Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вихляевская основная общеобразовательная школа» Рассмотрено на ШМО Утверждаю: Протокол №1 от 30 августа 2023 года И. о. директора школы: А.М. Чувирова Приказ №3108-1 от 31 августа 2023 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ПРАВОПИСАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (вариативная часть) КЛАСС 8-9 Исполнитель: Труфанова Ксения Павловна Учитель Деревня Вихляева 2023-2024 учебный год Рабочая учебная программа предмета «Правописание русского языка» 8-9 класс Пояснительная записка Программа вариативного курса «Правописание русского языка» рассчитана на 34 часа (в неделю – 1 час) для 8 класса и 17 часов (0,5 часов неделю) в 9 классе. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Программа актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка. Основные задачи курса: обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. Предполагаемые формы обучения: практические занятия; самостоятельная работа с вариантами; работа с теоретическим материалом. Раздел I Планируемые результаты освоения учебного предмета Выпускник научится: владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсыИнтернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностейязыка; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностейязыка; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевогоэтикета; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидностиязыка; использовать знание алфавита при поискеинформации; различать значимые и незначимые единицыязыка; проводить фонетический и орфоэпический анализслова; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звуковогосостава; членить слова на слоги и правильно ихпереносить; определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическиминормами; опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемныйсостав; проводить морфемный и словообразовательный анализслов; проводить лексический анализслова; опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола,олицетворение); опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи имеждометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализаслов; опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,текст); анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; находить грамматическую основупредложения; распознавать главные и второстепенные членыпредложения; опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненнойструктуры; проводить синтаксический анализ словосочетания ипредложения; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменнойречи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практикеправописания; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания впредложении; использовать орфографическиесловари. Выпускник получит возможность научиться: анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснятьих; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительногословоупотребления; опознавать различные выразительные средстваязыка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другиежанры; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своейдеятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательскогоопыта; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательныегнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значенияслова; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательнойдеятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательныхзадач. Раздел II Содержание учебного предмета 8 класс Фонетика, орфоэпия и графика Применение знаний по фонетике в практике правописания. Морфемика и словообразование Морфемный анализ слова. Морфология Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий).Применение знаний по морфологии в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация Орфография. Понятие орфограммы. Основные принципы русской орфографии. Фонетический принцип. Морфемный принцип. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения. 9 класс Основные факторы современного русского письма. Этимологический подход к анализу трудных вопросов орфографии. Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо -) в качестве приставок. Правописание сложных существительных. Написание глаголов с приставкой недо- и глаголов с частицей не и приставкой до-. Орфографический анализ текста. Правописание производных предлогов и предложных сочетаний. Сложные предлоги. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний. Модели образования сложных прилагательных. Слитное написание сложных прилагательных. Написание через дефис и раздельно. -Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях. Правописание суффиксов страдательных причастий в полной и краткой форме. Правописание бесприставочных причастий, образованных от глаголов совершенного вида. Правописание отглагольных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Наречия, образованные соединением предлогов – приставок. Наречия, имеющие в своем составе существительные или именные формы, не употребляющиеся в современном русском языке. Зависимость правописания наречий от контекста. Наречия пространственного и временного значения. Раздельное написание наречных сочетаний. Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на – мый. Дефис и тире в орфографии и синтаксисе. Правописание существительных, прилагательных, наречий, частиц через дефис. Дефисное написание повторяющихся слов. Обособленные приложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в бессоюзном сложном предложении. Словообразование и этимология. Правописание приставок. Отличие приставки от других частей слова. Неизменяемые приставки. Приставки пре- и при- . Употребление слов с иноязычными приставками. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями слова. Постановка знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными членами. Условия обособления. Обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения. Пунктуация при сравнительных оборотах и присоединительных членах предложения. Пунктуация в предложениях, осложнённых однородными членами. Условия однородности. Средства выражения однородности. Структура сочинительного ряда. Конструкции, не входящие в структуру предложения. Знаки препинания при них. Обращение. «Именительный представления». Вводные конструкции. Вставные конструкции. Междометия. Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Индивидуально-авторская пунктуация. Пунктуация неполных предложений. Раздел III. Тематическое планирование №п.п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33-35 8 класс Тема урока Введение. Основные принципы русской орфографии. Фонетический принцип. Количество часов 1 Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа. Правописание безударных гласных в корне слова. 1 1 Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание согласных. Двойные согласные. Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-. Контрольный словарный диктант. Правописание О-Е-Ё после шипящих и Ц. Правописание О-Е-Ё после шипящих и Ц. И-Ы после Ц Правописание сложных слов Правописание сложных слов Разделительный Ъ и Ь. Тестирование по орфографии. Склонение самостоятельных частей речи. Склонение самостоятельных частей речи. Глагол. Причастие. Деепричастие. Причастие. Деепричастие. Правописание Н-НН в разных частях речи. Правописание Н-НН в разных частях речи. Контрольная работа. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Правописание наречий. Правописание наречий. Служебные части речи и междометие. Служебные части речи и междометие. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Контрольная работа. Обобщающие уроки Итого 35 Тематическое планирование №п.п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 9 класс Тема урока Вводное занятие. Основные факторы современного русского письма.Этимологический подход к анализу трудных вопросов орфографии. Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо -) в качестве приставок. Написание глаголов с приставкой недо- и глаголов с частицей не и приставкой до- . Правописание производных предлогов и предложных сочетаний. Модели образования сложных прилагательных. -Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на - мый. Дефис и тире в орфографии и синтаксисе. Словообразование и этимология. Постановка знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными членами. Условия обособления. Пунктуация при сравнительные оборотах и присоединительных членах предложения. Пунктуация в предложениях, осложнённых однородными членами. Условия однородности. Средства выражения однородности. Структура сочинительного ряда. Конструкции, не входящие в структуру предложения. Знаки препинания при них. Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Индивидуально-авторская пунктуация. Пунктуация неполных предложений. Итоговое тестирование. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1