхпесенсразличнымидинамически
миоттенками(приусилениииослаблениидыхания);
пениекороткихпопевокнаодномдыхании;
формированиеустойчивогонавыкаестественного,ненапряженногозвучания;р
азвитиеуменияправильноформироватьгласныеиотчетливопроизноситьсогласны
езвуки,интонационновыделятьгласныезвукивзависимости от смысла текста
песни; развитие умения правильно формироватьгласные при пении двух звуков
на один слог; развитие умения отчетливогопроизнесениятекста втемпе
исполняемогопроизведения;
развитиеумениямягкого,напевного,легкогопения(работанадкантиленой
-способностьюпевческогоголосакнапевномуисполнениюмелодии);
активизация
внимания
к
единой
правильной
интонации;
развитие
точногоинтонированиямотивавыученныхпесенвсоставегруппыииндивидуально;
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения
безсопровождения педагогического работника и инструмента ("а капелла");
работанадчистотойинтонированияивыравниваниезвучаниянавсемдиапазоне;
развитиеслуховоговниманияичувстваритмавходеспециальныхритмическиху
пражнений;развитиеумениявоспроизводитькуплетхорошознакомойпеснипутем
беззвучнойартикуляциивсопровожденииинструмента;
дифференцирование
звуков
по
высоте
инаправлению
движения
мелодии(звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение
мелодии,на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии
(сверхувнизилиснизувверх);развитиеуменияопределятьсильную долюнаслух;
развитиепониманиясодержанияпеснинаосновехарактераеемелодии(веселого,
грустного,спокойного)итекста;выразительноэмоциональноеисполнениевыученныхпесенспростейшимиэлементамидинамиче
скихоттенков;
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало
иокончаниепения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе
спедагогическимработникомибезнего,прислушиватьсякпениюдругихобучающи
хся;развитиепениявунисон;развитиеустойчивостиунисона;обучениепениювыуч
енныхпесенритмично,выразительноссохранениемстрояи ансамбля;
развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства
(темп,динамическиеоттенки)дляработынадвыразительностьюисполненияпесен;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в
пределахmezzopiano (умеренно тихо)и mezzoforte(умеренно громко);
укреплениеипостепенноерасширениепевческогодиапазонами1-ля1,ре1
-си1,до1-до2;
получениеэстетическогонаслажденияотсобственногопения.
2.4. В
содержание
программного
материала
уроков
по
изучению
элементовмузыкальнойграмоты входит:
ознакомлениесвысотойзвука(высокие,средние,низкие);
ознакомлениесдинамическимиособенностямимузыки(громкая-forte,тихаяpiano);
развитиеуменияразличатьзвукподлительности(долгие,короткие):
элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный
ключ,добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме
домажор).
2.5. Игранамузыкальныхинструментахдетскогооркестра:
Репертуардляисполнения:фольклорныепроизведения,произведениякомпозит
оров-классикови современныхавторов.
Жанровое
разнообразие:
марш,
полька,
вальс.Содержание:
обучениеигренаударношумовыхинструментах(маракасы,бубен,треугольник; металлофон;ложки);
обучение
игре
на
балалайке
или
других
инструментах;обучениеигрена фортепиано.
доступных
народных
3. ПланируемыепредметныерезультатыизученияучебногопредметаМуз
ыка:
3.1. Минимальныйуровень:
определениехарактераисодержаниязнакомыхмузыкальныхпроизведений,преду
смотренных Программой;
представленияонекоторыхмузыкальныхинструментахиихзвучании(труба,баян,
гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с
помощьюпедагогического работника);
выразительное,
слаженное
и
достаточно
эмоциональное
исполнениевыученныхпесен
спростейшимиэлементамидинамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и
отчетливоепроизнесениесогласныхзвуковвконцеи
всерединеслов;
правильнаяпередачамелодиивдиапазонере1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания
песни;различениепесни,танца,марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на
металлофоне,голосом);
определениеразнообразныхпосодержаниюихарактерумузыкальныхпроизведен
ий(веселые,грустныеиспокойные);
владениеэлементарнымипредставлениямионотнойграмоте.
3.2. Достаточныйуровень:
самостоятельное
исполнение
разученных
детских
песен;
знаниединамических оттенков(форте-громко,пианотихо);
представленияонародныхмузыкальныхинструментахиихзвучании(домра,мандо
лина,баян,гусли,свирель,гармонь,трещотка);
представленияобособенностяхмелодическогоголосоведения(плавно,отрывис
то,скачкообразно);
пение
хором
с
выполнением
требований
художественного
исполнения;ясноеичеткоепроизнесениесловвпеснях
подвижногохарактера;
исполнениевыученныхпесенбезмузыкальногосопровождения,самостоятельн
о;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей,
танцев;владениеэлементамимузыкальнойграмоты,каксредстваосознания
музыкальнойречи.
Программное
и
учебно
-
методическое
обеспечение:Программы:
1. Федеральнаяадаптированнаяосновнаяобщеобразовательнаяпрограм
маобразованияобучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальным
и
нарушениями),
утверждена
МинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации
приказом
от24ноября2022
г.N1026.
2. Адаптированнаяосновнаяобщеобразовательнаяпрограммаобразован
ия
обучающихся
1-4
классов
с
лёгкой
умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)ГБОУ СО
«Буткинскаяшкола-интернат».Приказ№ 1765от27.08.2024года.
Дополнительнаялитература:
ЕвтушенкоИ.В.Формированиеосновмузыкальнойкультурыумственноотсталых
школьниковвсистеме специального образования.–М.2017.
Нормативно-правовыедокументы:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«ОбобразованиивРоссийской Федерации».
2.
Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартобраз
ованияобучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальнымина
рушениями)от19.12.2014 г.№1599.
3.
СанитарныеправилаСП2.4.3648-20«Санитарно-
эпидемиологическиетребованиякорганизациямвоспитанияиобучения,
отдыхаиоздоровлениядетейи молодёжи».
4.
Санитарные правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиеническиенормативыитребованиякобеспечениюбезопасностии(
или)безвредностидлячеловекафакторовсредыобитания».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от22 марта 2021 г.№ 115 «Об утверждении Порядка организации
иосуществленияобразовательнойдеятельностипоосновнымобщеобраз
овательнымпрограммам–
образовательнымпрограмманачальногообщего,основногообщегоисре
днегообщегообразования».
6.
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации от
11февраля2022года№69«Овнесенииизмененийвпорядокорганизациии
осуществленияобразовательнойдеятельностипоосновнымобщеобразо
вательнымпрограммам–образовательнымпрограмма
общего,
основного
общего
утверждённый
и
среднего
приказом
начального
общегообразования»,
Министерства
просвещенияРоссийскойФедерации от22марта2021 г.№ 115.
7.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ
«ОбобразованиивСвердловской области».
8.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программаобразованияобучающихсясумственнойотсталостью(интелл
ектуальныминарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения РоссийскойФедерацииот24ноября 2022г.N1026.
9.
Адаптированнаяосновнаяобщеобразовательнаяпрограммаобра
зованияобучающихся14классовслёгкойумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушен
иями)(вариант1).Приказ
№1765от27.08.2024 года.
10.
Устав
МКОУ
«Вихляевской
ООШ»,утвержденныйприказомМинистерстваобразованияимолодёжно
йполитикиСвердловскойобластиот10января2020года
№20-Д.
11.
Учебныйпландляобучающихся1-
4классовслёгкойумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушен
иями)МКОУ «Вихляевской ООШ»на 2024–2025 учебный год.
12.
Календарный учебный графикМКОУ «Вихляевской ООШ» на
2024 – 2025 учебный год. Приказ № 1770 от 27.08.2024года.
13.
Расписаниеуроков1–4классовМКОУ
«Вихляевской
ООШ»,реализующейадаптированныеосновныеобщеобразовательныеп
рограммы»2024–2025 учебного года.
Оборудование:
Детскиемузыкальныеинструменты;текстыпесен,слайды,аудиозаписи.Коррек
ционныезадания.Демонстрационный,дидактическийматериал,сюжетныекартин
ки.Комплексыартикуляционнойгимнастики.Комплексыпопевок.Комплекслогоп
едической разминки.Портретыкомпозиторов.
Техническиесредстваобучения:ноутбук,телевизор;экраннозвуковыепособия (презентации,мультфильмы).
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/,
http://infourok.ru/,http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/,
http://www.proshkolu.ru/,http://www.myshared.ru/,http://schoolcollection.edu.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
класс
Ф.И.О.учителя
Музыка
4класс
Упорова Дарья Николаевна
Количествоучебныхчасов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных
№
п/п
1-8.
1.
Темаурока
1четверть
Вводныйурок
Всего–31ч.
Внеделю –1 ч.
31ч.
-
Колвочасов,от
водимыхн
аосвоение
каждой
темы
Дата
8
02.0921.10.
02.09.
1
Основныевидыдеятельностиобучающихсянауроке
Повторениеправилповедениянаурокахмузыкиикраткоеописание
последующей
музыкальной
деятельности.
Выявлениепредыдущего музыкального опыта, интересов и
предпочтенийобучающихся.
Хоровое пение: исполнение известных и любимых детьми
песен,выученных напредыдущихгодахобучения.
Знакомствосозвучаниеммузыкальногоинструмента:аккордеон.
Слушаниемузыки:
детские
песни
из
популярных
отечественных
мультфильмов;А.Пьяццолла. Либертанго(аккордеон).
2-7.
8.
Безтруданепроживешь
6
09.09,
16.09,
23.09,
30.09,
07.10,
14.10,
Обобщениепотеме
«Безтруданепроживешь»
1
21.10.
Музыкально-дидактическиеигры.
Хоровоепение:
Безтруданепроживешь.МузыкаВ.Агафонникова,словаВ.Викторов
аи Л.Кондрашенко.
Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова
Н.Найденовой.
Осень.МузыкаЦ.Кюи,словаА.Плещеева.Во
кузнице.Русскаянародная песня.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова
М.Пляцковского.
Развитиеуменияотчетливогопроизнесения текставбыстромтемпе
исполняемого произведения. Дифференцирование звуковпо
высоте
и
направлению
движения
мелодии:
звуки
высокие,низкие, средние: восходящее, нисходящее движение
мелодии
ина
однойвысоте.Развитиеуменияпоказа
рукойнаправлениямелодии(сверхувниз илиснизувверх).
Слушаниемузыки:
В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма
«Старуха
Шапокляк».МузыкаВ.Шаинского,словаЭ.Успенского.
Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К.
Ибряева.Дваждыдва–
четыре.МузыкаВ.Шаинского,словаМ.Пляцковского.
Знакомствосмузыкальныминструментомиегозвучанием:валторна.
Слушаниемузыки:
П.Чайковский.Симфония№5.Часть
II.Andantecantabile.Инсценирование
Музыкально-дидактическиеигры
Хоровоепение:закреплениеизученногопесенногорепертуарапотем
е
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкальногоматериаладля слушания по теме
Музыкально-дидактическиеигры
9-16.
9-13.
14.
2четверть
7
Будьтедобры
5
Обобщениепотеме«Будьтедобры»
1
11.1123.12.
11.11,
18.11,
25.11,
02.12,
09.12.
16.12.
Хоровоепение:
КолыбельнаяМедведицы.Измультфильма«Умка».МузыкаЕ.Крыла
това,словаЮ. Яковлева.
Будьтедобры.Измультфильма«Новогоднееприключение».Музыка
А. Флярковского,словаА.Санина.
Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г.
Горбовского.Волшебныйцветок.Измультфильма«Шелковаякисто
чка».МузыкаЮ. Чичкова, словаМ.Пляцковского.
Настоящийдруг.МузыкаБ.Савельева,словаМ.Пляцковского.Разви
тие уменияопределятьсильнуюдолю наслух.
Развитиеуменияопределятьипередаватьидейноеихудожественное
содержание
сказочных
сюжетов
в
музыкальныхпроизведениях;выделятьиформулироватьхарактери
стикимузыкальных
средств
(средств
музыкальной
выразительности), спомощьюкоторыхсоздаются образы.
Слушаниемузыки:
Ужасноинтересновсето,чтонеизвестно.Измультфильма
«Тридцатьвосемьпопугаев».МузыкаВ.Шаинского,слова Г.Остера.
Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка
Е.Крылатова,словаЛ.Дербенева.
Песенкастранногозверя.Измультфильма«Странныйзверь».Музык
аВ. Казенина, словаР.Лаубе.
Э.Григ.Впещерегорногокороля.Шествиегномов.Измузыкикдрам
еГ.Ибсена«ПерГюнт».
П.Чайковский.Баба-Яга.Из«Детскогоальбома».
М.Глинка.МаршЧерномораизоперы«РусланиЛюдмила».Муз
ыкально-дидактическиеигры
Игранамузыкальныхинструментах
Хоровоепение:закреплениеизученногопесенногорепертуара
потеме
15.
Контрольно-обобщающийурок
3четверть
16 26.
1622.
МояРоссия
1
23.12.
8
13.0117.03.
7
13.01.
20.01.
27.01,
03.02,
10.02.
17.02,
03.03.
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкальногоматериаладля слушания по теме
Музыкально-дидактическиеигры
Игранамузыкальныхинструментах
Хоровоепение:повторениеизученногопесенногорепертуараза12четверть
Слушание музыки: повторение и обобщение
изученногомузыкального материала для слушания
за 1-2 четвертьИнсценирование
Музыкально-дидактическиеигры
Игранамузыкальныхинструментах
Хоровоепение:
Пустьвсегдабудетсолнце!МузыкаА.Островского,словаЛ.Ошанина
.
Солнечнаякапель.МузыкаС.Соснина,словаИ.Вахрушевой.МояРо
ссия.МузыкаГ.Струве,словаН.Соловьевой.
Мальчишкиидевчонки.МузыкаА.Островского,словаИ.Дика.Нашк
рай.Музыка Д.Кабалевского,словаА. Пришельца.
Работанадкантиленой.Развитиеуменияразличатьмарши,танцы(ва
льс, полька,полонез, танго,хоровод).
Слушаниемузыки:
Н.Римский-Корсаков.Тричуда.Изоперы«СказкаоцареСалтане».
Спортивныймарш.Изкинофильма«Вратарь».МузыкаИ.Дунаевског
о.Слова В.Лебедева-Кумача.
В.Агапкин.Прощаниеславянки.
П.Чайковский.Полька.Из«Детскогоальбома».
Знакомствосмузыкальныминструментомиегозвучанием:литавры.
Слушаниемузыки:
П.Чайковский.Полонез.Изоперы«ЕвгенийОнегин».
23.
2431.
2428.
29.
Обобщениепотеме«МояРоссия»
4четверть
1
17.03
8
31.0326.05.
31.03,
07.04,
14.04,
21.04.
28.04.
ВеликаяПобеда
5
Мирпохожнацветнойлуг
1
05.05.
Музыкально-дидактическиеигры
Игранамузыкальныхинструментах
Хоровоепение:закреплениеизученногопесенногорепертуарапотем
ам
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкальногоматериаладля слушания по темам
Музыкально-дидактическиеигры
Игранамузыкальныхинструментахдетскогооркестра
Хоровоепение:
Тританкиста.Изкинофильма«Трактористы».МузыкаДм.Покрасса,
словаБ.Ласкина.
Слушаниемузыки:
Катюша. Музыка М. Блантера, слова М.
Исаковского.ДеньПобеды.МузыкаД.Тухманова,словаВ.Ха
ритонова.Музыкально-дидактическиеигры
Игранамузыкальныхинструментах
Хоровоепение:
Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В.
Лугового.Мирпохожнацветнойлуг.Измультфильма«Однаждыутро
м».МузыкаВ. Шаинского,словаМ.Пляцковского.
Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П.
Синявского.Формированиеэлементарныхпредставленийовыразит
ельномзначениидинамическихоттенков(форте–громко,пиано–
тихо).
Слушаниемузыки:
С.Прокофьев.Марш.Изоперы
«Любовьктремапельсинам».В.Монти. Чардаш.
В.Моцарт.Турецкоерондо.Изсонатыдляфортепианоляминор,к.
331.
Инсценирование
Музыкально-дидактическиеигры
3031.
Обобщениепотемам:«ВеликаяПобед
а»,«Мирпохожнацветнойлуг»
2
19.05.
26.05.
Игранамузыкальныхинструментах
Хоровоепение:закреплениеизученногопесенногорепертуарапотем
е
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкальногоматериаладля слушания по теме
Развитие умения различать марши (военный,
спортивный,праздничный,шуточный, сказочный)
Инсценирование
Музыкально-дидактическиеигры
Игранамузыкальныхинструментахдетскогооркестра