Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для обучающихся с ЗПР
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) — это образовательная программа, которая учитывает особенности психофизического развития и индивидуальные возможности детей с ЗПР. Она направлена на коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. 12
Основные характеристики АООП НОО для обучающихся с ЗПР:
Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) и другими нормативными документами.
123Включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.
24Состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений.
2Определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности.
4
Цель реализации АООП НОО — обеспечить выполнение требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ путём создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, что позволит им усвоить социальный и культурный опыт. 2
Принципы формирования АООП НОО:
государственная политика РФ в области образования (гуманистический характер, единство образовательного пространства, общедоступность и др.);
учёт типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
коррекционная и развивающая направленность образовательного процесса;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности (ориентировка на программу основного общего образования);
принцип направленности на формирование деятельности;
принцип переноса усвоенных знаний и навыков в различные жизненные ситуации;
принцип сотрудничества с семьёй.
1
Подходы к формированию АООП НОО:
Дифференцированный подход предполагает учёт особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это позволяет создать разнообразные варианты программы, в том числе на основе индивидуального учебного плана.
2Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологии и признаёт, что развитие личности обучающихся с ЗПР определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Реализация этого подхода обеспечивает социально и личностно значимый характер образования, прочное усвоение знаний и опыта, повышение мотивации к учению и условия для общекультурного и личностного развития.
12
Структура АООП НОО включает:
Целевой раздел, который определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации программы, а также способы их достижения. Включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы и систему оценки их достижения.
2Содержательный раздел, который определяет общее содержание образования и включает программы формирования универсальных учебных действий, отдельных учебных предметов, духовно-нравственного развития, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы и внеурочной деятельности.
2Организационный раздел, который включает учебный план, план внеурочной деятельности, годовой календарный график и систему специальных условий реализации программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
3
Нормативный срок освоения основной образовательной программы — 4–5 лет. 4
Варианты АООП НОО (например, 7.1 и 7.2) различаются по условиям обучения и особым образовательным потребностям обучающихся. Например, вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям образованию обучающихся без ограничений по здоровью, в те же сроки (1–4 классы). 45
Для более детального изучения конкретной программы рекомендуется обратиться к документам образовательного учреждения, так как содержание может варьироваться в зависимости от региона и учреждения.