Адаптированная основная общеобразовательная программа ООО для обучающихся с ЗПР
Описание образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (АООП ООО для обучающихся с ЗПР)
Общая характеристика
АООП ООО для обучающихся с ЗПР — это образовательная программа, адаптированная для обучения, воспитания и социализации школьников с задержкой психического развития. Она учитывает:
особенности их психофизического развития;
индивидуальные возможности;
особые образовательные потребности;
необходимость коррекции нарушений развития;
задачи социальной адаптации.
Программа разработана в соответствии с:
ФГОС ООО (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования;
Приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».
Структура программы
АООП ООО для обучающихся с ЗПР включает три раздела:
Целевой — определяет:
общее назначение программы;
цели и задачи реализации;
принципы и подходы к формированию;
планируемые результаты освоения;
систему оценки достижения результатов.
Содержательный — задаёт общее содержание образования и включает:
рабочие программы учебных предметов;
программу формирования универсальных учебных действий;
программу воспитания (на основе Приказа № 370);
программу коррекционной работы, включая коррекционные курсы.
Организационный — определяет:
рамки организации образовательного процесса;
систему условий реализации программы (кадровые, психолого‑педагогические, финансово‑экономические, материально‑технические, информационно‑методические).
Цели реализации
Основные цели АООП ООО для обучающихся с ЗПР:
организовать учебный процесс с учётом требований ФГОС ООО;
создать условия для становления и формирования личности обучающегося;
обеспечить разработку индивидуальных программ и учебных планов.
Задачи программы
Для достижения целей решаются следующие задачи:
формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса, здорового образа жизни;
развитие культуры межличностного и межэтнического общения;
приобретение навыков умственного и физического труда;
развитие интересов, способностей и склонностей к социальному самоопределению;
обеспечение преемственности уровней образования (начальное → основное → среднее);
достижение планируемых результатов освоения программы;
обеспечение доступности качественного образования;
организация профориентации и учебно‑исследовательского проектирования;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Принципы и подходы
В основе программы — следующие принципы:
учёт требований ФГОС ООО — соответствие целям, содержанию и условиям обучения;
учёт языка обучения — право на образование на родном языке народов РФ;
учёт ведущей деятельности — построение учебного процесса в структуре учебной деятельности;
индивидуализация обучения — разработка индивидуальных программ с учётом мнения родителей.
Ключевые подходы:
дифференцированный — учёт особых образовательных потребностей и неоднородности возможностей освоения содержания;
деятельностный — ориентация на развитие личности и расширение «зоны ближайшего развития».
Особенности реализации
Срок обучения — 5 лет (5–9 классы). При обоснованной необходимости срок может быть увеличен до 6 лет с разработкой индивидуального учебного плана.
Дифференцированный подход к отбору содержания:
объём знаний и умений по предметам незначительно сокращается за счёт устранения избыточных требований;
тематическое планирование совпадает с примерной ООП ООО и рабочими программами УМК.
Коррекционная работа включает:
специальные образовательные программы и методы;
учебники, пособия и дидактические материалы;
технические средства обучения;
услуги ассистента;
групповые и индивидуальные коррекционные занятия.
Оценка достижений учитывает психофизические особенности и особые образовательные потребности обучающихся.
Условия реализации
Решение о обучении по АООП ООО принимается на основе заключения ПМПК (психолого‑медико‑педагогической комиссии).
Для обучающихся с инвалидностью программа дополняется ИПРА (индивидуальной программой реабилитации и абилитации) в части создания специальных условий.
Планируемые результаты
Обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям с образованием нормативно развивающихся сверстников, в те же сроки (5–9 классы).
Проектируемый результат — достижение социальной зрелости, достаточной для:
дальнейшего самоопределения;
самореализации в учебной, трудовой и культурной сферах;
освоения форм социального поведения и реализации их в семье и гражданском обществе.