РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ: Педагогический совет № 1 Директор МКОУ «Вихляевская ООШ» От _______________2023г. __________Чувирова А.М. (подпись) Приказ от ____.____.2023 № __ УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся с ОВЗ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ВИХЛЯЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью сформирован на основе: — Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», —Адаптированной образовательной программы для детей с умственной отсталостью, — Положения об организации интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам, — в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями СанПиН 2.4.2.282110, — Положения об оценке качества обученности учеников основной школы, обучающихся по адаптированным образовательным программам. Учебный план регламентирует организацию образования детей с легкой и умеренной умственной отсталостью в различных формах и является механизмом реализации задач коррекционного образования: компенсации и преодоление нарушений в развитии детей, приобщение их к разнообразным видам труда с ориентацией на трудовую деятельность с учетом местных потребностей и условий, подготовка их к самостоятельной жизни. Учебный план общего образования детей с умственной отсталостью предусматривает в качестве обязательного 5-летний срок обучения. По окончании 9 класса обучающие сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании образовательного учреждения. Учебный план включает учебные предметы, содержание которых доступно для умственно отсталых учащихся, специфичные коррекционные предметы ( социально бытовая ориентировка, развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности и т.д. ), а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия (логопедические, лечебную физическую культуру, развитие психомоторики и сенсорных процессов) и выполняет коррекционно-развивающую роль в становлении социального опыта и личности умственно отсталого ребенка. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня, их продолжительность 15-25 минут. Эти занятия проводятся учителем, учителем-логопедом, и другими специалистами. Группы на коррекционные занятия комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а на занятиях ЛФК - и в соответствии с медицинскими рекомендациями. Стандарт структуры и содержания федерального компонента учебного плана реализованы полностью. Перечень учебных предметов, занятий по выбору (составляющих компонент ОУ) определен совместно со всеми субъектами ОУ (учащимися, педагогами, администрацией) и ориентирован на соответствие цели образования. Количество часов, отводимое на изучение учебных предметов и входящих в обязательную нагрузку обучающихся, в целом сохранено. С целью соблюдения гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки при 5-дневной неделе обучения (СанПиН 2.4.2.2821-10) изменено количество недельных часов в связи с тем, что обучение ведется в условиях общеобразовательного класса: • на изучение учебных предметов: физическая культура в 1-9 классах - увеличено до 3 недельных часа за счет часов «Ритмика»; - математика в 5, 6 классах - уменьшено до 5 недельных часов; профессионально - трудовое обучение в 6, 7, 8 классах - уменьшено до 7, 9 часов соответственно. 14 - на изучение факультативных курсов - часы не выделены из-за обучения по 5 - дневной учебной неделе. При проведении занятий по трудовому обучению (с 5 по 9 класс), социально-бытовой ориентировке класс делится на две подгруппы. При делении класса на подгруппы учитывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, вид реализуемых образовательных программ, а также учитываются индивидуальные психофизические особенности учащихся и имеющаяся материально техническая база ОУ. Трудовая практика проводится в соответствии с графиком Летней трудовой практики. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня. Их продолжительность 15-25 минут. Максимально допустимая недельная учебная нагрузка обучающихся при 5 -дневной учебной неделе в соответствии с санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.2821- 10) соблюдена. Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (недельный) Образователь Учебные предметы ные области Всего 5 6 7 8 9 классы I. Общеобразовательные курсы Родной язык и Письмо и развитие 5 4 4 4 3 20 литература речи, русский язык Чтение и развитие 4 4 3 3 3 17 речи, литература Математика Математика 5 5 5 5 4 24 Природа Природоведение 2 2 Биология 2 2 2 2 8 География 2 2 2 2 8 Обществознание История Отечества 2 2 2 6 Обществознание 1 1 2 Искусство Изобразительное 1 1 1 3 искусство Музыка и пение 1 1 1 1 4 Физическая Физкультура 3 3 3 3 3 15 культура II. Трудовая подготовка Профильный труд 7 7 7 9 1 70 2 III. Коррекционная подготовка Социально-бытовая ориентировка 1 1 1 1 1 5 Предельно допустимая нагрузка 29 30 32 33 33 157 обучающегося при 5-дневной учебной неделе Коррекционная Индивидуальные и 3 2 2 1 1 9 подготовка. групповые Обязательные коррекционные индивидуальные занятия: и логопедические, групповые развитие коррекционные психомоторики занятия и сенсорных процессов Учебный план для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью по ФГОС Пояснительная записка Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью 20 (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа). Недельный учебный план образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-4 классы) Обязательная часть Предметные Учебные предметы классы области 1 2 3 4 итого 1. Язык и речевая Русский язык 3 3 3 3 12 практика Чтение 3 4 4 4 15 (Литературное чтение) Речевая практика 2 2 2 2 8 2. Математика Математика 3 4 4 4 15 3. Естествознание Мир природы и 2 1 1 1 5 человека 4. Искусство Музыка 1 1 1 1 4 5. Физическая культура 6. Технология Итого: Рисование Физическая культура (АФК) Ручной труд 1 3 1 3 1 3 1 3 4 12 2 20 1 20 1 20 1 20 5 79 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Естествознание +Человек и общество Технология Язык и речевая практика Итого ОБЖ 1 1 1 1 4 Ручной труд 1 1 1 1 4 1 1 1 3 3 3 3 11 23 90 Речевая практика 2 Максимально допустимая недельная 21 23 23 учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Коррекционно-развивающая область 1. Ритмика 2. Логопедические занятия 1 3 1 3 1 3 1 3 4 12 3. Психокоррекционные занятия 2 2 2 2 8 Итого 6 6 6 6 24 Внеурочная деятельность 4 4 4 4 16 Всего к финансированию 31 33 33 33 130 Недельный учебный план образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (5-9 классы) Обязательная часть Предметные Учебные классы области предметы 5 6 7 8 9 итого 1. Язык и речевая Русский язык 4 4 4 4 4 20 практика Чтение (Литературное 4 4 4 4 4 20 чтение) 2. Математика Математика 4 4 3 3 3 17 Информатика 1 1 1 3 3. Естествознание Природоведение 2 2 4 Биология 2 2 2 6 География 2 2 2 2 8 4. Человек и Мир истории 2 2 общество Основы социальной 2 2 2 2 2 10 жизни История Отечества 2 2 2 6 5. Искусство Музыка 1 1 Рисование 2 2 5. Физическая Физическая культура 3 3 3 3 3 15 культура (АФК) 6. Технология Профильный труд 6 6 7 8 8 35 Итого: 27 28 30 31 31 147 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Естествознание 1. ОБЖ 1 1 1 1 1 5 +Человек и общество Человек и 4. Основы социальной 1 1 2 общество жизни Итого 2 2 1 1 1 7 Максимально допустимая недельная 29 30 32 33 33 157 учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Коррекционно-развивающая область 1. Ритмика 1 1 1 1 1 5 2. Логопедические занятия 3 3 2 2 2 12 3. Психокоррекционные занятия 2 2 3 3 3 13 Итого 6 6 6 6 6 30 Внеурочная деятельность 4 4 4 4 4 20 Всего к финансированию 39 40 42 43 43 207 Учебный план для обучающих с расстройством аутистического спектра Учебный план для обучающихся с РАС, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план рассчитан на 6 лет: подготовительные (1-е классы) ― 4 класс. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В обязательную часть учебного плана в младших классах (дополнительные (1-е классы)―4 класс) входят следующие предметы: Русский язык, Чтение, Речевая практика, Математика, Мир природы и человека, Рисование, Музыка, Ручной труд, Физкультура. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. В ходе психокорреционных занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся. Основные направления работы связаны с развитием эмоциональноличностной и познавательной сферы учащихся. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебных занятий в дополнительных первых классах составляет 35 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый);1 Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в дополнительных первых и 1-м классе — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в дополнительных первых и 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Еженедельный учебный план общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (дополнительные первые, I-IV классы) Образовате Количество часов в неделю Все ль-ные области Классы го 1 1 1 2 3 4 доп доп Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и 1.1.Русский речевая язык практика 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. 2.1.Математ Математика ика 3. 3.1. Мир Естествознание природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Рисование 5. 5.1.Физичес Физическая кая культура культура 6. 6.1. Ручной Технологии труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): Внеурочная деятельность: Всего к финансированию 2 2 3 3 3 3 16 2 3 2 3 3 2 4 2 4 2 4 2 19 14 3 3 3 4 4 4 21 2 2 2 1 1 1 9 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 9 8 3 3 3 3 3 3 18 2 2 2 1 1 1 9 21 - 21 - 21 - 20 3 20 3 20 3 123 9 21 21 21 23 23 23 132 6 6 6 6 6 6 36 4 31 4 31 4 31 4 33 4 33 4 33 24 192 Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Учебный план МКОУ «Вихляевская основная общеобразовательная школа» построен с учётом требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Своевременное обеспечение адекватных условий обучения и воспитания детей с ЗПР способствует преодолению неуспеваемости учащихся, охране здоровья, профилактике асоциального поведения, коррекции их психических и физических нарушений. Учебный план составлен с учетом психофизических особенностей детей и направлен на восполнение пробелов предшествующего развития, на формирование знаний и представлений об окружающем мире, одновременное развитие речи и умственных операций, на развитие пространственных представлений и моторики, на нормализацию деятельности в целом, что определяет специфику программы специальной школы для детей с задержкой психического развития. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть Обязательная часть УП определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы согласно федерального компонента государственного стандарта, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Формируемая часть В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, нравственное, социальное, общекультурное, спортивнооздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС, является обязательным и представлено коррекционно-развивающими занятиями (логопедические и психокоррекционные занятия) и ритмикой. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки детей. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут. Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3732 часов. Время, отводимое на внеурочную деятельность, на ступени начального общего обучения составляет − 1680 часов, из них 1176 ч приходится на коррекционноразвивающее направление. Учебный план АООП НОО (вариант 7.2) может реализовываться сроком обучения 4 года (в соответствии с учебным планом начальной школы) и 5 лет с дополнительным 1 классом. Выбор обучения зависит от уровня усвоения обучающимся учебных знаний и умений. Выбор программы определяется на школьном ППК (обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО МКОУ Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Предметная Учебный Количество часов в неделю область предмет 1 1 доп 2 3 4 Обязательная часть Русский язык и Русский язык 5 5 5 5 5 литературное Литературное 4 4 4 4 3 чтение чтение Иностранный Иностранный 0 0 2 1 1 язык язык Математика и Математика 4 4 4 4 4 информатика Обществознание Окружающий 2 2 2 2 2 и мир естествознание («окружающий мир») Основы Основы 0 0 0 0 1 религиозных религиозных культур и культур и светской этики светской этики Искусство Изобразительное 1 1 1 1 1 искусство Музыка 1 1 1 1 1 Технология Технология 1 1 1 1 1 Физическая Физическая 3 3 3 3 2 культура культура Итого 21 21 23 23 23 Часть, формируемая участниками 2 2 2 образовательных отношений Русский язык 1 1 Иностранный язык 1 1 1 ИТОГО недельная нагрузка 21 21 23 23 23 Внеурочная деятельность 10 10 10 10 10 Коррекционно-развивающая 7 7 7 7 7 область Коррекционно-развивающие 6 6 6 6 6 занятия Ритмика 1 1 1 1 1 Народные игры 1 1 1 1 1 Разговоры о важном 1 1 1 1 1 Проектная мастерская 1 1 1 1 1 Количество учебных недель 33 33 34 34 34 Всего часов в год 693 693 782 782 782