Рабочая программа _Музейное дело_

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования и молодёжной политики Администрации Талицкого
муниципального округа
МКОУ "Вихляевская ООШ"

СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете
МКОУ "Вихляевская ООШ"
Протокол №1 от «29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
и.о. директора
_________А. М. Чувирова
№ 2908-1 от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»
5-9 класс

Составитель:
учитель.

д.Вихляева2025г.

Урусова Е.С.

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Музейное дело» разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, ООО школы и программы Смирнова Д.В. «Юные музееведы».
В основу рабочей программы внеурочной деятельности вошли:
1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении
Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования»
3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897)
4. Программы внеурочной деятельности. ред. В.А. Горского. — М.: Просвещение, 2011. - с.
30 - 60
5. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной
программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015
годы”
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в
сфере общего образования: проект/А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.
акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандартывторого поколения).
― ISBN978-5-09-022138-2
7. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
29.12.2010 г. No189).
Цель программы: ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования
социальной активности учащихся, воспитание ученика-патриота, любящего и знающего свой
край. Интеллектуального развития путем вовлечения их в поисково-исследовательскую
краеведческую деятельность через разнообразные формы музейной работы, развитие
творческой активности и самодеятельности детей.
Задачи программы:
 получить представление об основах музейного дела;
 сформировать практические навыки работы в музее;
 привлечь учащихся к работе по организации поиска материалов для формирования и
пополнения музейного фонда;
 исследовать, систематизировать и обобщить материалы, связанные с историей школы и
города Курск;
 воспитывать патриотизм и чувства сострадания к землякам и людям, живущим рядом,
посредством изучения их традиций, обычаев и религии;
 публично представить результаты своей работы.
Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:

- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям,
культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим
ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории
села Александровка.
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно
значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения
прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим
памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным
землякам, ветеранам войны и труда.
- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Метапредментые результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Предметные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного
компьютерного оформления экспозиций.
Общая характеристика курса
Программа курса «Музейное дело» служит для развития, обучения и воспитания
подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями,
формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими
чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию,
тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить
артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем может такой социальный
институт, как музей. Осваивая теоретические знания и практические умения в области
истории и культуры родного края, дети приобретают уважение к прошлому, бережное
отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других
поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные
ценности. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные
детьми при изучении школьного курса истории, изобразительного искусства, литературы,
окружающего мира. Вся работа по краеведению направлена на воспитание патриотизма,
развитие духовных и нравственных черт личности.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время
наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе
является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае,
воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет
существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом
воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной
деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Принципы рабочей программы:
 непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и
цельности образования в целом;
 развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и
профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
 единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного
образования;
 системная организация управления учебно-воспитательным процессом принцип опоры на
российские духовные традиции и культурно-нравственные ценности, предполагающий
изучение определенного набора нравственных ориентиров, которые исторически
сложились в результате взаимодействия народов, населяющих Россию;
 принцип гуманизма, отражающий право каждого ребенка на выражение собственного
мнения, полное равенство в отношениях с взрослыми, за исключением случаев,
юридически ограниченных действующим законодательством, свободу выбора сфер
деятельности;
 принцип вариативности, дающий возможность использования в краеведческой
деятельности для достижения поставленной цели различные формы учебной и
внеурочной деятельности;
 принцип социальной актуальности, т.е. выделение в качестве социально приоритетных в
современных условиях направлений деятельности, позволяющих практически решать
вопросы гражданского воспитания подростков, их социализации. Занятия с учащимися
краеведческими исследованиями позволяют ученикам осознать необходимость
проделанной работы и на её основе осуществляют:
 написание работ по историческому краеведению, раскрывающих неизвестные ранее
факты региональной истории (доклады, рефераты, буклеты, газеты и т.д.).
 оформление стендов или уголков в школе.
 создание слайдовых презентаций.
Реализация данных принципов осуществляется через разнообразные формы
краеведческой работы: кружки, конкурсы, соревнования, экскурсии в музей города, встречи
с ветеранами войны и труда, почётными гражданами города.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных
способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей
интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной,
одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное
время. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту
сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные
потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной
личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее
продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. На внеурочном
занятии, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной
работе руководителя, глубже изучается материал.

Содержание учебного курса 5 класс
Раздел 1. «Введение»
Предмет и задачи кружка. Понятия: музей, музееведение. Причины и условия возникновения
музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества. Музееведение как комплексная
наука. Предмет и задачи музееведения. Структура кружка, цели и задачи музейного дела в
школе.Первоначальное представление о музее. Назначение музеев в обществе как
хранителей предметов прошлого и центров научно-исследовательской деятельности.
Разнообразие профилей музеев их особенности.
Раздел 2. «Роль музея в жизни человека»
Основные социальные функции музеев Возникновение и становление музеев, их роль в
жизни человека. Понятие«социальный институт». Основные социальные функции музеев.
Социальная функция школьного музея.
Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого
школьного музея и деятельность его подразделений.
Раздел 3. «Известные музеи России и мира»
Музеи, имеющие мировое значение. Государственный Эрмитаж. Музей Орсе в Париже.
Музей виза в Стокгольме. Храмовые и соборные музеи Ватикана. Метрополитен-музей.
Музей Гуггенхайма, Бильбао. Рейксмюсеум. Смитсоновский институт. Лувр. Британский
музей.
Раздел 4. Исследовательская работа»
Правила оформления исследовательской работы. Структура, цели и методы исследования.
Предмет исследования. Чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы по
проблеме исследования. Знакомство с кинофильмами по проблеме исследования. Поиск
информации в глобальных компьютерных сетях. Основная часть. Заключение.

Содержание учебного курса 6 класс
Раздел 1. «Понятие о школьном музее»
Признаки школьного музея. Задачи школьного музея. Жанры школьного музея. Принципы
организации и деятельности школьных музеев. Основные направления оформления музея по
истории школы. Этапы создания музея в школе.Современное понимание термина
«музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской
Федерации. Положение о музее в образовательном учреждении. Устав самодеятельного
объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.
Раздел 2. « Профессии в музеях»
Разнообразие профессии сотрудников музея и их функции. Требования к сотрудникам музея.
Музееведение как научная дисциплина
Раздел 3.«Многообразие музеев Талицы»
Музеи Ирбита. Тематика музеев и их специфика. Основные направления деятельности
музеев города. Фонды музеев. История родного города в экспозициях музея. Серия
экскурсий в местные музеи.Проведение экскурсий в музеи города. По желанию учащихся
посещение 2-х или более музеев города для знакомства с профилем и деятельностью музея.
Изучение фондов музея. (Экскурсии в музей народного быта.)

Раздел 4.Исследовательская работа»
Правила оформления исследовательской работы. Структура, цели и методы исследования.
Предмет исследования. Чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы по
проблеме исследования. Знакомство с кинофильмами по проблеме исследования. Поиск
информации в глобальных компьютерных сетях. Основная часть. Заключение.
7 класс (34 часа)
Раздел 1.«История музейного дела в России»
Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.) Первые музеи в России.
Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в СанктПетербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений.
Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.
Раздел 2.«Экспозиционная работа музея» (14 ч).
Экспозиционный план. Экспозиционное оборудование. План работы над созданием
экспозиции. Разработка тематико-экспозиционного плана. Основные принципы размещения
экспонатов в экспозиции. Требования к экспонированию предметов. Виды текстов.
Этикетаж. Оглавительный, ведущий и объяснительный текст.
Одиночный и «пучковый» этикетаж. Требования к составлению этикеток. Особенности
этикетажа различных музейных предметов.
Раздел 3. «Музейные выставки» (7 ч.)
Виды выставок. Характер выставок. Требования к созданию фондовой выставки. Создание
тематической фондовой выставки, посвященной - «Год литературы» , «День победы»,
«Выпускники школы» и т.д.
Раздел 4. Исследовательская работа» (6 ч.)
Правила оформления исследовательской работы. Структура, цели и методы исследования.
Предмет исследования. Чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы по
проблеме исследования. Знакомство с кинофильмами по проблеме исследования. Поиск
информации в глобальных компьютерных сетях. Основная часть. Заключение.

Содержание учебного курса 8 класс
Раздел 1. «История музейного дела за рубежом» (7 ч.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя
Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима.
Исторические предпосылки возникновения музеев. Художественное коллекционирование в
XVII в. Зарождение науки музеографии. Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование
концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии,
Австрии, Италии, Франции.

Раздел 2.«Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея» (9 ч.)
Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы,
связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся
(краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве;
встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование
артефактов, поиск и сбор экспонатов).
Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению
результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления
работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.
Раздел 3.«Экскурсионная работа» (11ч).
Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии.
Обзорные, тематические, учебные экскурсии. Составляющие части экскурсии и их
особенности. Памятка экскурсовода. Методика подготовки экскурсии в музеях. Подготовка
и проведение пробных экскурсий. Основные этапы подготовки музейной экскурсии.
Определение целей и задач, изучение и накопление материалов по теме, выявление и
конкретное изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, обход
маршрута экскурсии, составление текста экскурсии, рецензирование текста, проведение
пробной экскурсии и утверждение на совете музея.
Раздел 4. «Исследовательская работа» (7 ч.)
Правила оформления исследовательской работы. Структура, цели и методы исследования.
Предмет исследования. Чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы по
проблеме исследования. Знакомство с кинофильмами по проблеме исследования. Поиск
информации в глобальных компьютерных сетях. Основная часть. Заключение.
Содержание учебного курса 9 класс
Раздел 1. «Фондовая работа музеев» (11 ч).
Фонды музея и их характеристика.
Понятие фонды музея. Организация фондов. Фонд музейных предметов. Фонд научновспомогательных материалов: их состав и роль в фондах. Научная классификация фондовых
материалов. Основной и вспомогательный фонды. Основной и вспомогательный фонд.
Виды материалов основного фонда. Критерии отбора материалов в основной фонд.
Учет и научное описание музейного фонда. Хранение фондов. Комплектование фондов.
Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Цели учета материалов.
Основным документом учета и охраны материалов музея. Инвентарная книга и правила ее
заполнения. Книга учета научно-вспомогательного фонда. Справочные и инвентарные
карточки. Акт приема-передачи и его форма. Инвентаризация музейных предметов.
Библиотека музея. Режим хранения. Требования к фондовым помещениям. Требования к
температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения.
Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. Основные условия их безопасности.
Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.
Раздел 2.«Шифрование предметов» (4 ч.)
Шифр. Правила шифрования предметов. Требования к шифрованию предметов. Схемы
описания музейных предметов.

Раздел 3. «Организация краеведческой работы в экспедициях» (10 ч.)
Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа
его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в
экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведаисследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к
соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности. Требования по
обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.
Раздел 4. «Исследовательская работа» (9 ч.)
Правила оформления исследовательской работы. Структура, цели и методы исследования.
Предмет исследования. Чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы по
проблеме исследования. Знакомство с кинофильмами по проблеме исследования. Поиск
информации в глобальных компьютерных сетях. Основная часть. Заключение.

Учебно-тематическое планирование 5 класс
№
1
2
3
4
5

Наименование раздела, темы
Введение
Роль музея в жизни человека
Известные музеи России и мира
Исследовательская работа
Итого

Количество
часов
11
6
11
6
34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 КЛАСС
(34 ЧАСА)
№ п/п
1
2
3
4
5

Разделы
Понятие о школьном музее
Профессии в музеях
Многообразие музеев Талицы
Исследовательская работа
Итого

Количество
часов
15
3
10
6
34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 КЛАСС
(34 ЧАСА)
№ п/п
1
2
3
4
5

Разделы
История музейного дела в России
Экспозиционная работа музея
Музейные выставки
Исследовательская работа
Итого

Количество
часов
7
14
7
6
34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 КЛАСС
(34 ЧАСА)
№ п/п
1
2
3
4
5

Разделы
История музейного дела за рубежом
Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея
Экскурсионная работа
Исследовательская работа
Итого

Количество
часов
7
9
11
6
34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 КЛАСС
(34 ЧАСА)
№ п/п
1
2
3
4
5

Разделы
Фондовая работа музеев
Шифрование предметов
Организация краеведческой работы в экспедициях
Исследовательская работа
Итого

Количество
часов
11
4
9
10
34

№

Название раздела, темы

Ко-во
часов
Раздел 1. «Введение» (11 ч.)

1.

Предмет и задачи кружка.

2.

Понятия: музей, музееведение.

3.

Предмет и задачи музееведения.

4.

Причины и условия возникновения музеев.

5.

Развитие музеев в процессе развития человечества.

6.

Структура кружка, цели и задачи музейного дела в
школе.
Структура кружка, цели и задачи музейного дела в
школе.
Первоначальное представление о музее.

7.
8.

10.

Назначение музеев в обществе как хранителей
предметов прошлого и центров научноисследовательской деятельности.
Разнообразие профилей музеев их особенности.

11.

Разнообразие профилей музеев их особенности.

9.

Дата по
плану

Раздел 2. «Роль музея в жизни человека» (6 ч.)
12.

Основные социальные функции музеев.

13.

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни
человека.
Понятие «социальный институт»

14.
15.
16.
17.

Основные социальные функции музеев. Социальная
функция школьного музея.
Школьный краеведческий музей на современном этапе
развития.
Структура краеведческого школьного музея и
деятельность его подразделений.
Раздел 3. «Известные музеи России и мира» (11 ч.)

18.

Музеи, имеющие мировое значение.

19.

Государственный Эрмитаж.

20.

Музей Орсе в Париже.

21.

Музей виза в Стокгольме.

22.

Храмовые и соборные музеи Ватикана.

Дата по
факту

Примеча
ние

23.

Метрополитен-музей.

24.

Музей Гуггенхайма, Бильбао.

25.

Рейксмюсеум.

26.

Смитсоновский институт.

27.

Британский музей.

28.

Лувр.
Раздел 4. «Исследовательская работа» (6 ч.)

29.

Правила оформления исследовательской работы.

30.

33.

Структура, цели и методы исследования.Предмет
исследования.
Чтение учебной, научно-популярной и справочной
литературы по проблеме исследования.
Знакомство с кинофильмами по проблеме
исследования.Поиск информации в глобальных
компьютерных сетях.
Основная часть.

34.

Заключение.

31.
32.

Литература
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в
сфере общего образования: проект/А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.
акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандартывторого поколения).
― ISBN978-5-09-022138-2
2. Ванслова Е. Г.
Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие
Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.
3. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание подрастающего
поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее:
теория, методика, практика. – М., 1999.
4. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение. Проблемы
культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13. «Музейная экспозиция
(теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции) под редакцией
М.Т. Майстровской, М.: 1997
5. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964
6. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996
7. Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988.
8. Музейный мир России. — М., 2003.
9. Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.
10. Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.
11. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.
12. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.
13. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана
памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000. Сотникова
С.И.Музеология. — М., 2004.
14. Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.
15. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003.
16. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.
17. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике / М-во
культуры. РФ. Российского института культурологии. – М., 2001. – 223 с.
Интернет-ресурсы:
 http://www.museumforum.ru/index.php Музейный форум
 http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp Российская музейная энциклопедия
 http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html
 кабинет отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим
требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».