программа Народные игры (1)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вихляевская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на ШМО

Утверждаю:

Протокол №1 от

и.о. директора школы: А.М. Чувирова

августа 2023 года

Приказ №

от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Народные игры»
1-4 классы

Вихляева, 2023

августа 2023 года

1 Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы начального общего
образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции,
социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ
гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения
курса внеурочной деятельности «Народные игры» опыт специфической для
данного курса, деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению.
Планируемые личностные результаты
Освоение курса внеурочной деятельности «Народные игры» вносит
существенный вклад в достижение личностных результатов начального
общего образования, а именно:
1) формирует основы российской гражданской идентичности, чувство
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирует ценности
многонационального российского общества; участвует в становлении
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирует целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирует уважительное отношение к иному мнению, истории и
культуре других
4) способствует овладению начальными навыками адаптации
в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) способствует принятию и освоению социальной роли обучающегося,
развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного
смысла учения;
6) развивает самостоятельность и личную ответственность за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
7) формирует эстетические потребности, ценности и чувства;
8) развивает этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других
людей;
9) развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;

10) формирует установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Планируемые метапредметные результаты
Изучение курса внеурочной деятельности «Народные игры» играет
значительную роль в достижении метапредметных результатов начального
образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
Схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности,
этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных, стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса
внеурочной деятельности «Народные игры».
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием курса внеурочной деятельности «Народные игры»;
формирование начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.
Планируемые предметные результаты
При изучении курса внеурочной деятельности «Народные игры»
достигаются следующие предметные результаты:
1 Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для
жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине
болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих
спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
2 Социальная адаптация детей, расширение сферы общения,
приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
3 Формирование навыков сознательного отношения обучающихся к
собственному здоровью во всем его проявлениях.
4 Организация отдыха и досуга с использованием разученных подвижных
игр;
5 Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
6 Представление подвижных игр, как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
7 Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных
игр и соревнований;
8 Применение жизненно важных двигательных навыков и умений
различными способами, в различных изменяющихся, вариативных
условиях.

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
п/п

1

Виды
деятельности
Игровая

Формы организации
обучающющихся
Бессюжетные подвижные игры,
Подвижные игры с элементами
соревнования, ролевая игра,
сюжетные игры, игры большой, малой
и средней подвижности.

2

Художественное

Конкурсы рисунков
творчество

3
Досугово развлекательная
деятельность

Мини-соревнования, часы здоровья,
спортивные праздники

1-4 год обучения
Знакомство с особенностями русских народных игр.
Разучивание русских народных игр.
Знакомство и разучивание башкирских игр.
Игры с незначительной психофизической нагрузкой.
Карельские народные игры.
Марийские народные игры.
Осетинские народные игры.
Татарские народные игры.
Удмурская народная игра «Игра с платочком».
Чувашская народная игра «Луна и солнце».
Якутская народная игра «Один лишний.
Знакомство с особенностями игр Сибири и Дальнего Востока.
Знакомство с особенностями украинских игр.
Белорусские народные игры.
Латышские народные игры.
Азербайджанские народные игры.
Мордовские народные игры.
Игры с умеренной психофизической нагрузкой.
Ознакомление с особенностями игр с тонизирующей психофизической
нагрузкой.
Дагестанские народные игры.
Еврейские народные игры.

Бурятские народные игры.
Эстонские народные игры.
Туркменская народная игра.
Армянские народные игры.
Узбекистанская народная игра.
Знакомство с особенностями игр стран Европы.
Знакомство с особенностями игр Восточной Азии.
Знакомство с особенностями американских игр.
Знакомство с особенностями игр африканского континента.
Знакомство с особенностями среднеазиатских игр.
Особенности тувинской игры.
Знакомство с особенностями русских хороводных игр.
Знакомство с особенностями прибалтийских игр.
3 Тематическое планирование
1 год обучения
(33 часа в год/ 1 час в неделю)

№
п/п
1

2
3
4

Количество
часов
Тема. Раздел темы
Ознакомление с особенностями русских народных
игр. Проведение и разучивание игр: «Гуси – лебеди»,
«Жмурки», «У медведя во бору».
Совершенствование разученных русских народных игр:
«Гуси – лебеди», «Жмурки», «У медведя во бору».
Знакомство с русскими народными играми: «Ляпки»,
«Заря».
Совершенствование разученых русские народные игры:
«Ляпки», «Заря»

1

1
1
1

5

Закрепление разученных русских народных игр.

1

6

Ознакомление с особенностями башкирских народных игр.
Разучивание и проведение игр: «Липкие пеньки», «Табун»,
«Волк и ягнята».

1

7

Совершенствование разученных башкирских народных игр:
«Липкие пеньки», «Табун», «Волк и ягнята».

1

8

Знакомство с играми с незначительной психофизической
нагрузкой: «Чья лошадка быстрее», «Почтальон».

1

9

Закрепление и совершенствование игр с незначительной
Психофизической нагрузкой: «Чья лошадка быстрее»,
«Почтальон».

1

10

Знакомство с особенностями карельских народных игр:
«Мяч», «Стой, олень!»

1

11

Закрепление и совершенствование разученных
Карельских народных игр: «Мяч», «Стой, олень!»

1

12

Знакомство с особенностями марийской народной игры:
«Биляша».

1

13

Закрепление и совершенствование разученной марийской
народной игры: «Биляша».

1

14

Знакомство с особенностями осетинских народных
игр: «Перетягивание», «Борьба за флажки», «Жмурки».

1

15

Закрепление и совершенствование разученных осетинских
народных игр: «Перетягивание», «Борьба за флажки»,
«Жмурки».

1

16

Знакомство с особенностями татарских
Народных игр: «Хлопушки», «Займи место»

1

17

Закрепление и совершенствование разученных татарских
народных игр: «Хлопушки», «Займи место».

1

18

Знакомство с правилами татарской народной игры:
«Лисички и курочки», её разучивание.

1

19

1
Закрепление и совершенствование разученной татарской
народной игры: «Лисички и курочки»

20

Знакомство с правилами карельской народной игры:
«Пятнашки на санках», её разучивание.

1

21

Закрепление и совершенствование разученной карельской
народной игры: «Пятнашки на санках».

1

22

Знакомство с правилами удмуртской народной игрой: «Игра
с платочком», её разучивание.

1

23

Закрепление и совершенствование разученной удмуртской
народной игрой: «Игра с платочком».

1

24

Знакомство с правилами чувашской народной игры: «Луна
или Солнце», её разучивание.

1

25

Закрепление и разученной чувашской народной игры:
«Луна или Солнце».

1

26

Знакомство с правилами якутской народной игры: «Один
лишний». Русская народная игра «Третий лишний»
(сравнение
игр).

1

27

Закрепление и совершенствование народной игры: «Один
лишний». Повторение русской народной игры «Третий
лишний».

1

28

Знакомство с особенностями игр народов Сибири и
Дальнего Востока: «Льдинки, ветер, мороз», «Рыбаки и
рыбки».

29

Закрепление и совершенствование разученных игр народов
Сибири и Дальнего Востока: «Льдинки, ветер, мороз»,
«Рыбаки и рыбки».

30

Знакомство с особенностями украинских народных игр:
«Колдун», «Печки».

1

1

1

31

Закрепление и совершенствование разученных украинских
народных игр: «Колдун», «Печки».

1

32

Знакомство с особенностями белорусских народных игр:
«Прела– горела», «Заяц – месяц», их разучивание.

1

33

Закрепление и совершенствование разученных белорусских 1
Народных игр: «Прела – горела», «Заяц – месяц», их
разучивание.
Итого:

33

2 год обучения
(34 часа в год/ 1 час в неделю)

№
п/п
Тема. Раздел темы
1
2

Количе
ство
часов

Ознакомление с особенностями мордовской народной игры:
«Раю – раю», её разучивание.
1
Совершенствование разученной мордовской народной игры: 1
«Раю – раю».

3

Ознакомление с особенностями татарской народной
игры: «Угадай и догони», её разучивание.

1

4

Совершенствование разученной татарской народной игры:
«Угадай и догони».

1

5

Ознакомление с особенностями игр умеренной
психофизической
нагрузкой: «Колечко», «Жмурки в кругу».

1

6

Совершенствование разученных игр умеренной
психофизической нагрузкой: «Колечко», «Жмурки в кругу».

1

7

Ознакомление с особенностями игр с тонизирующей
7 психофизической нагрузкой: «Журавли и лягушки», «В
шляпах».
И их разучивание.

1

8

Совершенствование игр с тонизирующей психофизической
нагрузкой: «Журавли и лягушки», «В шляпах».

1

9

Ознакомление с особенностями белорусских народных игр:
«Мельница», «Охотники и утки», их разучивание.

1

10

Совершенствование разученных белорусских народных игр:
«Мельница», «Охотники и утки».

1

11

1

12

Разучивание белорусской народной игры: «Посадка
картошки».
Совершенствование разученной белорусской народной
игры:
«Посадка картошки».

13

Ознакомление с особенностями латышской народной игры

1

1

«Птица без гнезда» и её разучивание.
14

Совершенствование разученной латышской народной игры
«Птица без гнезда».

1

15

Ознакомление с особенностями азербайджанской народной
игры
«Вытащи платок» и её разучивание.

1

16

Совершенствование разученной азербайджанской народной 1
игры
«Вытащи платок».

17

Ознакомление с особенностями украинских народных игр:
«Хлебец», «Перепёлочка», их разучивание.

1

18

Совершенствование разученных «Хлебец», «Перепёлочка».

1

19

Ознакомление с особенностямибашкирских народных игр:
«Медный пень», «Палка кидалка».

1

20

Совершенствование разученных башкирских народных игр:
«Медный пень», «Палка кидалка».

1

21

Ознакомление с особенностями бурятских народных
игр:«Бабки – лодыжки», «Иголка, нитка,
узелок».

1

22

Совершенствование разученных бурятских народных
:«Бабки – лодыжки», «Иголка, нитка, узелок».

1

23

Ознакомление с якутских народных игр: «Летящий диск»,
«Соколиный бой», их разучивание.

1

24

Совершенствование разученных якутских народных игр:
«Летящий диск», «Соколиный бой».

1

25

Ознакомление с особенностями дагестанских народных игр:
«
Бег к реке», «Выбей из круга».

1

26

Совершенствование разученных дагестанских народных
игр: «
Бег к реке», «Выбей из круга».

1

27

Разучивание дагестанских народных игр: «Палочки
стукалочки», «Слепой медведь».

1

28

Совершенствование разученных дагестанских народных
игр:
«Палочки – стукалочки», «Слепой медведь».

1

29

Ознакомление с особенностями еврейских народных игр:
«Есть у
нас козлик», «Найди афикоман», «Свинон».

1

30

Совершенствование разученных еврейских народных игр:
«Есть
у нас козлик», «Найди афикоман», «Свинон».

1

31

Ознакомление с особенностями эстонских «Черное и
белое», «Щелчок», «Сторож».

1

32

Совершенствование разученных эстонских народных
игр: «Черное и белое», «Щелчок», «Сторож».

1

33

Закрепление игр, разученных в течение учебного года.
Закрепление игр, разученных в течение учебного года.

1
1

итого

34

34

№

Количе
ство
часов

п/п

Тема. Раздел темы

1

Ознакомление с особенностями русских народных игр.
Проведение и разучивание игр: «Почта», «Коршун»,
«Пчёлки и ласточки».

2

Совершенствование разученных русских народных игр:
«Почта», «Коршун», «Пчёлки и ласточки».

3

Ознакомление с особенностями дагестанских народных игр: 1
«Подними платок», «Слепой медведь», их разучивание.

4

Совершенствование разученных дагестанских народных
игр: «Подними платок», «Слепой медведь».

1

1

Ознакомление с особенностями осетинских народных игр:
«Чепена», «Метание сОзнакомление
плеча».
с
особенностями
осетинских народных
игр: «Чепена», «Метание
с плеча».
Совершенствование разученных осетинских народных игр:
«Чепена», «Метание с плеча».

1

7

Ознакомление с особенностями чувашской народной игры:
«Хищник в море», её разучивание.

1

8

Совершенствование разученной чувашской народной игры:
«Хищник в море».

1

9

Ознакомление с особенностями игр народов Сибири и
Дальнего Востока: «Смелые ребята», «Отбивка оленей».

1

10

Совершенствование разученных игр народов Сибири и
Дальнего Востока: «Смелые ребята», «Отбивка оленей».

1

11

Знакомство с особенностями белорусской народной игры:
«Хлоп, хлоп, убегай!».

1

12

Совершенствование разученной белорусской народной
игры: «Хлоп, хлоп, убегай!».

1

13

Разучивание белорусской народной игры: «Жмурки».

1

14

Совершенствование разученной белорусской народной
игры: «Жмурки».

1

15

Знакомство с особенностями узбекистанской народной
игрой
«Оксак – карга», ее разучивание.
Совершенствование разученной узбекистанской народной
игрой «Оксак – карга».

1

17

Знакомство с особенностями туркменской народной игры
«Ягульга – таусмак», ее разучивание.

1

18

Совершенствование разученной туркменской народной
игры «Ягульга – таусмак».

1

5

6

16

1

1

19

Знакомство с особенностями армянской народной игры
«Статуя», ее разучивание.

1

20

Совершенствование разученной армянской народной игры
«Статуя».

1

21

Разучивание украинской народной игры «Хромая уточка».

1

22

Совершенствование разученной украинской народной игры
«Хромая уточка».

1

23

Знакомство с особенностями украинских игр: «Командные
прятки», «Кватч».

1

24

Совершенствование разученных украинских игр:
«Командные прятки», «Кватч».

1

25

Знакомство с особенностями игр стран Европы: «Три
камешка», «Кварто».

1

26

Совершенствование разученных игр стран Европы: «Три
камешка», «Кварто».

27

Знакомство с особенностями игр Восточной Азии: «Шарик
в ладони», «Аист и лягушка», их разучивание.

28

Совершенствование разученных игр Восточной Азии:
«Шарик в ладони», «Аист и лягушка».

1
1

1

29

Знакомство с особенностями американских игр: «Возьмите
– положите», «Боевые змеи», из разучивание.

1

30

Совершенствование разученных американских игр:
«Возьмите – положите», «Боевые змеи».

1

31

Знакомство с особенностями игр африканского континента:
«Сенет», «Манкала».

1

32
33

Совершенствование разученных игр африканского
континента: «Сенет», «Манкала».
Знакомство с особенностями среднеазиатских игр: «Белая
палочка», «Булава», «Вытащи платок», их разучивание.

34

Совершенствование разученных среднеазиатских игр:
«Белая палочка», «Булава», «Вытащи платок».
Итого:

34

4 год обучения
(34 часа в год/ 1 час в неделю)

№

Количе
ство
часов

п/п

Тема. Раздел темы

1

Ознакомление с особенностями игр народов Дальнего
Востока: «Ручейки, озёра», «Оленьи упряжки».

1

2

Совершенствование разученных игр народов Дальнего
Востока: «Ручейки, озёра», «Оленьи упряжки».

1

3

Ознакомление с особенностями татарской народной игры:
«Перехватчики».

1

4

Совершенствование разученной татарской народной игры:
«Перехватчики».

1

Знакомство с особенностями тувинской народной игры:
«Стрельба в мишень»,Ознакомление
ее разучивание.
с
особенностями
осетинских народных
игр: «Чепена», «Метание
с плеча».
Совершенствование разученной тувинской народной игры:
«Стрельба в мишень», ее разучивание.

1

5

6

1

7

Разучивание игр народов Сибири и Дальнего Востока:
«Солнце», «Ловля оленей».

1

8

Совершенствование разученных игр народов Сибири и
Дальнего Востока: «Солнце», «Ловля оленей».

1

9

Знакомство с особенностями белорусской народной игры:
«Посадка картошки», ее разучивание.

1

10

Совершенствование разученной белорусской народной
игры: «Посадка картошки».

1

11

Знакомство с особенностями белорусских народных игр:
«Мороз», «У Мазая», их разучивание.

1

12

Совершенствование разученных белорусских народных игр: 1
«Мороз», «У Мазая».

13

Знакомство с особенностями украинских игр: «Колокол»,
«Квадрат», их разучивание.

1

14

Совершенствование разученных украинских игр:
«Колокол», «Квадрат».

1

15

Знакомство с особенностями игр Восточной Азии: «Атья –
патья», «Уголки», их разучивание.

1

16

Совершенствование разученных игр Восточной Азии: «Атья 1
– патья», «Уголки».

17

Знакомство с особенностями игр африканского континента:
«Болотуду», «Вари», их разучивание.

1

18

Совершенствование разученных игр африканского
континента: «Болотуду», «Вари».

1

19

Знакомство с особенностями среднеазиатских игр:
«Джамбуль», «Ашички».

1

20

Совершенствование разученных среднеазиатских игр:
«Джамбуль», «Ашички».

1

21

Знакомство с особенностями русских народных хороводных 1
игр: «Колпачок», «Жмурки на мемтах»

22

Совершенствование разученных русских народных
хороводных игр: «Колпачок», «Жмурки на местах».

1

23

Знакомство с особенностями русских народных игр:
«Шлёпанки», «Дедушко - медведушко», их разучивание.

1

24

Совершенствование разученных русских народных игр:
«Шлёпанки», «Дедушко - медведушко», их разучивание.

1

25

Знакомство с особенностями белорусских народных игр:
«Мельница», «Иванка», их разучивание.

1

26

Совершенствование разученных белорусских народных игр:
«Мельница», «Иванка».
1

27

Знакомство с особенностями белорусских народных игр:
«Михасик», «Ленок», их разучивание.

28

Совершенствование разученных белорусских народных игр:
«Михасик», «Ленок».
1

29

Знакомство с особенностями татарских народных игр:
«Спутанные кони», «Скок - перескок», их разучивание.

1

30

Совершенствование разученных татарских народных игр:
«Спутанные кони», «Скок - перескок».

1

31

Знакомство с особенностями татарской народной игры:
«Продаем горшки», ее разучивание.

1

Совершенствование разученных татарской народной игры:
«Продаем горшки».

1

33

Знакомство с особенностями прибалтийских народных игр:
«В речку – на берег», «Сельдь», их разучивание.

1

34

Совершенствование разученных прибалтийских народных
игр: «В речку – на берег», «Сельдь».

1

Итого:

34

32

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».