Рабочая программа Правописание 8кл — копия

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вихляевская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на ШМО

Утверждаю:

Протокол №1 от 30 августа 2023 года

И. о. директора школы:

А.М. Чувирова

Приказ №3108-1 от 31 августа 2023 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ПРАВОПИСАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
(вариативная часть)
КЛАСС 8-9

Исполнитель: Труфанова Ксения Павловна
Учитель

Деревня Вихляева
2023-2024 учебный год

Рабочая учебная программа предмета
«Правописание русского языка» 8-9 класс
Пояснительная записка

Программа вариативного курса «Правописание русского языка» рассчитана на 34 часа (в неделю – 1 час) для 8 класса и 17 часов (0,5 часов неделю)
в 9 классе. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Программа актуальна для
учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование
лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей
деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Основные задачи курса:

обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной
письменной речи;

обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;

способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Предполагаемые формы обучения:

практические занятия;

самостоятельная работа с вариантами;

работа с теоретическим материалом.

Раздел I
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсыИнтернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного
материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностейязыка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование,
описание, рассуждение) и функциональных разновидностейязыка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка
и речевогоэтикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидностиязыка;
 использовать знание алфавита при поискеинформации;
 различать значимые и незначимые единицыязыка;

 проводить фонетический и орфоэпический анализслова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звуковогосостава;
 членить слова на слоги и правильно ихпереносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их
формы в соответствии с акцентологическиминормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемныйсостав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализслов;
 проводить лексический анализслова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола,олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи имеждометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализаслов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,текст);
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных
особенностей;
 находить грамматическую основупредложения;
 распознавать главные и второстепенные членыпредложения;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненнойструктуры;
 проводить синтаксический анализ словосочетания ипредложения;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменнойречи;
 опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практикеправописания;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания впредложении;
 использовать орфографическиесловари.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого
результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснятьих;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительногословоупотребления;
 опознавать различные выразительные средстваязыка;
 писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другиежанры;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своейдеятельности;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного
и читательскогоопыта;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательныегнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значенияслова;
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательнойдеятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательныхзадач.

Раздел II
Содержание учебного предмета
8 класс
Фонетика, орфоэпия и графика
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Морфемный анализ слова.
Морфология
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой
самостоятельной (знаменательной) части речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных,
имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий).Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Основные принципы русской орфографии. Фонетический принцип. Морфемный принцип. Правописание
гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная
буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и
сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

9 класс
Основные факторы современного русского письма. Этимологический подход к анализу трудных вопросов орфографии.
Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо -) в качестве приставок. Правописание сложных существительных.
Написание глаголов с приставкой недо- и глаголов с частицей не и приставкой до-. Орфографический анализ текста.
Правописание производных предлогов и предложных сочетаний. Сложные предлоги. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных
сочетаний.
Модели образования сложных прилагательных. Слитное написание сложных прилагательных. Написание через дефис и раздельно.
-Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях. Правописание суффиксов страдательных причастий в полной и
краткой форме. Правописание бесприставочных причастий, образованных от глаголов совершенного вида. Правописание отглагольных прилагательных.
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Наречия, образованные соединением предлогов – приставок. Наречия, имеющие в своем составе
существительные или именные формы, не употребляющиеся в современном русском языке. Зависимость правописания наречий от контекста. Наречия
пространственного и временного значения. Раздельное написание наречных сочетаний.
Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на – мый.
Дефис и тире в орфографии и синтаксисе. Правописание существительных, прилагательных, наречий, частиц через дефис. Дефисное написание
повторяющихся слов. Обособленные приложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Словообразование и этимология. Правописание приставок. Отличие приставки от других частей слова. Неизменяемые приставки. Приставки пре- и при- .

Употребление слов с иноязычными приставками. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями слова.
Постановка знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными членами. Условия обособления. Обособленные определения, приложения,
обстоятельства, дополнения.
Пунктуация при сравнительных оборотах и присоединительных членах предложения.
Пунктуация в предложениях, осложнённых однородными членами. Условия однородности. Средства выражения однородности. Структура сочинительного
ряда.
Конструкции, не входящие в структуру предложения. Знаки препинания при них. Обращение. «Именительный представления». Вводные конструкции.
Вставные конструкции. Междометия.
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Индивидуально-авторская пунктуация. Пунктуация неполных предложений.

Раздел III.
Тематическое планирование
№п.п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33-35

8 класс

Тема урока
Введение. Основные принципы русской орфографии. Фонетический принцип.

Количество часов
1

Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа.
Правописание безударных гласных в корне слова.

1
1

Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание согласных. Двойные согласные.
Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-.
Контрольный словарный диктант.
Правописание О-Е-Ё после шипящих и Ц.
Правописание О-Е-Ё после шипящих и Ц.
И-Ы после Ц
Правописание сложных слов
Правописание сложных слов
Разделительный Ъ и Ь.
Тестирование по орфографии.
Склонение самостоятельных частей речи.
Склонение самостоятельных частей речи.
Глагол.
Причастие. Деепричастие.
Причастие. Деепричастие.
Правописание Н-НН в разных частях речи.
Правописание Н-НН в разных частях речи.
Контрольная работа.
Правописание частицы НЕ с разными частями речи.
Правописание частицы НЕ с разными частями речи.
Правописание наречий.
Правописание наречий.
Служебные части речи и междометие.
Служебные части речи и междометие.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.

Контрольная работа.
Обобщающие уроки
Итого

35

Тематическое планирование
№п.п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

9 класс

Тема урока
Вводное занятие. Основные факторы современного русского письма.Этимологический подход к анализу трудных вопросов
орфографии.
Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо -) в качестве приставок.
Написание глаголов с приставкой
недо- и глаголов с частицей не и приставкой до- .
Правописание производных предлогов и предложных сочетаний.
Модели образования сложных прилагательных.
-Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях.
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.
Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на - мый.
Дефис и тире в орфографии и синтаксисе.
Словообразование и этимология.
Постановка знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными членами. Условия обособления.
Пунктуация при сравнительные оборотах и присоединительных членах предложения.
Пунктуация в предложениях, осложнённых однородными членами. Условия однородности.
Средства выражения однородности. Структура сочинительного ряда.
Конструкции, не входящие в структуру предложения. Знаки препинания при них.
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Индивидуально-авторская пунктуация. Пунктуация
неполных предложений.
Итоговое тестирование.

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».