Учебный план ОВЗ

РАССМОТРЕНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогический совет № 1

Директор МКОУ «Вихляевская ООШ»

От _______________2023г.

__________Чувирова А.М.
(подпись)
Приказ от ____.____.2023 № __

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся с ОВЗ
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «ВИХЛЯЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА»
2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью
сформирован на основе:
— Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида (1 вариант), утвержденного приказом Министерства
образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об
утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,
—Адаптированной образовательной программы для детей с умственной
отсталостью,
— Положения об организации интегрированного (инклюзивного) обучения детей с
ОВЗ по адаптированным образовательным программам,
— в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями СанПиН 2.4.2.282110,
— Положения об оценке качества обученности учеников основной школы,
обучающихся по адаптированным образовательным программам.
Учебный план регламентирует организацию образования детей с легкой и
умеренной умственной отсталостью в различных формах и является механизмом
реализации задач коррекционного образования: компенсации и преодоление
нарушений в развитии детей, приобщение их к разнообразным видам труда с
ориентацией на трудовую деятельность с учетом местных потребностей и условий,
подготовка их к самостоятельной жизни.
Учебный план общего образования детей с умственной отсталостью
предусматривает в качестве обязательного 5-летний срок обучения.
По окончании 9 класса обучающие сдают экзамен по трудовому обучению и
получают документ установленного образца об окончании образовательного
учреждения.
Учебный план включает учебные предметы, содержание которых доступно для
умственно отсталых учащихся, специфичные коррекционные предметы ( социально бытовая ориентировка, развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений
окружающей действительности и т.д. ), а также индивидуальные и групповые
коррекционные занятия (логопедические, лечебную физическую культуру, развитие
психомоторики и сенсорных процессов) и выполняет коррекционно-развивающую
роль в становлении социального опыта и личности умственно отсталого ребенка.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в первой, так и
во второй половине дня, их продолжительность 15-25 минут. Эти занятия проводятся
учителем, учителем-логопедом, и другими специалистами. Группы на коррекционные
занятия комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых,
двигательных и других нарушений, а на занятиях ЛФК - и в соответствии с
медицинскими рекомендациями. Стандарт структуры и содержания федерального
компонента учебного плана реализованы полностью.
Перечень учебных предметов, занятий по выбору (составляющих компонент ОУ)
определен совместно со всеми субъектами ОУ (учащимися, педагогами,
администрацией) и ориентирован на соответствие цели образования. Количество
часов, отводимое на изучение учебных предметов и входящих в обязательную
нагрузку обучающихся, в целом сохранено.

С целью соблюдения гигиенических требований к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки при 5-дневной неделе обучения (СанПиН
2.4.2.2821-10) изменено количество недельных часов в связи с тем, что обучение
ведется в условиях общеобразовательного класса: • на изучение учебных предметов: физическая культура в 1-9 классах - увеличено до 3 недельных часа за счет часов
«Ритмика»; - математика в 5, 6 классах - уменьшено до 5 недельных часов; профессионально - трудовое обучение в 6, 7, 8 классах - уменьшено до 7, 9 часов
соответственно. 14 - на изучение факультативных курсов - часы не выделены из-за
обучения по 5 - дневной учебной неделе. При проведении занятий по трудовому
обучению (с 5 по 9 класс), социально-бытовой ориентировке класс делится на две
подгруппы. При делении класса на подгруппы учитывается профиль трудового
обучения для девочек и мальчиков, вид реализуемых образовательных программ, а
также учитываются индивидуальные психофизические особенности учащихся и
имеющаяся материально техническая база ОУ.
Трудовая практика проводится в соответствии с графиком Летней трудовой
практики. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в
первой, так и во второй половине дня. Их продолжительность 15-25 минут.
Максимально допустимая недельная учебная нагрузка обучающихся при 5 -дневной
учебной неделе в соответствии с санитарными правилами и нормами (СанПиН
2.4.2.2821- 10) соблюдена.

Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (недельный)
Образователь Учебные предметы
ные
области
Всего
5
6
7
8
9
классы
I. Общеобразовательные курсы
Родной язык и Письмо и развитие
5
4
4
4
3
20
литература
речи,
русский язык
Чтение и развитие
4
4
3
3
3
17
речи,
литература
Математика
Математика
5
5
5
5
4
24
Природа
Природоведение
2
2
Биология
2
2
2
2
8
География
2
2
2
2
8
Обществознание История Отечества
2
2
2
6
Обществознание
1
1
2
Искусство
Изобразительное
1
1
1
3
искусство
Музыка и пение
1
1
1
1
4
Физическая
Физкультура
3
3
3
3
3
15
культура
II. Трудовая подготовка
Профильный труд
7
7
7
9
1
70
2
III. Коррекционная подготовка
Социально-бытовая ориентировка
1
1
1
1
1
5
Предельно допустимая нагрузка
29 30
32 33
33
157
обучающегося при 5-дневной учебной
неделе
Коррекционная Индивидуальные и
3
2
2
1
1
9
подготовка.
групповые
Обязательные коррекционные
индивидуальные занятия:
и
логопедические,
групповые
развитие
коррекционные психомоторики
занятия
и сенсорных
процессов

Учебный план для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью
по ФГОС
Пояснительная записка
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование
жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития
обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на
изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных
курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью 20 (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено
коррекционными
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными) и ритмикой в младших классах.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой
частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего
количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).

Недельный учебный план образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (1-4 классы)
Обязательная часть
Предметные
Учебные предметы
классы
области
1
2
3
4 итого
1. Язык и речевая
Русский язык
3
3
3
3
12
практика
Чтение
3
4
4
4
15
(Литературное
чтение)
Речевая практика
2
2
2
2
8
2. Математика
Математика
3
4
4
4
15
3. Естествознание
Мир природы и
2
1
1
1
5
человека
4. Искусство
Музыка
1
1
1
1
4
5. Физическая
культура
6. Технология
Итого:

Рисование
Физическая
культура (АФК)
Ручной труд

1
3

1
3

1
3

1
3

4
12

2
20

1
20

1
20

1
20

5
79

Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Естествознание
+Человек и
общество
Технология
Язык и речевая
практика
Итого

ОБЖ

1

1

1

1

4

Ручной труд

1

1

1

1

4

1

1

1

3

3

3

3

11

23

90

Речевая практика
2

Максимально допустимая недельная
21
23
23
учебная нагрузка при 5-дневной учебной
неделе
Коррекционно-развивающая область
1. Ритмика
2. Логопедические занятия

1
3

1
3

1
3

1
3

4
12

3. Психокоррекционные занятия

2

2

2

2

8

Итого

6

6

6

6

24

Внеурочная деятельность

4

4

4

4

16

Всего к финансированию

31

33

33

33

130

Недельный учебный план образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (5-9 классы)
Обязательная часть
Предметные
Учебные
классы
области
предметы
5
6
7
8
9 итого
1. Язык и речевая Русский язык
4
4
4
4
4
20
практика
Чтение (Литературное
4
4
4
4
4
20
чтение)
2. Математика
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
1
1
1
3
3. Естествознание Природоведение
2
2
4
Биология
2
2
2
6
География
2
2
2
2
8
4. Человек и
Мир истории
2
2
общество
Основы социальной
2
2
2
2
2
10
жизни
История Отечества
2
2
2
6
5. Искусство
Музыка
1
1
Рисование
2
2
5. Физическая
Физическая культура
3
3
3
3
3
15
культура
(АФК)
6. Технология
Профильный труд
6
6
7
8
8
35
Итого:
27
28
30 31
31
147
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Естествознание
1. ОБЖ
1
1
1
1
1
5
+Человек и
общество
Человек и
4. Основы социальной
1
1
2
общество
жизни
Итого
2
2
1
1
1
7
Максимально допустимая недельная
29
30
32 33
33
157
учебная нагрузка при 5-дневной учебной
неделе
Коррекционно-развивающая область
1. Ритмика
1
1
1
1
1
5
2. Логопедические занятия
3
3
2
2
2
12
3. Психокоррекционные занятия
2
2
3
3
3
13
Итого
6
6
6
6
6
30
Внеурочная деятельность
4
4
4
4
4
20
Всего к финансированию
39
40
42
43
43
207

Учебный план для обучающих с расстройством аутистического спектра
Учебный план для обучающихся с РАС, фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его
реализации.
Учебный план рассчитан на 6 лет: подготовительные (1-е классы) ― 4 класс.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой
категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В обязательную часть учебного плана в младших классах (дополнительные (1-е
классы)―4 класс) входят следующие предметы: Русский язык, Чтение, Речевая
практика, Математика, Мир природы и человека, Рисование, Музыка, Ручной труд,
Физкультура.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (психокоррекционными) и ритмикой в младших классах.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
В ходе психокорреционных занятий применяются разные формы взаимодействия с
обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом
и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений
учащихся. Основные направления работы связаны с развитием эмоциональноличностной и познавательной сферы учащихся.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность
учебных занятий в дополнительных первых классах составляет 35 минут. При
определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый»
режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35
минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4
урока по 40 минут каждый);1

Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования
составляет 34 недели, в дополнительных первых и 1-м классе — 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в дополнительных
первых и 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.

Еженедельный учебный план общего образования обучающихся с
расстройствами аутистического спектра
(дополнительные первые, I-IV классы)
Образовате
Количество часов в неделю
Все
ль-ные области Классы
го
1
1
1
2
3
4
доп доп
Учебные
предметы
Обязательная часть
1. Язык и
1.1.Русский
речевая
язык
практика
1.2.Чтение
1.3.Речевая
практика
2.
2.1.Математ
Математика
ика
3.
3.1. Мир
Естествознание природы
и человека
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2.
Рисование
5.
5.1.Физичес
Физическая
кая культура
культура
6.
6.1. Ручной
Технологии
труд
Итого
Часть, формируемая
участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая
недельная нагрузка
(при
5-дневной
учебной
неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные
занятия
и ритмика):
Внеурочная деятельность:
Всего к финансированию

2

2

3

3

3

3

16

2
3

2
3

3
2

4
2

4
2

4
2

19
14

3

3

3

4

4

4

21

2

2

2

1

1

1

9

2
2

2
2

2
1

1
1

1
1

1
1

9
8

3

3

3

3

3

3

18

2

2

2

1

1

1

9

21
-

21
-

21
-

20
3

20
3

20
3

123
9

21

21

21

23

23

23

132

6

6

6

6

6

6

36

4
31

4
31

4
31

4
33

4
33

4
33

24
192

Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.2)
Учебный план МКОУ «Вихляевская основная общеобразовательная школа»
построен с учётом требований современной жизни общества и тех проблем, которые
затрагивают интересы и потребности детей с ограниченными возможностями
здоровья. Своевременное обеспечение адекватных условий обучения и воспитания
детей с ЗПР способствует преодолению неуспеваемости учащихся, охране здоровья,
профилактике асоциального поведения, коррекции их психических и физических
нарушений.
Учебный план составлен с учетом психофизических особенностей детей и
направлен на восполнение пробелов предшествующего развития, на формирование
знаний и представлений об окружающем мире, одновременное развитие речи и
умственных операций, на развитие пространственных представлений и моторики, на
нормализацию деятельности в целом, что определяет специфику программы
специальной школы для детей с задержкой психического развития.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Обязательная часть УП определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы согласно
федерального компонента государственного стандарта, и учебное время, отводимое на
их изучение по классам (годам) обучения.
Формируемая часть В часть, формируемую участниками образовательных
отношений, входит внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями
Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(коррекционно-развивающее, нравственное, социальное, общекультурное, спортивнооздоровительное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации.
Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС, является
обязательным
и
представлено
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедические и психокоррекционные занятия) и ритмикой.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми
занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии
моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений,
координации движений и улучшения осанки детей. Количество часов в неделю
указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в
течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные
занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут.
Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3732
часов.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, на ступени начального общего
обучения составляет − 1680 часов, из них 1176 ч приходится на коррекционноразвивающее направление.
Учебный план АООП НОО (вариант 7.2) может реализовываться сроком обучения
4 года (в соответствии с учебным планом начальной школы) и 5 лет с
дополнительным 1 классом. Выбор обучения зависит от уровня усвоения
обучающимся учебных знаний и умений. Выбор программы определяется на
школьном ППК (обязательные предметные области учебного плана и учебные
предметы) соответствуют ООП НОО МКОУ

Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.2)
Предметная
Учебный
Количество часов в неделю
область
предмет
1
1 доп
2
3
4
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
5
5
5
5
5
литературное
Литературное
4
4
4
4
3
чтение
чтение
Иностранный
Иностранный
0
0
2
1
1
язык
язык
Математика и
Математика
4
4
4
4
4
информатика
Обществознание Окружающий
2
2
2
2
2
и
мир
естествознание
(«окружающий
мир»)
Основы
Основы
0
0
0
0
1
религиозных
религиозных
культур и
культур и
светской этики
светской этики
Искусство
Изобразительное
1
1
1
1
1
искусство
Музыка
1
1
1
1
1
Технология
Технология
1
1
1
1
1
Физическая
Физическая
3
3
3
3
2
культура
культура
Итого
21
21
23
23
23
Часть, формируемая участниками
2
2
2
образовательных отношений
Русский язык
1
1
Иностранный язык
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
21
21
23
23
23
Внеурочная деятельность
10
10
10
10
10
Коррекционно-развивающая
7
7
7
7
7
область
Коррекционно-развивающие
6
6
6
6
6
занятия
Ритмика
1
1
1
1
1
Народные игры
1
1
1
1
1
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
Проектная мастерская
1
1
1
1
1
Количество учебных недель
33
33
34
34
34
Всего часов в год
693
693
782
782
782


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».