МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования и молодёжной политики Администрации Талицкого муниципального
округа
МКОУ "Вихляевская ООШ"
РАССМОТРЕНО
На педагогическом совете
МКОУ "Вихляевская ООШ"
Протокол №1 от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
и.о. директора
_________А. М. Чувирова
№ 2908-1 от «29» августа 2025 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Основы социальной жизни»
для обучающихся 5-9 классов
Вихляева2024г.
Пояснительнаязаписка
Адаптированная рабочая программа (далее АРП) учебного предмета «Основы
социальнойжизни»(далееОСЖ)составленанаосновеследующихнормативноправовых документов:
- Федеральныйзакон«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»от29.12.2012№
273-ФЗ;
- ПриказМинистерстваобразованияинаукиРФот19декабря2014г.N1599«Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об
утверждениифедеральногоперечняучебников,рекомендуемыхкиспользованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего,среднего общего образования”;
- постановление Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательныхучреждениях»от29.12.2010№189(зарегистрированов
Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерацииот10июля2015г.№26«Об утвержденииСанПиН2.4.2.32.86-15
«Санитарно-эпидемиологические требования кусловиям иорганизацииобучения
ивоспитанияворганизациях,осуществляющихобразовательнуюдеятельностьпо
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»;
-«Программыспециальных(коррекционных)образовательныхучрежденийVIII
вида: 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой. М.: Гуманитарный
издательский центр «ВЛАДОС», 2013г.Сб. № 1.
АРПучебногопредметаОСЖрассчитанана5лет
Цельюданнойпрограммыявляетсяразвитиесоциальнойкомпетентностиудетей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и подготовка их к
самостоятельной жизни в социуме.
Основныезадачи:
- формированиеувоспитанниковспециальной(коррекционной)школы-интерната
знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
- формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы
психическогоздоровьяшкольникаиихсоциально-психологическойадаптации;
- развитиекоммуникативнойфункцииречикакнепременноеусловиесоциальной
адаптации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- освоениетеоретическойинформации,атакжеприобретениебытовыхнавыков;
- развитиеумений,необходимыхподросткамсособымиобразовательными
потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме
самостоятельности;
- повышениеуровняпознавательнойактивностиирасширениеобъема
имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
- воспитаниепозитивныхкачествличности.
Предмет ОСЖ изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая
принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении
нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их
знаний,совершенствованияимеющихсяунихуменийинавыковиформирования
новых. Изучаемый предмет имеет своё логическое продолжение в системе
внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на
занятиях по ОСЖ знаний и умений в процессе практической работы, формирует
на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность
учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов.
ЗанятияпоОСЖпроводятсявспециальномкабинете,вкоторомотведеныместа для
учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме
всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации
кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники
безопасности.
I. Планируемыепредметныерезультатыосвоенияучебногопредмета
В результате реализации АРП учебного предмета ОСЖ у детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны быть сформированы
теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для
самообслуживания,адаптациивсовременномобществе,ориентациивсоциумеи быту, в
самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
5класс
Учащиесядолжнызнать:
- Последовательностьвыполненияутреннегоивечернеготуалета,периодичность и
правила чистки зубов, ушей, мытья головы; правила освещения помещения,
правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач.
- Видыодеждыиобуви,правилауходазаодеждойиобувью.
- Видыпосуды,правилаиприемы ухода.
- Виды бутербродов, санитарно-гигиенические требования к процессу
приготовленияпищиназначениекухонныхпринадлежностейипосуды,правила
пользования ножом, электроплитой, микроволновой печью.
- Требованиякосанкеприходьбе,вположениисидяистоя,правилаповедения при
встрече и расставании, формы обращения к старшим и сверстникам при
встрече и расставании, культуру поведения за столом во время приема пищи.
- Видыжилыхпомещенийвгородеиселеиихразличие, почтовыйадрессвоего дома
и школы-интерната.
- Наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната, варианты
проездаразличнымивидамитранспорта,количествовремени,затрачиваемогона
дорогу, пересадки, пешеходный маршрут, основные знаки дорожного движения.
- Основные виды торговых предприятий, их назначение, виды отделов в
продовольственныхмагазинахипорядокпокупкитовароввних,атакжезначение
срока годности продуктов питания, их хранение.
Учащиесядолжныуметь:
- Совершатьутреннийтуалет,вопределеннойпоследовательностисовершать
вечерний туалет, мыть и причесывать волосы, выбирать прическу.
- Подбиратьодежду,головные уборы,обувьпосезону,сушитьмокруюодеждуи
чистить одежду, подбирать крем и чистить кожаную обувь, подготавливать
одежду и обувь к сезонному хранению.
- Резатьножомпродуктыдлябутербродов,отвариватьяйца,нарезатьвареные
овощи кубиками и соломкой, накрывать на стол с учетом конкретного меню,
мыть и чистить кухонные и столовые принадлежности и посуду.
- Следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя,
правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и
девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях,
вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым. Тактично
вестисебявовремяразговорасостаршимиисверстниками,правильновестисебя за
столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно
принимать пищу).
- Соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Правила посадки,
покупкибилета,поведениявсалонеипривыходенаулицу.Соблюдатьправила
дорожного движения.
- Выбиратьпродуктыдляприготовлениязавтракасучетомконкретногоменю,
оплачивать покупку, правильно хранить продукты питания и готовую пищу в
домашних условиях.
6класс
Учащиесядолжнызнать:
- Правила закаливания организма, обтирания; правила соблюдения личной
гигиенывовремявыполненияфизическихупражнений,походов,правилаухода за
руками.
- Правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей, санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при работе с
колющимиирежущимиинструментами,электронагревательнымиприборамии
бытовыми химическими средствами.
- Составсемьи,имена, отчествародителейиблизкихродственников,место
работы и должность родителей, правила поведения в семье.
- Правилаповедениявзрелищныхикультурно-просветительныхучреждениях,
правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых
мероприятий.
- Способы первичной и тепловой обработки круп, овощей, санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при работе с
режущими инструментами, кипятком, правила пользования электроприборами,
определениекачестваисроковхраненияпродуктов,правилахраненияпродуктов в
холодильнике и без него.
- Гигиеническиетребованиякжиломупомещению,правилаипоследовательности
проведения уборки помещения, санитарно-гигиенические требования, назначение
пылесоса и уход за ним.
- Основныетранспортныесредства,стоимостьпроезданапригородном
железнодорожном транспорте, порядок приобретения билетов.
- Видыспециализированныхмагазинов,видыистоимостьразличныхтоваров,
порядок приобретения товаров.
- Видымедицинскойпомощиимедицинскихучреждений, функцииосновных
врачей-специалистов.
- Основныесредствасвязи;видыпочтовыхотправлений,стоимостьпочтовых
услуг при отправлении писем различного вида.
- Видыдетскихучрежденийиихназначение,адресДомакультуры,какиекружки и
секции в нем имеются.
Учащиесядолжныуметь:
- Мытьруки,стричьногтинарукахиногах;подбиратькосметическиесредства для
ухода за кожей рук.
- Пришиватьпуговицы. Подбиратьмоющиесредствадлястирки,стиратьи
гладить изделия из хлопчатобумажных тканей.
- Культурновестисебявтеатре,музее,читальномзале,правильноибезопасно
вести себя при посещении массовых мероприятий.
- Варитькашунаводе,отвариватькартофельиготовитьпюре,завариватьчай,
оформлять готовые блюда.
- Производитьсухуюивлажнуюуборкупомещения сиспользованиемпылесоса,
ухаживать за мебелью в зависимости от ее покрытия, используя бытовые
химические средства.
- Оплачиватьпроезднавсехвидахтранспорта,приобретатьбилетна
железнодорожной станции на пригородные поезда.
- Выбиратьдоброкачественныепродуктыпитаниявпродовольственноммагазине,
обращаться к продавцу, кассиру.
- Вызыватьврачанадом,приобретатьлекарствоваптеке.
- Записыватьпочтовыеадресасиндексомнаконвертах.
7класс
Учащиесядолжнызнать:
- Правиласоблюденияличнойгигиеныподростка,правиласменыодежды,
нательного и постельного белья.
- Особенности стирки белья с использованием стиральной машины-автомата.
Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при
ремонте одежды, стирке с помощьюстиральноймашины, последовательностьи
особенности утюжки брюк и спортивной одежды. Назначение прачечной, виды
услугиправилапользования.Некоторыетихиеиподвижныеигрыдлямладших
школьников.
- Способыобработкиовощных,мясных,рыбныхпродуктов,последовательность
приготовления блюд, правила пользования бытовыми электроприборами и
возможность использования их, санитарно-гигиенические требования и правила
безопасности при приготовлении пищи, правила пользования столовыми
приборами.
- Правилаприемаприглашениявгостии поведениявгостях,правилаврученияи
приема подарков.
- Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого
помещения,способыипериодичностьуходазаполомвзависимостиотего
покрытия, виды моющих средств.
- Функции железнодорожного транспорта, виды пассажирских вагонов,
примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности
расстояния,видысправочныхслужб,видыкамерхранения,срокиистоимость
хранения багажа.
- Переченьпредметов,посылаемыхпосылкой,максимальныйвесистоимость
посылаемых предметов, виды и способы упаковки посылки.
- Состав домашней аптечки, правила применения и назначения медицинских
средств,входящихвсоставдомашнейаптечки,местныелекарственныерастения,
правила обработки незначительных порезов и наложение повязки.
- Местонахождение ближайших промышленных предприятий или
сельскохозяйственныхобъектов,видывыпускаемойпродукции,названиярабочих
специальностей.
Учащиесядолжныуметь:
- Ремонтироватьразорванныеместаодежды,штопать,стиратьбельеспомощью
стиральной машины-автомата, гладить брюки и спортивную одежду.
- Одевать малышей на прогулку, объяснять детям младшего возраста правила
игрыиигратьснимивтихиеиподвижныеигры,помогатьпервоклассникампри
уборке игрушек.
- Выбирать подходящую одежду для визита в гости, культурно вести себя в
гостях,выбиратьподарки,изготавливатьпростыесувениры,вручатьипринимать
подарки.
- Готовитьобед,готовитьтретьиблюда,оформлятьготовыеблюда,сервировать
стол к обеду.
- Убиратьжилыепомещения,мытьполвзависимостиотегопокрытия,выбирать
моющие средства.
- Ориентироваться в расписании, приобретать билеты в железнодорожной кассе,
обращатьсязасправкойвсправочнуюслужбувокзала,центральнуюсправочную по
телефону.
- Упаковыватьпосылку,составлятьописьсодержимогопосылки.
- Пользоватьсятермометром,готовитьотварыинастоиизлекарственных
растений, обрабатывать раны при микротравмах.
8класс
Учащиесядолжнызнать:
- Правиластиркиисушкиизделийизшерстяныхисинтетическихтканей,утюжка
изделий.
- Способыипоследовательностьприготовленияизделийизтеста,заморозки
овощей и зелени.
- Типыкожииправила уходазакожейлица.
- Правилапериодичностикормленияребенкаизсоскииложки,купаниеребенка,
одевание и пеленание грудного ребенка.
- Правилаповеденияюношейидевушекпризнакомствевобщественныхместах,
дома, внешний вид.
- Правилаипериодичностьуборкикухни,моющиесредства.
- Основныеавтобусныемаршруты.
- Правилапользованиятелефоннымсправочником,виды заказовмеждугороднего
телефонного разговора.
- Правилаиприемыоказанияпервойпомощипринесчастныхслучаях:ожог,
обморожение, тепловой и солнечный удар.
- Основныестатьидоходовирасходоввсемье,размерквартплаты,тарифы,
порядок и периодичность оплаты электроэнергии.
- Ассортименттовароввразличныхспециальныхмагазинах,стоимость
промышленных и продовольственных товаров.
- Адресмуниципалитета,функцииотделовмуниципалитета.
Учащиесядолжныуметь:
- Стирать,сушитьизделияизшерстяныхисинтетическихтканей, утюжкаблузок и
рубашек.
- Готовитьизделияизразныхвидовтеста,заморозитьзеленьиовощи.
- Выбиратькосметическиесредствавзависимостиотсостояниякожи,времени
года.
- Купать,одевать,пеленатькуклу,кормить,содержатьвпорядке детскуюпостель,
игрушки.
- Культурноивежливовестисебяпризнакомстве,вобщественныхместах,дома,
подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст.
- Мытькафельныестеныираковину,пользоватьсяпечатнымиинструкциямик
моющим средствам.
- Пользоватьсярасписанием,покупатьбилет,определятьстоимостьпроезда.
- Объяснитьпричинузвонкапотелефонусрочноговызова,культурно
разговаривать по телефону.
- Оказыватьпервуюпомощьприожогах,обмораживании,тепловомисолнечном
ударе.
-Подсчитатьрасходы,сниматьпоказателисчетчикаиподсчитыватьстоимость
израсходованной электроэнергии, планировать и подсчитывать расходы на
культурные и текущие потребности, планировать крупные покупки.
9класс
Учащиесядолжнызнать:
- Овредномвоздействииалкоголяинаркотиковикурениянаорганизмчеловека.
- Стиль одежды и моды, гарантийные сроки носки, правила возврата покупок,
санитарно-гигиеническиетребованияиправилапоТ.Б.приработесосредствами для
выведения пятен.
- Порядокиусловиязаключенияирасторжениябрака,распределение
хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
- Требованияккультуреповедения,нормыморалииэтикивсовременном
обществе, правила приема гостей.
- Способыприготовлениянациональныхидиетическихблюд,правила
сервировки праздничного стола.
- Основные службы аэровокзала, основные маршруты самолетов, службы
аэровокзала,порядокприобретенияавиабилетов,правиларегистрациибилетаи
багажа, правила посадки и безопасного поведения в самолете.
- Отделырынка,ценынаотдельныетовары,отличияценнаярмарке,рынке,в
магазинах.
- Мерыпопредупреждениюинфекционныхзаболеваний,условияосвобождения от
работы (по болезни и ухода за больным).
- Учрежденияиотделыпотрудоустройству.
- Видыдокументовнеобходимыхдля поступлениянаработу,правилапереходана
другую работу.
- Правиларасстановкимебеливквартире.Требованиякподборузанавесей.
Светильников и других деталей интерьера.
- Видыоказываемыхуслугбытовойсферы,профессииработниковпредприятий.
- Современныевидысвязи,денежныепереводыиихстоимость.
- Переченьосновныхделовыхбумагитребованиякихнаписанию.
Учащиесядолжныуметь:
- Встречатьгостей,вежливовестисебявовремяприемагостей,соблюдать
морально-этические норы в семье и обществе.
- Анализироватьразличныесемейныеситуацииидаватьимправильнуюоценку.
- Подбиратьодеждуиобувьвсоответствиисиндивидуальнымиособенностями и
размерами, выводить пятна различными способами и средствами.
- Сервироватьпраздничныйстол,готовитьнациональныеблюдаиблюда
диетического питания, составлять меню праздничного стола.
- Выбиратьпокупкивсоответствиисосвоимипотребностямиивозможностями,
вежливо обращаться к продавцу, подсчитывать стоимость покупки.
- Ориентироватьсяврасписанииавиарейсов,определятьмаршрутивыбирать
транспортные средства.
- Одевать,умывать,кормитьбольного,измерятьтемпературу,ставить
горчичники.
- Заполнятьбланкипочтово-телеграфногоперевода.
- Заполнять анкету, писать заявления о принятии на работу, учебу,
автобиографию,обращатьсявотделыкадровдляустройстванаработу.
- Составлятьзаявкинаматериалы,инструменты,написатьрасписку,докладную
записку.
II. Содержаниеучебногопредмета
Согласно учебномуплануМБОУ «Ингалинская СОШим. В.А. Колбунова»на
изучение учебногопредмета«ОСЖ»в5 –9классахотводится2часавнеделю для
каждого класса:
Класс
5
6
7
8
9
Кол-во
часов
68
68
68
68
66
5 класс(68часов)
Четверть
1
2
3
4
Кол-вочасов
16
16
22
14
Тематическоепланирование
№
Темы
Всего
Теория
Практика
1.
Введение
2
2
-
2.
Личнаягигиена
10
6
4
3.
Одеждаиобувь
4
3
1
4.
Культураповедения
6
3
3
5.
Питание
16
10
6
6.
Семья
4
3
1
7.
Жилище
8
5
3
8.
Транспорт
6
4
2
9.
Торговля
8
4
4
10. Медицинскаяпомощь
2
2
-
11. Подведениеитоговзагод
2
2
-
68
44
24
Всего:
Вводноезанятие
ЧтоизучаетпредметОСЖ.ПравилабезопасногоповедениявкабинетеОСЖ.
Личнаягигиена
Личнаягигиена,еезначениедляжизнииздоровьячеловека.Правилаличной гигиены в
течение дня.
Предметыисредстваличнойгигиены.
Содержаниевчистотеипорядкеличных(индивидуальногопользования)вещей. Уход за
волосами.
Гигиеназрения,правилабережногоотношениякзрению.Практическаяработа.
Разучивание комплекса упражнений для разминки мышц глаз.
Практические работы
Выполнениеутреннеготуалета.
Стирка личных вещей.
Причесываниеволос.
Разучиваниекомплексаупражненийдляразминкимышцглаз.
Одеждаиобувь
Виды одежды и головных уборов по назначению.
Правилаиспособыповседневногоуходазаодеждой. Виды
обуви, их назначение.
Повседневныйуходзаобувью.
Практическиеработы
Сушкаичисткаобуви.
Культураповедения
Значениеосанкидляобщегосостоянияздоровья.
Формыобращениякстаршимисверстникампривстречеирасставании.
Культура поведения за столом.
Практическиеработы
Изучениекомплексаупражненийдляосанки.
Сюжетно-ролевыеигры
«Встречадрузей».«Вкафе…».
Питание
Значениепродуктовпитаниявжизниидеятельностичеловека. Режим
питания школьника, его влияние на здоровье.
Местоприготовленияпищииегооборудование.Санитарно-гигиенические требования
и правила безопасной работы на кухне.
Кухоннаяистоловаяпосуда,приборы,приспособления -назначение. Правила
и приемы ухода за кухонной и столовой посудой.
Чайная посуда, приборы - назначение.
Правилаиприемыуходазачайнойпосудой.
Приготовлениепищи,нетребующейтепловойобработки.Бутерброды,ихвидыи правила
Приготовления.
Приготовлениеблюдизяиц.
Практические работы
Чисткаимытьекухоннойистоловойпосуды.
Приготовление горячих бутербродов.
Отваривание яиц.
Приготовлениевинегрета.
Семья
Семья.Родственныеотношениявсемье.
Жилище
Видыжилыхпомещенийвгородеиселе(жилойдом,квартира, общежитие).Почтовый
адрес.
Гигиеническиетребованиякжиломупомещению.Инвентарьиприспособления для
уборки.
Правилавытиранияпыли,подметанияимытьяполов.
Практическиеработы
Уборкакласса.
Экскурсии
Чтениеназванияулиц.Почтовыйадресшколы-интерната.
Транспорт
Видытранспортныхсредств.
Проезд в школу-интернат (маршрут, вид транспорта).
Правилаповедениявпассажирскомтранспортеинаулице.
Правила и знаки дорожного движения.
ИКИ«Подорогесо«Смешариками».
Сюжетно-ролевыеигры
«Оплатапроездавмаршрутномтакси».
Торговля
Виды торговых предприятий.
Продуктовыемагазины,ихотделы.
Сюжетно-ролевые игры
«Я-покупатель».«Вмагазине».
Экскурсии
Впродовольственныймагазин.
Медицинскаяпомощь
Правилабезопасногоповедениявовремялетнихканикул. Безопасность
на водоемах.
6 класс(68часов)
Четверть
1
2
3
4
Кол-вочасов
16
16
20
16
Тематическоепланирование
№
Темы
Всего
Теория
Практика
1.
Личнаягигиена
6
4
2
2.
Одежда
6
3
3
4.
Семья
3
2
1
5.
Культураповедения
6
3
3
6.
Питание
10
7
3
7.
Жилище
8
5
3
8.
Транспорт
4
2
2
9.
Торговля
6
3
3
10. Медицинскаяпомощь
6
3
3
11. Средствасвязи
6
3
3
12. Учрежденияиорганизации
5
3
2
13. Подведениеитоговзагод.
2
2
-
68
43
25
Всего:
Личнаягигиена
Значениезакаливанияорганизмадляздоровьячеловека.
Способызакаливания,правилаиприемывыполнениявоздушныхиводных процедур.
Правилаиприемыуходазакожейрук. Правила и
приемы ухода за ногами.
Практическиеработы
Нанесениепитательногокреманакожурук.
Стрижка ногтей на ногах.
Одеждаиобувь
Значениеопрятноговидачеловека.
Правилаиприёмыручнойстиркиизделийизхлопчатобумажныхтканей.
Правила глажения. Техника безопасности при работе с утюгом.
Практическиеработы
Пришиваниепуговиц.
Стиркаизделийизх/бтканей.
Глажениефартуков,косынок.
Семья
Составсемьи.Местоработыкаждогочленасемьи,занимаемаядолжность.
Права и обязанности каждого члена семьи.
Практическиеработы
Записьсведенийочленахсемьи.
Составление родового древа.
Культураповедения
Правилаповедениявтеатре,кинотеатре.
Правила поведения вмузее, библиотеке.
Правилаповедениявшколевовремязанятийинаперемене.
Ролевыеигры
«Посещениекинотеатра».
Экскурсии
Всельскуюбиблиотеку.
Питание
Правилабезопаснойработынакухне.
Хранениепродуктовпитанияиготовойпищи(вхолодильникеибезнего). Блюда
из круп.
Картофель.Приготовлениеблюдизкартофеля. Чай.
История чаепития в России.
Практические работы
Приготовление каши на воде.
Приготовлениекартофельногопюре.
Заварка чая.
Экскурсии
Впродуктовыймагазин.
Жилище
Гигиеническиетребованиякжиломупомещениюимерыпоихобеспечению.
Санитарно-гигиеническиетребованияиправилаТБприработеспредметами бытовой
химии.
Повседневнаясухаяивлажнаяуборкапомещения. Пылесос.
Использование в уборке пылесоса.
Уходзамебельювзависимостиотеёпокрытия.
Практическиеработы
Уборкаспальнойкомнатысиспользованиемпылесоса.
Чистка пылесоса после уборки.
Транспорт
Пригородные поезда.
Расписание, направления, зоны.
Способыприобретениябилетов.
Экскурсии
Виртуальнаяэкскурсиянаж-двокзал.
Торговля
Специализированныепродовольственныемагазины. Виды
товаров, отделы.
Практическиеработы
Определениесрокагодноститоварана упаковке.
Экскурсии
Впродовольственныйсупермаркет«Магнит».
Медицинскаяпомощь
Видымедицинскихучреждений:поликлиника,больница,диспансер,аптека,их
назначение в оказании медицинской помощи.
Работникимедицинскихучреждений:врачи,медицинскиесёстры,лаборанты, младший
медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.
Видыврачебнойпомощи:помощьнадому,«скораяпомощь»,амбулаторный приём,
госпитализация.
Сюжетно-ролевыеигры
«Вызовскоройпомощи».
Экскурсии
Ваптеку.
Средствасвязи
Почта.Видыпочтовыхотправлений.
Видыписем.Порядокотправленияписьмаразличноговида. Телеграф.
Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.
Практическиеработы
Написаниепочтовогоадресанаконверте.
Экскурсии
Напочту-телеграф.
Учреждения и
организацииДошкольныеучреждения,их
назначение. Школьные учреждения, их
назначение.
Домкультуры,егоназначениедляжителей.
Экскурсии
ВДомкультурыс.Ингалы
7 класс(68часов)
Четверть
1
2
3
4
Кол-вочасов
18
14
20
16
Тематическоепланирование
№
Темы
Всего
Теория
Практика
1.
Личнаягигиена
6
5
1
2.
Одеждаиобувь
8
4
4
3.
Семья
6
2
4
4.
Питание
10
5
5
5.
Культураповедения
6
3
3
6.
Жилище
4
3
1
7.
Транспорт
6
4
2
8.
Средствасвязи
6
4
2
9.
Медицинскаяпомощь
6
3
3
10. Учрежденияиорганизации
4
2
2
11. Торговля
4
3
1
12. Подведениеитоговзагод
2
2
-
68
40
28
Всего:
Личнаягигиена
Особенности личной гигиены в жизни подростка.
Правилаиприемысохранениячистотыиздоровьятела.
Особенности ухода за кожей лица, волосами.
Пользованиешампунемвсоответствиистипомволос:жирные,сухие, нормальные.
Средстваборьбысперхотьюивыпадениемволос.
Практическиеработы
Подбормыла,шампунядлямытьякожииволоссучетомихсостояния.
Одеждаиобувь
Значениепродлениясрокаслуженияодежды.
Виды штопок, наложение заплат.
Использованиебытовойтехникипристиркебельяизхлопчатобумажныхтканей.
Правила и приемы глажения брюк, спортивной одежды.
Прачечная.Видыуслуг,правилапользованияпрачечной.
Практические работы
Ремонтодежды:штопкаиналожениезаплат.
Стиркаизделийизх/бтканейспомощьюстиральноймашины. Глажение
брюк.
Экскурсии
Вшкольнуюпрачечную.
Семья
Помощьродителямивоспитателям:вуходезамладшимидетьми–одевание, обувание,
причесывание.
Помощьродителямивоспитателям:всоблюдениичистотыипорядкавшколе- интернате
и дома.
Практическиеработы
Оказаниепомощипервоклассникуводевании,обуваниинапрогулку. Оказание
помощи первоклассникам в уборке класса.
Разучиваниетихихиподвижныхигрдлямладшихшкольников.
Самостоятельныеработы.
Проведениеигрсмладшимишкольниками.
Питание
Видыпитания.Пищеваяценностьпродуктов.
Значениепервых,вторых,третьихблюдиихприготовление.
Использованиемеханическихиэлектробытовыхприборовприприготовлении пищи.
Правилабезопаснойработысрежущимиинструментами,приспособлениями,
электроприборами.
Этикет.Сервировкастолакобеду.
Практическиеработы
Приготовлениещейизсвежейкапусты.
Подборичтениерецептовприготовлениякиселя,компота.
Приготовления киселя из замороженных ягод.
Сервировкастолакобеду.
Культураповедения
Правилаприемаприглашениявгостииформыотказа.
Подготовкакпоездкевгости:внешнийвид(одежда,обувь, украшения,
прическа), подарки.
Правилаврученияподарка.
Сюжетно-ролевыеигры:«Меняпригласиливгости».«Вгостях…».
Практические работы
Изготовлениенесложныхсувениров.
Жилище
Регулярнаяисезоннаяуборкажилогопомещения.
Подготовка квартиры и дома к весне, лету.
Уходзаполомвзависимостиотпокрытия(лак,мастика,маслянаякраска, линолеум,
ковер), средства ухода за полом.
Практическиеработы
Мытьеполовсиспользованиемхимическихмоющихсредств.
Транспорт
Междугородний железнодорожный транспорт.
Вокзалы. Их назначение и основные службы.
Справочнаяслужбавокзалов.Расписаниепоездов.
Видыпассажирскихвагонов.Формыприобретенияжелезнодорожныхбилетов.
Экскурсии
Виртуальнаяэкскурсиянаж-двокзал.
Средствасвязи
Почта.Видыбандеролей(простая, заказная,ценная,суведомлением).Порядоких
отправления.
Упаковка.Стоимостьпересылки.
Посылки.Видыупаковок.Правилаотправления.Стоимостьотправления.
Практическиеработы
Упаковкапосылки.
Экскурсии
Впочтовоеотделение.
Медицинскаяпомощь
Видыдоврачебнойпомощи:измерениетемпературы,обработкаранпри
микротравмах.
Домашняяаптечка.Составдомашнейаптечки.
Лекарственные растения в домашней аптечке.
Практические работы
Измерениетемпературы,обработкараныпринезначительномпорезе.
Упаковка домашней аптечки.
Приготовлениевитаминизирующегоотвара.
Учрежденияиорганизации
Промышленныеисельскохозяйственныепредприятияданнойместности,их
значение для жителей города и села.
Культураповедениявобщественныхместах.
Экскурсии
Нашвейнуюфабрику.
Торговля
Универмаги и универсамы, их назначение.
Отделымагазинов.Стоимостьнекоторыхтоваров.
Порядокприобретения(выбортовара,оплатавкассе,получениечека,сдачи).
Экскурсии
Вуниверсам–самостоятельноенахождениеуказанногоотдела.
8 класс(68часов)
Четверть
1
2
3
4
Кол-вочасов
16
16
22
14
Тематическоепланирование
№
Темы
Всего
Теория
Практика
1.
Одеждаиобувь
6
2
4
2.
Питание
8
3
5
3.
Личнаягигиена
6
4
2
4.
Семья
4
3
1
5.
Культураповедения
4
3
1
6.
Жилище
4
2
2
7.
Транспорт
4
2
2
8.
Средствасвязи
8
5
3
9.
Медицинскаяпомощь
4
2
2
10. Экономикадомашнего
хозяйства
12
6
6
11. Торговля
4
2
2
12. Учрежденияиорганизации
2
2
-
13. Подведениеитоговзагод
2
2
-
68
38
30
Всего:
Одеждаиобувь
Уходзаодеждойизшерстяныхисинтетическихтканей.
Правила и приемы глажения блузок, рубашек.
Практическиеработы
Стиркаизделийизшерстяныхисинтетическихтканей.
Глажение рубашек.
Экскурсии
Виртуальнаяэкскурсиявхимчистку.
Питание
Меню.Составлениеменюнадень,неделю.
Способы приготовления изделий из теста.
Заготовкапродуктоввпрок.Замораживаниеовощейизелени.
Практическиеработы
Приготовление песочного печенья.
Подготовкаинарезкаовощейдлязаморозки.
Подготовка и нарезка зелени для заморозки.
Личная гигиена
Значениекосметикиидезинфицирующихсредств,дляюношиидевушки.
Правилаиприемыуходазакожейлицасиспользованиемдезинфицирующих средств.
Значениездоровьядляжизниидеятельностичеловека.
Пагубное влияние табака на здоровье человека.
Практическиеработы
Выборкосметическихидезинфицирующихсредств.
Протирание кожи лица огуречным лосьоном.
Семья
Груднойребеноквсемье.
Правилауходазагруднымребенком.
Правиласодержаниявчистотедетскойпосуды,постели,игрушек.
Практическиеработы
Упражнениявкупании,одеванииипеленаниигрудногоребенка.
Культураповедения
Культураобщенияюношиидевушки. Внешний
вид молодых людей.
Видыгалстуковиспособыихзавязывания.
Сюжетно-ролевыеигры
«Первоесвидание»,«Знакомство».
Жилище
Уборкакухни,санузлаиваннойкомнаты.
Химическиемоющиесредства,используемыеприуборке.Техникабезопасности при
работе.
Практическиеработы
Чисткараковинынакухне.
Мытьекафельныхстениполанакухне.
Транспорт
Междугороднийавтотранспорт.Автовокзал,егоназначение. Основные
автобусные маршруты. Расписание движения.
Экскурсии
Виртуальнаяэкскурсиянаавтовокзал.
Средствасвязи
Телефон.Видытелефоннойсвязи.
Правилапользованиятелефоннымсправочником.
Вызов экстренных аварийных служб.
Правила ведения разговора.
Междугородняятелефоннаясвязь.
Видызаказовмеждугороднеготелефонногоразговора.
Сюжетно-ролевыеигры
«Вызовэкстреннойпомощи».
Экскурсии
Виртуальнаяэкскурсиянапереговорныйпункт.
Медицинскаяпомощь
Перваяпомощьпринесчастныхслучаях(утопление).
Солнечный и тепловой удар. Первая помощь.
Сюжетно-ролевыеигры
«Оказаниепервойпомощиспасенногоизводоема».
«Оказаниепервойпомощиприсолнечномударе».
Экономикадомашнегохозяйства
Бюджетсемьи.Источникидоходов.
Основныестатьирасходов.Обязательныеплатежи.
Расходынаприобретениекрупных,дорогостоящихпокупок.
Незапланированныерасходы–повышениеуровнякультуры:покупкакниг, посещение
кинотеатра и т.д.
Сбережения.Значениеиспособыэкономиирасходов.
Назначениесбережений.Видыхранениясбережений.
Практическиеработы
Определениесуммыдоходовсемьизамесяц.
Снятие показателей электросчетчика.
Расчетстоимостиизрасходованнойэлектроэнергии.
Планирование крупных, дорогостоящих покупок.
Экскурсии
Виртуальнаяэкскурсиявсбербанк
Торговля
Специализированныемагазины.Правилаповедениявмагазине.
Видытовара,отделы.Вежливоеобращениекпродавцу-консультанту.
Экскурсии
В магазин «Бытовой техники».Учреждения,
организации и
предприятияДепартамент,муниципалитет,и
хназначение. Префектура, полиция, их
назначение.
9 класс(66часов)
Четверть
1
2
3
4
Кол-вочасов
16
16
20
14
Тематическоепланирование
№
Темы
Всего
Теория
Практика
1.
Одеждаиобувь
6
4
2
2.
Семья
4
4
-
3.
Культураповедения
2
1
1
4.
Питание
10
5
5
5.
Жилище
4
3
1
6.
Транспорт
4
3
1
7.
Торговля
2
2
-
8.
Средствасвязи
6
2
4
9.
Медицинскаяпомощь
6
4
2
10. Профориентацияи
трудоустройство
16
6
10
11. Учреждения,организациии
предприятия
2
1
1
12. Подведениеитоговзагод
2
2
-
13. Личнаягигиена
(повторение)
2
2
-
66
39
27
Всего:
Одеждаиобувь
Мода.Стильодежды.
Способыопределениясобственногоразмераодеждыиобуви. Правила и
способы выведения мелких пятен на одежде.
Использованиеподручныхсредстввыведенияразличныхпятеннаодежде.
Практическиеработы
Определениесобственногоразмераобувииодежды.
Экскурсии
Вспециализированныймагазин«Одежда»,«Обувь».
Семья
Российскаясемья.Основысемейныхотношений.
Условия создания семьи.
Распределениеобязанностейповедениюхозяйстваи семейногобюджета. Семейные
традиции. Формы организации досуга и отдыха в семье.
Культураповедения
Соседи.Приёмгостейиправилахорошеготонаприобщении.
Сюжетно-ролевыеигры
«Мои соседи».
Питание
Диетическоепитание,еговиды.
Национальные блюда, их виды.
Составлениеменюдиетическогопитания.
Меню и сервировка праздничного стола.
Практические работы
Приготовлениедиетическогоблюда.
Подбор,чтениеизаписьрецептовнациональныхблюд.
Приготовление вареников с картофелем.
Составлениеменюисервировкапраздничногостола.
Жилище
Рациональнаярасстановкамебеливквартире.Интерьер.
Характерныеособенностижилища.Понятиеокомпозициивинтерьере. Сохранение
жилищного фонда. Косметический ремонт жилья.
Практическиеработы
Рациональнаярасстановкамебели(макет).
Транспорт
Назначениеавиатранспорта.Аэропорт.
Авиамаршруты.Порядокприобретениябилетов.Примернаястоимостьперелёта.
Правилаповеденияваэропорту. Правилапосадкиибезопасногоповеденияв самолете.
Сюжетно-ролевыеигры
«Я-пассажиравиатранспорта»,«Ситуациивполете».
Торговля
Рынок.Видырынков:продуктовые,вещевые,крытые,открытые,оптовые,
мелкооптовые и др.
Отличиерынкаотмагазина:правопокупателяпредлагатьснизитьцену.
Средствасвязи
Видыденежныхпереводов(почтовые,телеграфные,черезИнтернет). Виды
связи: сотовая связь, автоответчик, факс, интернет.
Правилабезопасногопользованияинтернетом.
Практическиеработы
Заполнениебланкапочтовогоденежногоперевода.
Экскурсии
Всалонсотовойсвязи,почтовоеотделение.
Медицинскаяпомощь
Инфекционныезаболевания.
Мерыпопредупреждениюинфекционныхзаболеваний.
Уход за больным.
Документы,подтверждающиенетрудоспособность.Справкаилисток
нетрудоспособности.
Сюжетно-ролевыеигры
«Больнойвдоме».
Практическиеработы
Чтениеназначенийврачаврецепте,чтениеаннотаций.
Профориентацияитрудоустройство
Назначение учреждений и отделов по трудоустройству населения.
Основныевидыработипрофессий,запрещенныхдлянесовершеннолетних.
Документы, необходимые для поступления на работу.
Правила составления деловых бумаг.
Ситуациявыборапослеокончания9класса.
Экскурсии
В Центр занятости населения.
Впрофессиональныеучебныезаведения.
Сюжетно-ролевые игры
«Яподаюдокументы...».
Личнаягигиена
Я-выбираюздоровыйобразжизни!
Правилабезопасногоповедениявовремялетнегоотдыха.
III. Формыорганизацииучебныхзанятий
Решениеобразовательных,коррекционно-развивающихивоспитательныхзадач
требует использования на уроке ОСЖ различных методов обучения:
Объяснение– проводится при четком соблюдении различных дидактических
принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения
используетсяприизученииновогоматериалаилидлязакреплениясложного,не
усвоенного ранее.
Рассказ– повествовательное изложение содержания учебного материала. На
уроках ОСЖ используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к
восприятиюновогоматериала;рассказ-изложение,раскрывающийсодержание
новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.
Беседа– это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для
сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для
построениябеседыучительвыбираетнебольшойпообъемуматериал,делитего на
несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы.
Учитываютсязнания,опытитипологическиеособенностиучащихся.Беседа является
одним из основных методов обучения на уроках ОСЖ.
Практические работы– целесообразнее проводить, разделив учащихся на
бригадыиз4-5человекдлясамостоятельноговыполнениязадания.Взависимости от
задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы
организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные.
Количествопрактическихработможноувеличитьиподобратьвидыдеятельности по
усмотрению учителя.
Экскурсии– им отводится значительное место в АРП. Экскурсии могут быть
вводные,текущиеиитоговые.Текущиеэкскурсиислужатдляконкретизациии
закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии
организуются при завершении работы над темой.
Любаяэкскурсиянеявляетсясамоцельюииспользуетсявсочетаниисдругими
организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться
практические работы.
Сюжетно-ролевыеигры-применяютсякакодинизведущихметодовобучения.
Всочетаниисдругимиметодическимиприемамиихцелесообразноиспользовать при
изучении таких разделов, как «Торговля», «Медицинская помощь»,
«Культураповедения»идр.
Сюжетно-ролевыеигрывосновномследуетпроводитьнаэтапезакрепления
пройденного материала.
Календарно-тематическоепланированиев5классе
№
Темаурока
Кол-во
Дата
п/п
часов
Личнаягигиена
1.
Вводное занятие. Что изучает
предмет ОСЖ. Правила
безопасногоповедениявкабинете
ОСЖ.
4
2.
Личнаягигиена,еезначениедля
жизни и здоровья человека.
Правилаличнойгигиеныв течение
дня.
4
3.
Предметыисредстваличной
гигиены.
4
Практическая работа.
Выполнениеутреннеготуалета.
4.
Содержаниевчистотеипорядке
личных (индивидуального
пользования) вещей.
4
Практическаяработа.Стирка
личных вещей.
5.
Уходзаволосами.
4
Практическаяработа.
Причесываниеволос.
6.
Гигиена зрения, правила
бережногоотношениякзрению.
Практическая работа.
Разучивание комплекса
упражненийдляразминкимышц
глаз.
4
Одеждаиобувь
7.
Видыодеждыиголовныхуборов по
назначению.
4
Правила и способы
повседневногоуходазаодеждой.
8.
Видыобуви,ихназначение.
Повседневныйуходзаобувью.
Практическая работа. Чистка
4
обуви.
Питание
9.
Значение продуктов питания в
жизниидеятельностичеловека.
4
Режимпитанияшкольника,его
влияние на здоровье.
10.
Местоприготовленияпищииего
оборудование. Санитарногигиенические требования и
правила безопасной работы на
кухне.
4
11.
Кухоннаяистоловаяпосуда,
приборы, приспособления назначение.
4
Правила и приемы ухода за
кухоннойистоловойпосудой.
12.
Практическаяработа.Чисткаи
мытье кухонной и столовой
посуды.
4
4
13.
Чайнаяпосуда,приборыназначение.
Правилаиприемыуходаза
чайной посудой.
14.
Приготовление пищи, не
требующейтепловойобработки.
Бутерброды, их виды и правила
приготовления.
4
15.
Практическая работа.
Приготовлениегорячих
бутербродов.
4
16.
Приготовлениеблюдизяиц.
4
Практическаяработа.
Отваривание яиц.
17.
Блюда из овощей. Практическая
работа.Приготовлениевинегрета.
4
Семья
18.
Составсемьиобучающихся,
взаимоотношения в семье.
4
Сюжетно-ролеваяигра:«Моя
семья».
Торговля
19.
Основные виды магазинов. Их
назначение.Правилаповеденияв
магазине.
4
20.
Порядок покупки товара в
продовольственноммагазине.
Сюжетно-ролевая игра: « Япокупатель».
4
21.
Хранение продуктов питания,
значениесрокагодности.Пр.р.
Определение срока годности
товара.
4
22.
Экскурсиявпродуктовый
магазин.
4
Культураповедения
23.
Осанкаприходьбе,вположении
сидя и стоя.
4
Практикум.Отработканавыков
правильной осанки.
Транспорт
24.
Видытранспортныхсредств.
4
Проезд в школу-интернат
(маршрут,видтранспорта).
25.
Правила поведения в
пассажирскомтранспортеина
улице.
4
Сюжетно-ролеваяигра:«Оплата
проезда в маршрутном такси».
Жилище
26.
Видыжилыхпомещенийвгороде и
селе.
4
Видыпомещенийвжилыхдомах
(варианты жилых и подсобных
помещений).
27.
Гигиенические требования к
жиломупомещению.Инвентарьи
приспособления для уборки
жилых помещений.
4
28.
Правила вытирания пыли,
подметанияимытьяполов.
4
Практическаяработа.Уборка
класса.
29.
Почтовыйадресдомаишколы.
4
Пр.р.Заполнениепочтового
адреса.
Культураповедения
30.
Формыобращенияспросьбой,
вопросом к старшим.
4
4
4
4
4
4
Сюжетно-ролеваяигра«Разговор
…».
31.
Формыобращенияспросьбой,
вопросом к сверстникам.
Сюжетно-ролеваяигра«Разговор
…».
32.
Обобщениепройденного
материала по разделу:
«Личнаягигиена»,«Жилище»,
«Питание»,«Культура
поведения».
Контрольноетестированиепо
разделу:
«Личнаягигиена»,«Жилище»,
«Питание»,«Культура
поведения».
33.
Правилаизнакидорожного
движения.
4
ИКИ«Подорогесо
Смешариками».
34.
Резервныйурок
Итого:136часов
Календарно-тематическоепланированиев6классе
№
Кол-во
Темаурока
п/п
часов
Одеждаиобувь
1.
Значениеопрятноговида человека.
2
2.
Практическая работа.
Пришиваниепуговиц.
2
3.
Правилаиприёмыручнойстирки
изделий из хлопчатобумажных
тканей.
2
4.
Практическаяработа.Стирка
изделий из х/б тканей.
2
5.
Правилаглажения.Техника
безопасности при работе с
утюгом.
2
6.
Практическаяработа.Глажение
фартуков, косынок.
2
Личнаягигиена
7.
Значениезакаливанияорганизма
для здоровья человека.
2
8.
Способы закаливания, правила и
приемывыполнениявоздушныхи
водных процедур.
2
9.
Правилаиприемыуходазакожей
рук.
2
10.
Практическаяработа.Уходза
кожей рук.
2
11.
Правилаиприемыуходаза ногами.
2
12.
Пр.р.Стрижканогтейнаногах.
2
Транспорт
13.
Пригородныепоезда.Расписание,
направления, зоны.
2
Дата
14.
Способыприобретениябилетов.
2
15.
Виртуальнаяэкскурсиянаж/д
станцию.
2
16.
Виртуальнаяэкскурсиянаж/д
станцию.
2
17.
Состав семьи. Место работы
каждогочленасемьи,занимаемая
должность.
2
18.
Праваиобязанностикаждого члена
семьи.
2
19.
Практическаяработа.Запись
сведений о членах семьи.
2
20.
Пр.р.Зарисовкародовогодрева.
2
Семья
Учрежденияиорганизации
21.
Школьныеучреждения,их
назначение.
2
22.
Домкультуры,егоназначениедля
жителей.
2
23.
ЭкскурсияДомкультуры
2
ст. Александрийской.
24.
ЭкскурсияДомкультуры
2
ст. Александрийской.
Средствасвязи
25.
Почта.Видыпочтовых отправлений. 2
26.
Виды писем. Порядок
отправленияписьмаразличного
вида.
2
27.
Практическаяработа.Написание
почтового адреса на конверте.
2
28.
Телеграф.Видытелеграмми
2
телеграфныхуслуг.Тарифы.
29.
Виртуальнаяэкскурсиянапочтутелеграф.
2
30.
Виртуальнаяэкскурсиянапочтутелеграф.
2
Медицинскаяпомощь
31.
Виды медицинских учреждений:
поликлиника, больница,
диспансер, аптека, их назначение
воказаниимедицинскойпомощи.
2
32.
Работники медицинских
учреждений:врачи,медицинские
сёстры, лаборанты, младший
медицинский персонал,
регистраторы, фармацевты и др.
2
33.
Видыврачебнойпомощи:помощь на 2
дому, «скорая помощь»,
амбулаторный приём,
госпитализация.
34.
Сюжетно-ролеваяигра:
«Амбулаторныйприем».
3
35.
Экскурсияваптеку.
2
36.
Экскурсияваптеку.
2
37.
Гигиенические требования к
жиломупомещениюимерыпоих
обеспечению.
2
38.
Санитарно-гигиенические
3
требования и правила ТБ при
работеспредметамибытовой химии.
39.
Повседневнаясухаяивлажная
уборка помещения.
2
40.
Пылесос.Использованиевуборке
2
Жилище
пылесоса.
41.
Практическаяработа.Уборка
спальной комнаты с
использованием пылесоса.
2
42.
Практическаяработа.Чистка
пылесоса после уборки.
2
43.
Уходзамебельювзависимостиот её
покрытия.
2
44.
Практическаяработа.Уходза
мебелью в классе.
2
Торговля
45.
Специализированные
продовольственныемагазины.
1
46.
Видытоваров,отделымагазина.
2
47.
Правила выбора
доброкачественныхпродуктов
питания.
2
48.
Практическая работа.
Определениесрокагодности
товара на упаковке.
3
49.
Экскурсиявпродовольственный
супермаркет «Магнит».
2
50.
Экскурсиявпродовольственный
супермаркет «Магнит».
2
51.
Правилабезопаснойработына
кухне(режущиеинструменты,
кипяток).
2
52.
Хранение продуктов питания и
готовойпищи(вхолодильникеи
без него).
2
53.
Блюдаизкруп.
2
54.
Практическая работа.
Приготовлениекашинаводе.
2
55.
Картофель.Приготовлениеблюд
2
Питание
изкартофеля(отварной картофель,
пюре).
56.
Технологияприготовления
картофельного пюре.
2
57.
Пр.р.Приготовление
картофельногопюре.
2
58.
Пр.р.Приготовление
картофельногопюре.
2
59.
Чай.ИсториячаепитиявРоссии.
2
60.
Практическаяработа.Заваркачая.
2
Культураповедения
61.
Правилаповедениявбиблиотеке.
2
62.
Ролеваяигра:«Посещение
библиотеки».
2
63.
Обобщениепройденного
материала по разделу:
2
«Личнаягигиена»,«Питание»,
«Одеждаиобувь», «Транспорт»,
«Жилище»,«Культура
поведения».
64.
Контрольноетестированиепо
разделу:
2
«Личнаягигиена»,«Питание»,
«Одеждаиобувь», «Транспорт»,
«Жилище»,«Культура
поведения».
65.
Экскурсиявсельскую
библиотеку.
2
66.
Резервныйурок
3
Итого:
136
часов
Календарно-тематическоепланированиев7классе
№
Кол-во
Тема
п/п
часов
Личнаягигиена
1.
Особенностиличнойгигиеныв
жизни подростка.
2
2.
Правилаиприемысохранения
чистоты и здоровья тела.
2
3.
Особенностиуходазакожей
лица, волосами.
2
4.
Пользование шампунем в
соответствиистипомволос:
жирные,сухие,нормальные.
2
5.
Практическая работа. Подбор
мыла,шампунядлямытьякожии
волос с учетом их состояния.
2
6.
Средстваборьбысперхотьюи
выпадением волос.
2
Одеждаиобувь
7.
Значениепродлениясрока
служения одежды.
2
Видыштопок,наложениезаплат.
8.
Практическаяработа.Ремонт
одежды:штопкаиналожение
заплат.
3
9.
Использованиебытовойтехники
при стирке белья из
хлопчатобумажных тканей.
2
10.
Практическая работа. Стирка
изделийизх/бтканейспомощью
стиральной машины.
2
11.
Правилаиприемыглажения
брюк, спортивной одежды.
2
12.
Практическаяработа.Глажение
2
Дата
брюк.
13.
Прачечная.Видыуслуг,правила
пользования прачечной.
2
14.
Экскурсиявшкольную
прачечную.
2
15.
Помощь родителям и
воспитателям: в уходе за
младшимидетьми–одевание,
обувание, причесывание.
2
16.
Практическая работа. Оказание
помощи первокласснику в
одевании,обуваниинапрогулку.
2
17.
Помощь родителям и
воспитателям:всоблюдении
чистоты и порядка в школеинтернате и дома.
2
18.
Практическаяработа.Оказание
помощи первоклассникам в
уборке класса.
2
19.
Практическая работа.
Разучиваниетихихиподвижных
игр для младших школьников.
2
20.
Практическаяработа.Проведение
игр с младшими школьниками.
2
21.
Видыпитания.Пищеваяценность
продуктов.
2
22.
Значениепервых,вторых,третьих
блюд и их приготовление.
2
23.
Практическая работа.
Приготовлениещейизсвежей
капусты.
2
24.
Практическая работа.
Приготовлениещейизсвежей
капусты.
2
Семья
Питание
25.
Практическая работа. Чтение
рецептовприготовлениякиселя,
компота.
2
26.
Практическая работа.
Приготовлениякиселяиз
замороженных ягод.
2
27.
Использованиемеханическихи
электробытовых приборов при
приготовлении пищи.
2
28.
Правилабезопаснойработыс
режущими инструментами,
приспособлениями,
электроприборами.
3
29.
Этикет.Сервировкастолак
обеду.
2
30.
Практическаяработа.Сервировка
стола к обеду.
2
Культураповедения
31.
Правилаприемаприглашенияв
гости и формы отказа.
2
32.
Сюжетно-ролеваяигра:«Меня
пригласили в гости».
2
33.
Подготовка к поездке в гости:
внешний вид (одежда, обувь,
украшения,прическа),подарки.
2
34.
Практическая работа.
Изготовлениенесложных
сувениров.
2
35.
Правилаврученияподарка.
2
36.
Сюжетноролеваяигра:«В
гостях…».
2
Транспорт
37.
Междугородний
железнодорожныйтранспорт.
2
38.
Вокзалы.Ихназначениеи основные 2
службы.
39.
Справочнаяслужбавокзалов.
Расписание поездов.
2
40.
Видыпассажирскихвагонов.
Формы приобретения
железнодорожных билетов.
2
41.
Виртуальнаяэкскурсияна
железнодорожныйвокзал.
2
42.
Виртуальнаяэкскурсияна
железнодорожныйвокзал.
2
43.
Универмагииуниверсамы,их
назначение.
2
44.
Отделымагазинов.Стоимость
некоторых товаров.
2
45.
Экскурсия в универсам –
самостоятельноенахождение
указанного отдела.
2
46.
Экскурсиявуниверсам–порядок
приобретения (выбор товара,
оплата в кассе, получение чека,
сдачи).
2
Торговля
Учрежденияиорганизации
47.
Промышленные и
сельскохозяйственные
предприятия данной местности,
ихзначениедляжителейгородаи
села.
2
48.
Повторение.Культураповедения в
общественных местах.
2
49.
Экскурсиянашвейнуюфабрику
для ознакомления с
деятельностью фабрики и
основными профессиями.
2
Экскурсиянамебельнуюфабрику
для ознакомления с
деятельностью фабрики и
основными профессиями.
2
51.
Регулярнаяисезоннаяуборка
жилого помещения.
2
52.
Подготовкаквартирыидомак весне, 2
лету.
53.
Уход за полом в зависимости от
покрытия(лак,мастика,масляная
краска, линолеум, ковер),
средства ухода за полом.
2
54.
Практическая работа. Мытье
полов с использованием
химическихмоющихсредств.
2
50.
Жилище
Средствасвязи
55.
Почта. Виды бандеролей
(простая,заказная,ценная,с
уведомлением).
2
2
56.
Упаковка.Стоимостьпересылки.
57.
Посылки. Виды упаковок.
Правилаотправления.Стоимость
отправления.
2
58.
Практическаяработа.Упаковка
посылки.
2
59.
Экскурсиянапочту.
2
Ознакомлениесприемкой
посылок.
60.
Экскурсиянапочту.
Практическая работа.
Составлениеописисодержимого
посылки.
Медицинскаяпомощь
2
61.
Виды доврачебной помощи:
измерение температуры,
обработкаранпримикротравмах.
2
62.
Практическая работа. Измерение
температуры,обработкараныпри
незначительном порезе.
2
63.
Домашняяаптечка.Состав
домашней аптечки.
2
64.
Практическаяработа.Упаковка
домашней аптечки.
2
65.
Лекарственныерастенияв
домашней аптечке.
2
66.
Практическая работа.
Приготовление
витаминизирующегоотвара.
2
67
Резервныйурок
2
Итого:136часов
Календарно-тематическоепланированиев8классе
№
Темаурока
п/п
Кол-во
часов
Личнаягигиена
1.
Значение косметики,
дезинфицирующихсредств,для
юноши и девушки.
1
2.
Практическаяработа.Выбор
косметических и
дезинфицирующих средств.
2
3.
Правилаиприемыуходазакожей
лица с использованием
дезинфицирующих средств.
1
4.
Практическаяработа.Протирание
кожи лица огуречным лосьоном.
2
5.
Значениездоровьядляжизнии
деятельности человека.
1
6.
Пагубноевлияниетабакана здоровье
человека.
2
Культураповедения
7.
Культураобщенияюношии
девушки.
2
8.
Сюжетно-ролеваяигра«Первое
свидание», «Знакомство».
2
9.
Внешнийвидмолодыхлюдей.
1
10.
Видыгалстуковиспособыих
завязывания.
1
11.
Меню.Составлениеменюнадень,
неделю.
2
12.
Способыприготовленияизделий
2
Питание
Дата
изтеста.
13.
Практическая работа.
Приготовлениепесочного
печенья.
1
14.
Практическая работа.
Приготовлениепесочного
печенья.
1
15.
Пр.р.Выпечкаблинов.
1
16.
Пр.р.Выпечкаблинов.
1
17.
Заготовкапродуктоввпрок.
Замораживание зелени.
1
18.
Практическаяработа.Нарезка
зелени для заморозки.
2
19.
Груднойребеноквсемье.
1
20.
Правилауходазагрудным ребенком.
2
21.
Правиласодержаниявчистоте
детской посуды, постели,
игрушек.
2
22.
Практическаяработа.Упражнения
в купании, одевании и пеленании
грудного ребенка.
2
23.
Уборкакухни,санузлаиванной
комнаты.
2
24.
Химическиемоющиесредства,
используемые при уборке.
Техникабезопасностиприработе.
2
25.
Практическаяработа.Чистка
раковины на кухне.
2
26.
Практическая работа. Мытье
кафельныхстениполанакухне.
1
Семья
Жилище
Одеждаиобувь
27.
Уходзаодеждойизшерстяныхи
синтетических тканей.
2
28.
Практическаяработа.Стирка
изделий из шерстяных и
синтетических тканей.
2
29.
Правилаиприемыглажения
блузок, рубашек.
1
30.
Практическаяработа.Глажение
рубашек.
2
31.
Виртуальнаяэкскурсияв
химчистку.
1
32.
Моделирование ситуации
Подготовкавещейксдачев
химчистку
2
Средствасвязи
33.
Телефон.Видытелефоннойсвязи.
1
34.
Правилапользованиятелефонным
справочником.
1
35.
Вызовэкстренныхаварийных
служб.
2
Правилаведенияразговора.
36.
Сюжетно-ролеваяигра:«Вызов
экстренной помощи» .
2
37.
Междугородняятелефоннаясвязь.
1
38.
Видызаказовмеждугороднего
телефонного разговора.
2
39.
Виртуальнаяэкскурсияна
переговорный пункт.
Ознакомлениесвидамиуслуг.
1
40.
Виртуальная экскурсия на
переговорныйпункт.Уточнение
тарифов на телефонные
разговоры.
2
Транспорт
41.
Междугороднийавтотранспорт.
Автовокзал, его назначение.
1
42.
Основныеавтобусныемаршруты.
Расписание движения.
2
43.
Виртуальная экскурсия на
автовокзал.Ознакомлениес
графиком движения
автотранспорта.
1
44.
Виртуальная экскурсия на
автовокзал.Ознакомлениес
работойслужбавтовокзала.
2
45.
Специализированныемагазины.
Правила поведения в магазине.
1
46.
Видытовара,отделы.Вежливое
обращение к продавцуконсультанту.
2
47.
Экскурсиявмагазин«Бытовая
техника».
2
Торговля
Ознакомлениесвидомтоваров.
48.
Экскурсиявмагазин«Бытовая
техника».
1
Ознакомлениесвидомтоваров.
Медицинскаяпомощь
49.
Перваяпомощьпринесчастных
случаях
2
(утопление).
50.
Сюжетно-ролеваяигра:«Оказание
первой помощи спасенного из
водоема».
2
51.
Солнечныйитепловойудар.
Первая помощь.
1
52.
Сюжетно-ролевая игра: «
Оказаниепервойпомощипри
солнечном ударе».
2
Учреждения,организацииипредприятия
53.
Департамент,муниципалитет,их
назначение.
2
54.
Префектура,полиция,их
назначение.
1
Экономикадомашнегохозяйства
55.
Бюджетсемьи.Источники
доходов.
2
56.
Практическая работа.
Определениесуммыдоходов
семьи за месяц.
1
57.
Основныестатьирасходов.
Обязательные платежи.
2
58.
Практическая работа. Снятие
показателей электросчетчика.
1
59.
Практическаяработа.Расчет
стоимости израсходованной
электроэнергии.
2
60.
Расходы на приобретение
крупных,дорогостоящихпокупок.
1
61.
Практическая работа.
Планирование крупных,
дорогостоящихпокупок.
2
62.
Незапланированныерасходы–
повышение уровня культуры:
покупка книг, посещение
кинотеатра и т.д.
2
63.
Сбережения.Значениеиспособы
экономии расходов.
1
64.
Назначениесбережений.Виды
хранения сбережений.
1
65.
Виртуальнаяэкскурсияв сбербанк.
2
66.
Виртуальнаяэкскурсияв сбербанк.
1
Итого:
102 часа
Календарно-тематическоепланированиев9классе
№
Темаурока
п/ п
Кол-во
часов
Одеждаиобувь
1.
Мода.Стильодежды.
1
2.
Способы определения
собственногоразмераодеждыи
обуви.
1
3.
Практическая работа.
Определениесобственного
размера обуви и одежды.
1
4.
Виртуальная экскурсия в
специализированныймагазин
«Одежда»,«Обувь».
1
5.
Правилаиспособывыведения
мелких пятен на одежде.
2
6.
Использование подручных
средстввыведенияразличных
пятен на одежде.
2
7.
Диетическоепитание,еговиды.
1
8.
Составлениеменюдиетического
питания.
2
9.
Пр.р.Приготовление
диетическогоблюда.
1
10.
Пр.р.Приготовление
диетическогоблюда.
1
11.
Национальныеблюда,ихвиды.
1
12.
Пр.р.Подбор,чтениеизапись
рецептовнациональныхблюд.
2
13.
Практическая работа.
Приготовлениеварениковс
картофелем.
1
14.
Практическаяработа.
Приготовлениеварениковс
1
Питание
Дата
картофелем.
15.
Менюисервировкапраздничного
стола.
2
16.
Практическая работа.
Составлениеменюисервировка
праздничного стола.
2
17.
Российскаясемья.Основы
семейных отношений.
1
18.
Условиясозданиясемьи.
2
19.
Распределениеобязанностейпо
ведениюхозяйстваисемейного
бюджета.
2
20.
Семейные традиции. Формы
организациидосугаиотдыхав семье.
2
Семья
Культураповедения
21.
Соседи.Приёмгостейиправила
хорошего тона при общении.
2
22.
Сюжетно-ролеваяигра:«Мои
соседи».
1
23.
Рациональнаярасстановкамебели в
квартире. Интерьер.
1
24.
Характерные особенности
жилища.Понятиеокомпозициив
интерьере.
2
25.
Практическая работа.
Рациональнаярасстановкамебели
(макет).
2
26.
Сохранениежилищногофонда.
Косметический ремонт жилья.
2
Жилище
Транспорт
27.
Назначениеавиатранспорта.
Аэропорт.
2
28.
Авиамаршруты. Порядок
приобретениябилетов.Примерная
стоимость перелёта.
2
29.
Правилаповеденияваэропорту.
Правила посадки в самолет.
2
30.
Правилабезопасностивовремя
полета самолетом.
2
Сюжетно-ролеваяигра:«Япассажиравиатранспорта»
Средствасвязи
31.
Виды денежных переводов
(почтовые,телеграфные,через
Интернет).
2
32.
Практическаяработа.Заполнение
бланка почтового денежного
перевода.
2
33.
Виды связи: сотовая связь,
автоответчик,факс,интернет.
2
34.
Правилабезопасногопользования
интернетом.
2
35.
Экскурсиянапочту.
2
Беседасработникамипочтыо
денежных переводах.
36.
Экскурсиявсалонсотовойсвязи.
2
Способыоплатыкартысотовой
связи.
Торговля
37.
Рынок. Виды рынков:
продуктовые, вещевые, крытые,
открытые,оптовые,мелкооптовые
и др.
2
38.
Отличиерынкаотмагазина:право
покупателя предлагать снизить
цену.Сюжетно-ролеваяигра:«На
2
рынке….».
Медицинскаяпомощь
39.
Инфекционныезаболевания.
2
40.
Меры по предупреждению
инфекционныхзаболеваний.
2
41.
Уходзабольным.
2
42.
Сюжетно-ролеваяигра:«Больной
в доме».
1
43.
Практическаяработа.Чтение
назначений врача в рецепте,
чтение аннотаций.
2
44.
Документы, подтверждающие
нетрудоспособность.Справкаи
листок нетрудоспособности.
2
Учреждения,организацииипредприятия
45.
Предприятиебытового
обслуживания.
2
46.
Виртуальнаяэкскурсияна
предприятие бытового
обслуживания с целью
ознакомления с видами
деятельности.
1
Профориентацияитрудоустройство
47.
Назначениеучрежденийиотделов
по трудоустройству населения.
2
48.
Основные виды работ и
профессий,запрещенныхдля
несовершеннолетних.
2
49.
ЭкскурсиявЦентрзанятости
города Георгиевска.
1
50.
ЭкскурсиявЦентрзанятости
города Георгиевска.
1
51.
Документы,необходимыедля
поступления на работу.
1
52.
Правиласоставленияделовых
1
бумаг.
53.
Практическая работа.
Составлениеделовыхбумаг:
заявление.
1
54.
Практическая работа.
Составлениеделовыхбумаг:
автобиография.
1
55.
Практическая работа.
Составлениеделовыхбумаг:
расписка.
1
56.
Практическая работа.
Составлениеделовыхбумаг:
докладная записка.
2
57.
Ситуациявыборапосле
окончания 9 класса.
1
58.
Ролеваяигра:«Яподаю документы
...».
1
59.
Обобщениепройденного
материала по разделу:
«Профориентацияи
трудоустройство».
2
60.
Контрольноетестированиепо
разделу: «Профориентация и
трудоустройство».
2
61.
Экскурсиявпрофессиональные
учебные заведения
2
62.
Экскурсиявпрофессиональные
учебные заведения
2
63.
Повторениераздела:«Культура
поведения».
1
64.
Повторениераздела:«Личная
гигиена».
1
Итого:102часа