Адаптированная основная общеобразовательная программа ООО для обучающихся с ЗПР

Описание образовательной программы

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (АООП ООО для обучающихся с ЗПР)

Общая характеристика

АООП ООО для обучающихся с ЗПР — это образовательная программа, адаптированная для обучения, воспитания и социализации школьников с задержкой психического развития. Она учитывает:

  • особенности их психофизического развития;

  • индивидуальные возможности;

  • особые образовательные потребности;

  • необходимость коррекции нарушений развития;

  • задачи социальной адаптации.

Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС ООО (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287);

  • Примерной основной образовательной программой основного общего образования;

  • Приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».

Структура программы

АООП ООО для обучающихся с ЗПР включает три раздела:

  1. Целевой — определяет:

    • общее назначение программы;

    • цели и задачи реализации;

    • принципы и подходы к формированию;

    • планируемые результаты освоения;

    • систему оценки достижения результатов.

  2. Содержательный — задаёт общее содержание образования и включает:

    • рабочие программы учебных предметов;

    • программу формирования универсальных учебных действий;

    • программу воспитания (на основе Приказа № 370);

    • программу коррекционной работы, включая коррекционные курсы.

  3. Организационный — определяет:

    • рамки организации образовательного процесса;

    • систему условий реализации программы (кадровые, психолого‑педагогические, финансово‑экономические, материально‑технические, информационно‑методические).

Цели реализации

Основные цели АООП ООО для обучающихся с ЗПР:

  • организовать учебный процесс с учётом требований ФГОС ООО;

  • создать условия для становления и формирования личности обучающегося;

  • обеспечить разработку индивидуальных программ и учебных планов.

Задачи программы

Для достижения целей решаются следующие задачи:

  • формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса, здорового образа жизни;

  • развитие культуры межличностного и межэтнического общения;

  • овладение основами наук и государственным языком РФ;Хочу такой сайт

  • приобретение навыков умственного и физического труда;

  • развитие интересов, способностей и склонностей к социальному самоопределению;

  • обеспечение преемственности уровней образования (начальное → основное → среднее);

  • достижение планируемых результатов освоения программы;

  • обеспечение доступности качественного образования;

  • организация профориентации и учебно‑исследовательского проектирования;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Принципы и подходы

В основе программы — следующие принципы:

  • учёт требований ФГОС ООО — соответствие целям, содержанию и условиям обучения;

  • учёт языка обучения — право на образование на родном языке народов РФ;

  • учёт ведущей деятельности — построение учебного процесса в структуре учебной деятельности;

  • индивидуализация обучения — разработка индивидуальных программ с учётом мнения родителей.

Ключевые подходы:

  • дифференцированный — учёт особых образовательных потребностей и неоднородности возможностей освоения содержания;

  • деятельностный — ориентация на развитие личности и расширение «зоны ближайшего развития».

Особенности реализации

  1. Срок обучения — 5 лет (5–9 классы). При обоснованной необходимости срок может быть увеличен до 6 лет с разработкой индивидуального учебного плана.

  2. Дифференцированный подход к отбору содержания:

    • объём знаний и умений по предметам незначительно сокращается за счёт устранения избыточных требований;

    • тематическое планирование совпадает с примерной ООП ООО и рабочими программами УМК.

  3. Коррекционная работа включает:

    • специальные образовательные программы и методы;

    • учебники, пособия и дидактические материалы;

    • технические средства обучения;

    • услуги ассистента;

    • групповые и индивидуальные коррекционные занятия.

  4. Оценка достижений учитывает психофизические особенности и особые образовательные потребности обучающихся.

Условия реализации

Решение о обучении по АООП ООО принимается на основе заключения ПМПК (психолого‑медико‑педагогической комиссии).

Для обучающихся с инвалидностью программа дополняется ИПРА (индивидуальной программой реабилитации и абилитации) в части создания специальных условий.

Планируемые результаты

Обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям с образованием нормативно развивающихся сверстников, в те же сроки (5–9 классы).

Проектируемый результат — достижение социальной зрелости, достаточной для:

  • дальнейшего самоопределения;

  • самореализации в учебной, трудовой и культурной сферах;

  • освоения форм социального поведения и реализации их в семье и гражданском обществе.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».