РП ЮИД

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Вихляевская ООШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Юный инспектор дорожного движения»

Вихляева, 2024г.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»ст.2, п.9;
ФедеральнымзакономРоссийскойФедерацииоборганизациивнеурочнойдеятельностипривведениифед
еральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщегообразования03-296 от12 мая
2011года;
- ПостановлениемГлавногогосударственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189обутвержденииСанПиН2.4.22821-10«Санитарноэпидемиологическиетребованиякусловияморганизацииобучениявобщеобразовательныхучреждениях
»;
- УставомилокальнымиактамиМКОУ«Вихляевской ООШ».
Цель: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного
поведенияна улицахи дорогах.
Задачи:
-формированиеуобучающихсяустойчивыхнавыковсоблюденияивыполненияПДД;
-привитиекультурыбезопасногоповедениянадорогах;
-обучениешкольниковПДД;
-обеспечениегармоничного,эстетическогоифизическоговоспитания;
- развитиетворческихспособностей;
-формированиеобщечеловеческихнравственныхценностныхориентаций;
-привитиепервичныхнавыковоказанияпервоймедицинскойпомощиприДТП;
- формироватьличностный исоциально– значимый опыт безопасного поведения на дорогахиулицах;
- развиватьмотивациюкбезопасномуповедению;
- формироватьнавыкисамооценки,самоанализасвоегоповедениянаулице;
Общаяхарактеристика:
Краткаяхарактеристика:
АктуальностьипрактическаязначимостьпрофилактикидетскогодорожнотранспортноготравматизмаобусловленавысокимистатистическимипоказателямиДТПучастиемдетейи
подростков.Анализдетскогодорожно-транспортноготравматизмапоказывает,чтоосновнойпричиной
является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиесяне
обладают навыками поведенияв транспортной среде, не умеют верно оценить и
предвидетьразвитиедорожныхситуаций,последствий нарушенияправилдорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В
последниегоды вРоссиинаблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся
причинойдорожно-транспортных происшествий.Для предупреждения роста детского дорожнотранспортноготравматизманеобходимообучениедетеймладшегошкольноговозрастаправиламбезопасн
огоповедениянаулицеиформированиеунихспециальныхнавыков.Есливзрослыйможет

контролироватьсвое
поведение
наулице,тодляребенка
этовесьма
проблематично.Длядетейшкольноговозраста
характеренсинкретизмвосприятия,т.е.не
ребенокконтролируетситуацию,а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает
окружающий
действительности
ичастоподвергаетсяопасности.Этоподтверждаетсяданнымистатистики.Основнойпричинойпроисшест
вий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте
передблизкоидущимтранспортом.Попаданиеребенкавдорожно-транспортноепроисшествиеэтотрагедия:дажееслиребенокосталсяживинеполучилдорожнойтравмы;ведьтоморальнопсихологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.Одним
изметодоврешенияпроблемыдетскогодорожнотранспортноготравматизмаявляетсяработаобразовательныхучрежденийвданномнаправлении.
УжесраннеговозрастаудетейнеобходимовоспитыватьсознательноеотношениекПравиламдорожногодв
ижения(ПДД),которыедолжныстатьнормойповедениякаждогокультурногочеловека.Правиладорожног
одвиженияявляютсяважнымсредствомтрудовогорегулированиявсфередорожногодвижения,воспитани
яегоучастниковвдухедисциплины,ответственности,взаимной
предусмотрительности,
внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожногодвижения создает предпосылки
четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходовпоулицами дорогам.
Общийобъемчасовнаизучениепрограммы:
Всего:68 часов
4 класс, 5 класс по 34 часа
Место курса в структуре внеурочной деятельности;
обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего
периодаобучениявначальнойшколе;взаимодействиессоциальнойсредой,учетвозрастныхииндивидуаль
ныхособенностейучащихся.Сучётомпознавательныхвозможностейшкольниканачальныхклассовкажд
ый год обученияразделён на 3 блока:
1. Улицаполнанеожиданностей
2. Нашиверныедрузья
3. Этодолжнызнатьвсе
В первом блоке программыучащиесяузнают об опасностях, которые подстерегают их на
улицах,какизбежать неприятностей надороге.
Вовторомблоке учащиесязнакомятсясознакамидородногодвижения.
Втретьемблоке учащиесядолжныусвоитьправилаповедениянаулице,вобщественномтранспортеи т. д.
Программапостроенапопринципунарастанияобъёмаизученногоматериала.Педагогдолженобращатьвн
иманиеобучающихсянато,чтобезоговорочноевыполнениеПДД-этоусловиесохраненияжизни
себеи
окружающим.
Главнымвработесдетьмипопроблемамбезопасногоповеденияявляетсяформированияуважительногоот
ношения кзаконамдороги.

Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных
условийдорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего
усвоения изакрепленияполученныхзнаний инавыков.

ФормыиметодыработыобученияучащихсяПравиламдорожногодвиженияоченьразнообразны:


тематическиезанятия



беседы



конкурсы



соревнования



викториныналучшеезнаниеправилдорожногодвижения



настольные,дидактические,ролевыеиподвижныеигры



экскурсии



демонстрацияфильмовивидеороликов



беседы синспекторамидорожногодвижения



онлайн-уроки(вслучаепереходанадистанционноеобучение)

Ценностныеориентирысодержанияпрограммы:
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» имеет цель не механическое заучивание
ПДД,а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание
опасностиибезопасности.
Занятия проводятсяв доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом
занятииприсутствуетэлемент игры.
Игровыетехнологии, применяемые в программе, дают возможность включиться школьникув
практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
опытабезопасногоповедениянадорогахиулицах,вкоторомскладываетсяисовершенствуетсясамоуправл
ениеповедением.
В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не
наскучитьдетям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного
движениялучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был
виноват,могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он
долженбытьвсестороннимиглубоким.Надопроанализировать,почемусовершенонарушениеПравилдор
ожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех,
ктопостояннонарушает правила.
Материально-техническоеобеспечение:
Методыисредстваобучения:Словесные
–рассказ,объяснение,беседа.Наглядные–
показиллюстративныхпособий,плакатов,схем,зарисовокнадоске,стендов,видеофильмов.Практические
–выполнениепрактическихзаданийвтетрадях,игровыеситуации,спомощьюкоторых
проверяется
знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу ирайонусцелью
изучения программного материала.

На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного
материала.Программарассчитананазанятиявоборудованномкабинете,гдеимеютсякомпьютер,экран,пр
оектор.
Вобразовательномпроцессеможноиспользовать«ПДДРФ»(последняяредакция»),плакатысизображени
емдорожныхзнаков,экзаменационныебилетыпоПДДикомментариикним(категория
«В»),
тематические
задачи
и
комментарии
к
ним,
аптечку
водителя
для
оказания
первоймедицинскойпомощи

Требования к уровню подготовки обучающихся и результаты
освоения:Обучающиесядолжны знать:
1.
Элементыдорогииихназначение–
проезжаячасть,тротуар,разделительнаяполоса,обочина,кювет.Назначениебордюраи
пешеходныхограждений.
2.

Чтотакоеостановочныйпуть,егосоставляющие.

3.
Чтотакоепешеходныйпереход(нерегулируемый,регулируемый,подземный,надземный).Обознач
енияпереходов.Правилапользованияпереходами.
4.
а.

Правилапереходапроезжейчастидорогивнезонывидимостипешеходногопереходаилиперекрестк

5.
Чтотакоеперекресток.Типыперекрестков.Различиемеждурегулируемыминерегулируемымперекр
естками.Правилапереходапроезжей части наних.
6.

Значениесигналовсветофораирегулировщика.Правилапереходапроезжейчастипоэтимсиг-налам.

7.

Значениепредупредительныхсигналов,подаваемыхводителямитранспортныхсредств.

8.

Назначениеиназваниедорожныхзнаковидорожнойразметки.

9.

Правилаповеденияпешеходанатротуаре.Правилаповеденияпридвижениивгруппе.

10. Правилапользованиягородскиммаршрутнымтранспортомидругимивидамитранспорта.
11. Особенностиповеденияпешеходовназагороднойдороге.Правилапереходачерезжелезнодорожныепути.
12. Типичныеошибкипешеходовприпересечениипроезжейчасти.
13. Безопасныйпутьвшколу.
14. Гдеразрешаетсяиграть.Гдеможноездитьнасамокатныхсредствах.
15. Возможностииособенностисвоегозренияислуха.
Учащиесядолжныуметь:
1.

Определятьместапереходачерезпроезжуючасть.

2.

Переходитьчерезпроезжую частьдорогиподнаблюдениемивсопровождениивзрослого.

3.
Обращатьсязапомощьюквзрослымвслучаяхзатрудненийприпереходедороги,еслиуронилкакойлибопредмет напроезжуючасть,т.п.

4.

Пользоватьсягородскиммаршрутнымтранспортомвсопровождениивзрослого.

5.

Пользоватьсябезопаснойдорогойвшколу,кружок,магазинит.п.

6.

Определятьбезопасныеместадляигриездынавелосипедеидругих самокатных средствах.

7.

Оцениватьдорожнуюситуациювизуально(припомощиглазомера).

8.

Определятьвеличинусвоегошагаискоростьсвоегодвижения.

9.

Определятьпризнакидвиженияавтомобиля.

10. Ориентироватьсянадорогеиопределятьопасныеситуациивтемноевремясуток.
Метапредметнымирезультатамиосвоенияпрограммы
являетсяформированиеследующихуниверсальныхучебныхдействий:

Формированиеуниверсальныхучебныхдействий
Метапредметные


навыкиконтроляисамооценкипроцессаирезультатадеятельности;



умениеставитьиформулироватьпроблемы;



навыкиосознанногоипроизвольногопостроениясообщениявустнойформе,втомчислетворческог
охарактера;



установлениепричинно-следственныхсвязей;

Регулятивные


использованиеречидлярегуляциисвоегодействия;



адекватноевосприятие
предложенийучителей,товарищей,родителейидругихлюдейпоисправлениюдопущенныхошибо
к;



умениевыделятьиформулироватьто,чтоуже усвоеноичтоещенужноусвоить;



умениесоотноситьправильностьвыбора,планирования,выполненияирезультатадействиястребо
ваниями конкретнойзадачи;

Коммуникативные
Впроцессеобучениядетиучатся:


работатьвгруппе,учитыватьмненияпартнеров,отличныеотсобственных;



ставитьвопросы;



обращатьсязапомощью;



формулироватьсвоизатруднения;



предлагатьпомощьисотрудничество;



слушатьсобеседника;



договариватьсяиприходитькобщемурешению;



формулироватьсобственноемнениеипозицию;



осуществлятьвзаимныйконтроль;



адекватнооцениватьсобственноеповедениеиповедениеокружающих.

Формаподведенияитогов:тестирование,праздникнатему:«Мызнаемправиладорожногодвижения».

4 КЛАСС(34ЧАСА)
№

1

Тема

Теоретическиезан
ятия

Практические
занятия

УЛИЦАПОЛНАНЕО
ЖИДАННОСТЕЙ
Составныечастиулицы,д
Знакомствосэлемен
тамиулицидорог
ороги.

Количество
часов

2

2

Безопаснаядорогавшколу

3

Остановочныйпутьис
коростьдвижения.

Можетлимашинасра
зуостановиться

2

4

Особенности
движенияпешеходовиво
дителейвразноевремясут
ок.
Правилапереходапроезжейч
асти на
нерегулируемомперекрестк
е.

Опасностинадоро
гах
вразноевремясуто
к
Просмотрвидеороли Практическое
ка
занятие.
Нерегулируемыепере
крестки в
районешколы.

2

5

6

Составлениемар
шрута«дом–
школа– дом»
с указанием
всехопасных
дляпешехода
мест
наэтоммаршруте.

НАШИВЕРНЫЕДРУЗ
ЬЯ
Пешеходныепереходы.
Правила
перехода
дороги
сдвусторонн
им и
односторонн
имдвижение
м.

2

2

2

7

Регулируемые
перекрестки.Светофор.

Сигналысветофора

2

8

Значение дорожных
знаковдляпешеходовиводит
елей.
Дорожныезнакиидорожнаяр
азметка.

Просмотрфильма.Бе
седа

2

Дорожные знаки:
«Велосипеднаядор
ожка»,«Движение
навелосипедахзапр
ещено».Таблички.
ЭТОДОЛЖНЫЗНАТЬ
ВСЕ
Опасныеситуацииприп
Примеры
ереходедороги.
дорожнотранспортных
происшествий
сдетьми.
Историческаясправк
История
а
появленияавтомобил
яи
правилдорожногодви
жения.
Заочнаяэкскурсия
Поездка на
автобусе,троллейбусе,трамвае
идругихвидахтранспорта.

2

13

Обязанности
водителей,пешеходовипа
ссажиров.

2

14

Опасностьигрвблизи
железнодорожныхпутей

ПДД для
участников
дорожногодв
ижения
Гдеможноигратьвра Практическаяработа
йонешколыи
дома.

15

Поездказагород

2

16

Ты–велосипедист

Правила
движения
пешеходов
позагородной
дороге. Как
правильнопере
йтизагородную
дорогу.
Дорожныезнакидляв
елосипедистов

17

Дорожнотранспортныепроисшес
твия

Причины
возникновения
дорожнотранспортных
происшествий по
винепешеходов
34 часа

2

9

10

11

12

2

2

2

2

2

4часа

4 КЛАСС(34ЧАСА)

№

1
2

Т
е
м
а

Видытранспортных
средств
Проезд
специальных
транспортны
хсредств.

Теоретическиеза
нятия
УЛИЦАПОЛНАН
ЕОЖИДАННОСТ
ЕЙ
Загадки,историческийма
териал
презентация
«Специальныеав
томобили»,делен
иемашинпоназна
чению(работавпа
рах)

3

Как
выбрать
безопаснуюдор
огу
в школу,магазин,библиотеку,
настадионит.п.

4

Нерегулируемыепере
крестки

5

Разбор опасных
ситуаций
надорогах

6
7

8
9

10
11

12

Предупредительныес
игналы
История
возникновения
иразвитиядорожн
ыхзнаков.
Дорожныезнакииихгр
уппы.
Дорожныезнаки,отно
сящиесяквелосипеди
стамипешеходам

Количество
часов

2
2

Практическоезанятие

Понятие«равнозначные»
и
«неравнозначные»дорог
и

2

2

Практическоезанятие

НАШИВЕРНЫЕ
ДРУЗЬЯ
Блиц–опрос,беседа

2

2

Историявозникнове
нияиразвитиядорож
ныхзнаков.

2

2
Дорожные знаки,
относящиеся
квелосипедистам

Светофорноерегулиро
вание
Регулировщикиегосиг
налы
Причины
несчастных
случаевиаварийнаул
ицах идорогах.

Практические
занятия

Практическоезанятие

2

2
Ролеваяигра
ЭТОДОЛЖНЫЗ
НАТЬВСЕ
Просмотрвидеороликови
анализ

2

2

Практическоезанятие

13

Движениеучащихсяг
руппамиивколонне.

14

Трудводителя.

15

Правила безопасного
2
переходажелезнодор
ожногопереезда.
Причинывозникновен Беседа,анализситуаций(п
2
ияДТП.
резентация
«Опасныеситуации»)
Практическоезанятие 2
Оказание первой
доврачебнойпомощи
пострадавшим
принесчастныхслуча
яхнадороге.
34
6часов

16

17

Просмотрвидеороликови
анализ
Просмотрвидеоролика

2
2

Учебно-методическоеобеспечение
Цифровыеобразовательныересурсы
Сайтдетскогопознавательногожурнала«Весёлыемедвежата»http://www.medvejata.ru/greenlight/
Сайт «Сетьтворческихучителей» http://www.itn.ru/Board.aspx?cat_no=2168&Tmpl=Thread&BoardId=2170&ThreadId=23860
Сайт «Детские электронные книги и презентации»
http://viki.rdf.ru/cat/1_klass/Мультимедийныйдиск«Правиладорожногодвижениядлядетей».ООО
«Селена»2008год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».