Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вихляевская основная общеобразовательная школа» Рассмотрено на ШМО Утверждаю: Протокол №1 от и.о. директора школы: А.М. Чувирова августа 2023 года Приказ № от РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Народные игры» 1-4 классы Вихляева, 2023 августа 2023 года 1 Результаты освоения курса внеурочной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения курса внеурочной деятельности «Народные игры» опыт специфической для данного курса, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. Планируемые личностные результаты Освоение курса внеурочной деятельности «Народные игры» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального общего образования, а именно: 1) формирует основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирует ценности многонационального российского общества; участвует в становлении гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирует целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирует уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других 4) способствует овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) способствует принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения; 6) развивает самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирует эстетические потребности, ценности и чувства; 8) развивает этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; 9) развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирует установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Планируемые метапредметные результаты Изучение курса внеурочной деятельности «Народные игры» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, Схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных, стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса внеурочной деятельности «Народные игры». 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием курса внеурочной деятельности «Народные игры»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Планируемые предметные результаты При изучении курса внеурочной деятельности «Народные игры» достигаются следующие предметные результаты: 1 Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; 2 Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. 3 Формирование навыков сознательного отношения обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. 4 Организация отдыха и досуга с использованием разученных подвижных игр; 5 Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр; 6 Представление подвижных игр, как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; 7 Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; 8 Применение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. 2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности п/п 1 Виды деятельности Игровая Формы организации обучающющихся Бессюжетные подвижные игры, Подвижные игры с элементами соревнования, ролевая игра, сюжетные игры, игры большой, малой и средней подвижности. 2 Художественное Конкурсы рисунков творчество 3 Досугово развлекательная деятельность Мини-соревнования, часы здоровья, спортивные праздники 1-4 год обучения Знакомство с особенностями русских народных игр. Разучивание русских народных игр. Знакомство и разучивание башкирских игр. Игры с незначительной психофизической нагрузкой. Карельские народные игры. Марийские народные игры. Осетинские народные игры. Татарские народные игры. Удмурская народная игра «Игра с платочком». Чувашская народная игра «Луна и солнце». Якутская народная игра «Один лишний. Знакомство с особенностями игр Сибири и Дальнего Востока. Знакомство с особенностями украинских игр. Белорусские народные игры. Латышские народные игры. Азербайджанские народные игры. Мордовские народные игры. Игры с умеренной психофизической нагрузкой. Ознакомление с особенностями игр с тонизирующей психофизической нагрузкой. Дагестанские народные игры. Еврейские народные игры. Бурятские народные игры. Эстонские народные игры. Туркменская народная игра. Армянские народные игры. Узбекистанская народная игра. Знакомство с особенностями игр стран Европы. Знакомство с особенностями игр Восточной Азии. Знакомство с особенностями американских игр. Знакомство с особенностями игр африканского континента. Знакомство с особенностями среднеазиатских игр. Особенности тувинской игры. Знакомство с особенностями русских хороводных игр. Знакомство с особенностями прибалтийских игр. 3 Тематическое планирование 1 год обучения (33 часа в год/ 1 час в неделю) № п/п 1 2 3 4 Количество часов Тема. Раздел темы Ознакомление с особенностями русских народных игр. Проведение и разучивание игр: «Гуси – лебеди», «Жмурки», «У медведя во бору». Совершенствование разученных русских народных игр: «Гуси – лебеди», «Жмурки», «У медведя во бору». Знакомство с русскими народными играми: «Ляпки», «Заря». Совершенствование разученых русские народные игры: «Ляпки», «Заря» 1 1 1 1 5 Закрепление разученных русских народных игр. 1 6 Ознакомление с особенностями башкирских народных игр. Разучивание и проведение игр: «Липкие пеньки», «Табун», «Волк и ягнята». 1 7 Совершенствование разученных башкирских народных игр: «Липкие пеньки», «Табун», «Волк и ягнята». 1 8 Знакомство с играми с незначительной психофизической нагрузкой: «Чья лошадка быстрее», «Почтальон». 1 9 Закрепление и совершенствование игр с незначительной Психофизической нагрузкой: «Чья лошадка быстрее», «Почтальон». 1 10 Знакомство с особенностями карельских народных игр: «Мяч», «Стой, олень!» 1 11 Закрепление и совершенствование разученных Карельских народных игр: «Мяч», «Стой, олень!» 1 12 Знакомство с особенностями марийской народной игры: «Биляша». 1 13 Закрепление и совершенствование разученной марийской народной игры: «Биляша». 1 14 Знакомство с особенностями осетинских народных игр: «Перетягивание», «Борьба за флажки», «Жмурки». 1 15 Закрепление и совершенствование разученных осетинских народных игр: «Перетягивание», «Борьба за флажки», «Жмурки». 1 16 Знакомство с особенностями татарских Народных игр: «Хлопушки», «Займи место» 1 17 Закрепление и совершенствование разученных татарских народных игр: «Хлопушки», «Займи место». 1 18 Знакомство с правилами татарской народной игры: «Лисички и курочки», её разучивание. 1 19 1 Закрепление и совершенствование разученной татарской народной игры: «Лисички и курочки» 20 Знакомство с правилами карельской народной игры: «Пятнашки на санках», её разучивание. 1 21 Закрепление и совершенствование разученной карельской народной игры: «Пятнашки на санках». 1 22 Знакомство с правилами удмуртской народной игрой: «Игра с платочком», её разучивание. 1 23 Закрепление и совершенствование разученной удмуртской народной игрой: «Игра с платочком». 1 24 Знакомство с правилами чувашской народной игры: «Луна или Солнце», её разучивание. 1 25 Закрепление и разученной чувашской народной игры: «Луна или Солнце». 1 26 Знакомство с правилами якутской народной игры: «Один лишний». Русская народная игра «Третий лишний» (сравнение игр). 1 27 Закрепление и совершенствование народной игры: «Один лишний». Повторение русской народной игры «Третий лишний». 1 28 Знакомство с особенностями игр народов Сибири и Дальнего Востока: «Льдинки, ветер, мороз», «Рыбаки и рыбки». 29 Закрепление и совершенствование разученных игр народов Сибири и Дальнего Востока: «Льдинки, ветер, мороз», «Рыбаки и рыбки». 30 Знакомство с особенностями украинских народных игр: «Колдун», «Печки». 1 1 1 31 Закрепление и совершенствование разученных украинских народных игр: «Колдун», «Печки». 1 32 Знакомство с особенностями белорусских народных игр: «Прела– горела», «Заяц – месяц», их разучивание. 1 33 Закрепление и совершенствование разученных белорусских 1 Народных игр: «Прела – горела», «Заяц – месяц», их разучивание. Итого: 33 2 год обучения (34 часа в год/ 1 час в неделю) № п/п Тема. Раздел темы 1 2 Количе ство часов Ознакомление с особенностями мордовской народной игры: «Раю – раю», её разучивание. 1 Совершенствование разученной мордовской народной игры: 1 «Раю – раю». 3 Ознакомление с особенностями татарской народной игры: «Угадай и догони», её разучивание. 1 4 Совершенствование разученной татарской народной игры: «Угадай и догони». 1 5 Ознакомление с особенностями игр умеренной психофизической нагрузкой: «Колечко», «Жмурки в кругу». 1 6 Совершенствование разученных игр умеренной психофизической нагрузкой: «Колечко», «Жмурки в кругу». 1 7 Ознакомление с особенностями игр с тонизирующей 7 психофизической нагрузкой: «Журавли и лягушки», «В шляпах». И их разучивание. 1 8 Совершенствование игр с тонизирующей психофизической нагрузкой: «Журавли и лягушки», «В шляпах». 1 9 Ознакомление с особенностями белорусских народных игр: «Мельница», «Охотники и утки», их разучивание. 1 10 Совершенствование разученных белорусских народных игр: «Мельница», «Охотники и утки». 1 11 1 12 Разучивание белорусской народной игры: «Посадка картошки». Совершенствование разученной белорусской народной игры: «Посадка картошки». 13 Ознакомление с особенностями латышской народной игры 1 1 «Птица без гнезда» и её разучивание. 14 Совершенствование разученной латышской народной игры «Птица без гнезда». 1 15 Ознакомление с особенностями азербайджанской народной игры «Вытащи платок» и её разучивание. 1 16 Совершенствование разученной азербайджанской народной 1 игры «Вытащи платок». 17 Ознакомление с особенностями украинских народных игр: «Хлебец», «Перепёлочка», их разучивание. 1 18 Совершенствование разученных «Хлебец», «Перепёлочка». 1 19 Ознакомление с особенностямибашкирских народных игр: «Медный пень», «Палка кидалка». 1 20 Совершенствование разученных башкирских народных игр: «Медный пень», «Палка кидалка». 1 21 Ознакомление с особенностями бурятских народных игр:«Бабки – лодыжки», «Иголка, нитка, узелок». 1 22 Совершенствование разученных бурятских народных :«Бабки – лодыжки», «Иголка, нитка, узелок». 1 23 Ознакомление с якутских народных игр: «Летящий диск», «Соколиный бой», их разучивание. 1 24 Совершенствование разученных якутских народных игр: «Летящий диск», «Соколиный бой». 1 25 Ознакомление с особенностями дагестанских народных игр: « Бег к реке», «Выбей из круга». 1 26 Совершенствование разученных дагестанских народных игр: « Бег к реке», «Выбей из круга». 1 27 Разучивание дагестанских народных игр: «Палочки стукалочки», «Слепой медведь». 1 28 Совершенствование разученных дагестанских народных игр: «Палочки – стукалочки», «Слепой медведь». 1 29 Ознакомление с особенностями еврейских народных игр: «Есть у нас козлик», «Найди афикоман», «Свинон». 1 30 Совершенствование разученных еврейских народных игр: «Есть у нас козлик», «Найди афикоман», «Свинон». 1 31 Ознакомление с особенностями эстонских «Черное и белое», «Щелчок», «Сторож». 1 32 Совершенствование разученных эстонских народных игр: «Черное и белое», «Щелчок», «Сторож». 1 33 Закрепление игр, разученных в течение учебного года. Закрепление игр, разученных в течение учебного года. 1 1 итого 34 34 № Количе ство часов п/п Тема. Раздел темы 1 Ознакомление с особенностями русских народных игр. Проведение и разучивание игр: «Почта», «Коршун», «Пчёлки и ласточки». 2 Совершенствование разученных русских народных игр: «Почта», «Коршун», «Пчёлки и ласточки». 3 Ознакомление с особенностями дагестанских народных игр: 1 «Подними платок», «Слепой медведь», их разучивание. 4 Совершенствование разученных дагестанских народных игр: «Подними платок», «Слепой медведь». 1 1 Ознакомление с особенностями осетинских народных игр: «Чепена», «Метание сОзнакомление плеча». с особенностями осетинских народных игр: «Чепена», «Метание с плеча». Совершенствование разученных осетинских народных игр: «Чепена», «Метание с плеча». 1 7 Ознакомление с особенностями чувашской народной игры: «Хищник в море», её разучивание. 1 8 Совершенствование разученной чувашской народной игры: «Хищник в море». 1 9 Ознакомление с особенностями игр народов Сибири и Дальнего Востока: «Смелые ребята», «Отбивка оленей». 1 10 Совершенствование разученных игр народов Сибири и Дальнего Востока: «Смелые ребята», «Отбивка оленей». 1 11 Знакомство с особенностями белорусской народной игры: «Хлоп, хлоп, убегай!». 1 12 Совершенствование разученной белорусской народной игры: «Хлоп, хлоп, убегай!». 1 13 Разучивание белорусской народной игры: «Жмурки». 1 14 Совершенствование разученной белорусской народной игры: «Жмурки». 1 15 Знакомство с особенностями узбекистанской народной игрой «Оксак – карга», ее разучивание. Совершенствование разученной узбекистанской народной игрой «Оксак – карга». 1 17 Знакомство с особенностями туркменской народной игры «Ягульга – таусмак», ее разучивание. 1 18 Совершенствование разученной туркменской народной игры «Ягульга – таусмак». 1 5 6 16 1 1 19 Знакомство с особенностями армянской народной игры «Статуя», ее разучивание. 1 20 Совершенствование разученной армянской народной игры «Статуя». 1 21 Разучивание украинской народной игры «Хромая уточка». 1 22 Совершенствование разученной украинской народной игры «Хромая уточка». 1 23 Знакомство с особенностями украинских игр: «Командные прятки», «Кватч». 1 24 Совершенствование разученных украинских игр: «Командные прятки», «Кватч». 1 25 Знакомство с особенностями игр стран Европы: «Три камешка», «Кварто». 1 26 Совершенствование разученных игр стран Европы: «Три камешка», «Кварто». 27 Знакомство с особенностями игр Восточной Азии: «Шарик в ладони», «Аист и лягушка», их разучивание. 28 Совершенствование разученных игр Восточной Азии: «Шарик в ладони», «Аист и лягушка». 1 1 1 29 Знакомство с особенностями американских игр: «Возьмите – положите», «Боевые змеи», из разучивание. 1 30 Совершенствование разученных американских игр: «Возьмите – положите», «Боевые змеи». 1 31 Знакомство с особенностями игр африканского континента: «Сенет», «Манкала». 1 32 33 Совершенствование разученных игр африканского континента: «Сенет», «Манкала». Знакомство с особенностями среднеазиатских игр: «Белая палочка», «Булава», «Вытащи платок», их разучивание. 34 Совершенствование разученных среднеазиатских игр: «Белая палочка», «Булава», «Вытащи платок». Итого: 34 4 год обучения (34 часа в год/ 1 час в неделю) № Количе ство часов п/п Тема. Раздел темы 1 Ознакомление с особенностями игр народов Дальнего Востока: «Ручейки, озёра», «Оленьи упряжки». 1 2 Совершенствование разученных игр народов Дальнего Востока: «Ручейки, озёра», «Оленьи упряжки». 1 3 Ознакомление с особенностями татарской народной игры: «Перехватчики». 1 4 Совершенствование разученной татарской народной игры: «Перехватчики». 1 Знакомство с особенностями тувинской народной игры: «Стрельба в мишень»,Ознакомление ее разучивание. с особенностями осетинских народных игр: «Чепена», «Метание с плеча». Совершенствование разученной тувинской народной игры: «Стрельба в мишень», ее разучивание. 1 5 6 1 7 Разучивание игр народов Сибири и Дальнего Востока: «Солнце», «Ловля оленей». 1 8 Совершенствование разученных игр народов Сибири и Дальнего Востока: «Солнце», «Ловля оленей». 1 9 Знакомство с особенностями белорусской народной игры: «Посадка картошки», ее разучивание. 1 10 Совершенствование разученной белорусской народной игры: «Посадка картошки». 1 11 Знакомство с особенностями белорусских народных игр: «Мороз», «У Мазая», их разучивание. 1 12 Совершенствование разученных белорусских народных игр: 1 «Мороз», «У Мазая». 13 Знакомство с особенностями украинских игр: «Колокол», «Квадрат», их разучивание. 1 14 Совершенствование разученных украинских игр: «Колокол», «Квадрат». 1 15 Знакомство с особенностями игр Восточной Азии: «Атья – патья», «Уголки», их разучивание. 1 16 Совершенствование разученных игр Восточной Азии: «Атья 1 – патья», «Уголки». 17 Знакомство с особенностями игр африканского континента: «Болотуду», «Вари», их разучивание. 1 18 Совершенствование разученных игр африканского континента: «Болотуду», «Вари». 1 19 Знакомство с особенностями среднеазиатских игр: «Джамбуль», «Ашички». 1 20 Совершенствование разученных среднеазиатских игр: «Джамбуль», «Ашички». 1 21 Знакомство с особенностями русских народных хороводных 1 игр: «Колпачок», «Жмурки на мемтах» 22 Совершенствование разученных русских народных хороводных игр: «Колпачок», «Жмурки на местах». 1 23 Знакомство с особенностями русских народных игр: «Шлёпанки», «Дедушко - медведушко», их разучивание. 1 24 Совершенствование разученных русских народных игр: «Шлёпанки», «Дедушко - медведушко», их разучивание. 1 25 Знакомство с особенностями белорусских народных игр: «Мельница», «Иванка», их разучивание. 1 26 Совершенствование разученных белорусских народных игр: «Мельница», «Иванка». 1 27 Знакомство с особенностями белорусских народных игр: «Михасик», «Ленок», их разучивание. 28 Совершенствование разученных белорусских народных игр: «Михасик», «Ленок». 1 29 Знакомство с особенностями татарских народных игр: «Спутанные кони», «Скок - перескок», их разучивание. 1 30 Совершенствование разученных татарских народных игр: «Спутанные кони», «Скок - перескок». 1 31 Знакомство с особенностями татарской народной игры: «Продаем горшки», ее разучивание. 1 Совершенствование разученных татарской народной игры: «Продаем горшки». 1 33 Знакомство с особенностями прибалтийских народных игр: «В речку – на берег», «Сельдь», их разучивание. 1 34 Совершенствование разученных прибалтийских народных игр: «В речку – на берег», «Сельдь». 1 Итого: 34 32 1