ДПИ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
Свердловской области
МКОУ "Вихляевская ООШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4963961)
учебного курса «Декоративно-прикладное искусство»
для обучающихся 3 класса

Вихляева 2024

Пояснительная записка
Образовательная программа «Природа и фантазия» объединения декоративно –
прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному
назначению программа является прикладной, то есть создаёт условия для овладения
учащимися совокупности умений и способов действия, а по содержательной направленности
– художественно - эстетической. Данная образовательная программа отличается от взятой за
основу введением новых разделов: «Бумажные фантазии», «Волшебное тесто», «Обереги и
сувениры для дома», «Экодизайн», «Пасхальные аранжировки».
В современном мире высоких технологий, экономического и информационного прогресса
эта программа особенно актуальна. Работая с природным материалом, ребёнок испытывает
радость от трудового процесса, может увидеть прекрасное в обыденных вещах, стремится
познать законы и тайны мироздания и при этом учится логически мыслить и находить
нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. Ребята могут применить
полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников и выставок,
своей комнаты, подарков родственникам. Вместе с познанием окружающего мира
формируется и культура отношения к природе.
Цель программы: - создание условий для развития творческих способностей, фантазии при
работе с природным материалом.
Задачи:
- научить детей видеть красоту природы;
- научить художественной обработке природных материалов;
- обучить правилам пользования необходимыми для работы инструментами;
- воспитывать бережное отношение к использованию местных растительных ресурсов;
- развивать мелкую моторику рук, чувственное восприятие и воображение.
Программа объединения разработана для детей в возрасте с 9 лет с опорой на знания,
полученные на занятиях по трудовому обучению.
Программа рассчитана на 1 год обучения:
- 1год обучения 34 часа 1 час в неделю
Прогнозируемые результаты:
Знать:
- понятие «природные материалы», виды природных материалов;
- правила поведения в природе;
- основные виды работы с природным материалом, бумагой, тестом.
Уметь:
- собирать, сушить и хранить природный материал;
- составлять по образцу несложные композиции;
- использовать в работе дополнительные инструменты и материалы.
Уметь:
- самостоятельно подбирать, сушить и окрашивать природный материал;
- правильно составлять букеты и композиции;
- красиво и эстетично оформлять свою работу;
- создавать работу по своему замыслу;
- использовать бросовый материал в работе.

К концу третьего года обучения дети должны:
Знать:
- технику работы с различным природным, бросовым материалом, бумагой и тестом;
- технологию соединения различных материалов для составления объёмных композиций.
Уметь:
- видеть необычное в обычном предмете;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления,
готовое изделие);
- сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения
собственного замысла при выполнении работы из природного, бросового материала, теста,
бумаги.

1 год обучения 34часа
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8

Тема раздела
Вводное занятие
Осенние фантазии
Обереги и куклы
Мастерская Деда Мороза
Бумажные фантазии
Панно из круп и семян
Наш друг - лес

Кол-во
часов
1
8
5
3
7
4
6
34

Теория

Практика

1
1
1
1
1
1
2
8

7
4
2
6
3
4
26

Содержание образовательной программы

год обучения
1.Вводное занятие.
Теория: Введение в образовательную программу: ознакомление учащихся с планом
работы, целями и задачами обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Экскурсия в парк: «Кладовая природы».
.
2 Осенние фантазии.
Теория: Сочетание семян различных растений при составлении объёмных композиций.
Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Композиция «Осенний сюрприз». Панно «Жар – птица».

Практика: Экскурсия в парк – сбор осенних листьев и цветов. Аппликации «Лесные
сказки», « Царь – птица». Картина «Букет в осенних тонах». Панно « Домик деревне».
Изготовление работ по творческому замыслу детей. Выставка работ: « Юные флористы».
3 Обереги и куклы.
Теория: Технология изготовления кукол – оберегов. Техника безопасности при работе с
различными инструментами и материалами.
Практика: кукла – оберег «Кувадка» «Десятиручка» «Масленица». Оберег – дом.

4 Мастерская Деда Мороза
Теория: Искусство вырезания ажурных картин из бумаги. Технология изготовления
аппликации из ваты. Техника безопасности при работе с различными инструментами и
материалами.
Практика: Сувенир «Ёлочка». Рождественские и новогодние вытынаки. Игрушка «
Ангел», «Звезда». Аппликация «Зимнее дерево». Изготовление «Рождественского венка».
Оформление плакатов и рисунков «Новогодние забавы». «Зимние приметы» - игровая
программа.
5 Бумажные фантазии.
Теория: Техника
квиллинга. Технология изготовления
основных форм: ромб,
треугольник, стрелка, полумесяц, птичья лапка, звезда, конус. Технология изготовления
бахромчатых цветов. Объёмные изделия в технике квиллинг. Знакомство с технологией
торцевания на пластилине.
Практика: Изготовление аппликаций: «Нарцисс», «Бугенвиллия», «Клевер», « Ромашки»,
«Лешенолтия волосатая», «Наперстянка». Панно «Танец». Тарелка в технике квиллинг.
«Кактус». «Цветы».
6 Панно из круп и семян.
Теория: Комбинирование разных видов круп и семян при изготовлении панно. Техника
безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Изготовление панно: «Мир цветов», «Птицы леса», «Подарок маме», «Герои
сказок». Изготовление работ по замыслу детей. Выставка работ: «Фантазии из круп».
7 Наш друг – лес.
Теория: Технология соединения еловых шишек, желудей, ореховой скорлупы, каштанов.
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Экскурсия в парк. Сбор природного материала. Композиции «Мишка у ёлки»,
«На пруду». Изготовление работ по творческому замыслу детей.
8 Подведение итогов.

Подведение итогов работы за третий год, за три года обучения. Выставка лучших работ:
«Наши достижения». Поход в лес. «В гости к травам и цветам».

Формы и виды контроля знаний, умений и навыков
№
п/п

Сроки

Вид контроля

Форма
проведения

1

Сентябр
ь

первичный

Игра
викторина
«Подарки
природы».

2

Октябрь итоговый

3

Март

итоговый

4

Май

итоговый

Объект
контроля

Используемые
инструменты и
материалы
- Знания детей об Образцы
окружающем
природных
мире,
материалов,
происхождении
карточки
с
природных
заданиями.
материалов.

Творческая
работа.
Выставка
работ: «Юные
флористы»

Умение
самостоятельно
подбирать
флористический
материал,
фантазия
и
творчество при
составлении
композиций.
Творческая
Творческий
работа.
подход
при
Выставка
выполнении
работ:
работ. Умение
«Фантазии из эстетично
круп».
оформлять
работы.

Флористически
й
материал,
клей
ПВА,
картон,
ножницы.
Готовые работы
детей.

Выставка
лучших работ:
«Наши
достижения».

Готовые работы
детей. Призы и
грамоты
за
лучшие работы

Умение
эстетично
оформлять
работы. Навыки
работы
с
природным
материалом

Крупы, картон,
клей
ПВА,
готовые работы
детей.

Методическое обеспечение.
Для осуществления образовательного процесса и решения поставленных задач на
занятиях объединения « Природа и фантазия» используются следующие необходимые
пособия, материалы и оборудование:
- образцы поделок, панно, композиций из различных материалов;
- книжки-раскраски для работы по образцу;
- графические и живописные материалы (репродукции картин художников, иллюстрации,
фотографии, графические рисунки и т.д.);
- природный (ветки, коряги, камни, ракушки, морской песок, соломка; коллекции листьев,
цветов, семян, круп, шишек, желудей) и бросовый материал (пластиковые бутылки,

пенопласт, кусочки пряжи и др.), солёное тесто, бумага для квиллинга, гофрированная
бумага, пластилин;
- инструменты и вспомогательные материалы (шило, ножницы, иглы, нитки, шнуры,
ленты, цветная бумага различного вида и формата, картон, ДВП, клей ПВА, лак по дереву,
краски акварельные, акриловые, гуашь, калька и т.д.)
Форма организации работы: групповые занятия.
С целью развития познавательного интереса у детей, формирования эстетического
вкуса и практических навыков занятия проводятся в форме тематических бесед «Природа
нашего края»; походов, экскурсий и прогулок «Кладовая природы», «Экология нашей
местности», «Покормите птиц зимой», « Радужная осень»; творческих выставок и
конкурсов «Удивительное рядом», «Золотая осень», «Вернисаж поделок»; игр и викторин
« Знатоки природы», «Подарки природы». Занятие-игра - методический приём, который
дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность,
произвольное внимание и память. Для реализации программы используются различные
методы:
- объяснительно – иллюстративные;
- репродуктивные;
- практические (наблюдения, экскурсии, исследования, игры и т.д.).
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение
задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация
познавательного характера. Практические работы включают изготовление и оформление
поделок. Ребята изучают природу родного края, технологию и этапы работы с различным
природным материалом (деревом, ветками, листьями, семенами и т.д.). Выполняя
флористические работы, дети узнают о возможности использования материалов
растительного происхождения. Особое внимание уделяется заготовке материалов и их
хранению.
Работа с природным материалом даёт больше возможности для развития чувства цвета,
ритма, пропорции, глазомера, тренирует руку.
На каждом занятии проводятся оздоровительные минутки (игры и упражнения для снятия
утомляемости, напряжения, выработки правильной осанки).
Итоги работы подводятся на отчётных занятиях в форме игр, выставок работ учащихся,
праздниках и т.д.
Во время выполнения практических заданий применяется индивидуальный подход,
сотворчество, что наиболее приемлемо в работе объединений учреждений
дополнительного образования. Лекционный и дидактический материалы «Собери
картинку», «Цветная мозаика», «Загадки-раскраски» дают возможность развить
воображение, гибкость и оригинальность мышления, художественный вкус, сформировать
самостоятельность и инициативу.

Тематическое планирование

№

Тема

Кол-

Теория Практические Дата

во

задания

часов
1

Вводное занятие

1

2

Экскурсия в парк: «Кладовая

1

1

05.09.24
1

12.09

природы». Сбор осенних
листьев и цветов
Осенние фантазии.

8

3

Аппликация «Аквариум»

1

1

19.09

4

Аппликации «Лесные сказки»,

1

1

26.09

5

Аппликации « Царь – птица».

1

1

03.10

6

Аппликации Картина «Букет в

1

1

10.10

1

1

17.10

1

7

осенних тонах».
7

Панно « Домик деревне».

8

Аппликация «Лось»

9

Изготовление работ по

24.10
1

1

07.11

1

1

14.11

творческому замыслу
10

Выставка работ: « Юные
флористы».
Обереги и куклы.

11

Технология изготовления кукол
– оберегов. Техника
безопасности при работе с
различными инструментами и

1

1

21.11

материалами.
12

кукла – оберег «Кувадка»

1

1

28.11

13

кукла – оберег«Десятиручка»

1

1

05.12

14

кукла – оберег«Мас

1

1

12.12

0.5

0.5

19.12

1

1

26.12

Мастерская Деда Мороза
15

Искусство вырезания ажурных
картин из бумаги. Технология
изготовления аппликации из
ваты. Техника безопасности при
работе с различными
инструментами и материалами.
Аппликация «Зимнее дерево».

16

Сувенир «Ёлочка».
Рождественские и новогодние
вытынаки. Игрушка « Ангел»,
«Звезда». Изготовление
«Рождественского венка».
5 Бумажные фантазии.

17

. Технология изготовления

1

1

09.01.25

бахромчатых цветов. Объёмные
изделия в технике квиллинг.
18

Изготовление аппликации:

1

1

16.01

1

1

23.01

1

1

30.01

«Нарцисс»,
19

Изготовление аппликации:
«Бугенвиллия»,

20

Изготовление аппликации:
«Клевер»,

21

Изготовление аппликации:

1

1

06.02

1

1

13.02

1

1

20.02

1

1

27.02

« Ромашки»,
22

Изготовление аппликации:
«Лешенолтия волосатая»,

23

Изготовление аппликации:
«Наперстянка».

24

Изготовление аппликации:
Тарелка в технике квиллинг

6 Панно из круп и семян.

25

Комбинирование разных видов

1

1

06.03

круп и семян при изготовлении
панно. Техника безопасности
при работе с инструментами и
материалами.
26

Изготовление панно: «Мир

1

1

13.03

1

1

20.03

1

1

03.04

1

1

10.04

1

1

17.04

цветов»,
27

Изготовление панно:
«Животные леса»,

28

Изготовление панно: «Герои
сказок».

29

Изготовление работ по замыслу
детей. Выставка работ:

30

Выставка работ: «Фантазии из
круп».

Наш друг – лес.
31

Технология соединения еловых 1
шишек, желудей, ореховой
скорлупы,
Техника
безопасности при работе с
инструментами и материалами.

1

24.04

32

Композиции «Мишка у ёлки»,

1

1

15.05

33

Композиции, «На Лесной

1

1

22.05

1

1

поляне».
34

Итоговое занятие .Выставка
Лучших работ

Список литературы:
Для учащихся:
1.Серия «Для самых маленьких». «Погуляем-порисуем». - М.: Издательский дом
«Карапуз», 2008г.
2. Серия «Для самых маленьких». Раскраски (5 шт.). – М.: Издательство
«Розовый
слон», 2000г.
3. Л. Пацци «Фантазии из солёного теста» - М.: Мой Мир, 2007г.
4. К.В. Силаева « Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки». –М.: Издательство
«Эксмо», 2003г.
5. Г.И. Перевертень « Поделки из орехов». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003г.
6. Г.И. Перевертень « Поделки из желудей». – М.: ООО«Издательство АСТ», 2004г.
7.Г.И. Перевертень « Чудеса из пуха растений». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005г.
8. Г.И. Перевертень « Занимательная флористика». – М.: ОО «Издательство АСТ», 2005г.
Для педагога:
1.И.В. Черныш. «Поделки из природных материалов» - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г.
2. Грунд – Торпе – Хайди. «Поделки и сувениры из природных материалов» - М.: Мой
Мир, 2006г.
3. В.И.Фёдорова «Забавные поделки» - М.: Мой Мир, 2008г.
4. Н.Н. Докучаева « Сказки из даров природы» - Санкт – Петербург: ТОО «Диамант»,
1998г.
5.А.Э. Шептуля «Обереги своими руками: укрась и защити свой дом» - М.: Эксмо, 2007г.
6. «Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов»/ Пер.
с пол. – М.: Мой Мир , 2006г.

7. И.Н. Ханова « Солёное тесто» - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2006г.
8. М.О. Синеглазова « Удивительное солёное тесто» - М.: Издательский Дом МСП, 2005г.
9. М.Э. Витвицкая «Икебана, аранжировка, флористика: искусство составления букетов».
– М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008г.
10. И.Г. Демина «Подарки из природных материалов». – Смоленск: Русич, 2001г.
11.О.В. Чибрикова «Забавные подарки по поводу и без». – М.: «Эксмо», 2006г.
12. Е.Колесникова «Фантазии из природных материалов». – М.: «Эксмо», 2008г.
13.Т.Тукало, Е.Чудина, Ж Шквырня «Оригинальные картины из зёрен. Цветы и букеты»
- М.: «Контэнт», 2008г.
14.Г.Н. Чаянова «Солёное тесто» - изд. «Дрофа – Плюс», 2008г.
15. Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент»- М. : Мой мир, 2007г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».