основы социальной жизни (2) (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования и молодёжной политики Администрации Талицкого муниципального
округа
МКОУ "Вихляевская ООШ"
РАССМОТРЕНО
На педагогическом совете
МКОУ "Вихляевская ООШ"
Протокол №1 от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
и.о. директора
_________А. М. Чувирова
№ 2908-1 от «29» августа 2025 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Основы социальной жизни»
для обучающихся 5-9 классов

Вихляева2024г.

Пояснительнаязаписка
Адаптированная рабочая программа (далее АРП) учебного предмета «Основы
социальнойжизни»(далееОСЖ)составленанаосновеследующихнормативноправовых документов:
- Федеральныйзакон«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»от29.12.2012№
273-ФЗ;
- ПриказМинистерстваобразованияинаукиРФот19декабря2014г.N1599«Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об
утверждениифедеральногоперечняучебников,рекомендуемыхкиспользованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего,среднего общего образования”;
- постановление Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательныхучреждениях»от29.12.2010№189(зарегистрированов
Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерацииот10июля2015г.№26«Об утвержденииСанПиН2.4.2.32.86-15
«Санитарно-эпидемиологические требования кусловиям иорганизацииобучения
ивоспитанияворганизациях,осуществляющихобразовательнуюдеятельностьпо
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»;
-«Программыспециальных(коррекционных)образовательныхучрежденийVIII
вида: 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой. М.: Гуманитарный
издательский центр «ВЛАДОС», 2013г.Сб. № 1.
АРПучебногопредметаОСЖрассчитанана5лет
Цельюданнойпрограммыявляетсяразвитиесоциальнойкомпетентностиудетей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и подготовка их к
самостоятельной жизни в социуме.
Основныезадачи:
- формированиеувоспитанниковспециальной(коррекционной)школы-интерната
знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
- формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы
психическогоздоровьяшкольникаиихсоциально-психологическойадаптации;

- развитиекоммуникативнойфункцииречикакнепременноеусловиесоциальной
адаптации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- освоениетеоретическойинформации,атакжеприобретениебытовыхнавыков;
- развитиеумений,необходимыхподросткамсособымиобразовательными
потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме
самостоятельности;
- повышениеуровняпознавательнойактивностиирасширениеобъема
имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
- воспитаниепозитивныхкачествличности.
Предмет ОСЖ изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая
принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении
нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их
знаний,совершенствованияимеющихсяунихуменийинавыковиформирования
новых. Изучаемый предмет имеет своё логическое продолжение в системе
внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на
занятиях по ОСЖ знаний и умений в процессе практической работы, формирует
на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность
учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов.
ЗанятияпоОСЖпроводятсявспециальномкабинете,вкоторомотведеныместа для
учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме
всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации
кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники
безопасности.
I. Планируемыепредметныерезультатыосвоенияучебногопредмета
В результате реализации АРП учебного предмета ОСЖ у детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны быть сформированы
теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для
самообслуживания,адаптациивсовременномобществе,ориентациивсоциумеи быту, в
самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.

5класс
Учащиесядолжнызнать:

- Последовательностьвыполненияутреннегоивечернеготуалета,периодичность и
правила чистки зубов, ушей, мытья головы; правила освещения помещения,
правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач.
- Видыодеждыиобуви,правилауходазаодеждойиобувью.
- Видыпосуды,правилаиприемы ухода.
- Виды бутербродов, санитарно-гигиенические требования к процессу
приготовленияпищиназначениекухонныхпринадлежностейипосуды,правила
пользования ножом, электроплитой, микроволновой печью.
- Требованиякосанкеприходьбе,вположениисидяистоя,правилаповедения при
встрече и расставании, формы обращения к старшим и сверстникам при
встрече и расставании, культуру поведения за столом во время приема пищи.
- Видыжилыхпомещенийвгородеиселеиихразличие, почтовыйадрессвоего дома
и школы-интерната.
- Наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната, варианты
проездаразличнымивидамитранспорта,количествовремени,затрачиваемогона
дорогу, пересадки, пешеходный маршрут, основные знаки дорожного движения.
- Основные виды торговых предприятий, их назначение, виды отделов в
продовольственныхмагазинахипорядокпокупкитовароввних,атакжезначение
срока годности продуктов питания, их хранение.
Учащиесядолжныуметь:
- Совершатьутреннийтуалет,вопределеннойпоследовательностисовершать
вечерний туалет, мыть и причесывать волосы, выбирать прическу.
- Подбиратьодежду,головные уборы,обувьпосезону,сушитьмокруюодеждуи
чистить одежду, подбирать крем и чистить кожаную обувь, подготавливать
одежду и обувь к сезонному хранению.
- Резатьножомпродуктыдлябутербродов,отвариватьяйца,нарезатьвареные
овощи кубиками и соломкой, накрывать на стол с учетом конкретного меню,
мыть и чистить кухонные и столовые принадлежности и посуду.
- Следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя,
правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и
девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях,
вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым. Тактично
вестисебявовремяразговорасостаршимиисверстниками,правильновестисебя за
столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно
принимать пищу).
- Соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Правила посадки,
покупкибилета,поведениявсалонеипривыходенаулицу.Соблюдатьправила
дорожного движения.

- Выбиратьпродуктыдляприготовлениязавтракасучетомконкретногоменю,
оплачивать покупку, правильно хранить продукты питания и готовую пищу в
домашних условиях.

6класс
Учащиесядолжнызнать:
- Правила закаливания организма, обтирания; правила соблюдения личной
гигиенывовремявыполненияфизическихупражнений,походов,правилаухода за
руками.
- Правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей, санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при работе с
колющимиирежущимиинструментами,электронагревательнымиприборамии
бытовыми химическими средствами.
- Составсемьи,имена, отчествародителейиблизкихродственников,место
работы и должность родителей, правила поведения в семье.
- Правилаповедениявзрелищныхикультурно-просветительныхучреждениях,
правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых
мероприятий.
- Способы первичной и тепловой обработки круп, овощей, санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при работе с
режущими инструментами, кипятком, правила пользования электроприборами,
определениекачестваисроковхраненияпродуктов,правилахраненияпродуктов в
холодильнике и без него.
- Гигиеническиетребованиякжиломупомещению,правилаипоследовательности
проведения уборки помещения, санитарно-гигиенические требования, назначение
пылесоса и уход за ним.
- Основныетранспортныесредства,стоимостьпроезданапригородном
железнодорожном транспорте, порядок приобретения билетов.
- Видыспециализированныхмагазинов,видыистоимостьразличныхтоваров,
порядок приобретения товаров.
- Видымедицинскойпомощиимедицинскихучреждений, функцииосновных
врачей-специалистов.
- Основныесредствасвязи;видыпочтовыхотправлений,стоимостьпочтовых
услуг при отправлении писем различного вида.
- Видыдетскихучрежденийиихназначение,адресДомакультуры,какиекружки и
секции в нем имеются.
Учащиесядолжныуметь:

- Мытьруки,стричьногтинарукахиногах;подбиратькосметическиесредства для
ухода за кожей рук.
- Пришиватьпуговицы. Подбиратьмоющиесредствадлястирки,стиратьи
гладить изделия из хлопчатобумажных тканей.
- Культурновестисебявтеатре,музее,читальномзале,правильноибезопасно
вести себя при посещении массовых мероприятий.
- Варитькашунаводе,отвариватькартофельиготовитьпюре,завариватьчай,
оформлять готовые блюда.
- Производитьсухуюивлажнуюуборкупомещения сиспользованиемпылесоса,
ухаживать за мебелью в зависимости от ее покрытия, используя бытовые
химические средства.
- Оплачиватьпроезднавсехвидахтранспорта,приобретатьбилетна
железнодорожной станции на пригородные поезда.
- Выбиратьдоброкачественныепродуктыпитаниявпродовольственноммагазине,
обращаться к продавцу, кассиру.
- Вызыватьврачанадом,приобретатьлекарствоваптеке.
- Записыватьпочтовыеадресасиндексомнаконвертах.

7класс
Учащиесядолжнызнать:
- Правиласоблюденияличнойгигиеныподростка,правиласменыодежды,
нательного и постельного белья.
- Особенности стирки белья с использованием стиральной машины-автомата.
Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при
ремонте одежды, стирке с помощьюстиральноймашины, последовательностьи
особенности утюжки брюк и спортивной одежды. Назначение прачечной, виды
услугиправилапользования.Некоторыетихиеиподвижныеигрыдлямладших
школьников.
- Способыобработкиовощных,мясных,рыбныхпродуктов,последовательность
приготовления блюд, правила пользования бытовыми электроприборами и
возможность использования их, санитарно-гигиенические требования и правила
безопасности при приготовлении пищи, правила пользования столовыми
приборами.
- Правилаприемаприглашениявгостии поведениявгостях,правилаврученияи
приема подарков.

- Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого
помещения,способыипериодичностьуходазаполомвзависимостиотего
покрытия, виды моющих средств.
- Функции железнодорожного транспорта, виды пассажирских вагонов,
примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности
расстояния,видысправочныхслужб,видыкамерхранения,срокиистоимость
хранения багажа.
- Переченьпредметов,посылаемыхпосылкой,максимальныйвесистоимость
посылаемых предметов, виды и способы упаковки посылки.
- Состав домашней аптечки, правила применения и назначения медицинских
средств,входящихвсоставдомашнейаптечки,местныелекарственныерастения,
правила обработки незначительных порезов и наложение повязки.
- Местонахождение ближайших промышленных предприятий или
сельскохозяйственныхобъектов,видывыпускаемойпродукции,названиярабочих
специальностей.
Учащиесядолжныуметь:
- Ремонтироватьразорванныеместаодежды,штопать,стиратьбельеспомощью
стиральной машины-автомата, гладить брюки и спортивную одежду.
- Одевать малышей на прогулку, объяснять детям младшего возраста правила
игрыиигратьснимивтихиеиподвижныеигры,помогатьпервоклассникампри
уборке игрушек.
- Выбирать подходящую одежду для визита в гости, культурно вести себя в
гостях,выбиратьподарки,изготавливатьпростыесувениры,вручатьипринимать
подарки.
- Готовитьобед,готовитьтретьиблюда,оформлятьготовыеблюда,сервировать
стол к обеду.
- Убиратьжилыепомещения,мытьполвзависимостиотегопокрытия,выбирать
моющие средства.
- Ориентироваться в расписании, приобретать билеты в железнодорожной кассе,
обращатьсязасправкойвсправочнуюслужбувокзала,центральнуюсправочную по
телефону.
- Упаковыватьпосылку,составлятьописьсодержимогопосылки.
- Пользоватьсятермометром,готовитьотварыинастоиизлекарственных
растений, обрабатывать раны при микротравмах.
8класс
Учащиесядолжнызнать:

- Правиластиркиисушкиизделийизшерстяныхисинтетическихтканей,утюжка
изделий.
- Способыипоследовательностьприготовленияизделийизтеста,заморозки
овощей и зелени.
- Типыкожииправила уходазакожейлица.
- Правилапериодичностикормленияребенкаизсоскииложки,купаниеребенка,
одевание и пеленание грудного ребенка.
- Правилаповеденияюношейидевушекпризнакомствевобщественныхместах,
дома, внешний вид.
- Правилаипериодичностьуборкикухни,моющиесредства.
- Основныеавтобусныемаршруты.
- Правилапользованиятелефоннымсправочником,виды заказовмеждугороднего
телефонного разговора.
- Правилаиприемыоказанияпервойпомощипринесчастныхслучаях:ожог,
обморожение, тепловой и солнечный удар.
- Основныестатьидоходовирасходоввсемье,размерквартплаты,тарифы,
порядок и периодичность оплаты электроэнергии.
- Ассортименттовароввразличныхспециальныхмагазинах,стоимость
промышленных и продовольственных товаров.
- Адресмуниципалитета,функцииотделовмуниципалитета.
Учащиесядолжныуметь:
- Стирать,сушитьизделияизшерстяныхисинтетическихтканей, утюжкаблузок и
рубашек.
- Готовитьизделияизразныхвидовтеста,заморозитьзеленьиовощи.
- Выбиратькосметическиесредствавзависимостиотсостояниякожи,времени
года.
- Купать,одевать,пеленатькуклу,кормить,содержатьвпорядке детскуюпостель,
игрушки.
- Культурноивежливовестисебяпризнакомстве,вобщественныхместах,дома,
подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст.
- Мытькафельныестеныираковину,пользоватьсяпечатнымиинструкциямик
моющим средствам.
- Пользоватьсярасписанием,покупатьбилет,определятьстоимостьпроезда.
- Объяснитьпричинузвонкапотелефонусрочноговызова,культурно
разговаривать по телефону.

- Оказыватьпервуюпомощьприожогах,обмораживании,тепловомисолнечном
ударе.
-Подсчитатьрасходы,сниматьпоказателисчетчикаиподсчитыватьстоимость
израсходованной электроэнергии, планировать и подсчитывать расходы на
культурные и текущие потребности, планировать крупные покупки.
9класс
Учащиесядолжнызнать:
- Овредномвоздействииалкоголяинаркотиковикурениянаорганизмчеловека.
- Стиль одежды и моды, гарантийные сроки носки, правила возврата покупок,
санитарно-гигиеническиетребованияиправилапоТ.Б.приработесосредствами для
выведения пятен.
- Порядокиусловиязаключенияирасторжениябрака,распределение
хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
- Требованияккультуреповедения,нормыморалииэтикивсовременном
обществе, правила приема гостей.
- Способыприготовлениянациональныхидиетическихблюд,правила
сервировки праздничного стола.
- Основные службы аэровокзала, основные маршруты самолетов, службы
аэровокзала,порядокприобретенияавиабилетов,правиларегистрациибилетаи
багажа, правила посадки и безопасного поведения в самолете.
- Отделырынка,ценынаотдельныетовары,отличияценнаярмарке,рынке,в
магазинах.
- Мерыпопредупреждениюинфекционныхзаболеваний,условияосвобождения от
работы (по болезни и ухода за больным).
- Учрежденияиотделыпотрудоустройству.
- Видыдокументовнеобходимыхдля поступлениянаработу,правилапереходана
другую работу.
- Правиларасстановкимебеливквартире.Требованиякподборузанавесей.
Светильников и других деталей интерьера.
- Видыоказываемыхуслугбытовойсферы,профессииработниковпредприятий.
- Современныевидысвязи,денежныепереводыиихстоимость.
- Переченьосновныхделовыхбумагитребованиякихнаписанию.
Учащиесядолжныуметь:
- Встречатьгостей,вежливовестисебявовремяприемагостей,соблюдать
морально-этические норы в семье и обществе.

- Анализироватьразличныесемейныеситуацииидаватьимправильнуюоценку.
- Подбиратьодеждуиобувьвсоответствиисиндивидуальнымиособенностями и
размерами, выводить пятна различными способами и средствами.
- Сервироватьпраздничныйстол,готовитьнациональныеблюдаиблюда
диетического питания, составлять меню праздничного стола.
- Выбиратьпокупкивсоответствиисосвоимипотребностямиивозможностями,
вежливо обращаться к продавцу, подсчитывать стоимость покупки.
- Ориентироватьсяврасписанииавиарейсов,определятьмаршрутивыбирать
транспортные средства.
- Одевать,умывать,кормитьбольного,измерятьтемпературу,ставить
горчичники.
- Заполнятьбланкипочтово-телеграфногоперевода.
- Заполнять анкету, писать заявления о принятии на работу, учебу,
автобиографию,обращатьсявотделыкадровдляустройстванаработу.
- Составлятьзаявкинаматериалы,инструменты,написатьрасписку,докладную
записку.
II. Содержаниеучебногопредмета
Согласно учебномуплануМБОУ «Ингалинская СОШим. В.А. Колбунова»на
изучение учебногопредмета«ОСЖ»в5 –9классахотводится2часавнеделю для
каждого класса:
Класс

5

6

7

8

9

Кол-во
часов

68

68

68

68

66

5 класс(68часов)
Четверть

1

2

3

4

Кол-вочасов

16

16

22

14

Тематическоепланирование
№

Темы

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

2

-

2.

Личнаягигиена

10

6

4

3.

Одеждаиобувь

4

3

1

4.

Культураповедения

6

3

3

5.

Питание

16

10

6

6.

Семья

4

3

1

7.

Жилище

8

5

3

8.

Транспорт

6

4

2

9.

Торговля

8

4

4

10. Медицинскаяпомощь

2

2

-

11. Подведениеитоговзагод

2

2

-

68

44

24

Всего:
Вводноезанятие

ЧтоизучаетпредметОСЖ.ПравилабезопасногоповедениявкабинетеОСЖ.
Личнаягигиена
Личнаягигиена,еезначениедляжизнииздоровьячеловека.Правилаличной гигиены в
течение дня.
Предметыисредстваличнойгигиены.
Содержаниевчистотеипорядкеличных(индивидуальногопользования)вещей. Уход за
волосами.
Гигиеназрения,правилабережногоотношениякзрению.Практическаяработа.
Разучивание комплекса упражнений для разминки мышц глаз.
Практические работы
Выполнениеутреннеготуалета.
Стирка личных вещей.
Причесываниеволос.
Разучиваниекомплексаупражненийдляразминкимышцглаз.
Одеждаиобувь
Виды одежды и головных уборов по назначению.
Правилаиспособыповседневногоуходазаодеждой. Виды
обуви, их назначение.
Повседневныйуходзаобувью.
Практическиеработы

Сушкаичисткаобуви.
Культураповедения
Значениеосанкидляобщегосостоянияздоровья.
Формыобращениякстаршимисверстникампривстречеирасставании.
Культура поведения за столом.
Практическиеработы
Изучениекомплексаупражненийдляосанки.
Сюжетно-ролевыеигры
«Встречадрузей».«Вкафе…».
Питание
Значениепродуктовпитаниявжизниидеятельностичеловека. Режим
питания школьника, его влияние на здоровье.
Местоприготовленияпищииегооборудование.Санитарно-гигиенические требования
и правила безопасной работы на кухне.
Кухоннаяистоловаяпосуда,приборы,приспособления -назначение. Правила
и приемы ухода за кухонной и столовой посудой.
Чайная посуда, приборы - назначение.
Правилаиприемыуходазачайнойпосудой.
Приготовлениепищи,нетребующейтепловойобработки.Бутерброды,ихвидыи правила
Приготовления.
Приготовлениеблюдизяиц.
Практические работы
Чисткаимытьекухоннойистоловойпосуды.
Приготовление горячих бутербродов.
Отваривание яиц.
Приготовлениевинегрета.
Семья
Семья.Родственныеотношениявсемье.
Жилище
Видыжилыхпомещенийвгородеиселе(жилойдом,квартира, общежитие).Почтовый
адрес.

Гигиеническиетребованиякжиломупомещению.Инвентарьиприспособления для
уборки.
Правилавытиранияпыли,подметанияимытьяполов.
Практическиеработы
Уборкакласса.
Экскурсии
Чтениеназванияулиц.Почтовыйадресшколы-интерната.
Транспорт
Видытранспортныхсредств.
Проезд в школу-интернат (маршрут, вид транспорта).
Правилаповедениявпассажирскомтранспортеинаулице.
Правила и знаки дорожного движения.
ИКИ«Подорогесо«Смешариками».
Сюжетно-ролевыеигры
«Оплатапроездавмаршрутномтакси».
Торговля
Виды торговых предприятий.
Продуктовыемагазины,ихотделы.
Сюжетно-ролевые игры
«Я-покупатель».«Вмагазине».
Экскурсии
Впродовольственныймагазин.
Медицинскаяпомощь
Правилабезопасногоповедениявовремялетнихканикул. Безопасность
на водоемах.

6 класс(68часов)

Четверть

1

2

3

4

Кол-вочасов

16

16

20

16

Тематическоепланирование
№

Темы

Всего

Теория

Практика

1.

Личнаягигиена

6

4

2

2.

Одежда

6

3

3

4.

Семья

3

2

1

5.

Культураповедения

6

3

3

6.

Питание

10

7

3

7.

Жилище

8

5

3

8.

Транспорт

4

2

2

9.

Торговля

6

3

3

10. Медицинскаяпомощь

6

3

3

11. Средствасвязи

6

3

3

12. Учрежденияиорганизации

5

3

2

13. Подведениеитоговзагод.

2

2

-

68

43

25

Всего:
Личнаягигиена

Значениезакаливанияорганизмадляздоровьячеловека.
Способызакаливания,правилаиприемывыполнениявоздушныхиводных процедур.
Правилаиприемыуходазакожейрук. Правила и
приемы ухода за ногами.
Практическиеработы
Нанесениепитательногокреманакожурук.
Стрижка ногтей на ногах.
Одеждаиобувь
Значениеопрятноговидачеловека.
Правилаиприёмыручнойстиркиизделийизхлопчатобумажныхтканей.
Правила глажения. Техника безопасности при работе с утюгом.

Практическиеработы
Пришиваниепуговиц.
Стиркаизделийизх/бтканей.
Глажениефартуков,косынок.
Семья
Составсемьи.Местоработыкаждогочленасемьи,занимаемаядолжность.
Права и обязанности каждого члена семьи.
Практическиеработы
Записьсведенийочленахсемьи.
Составление родового древа.
Культураповедения
Правилаповедениявтеатре,кинотеатре.
Правила поведения вмузее, библиотеке.
Правилаповедениявшколевовремязанятийинаперемене.
Ролевыеигры
«Посещениекинотеатра».
Экскурсии
Всельскуюбиблиотеку.
Питание
Правилабезопаснойработынакухне.
Хранениепродуктовпитанияиготовойпищи(вхолодильникеибезнего). Блюда
из круп.
Картофель.Приготовлениеблюдизкартофеля. Чай.
История чаепития в России.
Практические работы
Приготовление каши на воде.
Приготовлениекартофельногопюре.
Заварка чая.
Экскурсии
Впродуктовыймагазин.
Жилище

Гигиеническиетребованиякжиломупомещениюимерыпоихобеспечению.
Санитарно-гигиеническиетребованияиправилаТБприработеспредметами бытовой
химии.
Повседневнаясухаяивлажнаяуборкапомещения. Пылесос.
Использование в уборке пылесоса.
Уходзамебельювзависимостиотеёпокрытия.
Практическиеработы
Уборкаспальнойкомнатысиспользованиемпылесоса.
Чистка пылесоса после уборки.
Транспорт
Пригородные поезда.
Расписание, направления, зоны.
Способыприобретениябилетов.
Экскурсии
Виртуальнаяэкскурсиянаж-двокзал.
Торговля
Специализированныепродовольственныемагазины. Виды
товаров, отделы.
Практическиеработы
Определениесрокагодноститоварана упаковке.
Экскурсии
Впродовольственныйсупермаркет«Магнит».
Медицинскаяпомощь
Видымедицинскихучреждений:поликлиника,больница,диспансер,аптека,их
назначение в оказании медицинской помощи.
Работникимедицинскихучреждений:врачи,медицинскиесёстры,лаборанты, младший
медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.
Видыврачебнойпомощи:помощьнадому,«скораяпомощь»,амбулаторный приём,
госпитализация.
Сюжетно-ролевыеигры
«Вызовскоройпомощи».
Экскурсии

Ваптеку.
Средствасвязи
Почта.Видыпочтовыхотправлений.
Видыписем.Порядокотправленияписьмаразличноговида. Телеграф.
Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.
Практическиеработы
Написаниепочтовогоадресанаконверте.
Экскурсии
Напочту-телеграф.
Учреждения и
организацииДошкольныеучреждения,их
назначение. Школьные учреждения, их
назначение.
Домкультуры,егоназначениедляжителей.
Экскурсии
ВДомкультурыс.Ингалы

7 класс(68часов)

Четверть

1

2

3

4

Кол-вочасов

18

14

20

16

Тематическоепланирование
№

Темы

Всего

Теория

Практика

1.

Личнаягигиена

6

5

1

2.

Одеждаиобувь

8

4

4

3.

Семья

6

2

4

4.

Питание

10

5

5

5.

Культураповедения

6

3

3

6.

Жилище

4

3

1

7.

Транспорт

6

4

2

8.

Средствасвязи

6

4

2

9.

Медицинскаяпомощь

6

3

3

10. Учрежденияиорганизации

4

2

2

11. Торговля

4

3

1

12. Подведениеитоговзагод

2

2

-

68

40

28

Всего:
Личнаягигиена

Особенности личной гигиены в жизни подростка.
Правилаиприемысохранениячистотыиздоровьятела.
Особенности ухода за кожей лица, волосами.
Пользованиешампунемвсоответствиистипомволос:жирные,сухие, нормальные.
Средстваборьбысперхотьюивыпадениемволос.
Практическиеработы
Подбормыла,шампунядлямытьякожииволоссучетомихсостояния.
Одеждаиобувь
Значениепродлениясрокаслуженияодежды.
Виды штопок, наложение заплат.
Использованиебытовойтехникипристиркебельяизхлопчатобумажныхтканей.

Правила и приемы глажения брюк, спортивной одежды.
Прачечная.Видыуслуг,правилапользованияпрачечной.
Практические работы
Ремонтодежды:штопкаиналожениезаплат.
Стиркаизделийизх/бтканейспомощьюстиральноймашины. Глажение
брюк.
Экскурсии
Вшкольнуюпрачечную.
Семья
Помощьродителямивоспитателям:вуходезамладшимидетьми–одевание, обувание,
причесывание.
Помощьродителямивоспитателям:всоблюдениичистотыипорядкавшколе- интернате
и дома.
Практическиеработы
Оказаниепомощипервоклассникуводевании,обуваниинапрогулку. Оказание
помощи первоклассникам в уборке класса.
Разучиваниетихихиподвижныхигрдлямладшихшкольников.
Самостоятельныеработы.
Проведениеигрсмладшимишкольниками.
Питание
Видыпитания.Пищеваяценностьпродуктов.
Значениепервых,вторых,третьихблюдиихприготовление.
Использованиемеханическихиэлектробытовыхприборовприприготовлении пищи.
Правилабезопаснойработысрежущимиинструментами,приспособлениями,
электроприборами.
Этикет.Сервировкастолакобеду.
Практическиеработы
Приготовлениещейизсвежейкапусты.
Подборичтениерецептовприготовлениякиселя,компота.
Приготовления киселя из замороженных ягод.
Сервировкастолакобеду.

Культураповедения
Правилаприемаприглашениявгостииформыотказа.
Подготовкакпоездкевгости:внешнийвид(одежда,обувь, украшения,
прическа), подарки.
Правилаврученияподарка.
Сюжетно-ролевыеигры:«Меняпригласиливгости».«Вгостях…».
Практические работы
Изготовлениенесложныхсувениров.
Жилище
Регулярнаяисезоннаяуборкажилогопомещения.
Подготовка квартиры и дома к весне, лету.
Уходзаполомвзависимостиотпокрытия(лак,мастика,маслянаякраска, линолеум,
ковер), средства ухода за полом.
Практическиеработы
Мытьеполовсиспользованиемхимическихмоющихсредств.
Транспорт
Междугородний железнодорожный транспорт.
Вокзалы. Их назначение и основные службы.
Справочнаяслужбавокзалов.Расписаниепоездов.
Видыпассажирскихвагонов.Формыприобретенияжелезнодорожныхбилетов.
Экскурсии
Виртуальнаяэкскурсиянаж-двокзал.
Средствасвязи
Почта.Видыбандеролей(простая, заказная,ценная,суведомлением).Порядоких
отправления.
Упаковка.Стоимостьпересылки.
Посылки.Видыупаковок.Правилаотправления.Стоимостьотправления.
Практическиеработы
Упаковкапосылки.
Экскурсии
Впочтовоеотделение.
Медицинскаяпомощь

Видыдоврачебнойпомощи:измерениетемпературы,обработкаранпри
микротравмах.
Домашняяаптечка.Составдомашнейаптечки.
Лекарственные растения в домашней аптечке.
Практические работы
Измерениетемпературы,обработкараныпринезначительномпорезе.
Упаковка домашней аптечки.
Приготовлениевитаминизирующегоотвара.
Учрежденияиорганизации
Промышленныеисельскохозяйственныепредприятияданнойместности,их
значение для жителей города и села.
Культураповедениявобщественныхместах.
Экскурсии
Нашвейнуюфабрику.
Торговля
Универмаги и универсамы, их назначение.
Отделымагазинов.Стоимостьнекоторыхтоваров.
Порядокприобретения(выбортовара,оплатавкассе,получениечека,сдачи).
Экскурсии
Вуниверсам–самостоятельноенахождениеуказанногоотдела.

8 класс(68часов)
Четверть

1

2

3

4

Кол-вочасов

16

16

22

14

Тематическоепланирование
№

Темы

Всего

Теория

Практика

1.

Одеждаиобувь

6

2

4

2.

Питание

8

3

5

3.

Личнаягигиена

6

4

2

4.

Семья

4

3

1

5.

Культураповедения

4

3

1

6.

Жилище

4

2

2

7.

Транспорт

4

2

2

8.

Средствасвязи

8

5

3

9.

Медицинскаяпомощь

4

2

2

10. Экономикадомашнего
хозяйства

12

6

6

11. Торговля

4

2

2

12. Учрежденияиорганизации

2

2

-

13. Подведениеитоговзагод

2

2

-

68

38

30

Всего:
Одеждаиобувь

Уходзаодеждойизшерстяныхисинтетическихтканей.
Правила и приемы глажения блузок, рубашек.
Практическиеработы
Стиркаизделийизшерстяныхисинтетическихтканей.
Глажение рубашек.
Экскурсии
Виртуальнаяэкскурсиявхимчистку.
Питание
Меню.Составлениеменюнадень,неделю.
Способы приготовления изделий из теста.

Заготовкапродуктоввпрок.Замораживаниеовощейизелени.
Практическиеработы
Приготовление песочного печенья.
Подготовкаинарезкаовощейдлязаморозки.
Подготовка и нарезка зелени для заморозки.
Личная гигиена
Значениекосметикиидезинфицирующихсредств,дляюношиидевушки.
Правилаиприемыуходазакожейлицасиспользованиемдезинфицирующих средств.
Значениездоровьядляжизниидеятельностичеловека.
Пагубное влияние табака на здоровье человека.
Практическиеработы
Выборкосметическихидезинфицирующихсредств.
Протирание кожи лица огуречным лосьоном.
Семья
Груднойребеноквсемье.
Правилауходазагруднымребенком.
Правиласодержаниявчистотедетскойпосуды,постели,игрушек.
Практическиеработы
Упражнениявкупании,одеванииипеленаниигрудногоребенка.
Культураповедения
Культураобщенияюношиидевушки. Внешний
вид молодых людей.
Видыгалстуковиспособыихзавязывания.
Сюжетно-ролевыеигры
«Первоесвидание»,«Знакомство».
Жилище
Уборкакухни,санузлаиваннойкомнаты.
Химическиемоющиесредства,используемыеприуборке.Техникабезопасности при
работе.
Практическиеработы

Чисткараковинынакухне.
Мытьекафельныхстениполанакухне.
Транспорт
Междугороднийавтотранспорт.Автовокзал,егоназначение. Основные
автобусные маршруты. Расписание движения.
Экскурсии
Виртуальнаяэкскурсиянаавтовокзал.
Средствасвязи
Телефон.Видытелефоннойсвязи.
Правилапользованиятелефоннымсправочником.
Вызов экстренных аварийных служб.
Правила ведения разговора.
Междугородняятелефоннаясвязь.
Видызаказовмеждугороднеготелефонногоразговора.
Сюжетно-ролевыеигры
«Вызовэкстреннойпомощи».
Экскурсии
Виртуальнаяэкскурсиянапереговорныйпункт.
Медицинскаяпомощь
Перваяпомощьпринесчастныхслучаях(утопление).
Солнечный и тепловой удар. Первая помощь.
Сюжетно-ролевыеигры
«Оказаниепервойпомощиспасенногоизводоема».
«Оказаниепервойпомощиприсолнечномударе».
Экономикадомашнегохозяйства
Бюджетсемьи.Источникидоходов.
Основныестатьирасходов.Обязательныеплатежи.
Расходынаприобретениекрупных,дорогостоящихпокупок.
Незапланированныерасходы–повышениеуровнякультуры:покупкакниг, посещение
кинотеатра и т.д.
Сбережения.Значениеиспособыэкономиирасходов.

Назначениесбережений.Видыхранениясбережений.
Практическиеработы
Определениесуммыдоходовсемьизамесяц.
Снятие показателей электросчетчика.
Расчетстоимостиизрасходованнойэлектроэнергии.
Планирование крупных, дорогостоящих покупок.
Экскурсии
Виртуальнаяэкскурсиявсбербанк
Торговля
Специализированныемагазины.Правилаповедениявмагазине.
Видытовара,отделы.Вежливоеобращениекпродавцу-консультанту.
Экскурсии
В магазин «Бытовой техники».Учреждения,
организации и
предприятияДепартамент,муниципалитет,и
хназначение. Префектура, полиция, их
назначение.
9 класс(66часов)
Четверть

1

2

3

4

Кол-вочасов

16

16

20

14

Тематическоепланирование
№

Темы

Всего

Теория

Практика

1.

Одеждаиобувь

6

4

2

2.

Семья

4

4

-

3.

Культураповедения

2

1

1

4.

Питание

10

5

5

5.

Жилище

4

3

1

6.

Транспорт

4

3

1

7.

Торговля

2

2

-

8.

Средствасвязи

6

2

4

9.

Медицинскаяпомощь

6

4

2

10. Профориентацияи
трудоустройство

16

6

10

11. Учреждения,организациии
предприятия

2

1

1

12. Подведениеитоговзагод

2

2

-

13. Личнаягигиена
(повторение)

2

2

-

66

39

27

Всего:

Одеждаиобувь
Мода.Стильодежды.
Способыопределениясобственногоразмераодеждыиобуви. Правила и
способы выведения мелких пятен на одежде.
Использованиеподручныхсредстввыведенияразличныхпятеннаодежде.
Практическиеработы
Определениесобственногоразмераобувииодежды.
Экскурсии
Вспециализированныймагазин«Одежда»,«Обувь».
Семья
Российскаясемья.Основысемейныхотношений.
Условия создания семьи.
Распределениеобязанностейповедениюхозяйстваи семейногобюджета. Семейные
традиции. Формы организации досуга и отдыха в семье.
Культураповедения
Соседи.Приёмгостейиправилахорошеготонаприобщении.
Сюжетно-ролевыеигры
«Мои соседи».
Питание
Диетическоепитание,еговиды.
Национальные блюда, их виды.

Составлениеменюдиетическогопитания.
Меню и сервировка праздничного стола.
Практические работы
Приготовлениедиетическогоблюда.
Подбор,чтениеизаписьрецептовнациональныхблюд.
Приготовление вареников с картофелем.
Составлениеменюисервировкапраздничногостола.
Жилище
Рациональнаярасстановкамебеливквартире.Интерьер.
Характерныеособенностижилища.Понятиеокомпозициивинтерьере. Сохранение
жилищного фонда. Косметический ремонт жилья.
Практическиеработы
Рациональнаярасстановкамебели(макет).
Транспорт
Назначениеавиатранспорта.Аэропорт.
Авиамаршруты.Порядокприобретениябилетов.Примернаястоимостьперелёта.
Правилаповеденияваэропорту. Правилапосадкиибезопасногоповеденияв самолете.
Сюжетно-ролевыеигры
«Я-пассажиравиатранспорта»,«Ситуациивполете».
Торговля
Рынок.Видырынков:продуктовые,вещевые,крытые,открытые,оптовые,
мелкооптовые и др.
Отличиерынкаотмагазина:правопокупателяпредлагатьснизитьцену.
Средствасвязи
Видыденежныхпереводов(почтовые,телеграфные,черезИнтернет). Виды
связи: сотовая связь, автоответчик, факс, интернет.
Правилабезопасногопользованияинтернетом.
Практическиеработы
Заполнениебланкапочтовогоденежногоперевода.
Экскурсии

Всалонсотовойсвязи,почтовоеотделение.
Медицинскаяпомощь
Инфекционныезаболевания.
Мерыпопредупреждениюинфекционныхзаболеваний.
Уход за больным.
Документы,подтверждающиенетрудоспособность.Справкаилисток
нетрудоспособности.
Сюжетно-ролевыеигры
«Больнойвдоме».
Практическиеработы
Чтениеназначенийврачаврецепте,чтениеаннотаций.
Профориентацияитрудоустройство
Назначение учреждений и отделов по трудоустройству населения.
Основныевидыработипрофессий,запрещенныхдлянесовершеннолетних.
Документы, необходимые для поступления на работу.
Правила составления деловых бумаг.
Ситуациявыборапослеокончания9класса.
Экскурсии
В Центр занятости населения.
Впрофессиональныеучебныезаведения.
Сюжетно-ролевые игры
«Яподаюдокументы...».
Личнаягигиена
Я-выбираюздоровыйобразжизни!
Правилабезопасногоповедениявовремялетнегоотдыха.

III. Формыорганизацииучебныхзанятий
Решениеобразовательных,коррекционно-развивающихивоспитательныхзадач
требует использования на уроке ОСЖ различных методов обучения:

Объяснение– проводится при четком соблюдении различных дидактических
принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения
используетсяприизученииновогоматериалаилидлязакреплениясложного,не
усвоенного ранее.
Рассказ– повествовательное изложение содержания учебного материала. На
уроках ОСЖ используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к
восприятиюновогоматериала;рассказ-изложение,раскрывающийсодержание
новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.
Беседа– это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для
сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для
построениябеседыучительвыбираетнебольшойпообъемуматериал,делитего на
несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы.
Учитываютсязнания,опытитипологическиеособенностиучащихся.Беседа является
одним из основных методов обучения на уроках ОСЖ.
Практические работы– целесообразнее проводить, разделив учащихся на
бригадыиз4-5человекдлясамостоятельноговыполнениязадания.Взависимости от
задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы
организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные.
Количествопрактическихработможноувеличитьиподобратьвидыдеятельности по
усмотрению учителя.
Экскурсии– им отводится значительное место в АРП. Экскурсии могут быть
вводные,текущиеиитоговые.Текущиеэкскурсиислужатдляконкретизациии
закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии
организуются при завершении работы над темой.
Любаяэкскурсиянеявляетсясамоцельюииспользуетсявсочетаниисдругими
организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться
практические работы.
Сюжетно-ролевыеигры-применяютсякакодинизведущихметодовобучения.
Всочетаниисдругимиметодическимиприемамиихцелесообразноиспользовать при
изучении таких разделов, как «Торговля», «Медицинская помощь»,
«Культураповедения»идр.
Сюжетно-ролевыеигрывосновномследуетпроводитьнаэтапезакрепления
пройденного материала.

Календарно-тематическоепланированиев5классе
№

Темаурока

Кол-во

Дата

п/п

часов

Личнаягигиена
1.

Вводное занятие. Что изучает
предмет ОСЖ. Правила
безопасногоповедениявкабинете
ОСЖ.

4

2.

Личнаягигиена,еезначениедля
жизни и здоровья человека.
Правилаличнойгигиеныв течение
дня.

4

3.

Предметыисредстваличной
гигиены.

4

Практическая работа.
Выполнениеутреннеготуалета.
4.

Содержаниевчистотеипорядке
личных (индивидуального
пользования) вещей.

4

Практическаяработа.Стирка
личных вещей.
5.

Уходзаволосами.

4

Практическаяработа.
Причесываниеволос.
6.

Гигиена зрения, правила
бережногоотношениякзрению.
Практическая работа.
Разучивание комплекса
упражненийдляразминкимышц
глаз.

4

Одеждаиобувь
7.

Видыодеждыиголовныхуборов по
назначению.

4

Правила и способы
повседневногоуходазаодеждой.
8.

Видыобуви,ихназначение.
Повседневныйуходзаобувью.
Практическая работа. Чистка

4

обуви.
Питание
9.

Значение продуктов питания в
жизниидеятельностичеловека.

4

Режимпитанияшкольника,его
влияние на здоровье.
10.

Местоприготовленияпищииего
оборудование. Санитарногигиенические требования и
правила безопасной работы на
кухне.

4

11.

Кухоннаяистоловаяпосуда,
приборы, приспособления назначение.

4

Правила и приемы ухода за
кухоннойистоловойпосудой.
12.

Практическаяработа.Чисткаи
мытье кухонной и столовой
посуды.

4

4
13.

Чайнаяпосуда,приборыназначение.
Правилаиприемыуходаза
чайной посудой.

14.

Приготовление пищи, не
требующейтепловойобработки.
Бутерброды, их виды и правила
приготовления.

4

15.

Практическая работа.
Приготовлениегорячих
бутербродов.

4

16.

Приготовлениеблюдизяиц.

4

Практическаяработа.
Отваривание яиц.
17.

Блюда из овощей. Практическая
работа.Приготовлениевинегрета.

4

Семья
18.

Составсемьиобучающихся,
взаимоотношения в семье.

4

Сюжетно-ролеваяигра:«Моя
семья».
Торговля
19.

Основные виды магазинов. Их
назначение.Правилаповеденияв
магазине.

4

20.

Порядок покупки товара в
продовольственноммагазине.
Сюжетно-ролевая игра: « Япокупатель».

4

21.

Хранение продуктов питания,
значениесрокагодности.Пр.р.
Определение срока годности
товара.

4

22.

Экскурсиявпродуктовый
магазин.

4

Культураповедения
23.

Осанкаприходьбе,вположении
сидя и стоя.

4

Практикум.Отработканавыков
правильной осанки.
Транспорт
24.

Видытранспортныхсредств.

4

Проезд в школу-интернат
(маршрут,видтранспорта).
25.

Правила поведения в
пассажирскомтранспортеина
улице.

4

Сюжетно-ролеваяигра:«Оплата
проезда в маршрутном такси».
Жилище
26.

Видыжилыхпомещенийвгороде и
селе.

4

Видыпомещенийвжилыхдомах
(варианты жилых и подсобных
помещений).
27.

Гигиенические требования к
жиломупомещению.Инвентарьи
приспособления для уборки
жилых помещений.

4

28.

Правила вытирания пыли,
подметанияимытьяполов.

4

Практическаяработа.Уборка
класса.
29.

Почтовыйадресдомаишколы.

4

Пр.р.Заполнениепочтового
адреса.
Культураповедения
30.

Формыобращенияспросьбой,
вопросом к старшим.

4

4

4

4

4

4

Сюжетно-ролеваяигра«Разговор
…».
31.

Формыобращенияспросьбой,
вопросом к сверстникам.
Сюжетно-ролеваяигра«Разговор
…».

32.

Обобщениепройденного
материала по разделу:
«Личнаягигиена»,«Жилище»,
«Питание»,«Культура
поведения».
Контрольноетестированиепо
разделу:
«Личнаягигиена»,«Жилище»,
«Питание»,«Культура
поведения».

33.

Правилаизнакидорожного
движения.

4

ИКИ«Подорогесо
Смешариками».
34.

Резервныйурок

Итого:136часов

Календарно-тематическоепланированиев6классе

№

Кол-во

Темаурока

п/п

часов

Одеждаиобувь
1.

Значениеопрятноговида человека.

2

2.

Практическая работа.
Пришиваниепуговиц.

2

3.

Правилаиприёмыручнойстирки
изделий из хлопчатобумажных
тканей.

2

4.

Практическаяработа.Стирка
изделий из х/б тканей.

2

5.

Правилаглажения.Техника
безопасности при работе с
утюгом.

2

6.

Практическаяработа.Глажение
фартуков, косынок.

2

Личнаягигиена
7.

Значениезакаливанияорганизма
для здоровья человека.

2

8.

Способы закаливания, правила и
приемывыполнениявоздушныхи
водных процедур.

2

9.

Правилаиприемыуходазакожей
рук.

2

10.

Практическаяработа.Уходза
кожей рук.

2

11.

Правилаиприемыуходаза ногами.

2

12.

Пр.р.Стрижканогтейнаногах.

2

Транспорт
13.

Пригородныепоезда.Расписание,
направления, зоны.

2

Дата

14.

Способыприобретениябилетов.

2

15.

Виртуальнаяэкскурсиянаж/д
станцию.

2

16.

Виртуальнаяэкскурсиянаж/д
станцию.

2

17.

Состав семьи. Место работы
каждогочленасемьи,занимаемая
должность.

2

18.

Праваиобязанностикаждого члена
семьи.

2

19.

Практическаяработа.Запись
сведений о членах семьи.

2

20.

Пр.р.Зарисовкародовогодрева.

2

Семья

Учрежденияиорганизации
21.

Школьныеучреждения,их
назначение.

2

22.

Домкультуры,егоназначениедля
жителей.

2

23.

ЭкскурсияДомкультуры

2

ст. Александрийской.
24.

ЭкскурсияДомкультуры

2

ст. Александрийской.
Средствасвязи
25.

Почта.Видыпочтовых отправлений. 2

26.

Виды писем. Порядок
отправленияписьмаразличного
вида.

2

27.

Практическаяработа.Написание
почтового адреса на конверте.

2

28.

Телеграф.Видытелеграмми

2

телеграфныхуслуг.Тарифы.
29.

Виртуальнаяэкскурсиянапочтутелеграф.

2

30.

Виртуальнаяэкскурсиянапочтутелеграф.

2

Медицинскаяпомощь
31.

Виды медицинских учреждений:
поликлиника, больница,
диспансер, аптека, их назначение
воказаниимедицинскойпомощи.

2

32.

Работники медицинских
учреждений:врачи,медицинские
сёстры, лаборанты, младший
медицинский персонал,
регистраторы, фармацевты и др.

2

33.

Видыврачебнойпомощи:помощь на 2
дому, «скорая помощь»,
амбулаторный приём,
госпитализация.

34.

Сюжетно-ролеваяигра:
«Амбулаторныйприем».

3

35.

Экскурсияваптеку.

2

36.

Экскурсияваптеку.

2

37.

Гигиенические требования к
жиломупомещениюимерыпоих
обеспечению.

2

38.

Санитарно-гигиенические
3
требования и правила ТБ при
работеспредметамибытовой химии.

39.

Повседневнаясухаяивлажная
уборка помещения.

2

40.

Пылесос.Использованиевуборке

2

Жилище

пылесоса.
41.

Практическаяработа.Уборка
спальной комнаты с
использованием пылесоса.

2

42.

Практическаяработа.Чистка
пылесоса после уборки.

2

43.

Уходзамебельювзависимостиот её
покрытия.

2

44.

Практическаяработа.Уходза
мебелью в классе.

2

Торговля
45.

Специализированные
продовольственныемагазины.

1

46.

Видытоваров,отделымагазина.

2

47.

Правила выбора
доброкачественныхпродуктов
питания.

2

48.

Практическая работа.
Определениесрокагодности
товара на упаковке.

3

49.

Экскурсиявпродовольственный
супермаркет «Магнит».

2

50.

Экскурсиявпродовольственный
супермаркет «Магнит».

2

51.

Правилабезопаснойработына
кухне(режущиеинструменты,
кипяток).

2

52.

Хранение продуктов питания и
готовойпищи(вхолодильникеи
без него).

2

53.

Блюдаизкруп.

2

54.

Практическая работа.
Приготовлениекашинаводе.

2

55.

Картофель.Приготовлениеблюд

2

Питание

изкартофеля(отварной картофель,
пюре).
56.

Технологияприготовления
картофельного пюре.

2

57.

Пр.р.Приготовление
картофельногопюре.

2

58.

Пр.р.Приготовление
картофельногопюре.

2

59.

Чай.ИсториячаепитиявРоссии.

2

60.

Практическаяработа.Заваркачая.

2

Культураповедения
61.

Правилаповедениявбиблиотеке.

2

62.

Ролеваяигра:«Посещение
библиотеки».

2

63.

Обобщениепройденного
материала по разделу:

2

«Личнаягигиена»,«Питание»,
«Одеждаиобувь», «Транспорт»,
«Жилище»,«Культура
поведения».
64.

Контрольноетестированиепо
разделу:

2

«Личнаягигиена»,«Питание»,
«Одеждаиобувь», «Транспорт»,
«Жилище»,«Культура
поведения».
65.

Экскурсиявсельскую
библиотеку.

2

66.

Резервныйурок

3

Итого:

136

часов

Календарно-тематическоепланированиев7классе
№

Кол-во

Тема

п/п

часов

Личнаягигиена
1.

Особенностиличнойгигиеныв
жизни подростка.

2

2.

Правилаиприемысохранения
чистоты и здоровья тела.

2

3.

Особенностиуходазакожей
лица, волосами.

2

4.

Пользование шампунем в
соответствиистипомволос:
жирные,сухие,нормальные.

2

5.

Практическая работа. Подбор
мыла,шампунядлямытьякожии
волос с учетом их состояния.

2

6.

Средстваборьбысперхотьюи
выпадением волос.

2

Одеждаиобувь
7.

Значениепродлениясрока
служения одежды.

2

Видыштопок,наложениезаплат.
8.

Практическаяработа.Ремонт
одежды:штопкаиналожение
заплат.

3

9.

Использованиебытовойтехники
при стирке белья из
хлопчатобумажных тканей.

2

10.

Практическая работа. Стирка
изделийизх/бтканейспомощью
стиральной машины.

2

11.

Правилаиприемыглажения
брюк, спортивной одежды.

2

12.

Практическаяработа.Глажение

2

Дата

брюк.
13.

Прачечная.Видыуслуг,правила
пользования прачечной.

2

14.

Экскурсиявшкольную
прачечную.

2

15.

Помощь родителям и
воспитателям: в уходе за
младшимидетьми–одевание,
обувание, причесывание.

2

16.

Практическая работа. Оказание
помощи первокласснику в
одевании,обуваниинапрогулку.

2

17.

Помощь родителям и
воспитателям:всоблюдении
чистоты и порядка в школеинтернате и дома.

2

18.

Практическаяработа.Оказание
помощи первоклассникам в
уборке класса.

2

19.

Практическая работа.
Разучиваниетихихиподвижных
игр для младших школьников.

2

20.

Практическаяработа.Проведение
игр с младшими школьниками.

2

21.

Видыпитания.Пищеваяценность
продуктов.

2

22.

Значениепервых,вторых,третьих
блюд и их приготовление.

2

23.

Практическая работа.
Приготовлениещейизсвежей
капусты.

2

24.

Практическая работа.
Приготовлениещейизсвежей
капусты.

2

Семья

Питание

25.

Практическая работа. Чтение
рецептовприготовлениякиселя,
компота.

2

26.

Практическая работа.
Приготовлениякиселяиз
замороженных ягод.

2

27.

Использованиемеханическихи
электробытовых приборов при
приготовлении пищи.

2

28.

Правилабезопаснойработыс
режущими инструментами,
приспособлениями,
электроприборами.

3

29.

Этикет.Сервировкастолак
обеду.

2

30.

Практическаяработа.Сервировка
стола к обеду.

2

Культураповедения
31.

Правилаприемаприглашенияв
гости и формы отказа.

2

32.

Сюжетно-ролеваяигра:«Меня
пригласили в гости».

2

33.

Подготовка к поездке в гости:
внешний вид (одежда, обувь,
украшения,прическа),подарки.

2

34.

Практическая работа.
Изготовлениенесложных
сувениров.

2

35.

Правилаврученияподарка.

2

36.

Сюжетноролеваяигра:«В
гостях…».

2

Транспорт
37.

Междугородний
железнодорожныйтранспорт.

2

38.

Вокзалы.Ихназначениеи основные 2
службы.

39.

Справочнаяслужбавокзалов.
Расписание поездов.

2

40.

Видыпассажирскихвагонов.
Формы приобретения
железнодорожных билетов.

2

41.

Виртуальнаяэкскурсияна
железнодорожныйвокзал.

2

42.

Виртуальнаяэкскурсияна
железнодорожныйвокзал.

2

43.

Универмагииуниверсамы,их
назначение.

2

44.

Отделымагазинов.Стоимость
некоторых товаров.

2

45.

Экскурсия в универсам –
самостоятельноенахождение
указанного отдела.

2

46.

Экскурсиявуниверсам–порядок
приобретения (выбор товара,
оплата в кассе, получение чека,
сдачи).

2

Торговля

Учрежденияиорганизации
47.

Промышленные и
сельскохозяйственные
предприятия данной местности,
ихзначениедляжителейгородаи
села.

2

48.

Повторение.Культураповедения в
общественных местах.

2

49.

Экскурсиянашвейнуюфабрику
для ознакомления с
деятельностью фабрики и
основными профессиями.

2

Экскурсиянамебельнуюфабрику
для ознакомления с
деятельностью фабрики и
основными профессиями.

2

51.

Регулярнаяисезоннаяуборка
жилого помещения.

2

52.

Подготовкаквартирыидомак весне, 2
лету.

53.

Уход за полом в зависимости от
покрытия(лак,мастика,масляная
краска, линолеум, ковер),
средства ухода за полом.

2

54.

Практическая работа. Мытье
полов с использованием
химическихмоющихсредств.

2

50.

Жилище

Средствасвязи
55.

Почта. Виды бандеролей
(простая,заказная,ценная,с
уведомлением).

2

2
56.

Упаковка.Стоимостьпересылки.

57.

Посылки. Виды упаковок.
Правилаотправления.Стоимость
отправления.

2

58.

Практическаяработа.Упаковка
посылки.

2

59.

Экскурсиянапочту.

2

Ознакомлениесприемкой
посылок.
60.

Экскурсиянапочту.
Практическая работа.
Составлениеописисодержимого
посылки.

Медицинскаяпомощь

2

61.

Виды доврачебной помощи:
измерение температуры,
обработкаранпримикротравмах.

2

62.

Практическая работа. Измерение
температуры,обработкараныпри
незначительном порезе.

2

63.

Домашняяаптечка.Состав
домашней аптечки.

2

64.

Практическаяработа.Упаковка
домашней аптечки.

2

65.

Лекарственныерастенияв
домашней аптечке.

2

66.

Практическая работа.
Приготовление
витаминизирующегоотвара.

2

67

Резервныйурок

2

Итого:136часов

Календарно-тематическоепланированиев8классе
№

Темаурока

п/п

Кол-во
часов

Личнаягигиена
1.

Значение косметики,
дезинфицирующихсредств,для
юноши и девушки.

1

2.

Практическаяработа.Выбор
косметических и
дезинфицирующих средств.

2

3.

Правилаиприемыуходазакожей
лица с использованием
дезинфицирующих средств.

1

4.

Практическаяработа.Протирание
кожи лица огуречным лосьоном.

2

5.

Значениездоровьядляжизнии
деятельности человека.

1

6.

Пагубноевлияниетабакана здоровье
человека.

2

Культураповедения
7.

Культураобщенияюношии
девушки.

2

8.

Сюжетно-ролеваяигра«Первое
свидание», «Знакомство».

2

9.

Внешнийвидмолодыхлюдей.

1

10.

Видыгалстуковиспособыих
завязывания.

1

11.

Меню.Составлениеменюнадень,
неделю.

2

12.

Способыприготовленияизделий

2

Питание

Дата

изтеста.
13.

Практическая работа.
Приготовлениепесочного
печенья.

1

14.

Практическая работа.
Приготовлениепесочного
печенья.

1

15.

Пр.р.Выпечкаблинов.

1

16.

Пр.р.Выпечкаблинов.

1

17.

Заготовкапродуктоввпрок.
Замораживание зелени.

1

18.

Практическаяработа.Нарезка
зелени для заморозки.

2

19.

Груднойребеноквсемье.

1

20.

Правилауходазагрудным ребенком.

2

21.

Правиласодержаниявчистоте
детской посуды, постели,
игрушек.

2

22.

Практическаяработа.Упражнения
в купании, одевании и пеленании
грудного ребенка.

2

23.

Уборкакухни,санузлаиванной
комнаты.

2

24.

Химическиемоющиесредства,
используемые при уборке.
Техникабезопасностиприработе.

2

25.

Практическаяработа.Чистка
раковины на кухне.

2

26.

Практическая работа. Мытье
кафельныхстениполанакухне.

1

Семья

Жилище

Одеждаиобувь
27.

Уходзаодеждойизшерстяныхи
синтетических тканей.

2

28.

Практическаяработа.Стирка
изделий из шерстяных и
синтетических тканей.

2

29.

Правилаиприемыглажения
блузок, рубашек.

1

30.

Практическаяработа.Глажение
рубашек.

2

31.

Виртуальнаяэкскурсияв
химчистку.

1

32.

Моделирование ситуации
Подготовкавещейксдачев
химчистку

2

Средствасвязи
33.

Телефон.Видытелефоннойсвязи.

1

34.

Правилапользованиятелефонным
справочником.

1

35.

Вызовэкстренныхаварийных
служб.

2

Правилаведенияразговора.
36.

Сюжетно-ролеваяигра:«Вызов
экстренной помощи» .

2

37.

Междугородняятелефоннаясвязь.

1

38.

Видызаказовмеждугороднего
телефонного разговора.

2

39.

Виртуальнаяэкскурсияна
переговорный пункт.
Ознакомлениесвидамиуслуг.

1

40.

Виртуальная экскурсия на
переговорныйпункт.Уточнение
тарифов на телефонные
разговоры.

2

Транспорт

41.

Междугороднийавтотранспорт.
Автовокзал, его назначение.

1

42.

Основныеавтобусныемаршруты.
Расписание движения.

2

43.

Виртуальная экскурсия на
автовокзал.Ознакомлениес
графиком движения
автотранспорта.

1

44.

Виртуальная экскурсия на
автовокзал.Ознакомлениес
работойслужбавтовокзала.

2

45.

Специализированныемагазины.
Правила поведения в магазине.

1

46.

Видытовара,отделы.Вежливое
обращение к продавцуконсультанту.

2

47.

Экскурсиявмагазин«Бытовая
техника».

2

Торговля

Ознакомлениесвидомтоваров.
48.

Экскурсиявмагазин«Бытовая
техника».

1

Ознакомлениесвидомтоваров.
Медицинскаяпомощь
49.

Перваяпомощьпринесчастных
случаях

2

(утопление).
50.

Сюжетно-ролеваяигра:«Оказание
первой помощи спасенного из
водоема».

2

51.

Солнечныйитепловойудар.
Первая помощь.

1

52.

Сюжетно-ролевая игра: «
Оказаниепервойпомощипри
солнечном ударе».

2

Учреждения,организацииипредприятия
53.

Департамент,муниципалитет,их
назначение.

2

54.

Префектура,полиция,их
назначение.

1

Экономикадомашнегохозяйства
55.

Бюджетсемьи.Источники
доходов.

2

56.

Практическая работа.
Определениесуммыдоходов
семьи за месяц.

1

57.

Основныестатьирасходов.
Обязательные платежи.

2

58.

Практическая работа. Снятие
показателей электросчетчика.

1

59.

Практическаяработа.Расчет
стоимости израсходованной
электроэнергии.

2

60.

Расходы на приобретение
крупных,дорогостоящихпокупок.

1

61.

Практическая работа.
Планирование крупных,
дорогостоящихпокупок.

2

62.

Незапланированныерасходы–
повышение уровня культуры:
покупка книг, посещение
кинотеатра и т.д.

2

63.

Сбережения.Значениеиспособы
экономии расходов.

1

64.

Назначениесбережений.Виды
хранения сбережений.

1

65.

Виртуальнаяэкскурсияв сбербанк.

2

66.

Виртуальнаяэкскурсияв сбербанк.

1

Итого:

102 часа

Календарно-тематическоепланированиев9классе
№

Темаурока

п/ п

Кол-во
часов

Одеждаиобувь
1.

Мода.Стильодежды.

1

2.

Способы определения
собственногоразмераодеждыи
обуви.

1

3.

Практическая работа.
Определениесобственного
размера обуви и одежды.

1

4.

Виртуальная экскурсия в
специализированныймагазин
«Одежда»,«Обувь».

1

5.

Правилаиспособывыведения
мелких пятен на одежде.

2

6.

Использование подручных
средстввыведенияразличных
пятен на одежде.

2

7.

Диетическоепитание,еговиды.

1

8.

Составлениеменюдиетического
питания.

2

9.

Пр.р.Приготовление
диетическогоблюда.

1

10.

Пр.р.Приготовление
диетическогоблюда.

1

11.

Национальныеблюда,ихвиды.

1

12.

Пр.р.Подбор,чтениеизапись
рецептовнациональныхблюд.

2

13.

Практическая работа.
Приготовлениеварениковс
картофелем.

1

14.

Практическаяработа.
Приготовлениеварениковс

1

Питание

Дата

картофелем.
15.

Менюисервировкапраздничного
стола.

2

16.

Практическая работа.
Составлениеменюисервировка
праздничного стола.

2

17.

Российскаясемья.Основы
семейных отношений.

1

18.

Условиясозданиясемьи.

2

19.

Распределениеобязанностейпо
ведениюхозяйстваисемейного
бюджета.

2

20.

Семейные традиции. Формы
организациидосугаиотдыхав семье.

2

Семья

Культураповедения
21.

Соседи.Приёмгостейиправила
хорошего тона при общении.

2

22.

Сюжетно-ролеваяигра:«Мои
соседи».

1

23.

Рациональнаярасстановкамебели в
квартире. Интерьер.

1

24.

Характерные особенности
жилища.Понятиеокомпозициив
интерьере.

2

25.

Практическая работа.
Рациональнаярасстановкамебели
(макет).

2

26.

Сохранениежилищногофонда.
Косметический ремонт жилья.

2

Жилище

Транспорт
27.

Назначениеавиатранспорта.
Аэропорт.

2

28.

Авиамаршруты. Порядок
приобретениябилетов.Примерная
стоимость перелёта.

2

29.

Правилаповеденияваэропорту.
Правила посадки в самолет.

2

30.

Правилабезопасностивовремя
полета самолетом.

2

Сюжетно-ролеваяигра:«Япассажиравиатранспорта»
Средствасвязи
31.

Виды денежных переводов
(почтовые,телеграфные,через
Интернет).

2

32.

Практическаяработа.Заполнение
бланка почтового денежного
перевода.

2

33.

Виды связи: сотовая связь,
автоответчик,факс,интернет.

2

34.

Правилабезопасногопользования
интернетом.

2

35.

Экскурсиянапочту.

2

Беседасработникамипочтыо
денежных переводах.
36.

Экскурсиявсалонсотовойсвязи.

2

Способыоплатыкартысотовой
связи.
Торговля
37.

Рынок. Виды рынков:
продуктовые, вещевые, крытые,
открытые,оптовые,мелкооптовые
и др.

2

38.

Отличиерынкаотмагазина:право
покупателя предлагать снизить
цену.Сюжетно-ролеваяигра:«На

2

рынке….».
Медицинскаяпомощь
39.

Инфекционныезаболевания.

2

40.

Меры по предупреждению
инфекционныхзаболеваний.

2

41.

Уходзабольным.

2

42.

Сюжетно-ролеваяигра:«Больной
в доме».

1

43.

Практическаяработа.Чтение
назначений врача в рецепте,
чтение аннотаций.

2

44.

Документы, подтверждающие
нетрудоспособность.Справкаи
листок нетрудоспособности.

2

Учреждения,организацииипредприятия
45.

Предприятиебытового
обслуживания.

2

46.

Виртуальнаяэкскурсияна
предприятие бытового
обслуживания с целью
ознакомления с видами
деятельности.

1

Профориентацияитрудоустройство
47.

Назначениеучрежденийиотделов
по трудоустройству населения.

2

48.

Основные виды работ и
профессий,запрещенныхдля
несовершеннолетних.

2

49.

ЭкскурсиявЦентрзанятости
города Георгиевска.

1

50.

ЭкскурсиявЦентрзанятости
города Георгиевска.

1

51.

Документы,необходимыедля
поступления на работу.

1

52.

Правиласоставленияделовых

1

бумаг.
53.

Практическая работа.
Составлениеделовыхбумаг:
заявление.

1

54.

Практическая работа.
Составлениеделовыхбумаг:
автобиография.

1

55.

Практическая работа.
Составлениеделовыхбумаг:
расписка.

1

56.

Практическая работа.
Составлениеделовыхбумаг:
докладная записка.

2

57.

Ситуациявыборапосле
окончания 9 класса.

1

58.

Ролеваяигра:«Яподаю документы
...».

1

59.

Обобщениепройденного
материала по разделу:
«Профориентацияи
трудоустройство».

2

60.

Контрольноетестированиепо
разделу: «Профориентация и
трудоустройство».

2

61.

Экскурсиявпрофессиональные
учебные заведения

2

62.

Экскурсиявпрофессиональные
учебные заведения

2

63.

Повторениераздела:«Культура
поведения».

1

64.

Повторениераздела:«Личная
гигиена».

1

Итого:102часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».