МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования и молодёжной политики Администрации Талицкого
муниципального округа
МКОУ "Вихляевская ООШ"
СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете
МКОУ "Вихляевская ООШ"
Протокол №1 от «29» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
и.о. директора
_________А. М. Чувирова
№ 2908-1 от «29» августа 2025 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
социального направления
«ЮИД»
Д. Вихляева
2025 – 2026 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы
1.1.2. Актуальность программы
1.1.3. Новизна и отличительные особенности программы
1.1.4. Адресат программы
1.1.5. Объем и сроки освоения программы
1.1.6 Срок обучения и срок освоения программы
1.1.7. Форма обучения
1.1.8. Язык обучения
1.1.9. Уровни реализации программы
1.1.10. Особенности организации образовательного процесса
1.1.11. Режим занятий
1.2. Цель и задачи программы
1.2.1. Цель программы
1.2.2. Задачи программы
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
1.3.2. Содержание разделов и тем
1.4. Планируемые результаты
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
2.2.2. Кадровое обеспечение
2.2.3. Информационное обеспечение
2.2.4. Методическое обеспечение
2.3. Формы аттестации и контроля
2.4. Оценочные материалы
2.5. Рабочая программа воспитания
2.6. Список литературы
2.7. Приложения
I. Комплекс основных характеристик программ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная общеразвивающая программа «ЮИД» разработана соответствии с
современными требованиями нормативно правового обеспечения.
1.1.1. Направленность программы
ООП «ЮИД» относится к программам социально-педагогической направленности.
1.1.2. Актуальность программы
Актуальность программы «ЮИД» определяется отбором ее содержания в соответствии с
приоритетными направлениями по обновлению содержания образования детей, и
потребностями муниципального района в развитии движения ЮИД, а также
необходимостью профилактики детского дорожно – транспортного травматизма, что
связано с высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков.
Анализ детского дорожно – транспортного травматизма показывает, что основной
причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе – детей.
Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют правильно и
быстро оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения
правил дорожного движения, Быстрый рост количества и скоростных возможностей
автомобиля делают дорогу всё более опасной. Самые важные правила обеспечения детей в
современном мире, каждая улица, каждый перекрёсток которого – явная и несомненная
опасность для здоровья и жизни каждого ребёнка. Реальная ситуация на дорогах всё
требовательнее обязывает взрослых обратить внимание на обучение детей дорожной
грамоте.
1.1.3. Новизна и отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области
заключаются в том, что: программа ориентирована на формирование знаний и навыков
чёткого соблюдения обучающими правил дорожного движения. Она включает в себя:
изучение правил дорожного движения, правил безопасного поведения на улицах и дорогах,
овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного движения и
организация работы среди учащихся младшего и среднего школьного возраста, владение
умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно –
транспортных происшествиях; программа реализуется с применением современных
средств обучения: данная программа позволяет осуществлять раннюю профессиональную
ориентацию обучающихся, так как предоставляет обучающимся возможности участия в
школьных, районных и областных соревнованиях и олимпиадах по ПДД.
1.1.4. Адресат программы
Общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮИД» адресована обучающимся 7 –
17 лет. Состав групп разновозрастный, от 7 до 15 человек. Условия набора детей на
программу: принимаются все желающие, проявляющие интерес к занятиям по ПДД. При
реализации программы учитываются возрастные особенности обучающихся (10 -17 лет).
1.1.5. Объем и сроки освоения программы
Образовательная программа «ЮИД» рассчитана на 1 год обучения в общем объеме - 34
часа.
1.1.6. Срок обучения по программе, срок освоения программы
Срок обучения по программе - 01.09.2025 г. - 26.05.2026 г. Срок освоения программы – 9
месяцев.
1.1.7. Формы обучения
Общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮИД» реализуется в очной форме в
рамках курса внеурочной деятельности.
1.1.8. Уровни реализации программы
Уровень реализации программы - стартовый.
1.1.9. Особенности организации образовательного процесса:
Формы реализации образовательной программы.
Традиционная Организационные формы обучения. Программа предполагает групповые
занятия, а также проведение массовых мероприятий. Занятия преимущественно проводятся
всем составом, но по отдельным темам могут проводиться по группам или индивидуально.
Группы формируются из обучающихся разного возраста. Состав группы обучающихся
постоянный.
1.1.10. Язык программы:
Программа реализуется на русском языке.
1.1.11. Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного
академического часа – 40 мин.
1.2. Цель и задачи программы
1.2.1. Цель программы формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного
поведения на улицах и дорогах.
1.2.2. Задачи программы:
1. Предметные задачи: Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской
помощи; научить основным правилам дорожного движения; сформировать умение
применять на практике полученные знания по ПДД, обеспечив тем свою собственную
безопасность.
2. Метапредметные задачи: самостоятельно определять причины своего успеха или
неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; выдвигать версии решения
проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.
3. Личностные задачи: воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного
поведения на дорогах и улицах; выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и
дорожную этику.
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план
№
Название
раздела, Количество часов
Формы контроля
темы
всего теория
практика
1
Вводное занятие.
1
1
0
Учебное тестирование для
эрудитов по истории правил
дорожного движения
2
1
0
Интерактивные
учебное
Юный
инспектор 1
тестирование по правилам
движения
дорожного движения
3
История ГИБДД
1
1
0
Встреча
и
беседа
с
инспектором ГИБДД
4
2
3
Просмотр презентаций по
Правила дорожного 5
пропаганде
правил
движения (ПДД)
дорожного движения
5
Дорожные знаки
5
3
2
Учебное тестирование по
теме «Дорожные знаки»
6
Акция - как форма 4
0
4
Акция
по
пропаганде
профилактики
правил
дорожного
детского
дорожно
движения среди детей, их
транспортного
родителей
травматизма
7
2
4
Учебное
тестирование
Велосипед. Правила 6
«Правила
движения
на
велосипедиста.
велосипеде»
Техническое
состояние
велосипедиста
8
Повторение
правил 1
1
0
Конкурс
рисунков
безопасности на улице
«Осторожно
дорога
зимой
зимой!»
9
Пропаганда изучения 2
1
1
4
Оформление
стенда
правил
дорожного
«Уголок безопасности»
движения
10
Основы медицинских 6
2
4
Встреча и беседа с врачом
знаний
школы
11
Виды транспорта
1
1
0
Фотоконкурс
«Виды
транспорта»
12 Проверка знаний по 1
1
0
Участие
в
конкурсе
правилам дорожного
«Безопасное колесо»
движения
Итого
34
17
17
1.3.2. Содержание учебного плана
Тема № 1. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория. Ознакомление с правилами техник безопасности. Цели и задачи на год.
Тема № 2 «История развития ЮИД»
Теория. Изучение истории возникновения и развития ЮИД. Практика. Оформление
стенда.
Тема №3 «История ГИБДД»
Теория. Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями и достоинствами
профессии сотрудника ГИБДД. Знакомство с символикой ГИБДД.
Практика. Встреча с сотрудниками ГИБДД.
Тема №4 «Правила дорожного движения»
Теория. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Повторение прав и
обязанностей пешехода. Правила перехода перекрёстка. Правила поведения пассажиров в
общественном транспорте. Просмотр учебного фильма «Азбука Безопасности на дороге».
Практика. Подбор материала для презентации на тему «Правила дорожного движения».
Подготовка презентаций на тему: «Правила дорожного движения».
Тема №5 «Дорожные знаки»
Теория. Знакомство с историей появления дорожных знаков. Повторение классификации
дорожных знаков.
Практика. Викторины «Азбука безопасности» для обучающихся объединения. Разработка
положения школьного конкурса рисунков «Безопасность глазами детей». Итоговое занятие
– диспут.
Тема №6 «Акция - как форма профилактики ДДТТ»
Теория. Что такое акция, виды акций, особенности их проведения.
Практика. Проведение акции «Письмо водителю».
Тема №7 «Правила велосипедиста»
Теория. Знакомство с историей появления велосипеда. Повторение прав и обязанностей
велосипедиста.
Практика. Решение тематических карточек. Отработка технических элементов на
велосипеде («качели», «восьмерка», «круг», «слалом» и др.) с участниками школьного
этапа конкурса «Безопасное колесо». Сборка и разборка велосипеда.
Тема №8 «Повторение правил безопасности на дорогах зимой»
Теория. Гололед. Пурга. «Осторожно сосульки!».
Тема №9 «Пропаганда изучения правил дорожного движения»
Теория. Формы пропаганды изучения правил дорожного движения.
Практика. Проведение конкурса рисунков «Моя дорога домой». Просмотр учебного фильма
«Азбука безопасности на дороге».
Тема №10 «Основы медицинских знаний»
Теория. Классификация кровотечений, способов остановки кровотечений. Изучение основ
накладывания повязок при ранах, ушибах, растяжениях, вывихах и переломах.
Транспортировка пострадавших. Теоретические основы помощи при ожогах и
отморожениях, остановке дыхания, тепловых и солнечных ударах, отравлениях, при укусах
змей и насекомых.
Практика. Наложение жгута, повязок на практике. Проведение веселых стартов «Оказание
первой медицинской помощи» внутри группы. Подготовка фотоотчета о проделанной
работе.
Тема №11 «Виды транспорта»
Теория. Знания обеспечения личной безопасности на наземных видах транспорта, на
водном и воздушном транспорте.
Практика. Проведение тестов для проверки знаний. Просмотр учебного фильма «Азбука
дороги».
Тема №12 «Проверка знаний по правилам дорожного движения»
Теория. Знакомство с формами проверки знаний по правилам дорожного движения.
Практика. Проверка знаний по правилам дорожного движения. Подведение итогов
обучения по программе «ЮИД». Награждение лучших обучающихся ЮИД.
3.4. Планируемые результаты.
В рамках освоения программы предполагается достижение трех видов результатов:
предметные, метапредметные и личностные.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения,
соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать
выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и
безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
обучающиеся научаться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
учителем;
обучающиеся научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности
Познавательная УУД:
обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов;
обучающиеся научаться понимать и применять полученную информацию при
выполнении заданий;
обучающиеся научаться проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
обучающиеся научаться работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от
собственных;
обучающиеся научаться обращаться за помощью;
обучающиеся научаться предлагать помощь и сотрудничество;
обучающиеся научаться слушать собеседника;
обучающиеся научаться формулировать свои затруднения;
обучающиеся научаться формулировать собственное мнение и позицию;
обучающиеся научаться договариваться и приходить к общему решению;
обучающиеся научаться осуществлять взаимный контроль;
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о
дорожного движения;
значении правил
безопасности
овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного
движения.
Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:
Сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с участием обучающихся;
Повышение уровня теоретических знаний по правилам дорожного движения;
Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения;
Повысить дорожную грамотность обучающихся;
Сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях общения с
дорогой; Повысить ответственность детей за своё поведение на дороге.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Даты начала и окончания учебного периода: сентябрь 2025 года – май 2026 года.
Количество учебных недель: 34 недели.
Продолжительность каникул: 10 дней.
Количество
учебных
дней:
34
дня.
2.2. Условия реализации программы
Программа реализуется в учебном кабинете Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа д.Бурмистрово
им.В.С.Чумака».
Ресурсное обеспечение программы.
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
компьютер;
мультимедийный проектор;
демонстрационный экран;
макеты дорожных знаков;
светоотражающие жилеты.
2.2.2. Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом-организатором, имеющим высшее педагогическое
образование по специальности «Учитель начальных классов».
2.2.3. Информационное обеспечение
1. Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения участников
отрядов юных инспекторов движения (http://минобрнауки.рф/документы/4960).
2. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного
движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
3. Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных документов
по внедрению в деятельность образовательных организаций системы непрерывного
обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма (http://минобрнауки.рф/документы/4965).
4. Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на
период 2013-2020 г.г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372).
5. Газета «Добрая дорога детства»
6. Учебные и методические разработки в области БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ Образовательные
ресурсы (плакаты, электронные учебники, пособия, тесты, анкеты и т.д.) для изучения
курсов:
«Безопасность
жизнедеятельности»
(БЖД),
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» (ОБЖ), «Правила дорожного движения» (ПДД), педагогика,
психология. http://obr-resurs.ru
2.2.4. Методические материалы
Деятельность курса «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности
(КТД). Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при
оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение
правил дорожного движения, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой
помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с
книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод
(просмотр, обучение);
в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на
формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
(воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и
деятельности (соревнования, поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы
деятельности:
Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории правил дорожного движения);
Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий);
Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихотворений по
правилам дорожного движения, рисование рисунков, плакатов, выступление с
агитбригадами);
Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской
помощи пострадавшему в дорожно-транспортных происшествиях);
Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах);
Викторины, конкурсы, кроссворды;
Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам дорожного движения);
Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих
классах;
Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом»;
Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по правилам
дорожного движения.
Занятия проводятся в кабинете.
Методическое оснащение:
билеты по правилам дорожного движения, медицине;
рисунки ребят с конкурсов по правилам дорожного движения;
разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных
представлений;
методические рекомендации по организации профилактики детского дорожнотранспортного травматизма;
методические пособия для изучения правил дорожного движения по программе в
классах;
видеоматериалы для проведения пропаганды изучения правил дорожного движения в
начальных классах.
Подведение итогов осуществляется путём конкурсных встреч, проводимых по
специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо».
Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в
конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества,
самостоятельности.
В процессе реализации программы применяются педагогические технологии:
• Коммуникативная технология обучения.
• Информационные технологии.
• Технология группового обучения.
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационный этап.
2. Этап актуализации знаний и умений.
3. Этап мотивации и целеполагания.
4. Этап организации восприятия.
5. Этап организации осмысления новых знаний и способов действий.
6. Этап первичной проверки понимания изученного.
7. Этап организации первичного закрепления новых знаний, способов действий и их
применение.
8. Этап обобщения и систематизации знаний.
9. Этап рефлексии.
Дидактические материалы
№
1
2
3
4
5
Тема программы
Форма занятий
Дидактический
материал,
техническое
оснащение занятий.
Вводное занятие. Рассказ, беседа
Инструкции
по
Правила
техники
технике
безопасности.
безопасности
История развития Беседа,
рассказ, Ватман.
Канцелярские
ЮИД
практическая
принадлежности,
работа.
интерактивная
доска,
мультимедийный
проектор.
Рассказ, беседа, Презентация,
История ГИБДД
презентация.
компьютер,
мультимедийный
проектор.
Правила дорожного Беседа,
Видеоматериал,
движения.
практическая
телевизор,
работа, просмотр компьютер,
видеофильма
учебная
литература,
правила дорожного
движения.
Дорожные знаки.
Рассказ, беседа, Брошюра «Правила
дорожного
практическая
движения», ватман.
работа.
Формы
подведения
итогов
Опрос, беседа
Анализ,
оформление
уголка ЮИД
Встреча
сотрудниками
ГИБДД.
с
Презентация
Диспут «Дорога и
дорожные знаки»
6
7
8
9
10
11
Канцелярские
принадлежности .
Акция
Акция – как форма Рассказ, беседа, Журналы, газеты, Анализ.
бумага,
ватман, «Письма
профилактики
практическая
водителям».
краски, кисти.
детского дорожно работа.
транспортного
травматизма.
Правила
Практические
Учебник
ОБЖ, вождение
велосипедиста
задания Беседа
брошюра
правил велосипеда.
дорожного
движения,
тематические
карточки,
атрибуты,
велосипеды,
ватман,
Регулирование
Практические
Литература
по Презентация
.
дорожного
задания
Беседа, правилам
Ответы
по
движения.
игра,
просмотр дорожного
«взводам».
видеофильма
движения,
компьютер,
учебный
фильм
«Кто главный на
дороге», плакаты по
правилам
дорожного
движения
«Виды
регулирования
дорожного
движения»,
«Дорожные знаки».
Повторение правил Беседа.
Плакаты по ОБЖ Анализ, беседа
«Правила
безопасности
на
поведения во время
улице зимой.
гололеда»,
«Правила
поведения в городе
зимой».
Пропаганда
Рассказ,
игра, Спортивный
Участие
в
изучения
правил конкурс.
инвентарь, ватман, районных
дорожного
канцелярские
соревнованиях
движения
у
принадлежности,
обучающихся
в
ватман,
начальной школе.
фотоаппарат,
карточки
с
заданиями
по
правилам
дорожного
движения.
Основы
фильм, Круглый стол
Беседа,
рассказ, Учебный
медицинских
интерактивная
презентация,
знаний
доска,
практическая
мультимедийный
проектор, плакаты
по
ОБЖ,
санитарная сумка,
носилки,
фотоаппарат,
презентация.
Практически
е Плакаты по ОБЖ,
задания, беседа, тематические тесты
презентация,
на
электронном
просмотр фильма. носителе, учебный
фильм, компьютер,
интерактивная
доска,
мультимедийный
проектор, ватман,
канцелярские
принадлежности.
Атрибуты
по
Практические
правилам
задания.
дорожного
движения, ватман,
канцелярские
принадлежности.
принадлежности.
Практические
Материал,
собранный за весь
задания
год, для итоговой
выставки,
стенд,
ватман,
канцелярские
принадлежности.
работа, просмотр
видеофильма
12
Виды транспорта.
Безопасность.
13
Проверка
знаний
правил дорожного
движения
у
обучающихся
в
начальных классах.
14
Итоговые занятия.
Презентация
по
видам транспорта.
Игра
«Дорожные
знаки».
лото
Выставка.
2.3. Формы аттестации и контроля
Результат освоения программы определяется соблюдением обучающимися правил
дорожного движения, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях, работой над
творческими заданиями, активностью в пропаганде безопасного поведения на улице среди
сверстников, результатами учебного тестирования.
ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов:
дорожные знаки – вопросы;
медицина – билеты;
знания устройства велосипеда – тестовая работа;
соревнования;
конкурсы;
круглый стол;
конкурсы рисунков;
конкурсы стенгазет.
Критерии оценок
Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по каждому
показанию. Все баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл, которые
заносятся в графу «Итог освоения программы в баллах». Уровень освоения программы
выставляется по следующей шкале: Если средний арифметический балл обучающегося
составил:
от 1 до 2,5 – уровень низкий
от 2,6 до 4 – уровень средний
от 4,1 до 5 – уровень высокий
1. Знание дорожных знаков.
Каждому обучающемуся предлагается выполнить 15 заданий на знания дорожных знаков.
Каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл.
15 баллов – оценка 5
13-14 баллов – оценка 4
9-7 баллов – оценка 3
6-1 не зачёт
Первая помощь (медицина)
2.
Обучающимся предлагаются 12 билетов с теоретическими вопросами по оказанию первой
доврачебной помощи. В каждом билете содержится 5 вопросов с тремя вариантами ответов
к каждому, один из которых верный. За каждый правильный ответ начисляются баллы
5 баллов – оценка 5
4 балла – оценка 4
3 балла – оценка 3
2 балла – не зачет
3.
Знание велосипеда (теория)
Обучающимся выдается рисунок велосипеда. Каждый обучающийся
устройство велосипеда. За правильный ответ начисляются баллы
5
баллов – оценка 5 - нет ошибок
4 балла – оценка 4 – 2 ошибки
3
балла - оценка 3 – 3-4 ошибки
2 балла - оценка 2 - 5 и более ошибок
определяет
2.5. Рабочая программа воспитания.
2.5.1. Цель и задачи воспитания:
Цель: Личностное развитие обучающихся, проявляющееся в развитии их позитивных
отношений к базовым для нашего общества ценностям: семья, труд, отечество, природа,
мир, знания, культура, здоровье, человек, то есть в развитии их социально значимых
отношений.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение
следующих основных задач воспитания:
1. реализовывать воспитательные возможности коллективных дел, организовать их
коллективное планирование, организацию, проведение и анализ;
2. использовать в воспитании детей возможности учебного занятия и интерактивных форм
занятий с учащимися;
3. организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
4. организовывать профориентационную работу с обучающимися;
5. развивать предметно-эстетическую среду учебного помещения и реализовывать ее
воспитательные возможности.
2.5.2. Особенности организуемого воспитательного процесса в МБОУ «СОШ
д.Бурмистрово им.В.С.Чумака»
Рабочая программа воспитания базируется на утвержденной Программе воспитания в
МБОУ «СОШ д.Бурмистрово им.В.С.Чумака» , согласно которой основными традициями
воспитания являются следующие:
• стержнем годового цикла воспитательной работы учреждения являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
• важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогов и обучающихся является коллективные разработка,
планирование, проведение и анализ их результатов;
• в учреждении создаются условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается
и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
• в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между группами,
поощряется конструктивное межгрупповое и межвозрастное взаимодействие
обучающихся, а так же их социальная активность;
• педагоги учреждения ориентированы на формирование коллектива в рамках творческих
объединений, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
• ключевой фигурой воспитания в учреждении является педагог, реализующий по
отношению к детям защитную, личностно-развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2.5.3. Виды и формы, содержание деятельности:
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках основных
направлений воспитательной работы учреждения, представленных в виде модулей:
«Ключевые общешкольные дела», «Классное руководство», «Учебное занятие»,
«Самоуправление», «Детские общественные объединения», «Экскурсии, экспедиции,
походы», «Профориентация», «Работа с родителями», «Организация предметноэстетической среды».
Формы воспитательной деятельности:
• Учебное занятие.
• Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям.
• Викторины.
• Церемонии награждения обучающихся по итогам года.
• Работа с родителями.
• Изучение интернет ресурсов.
• Познавательные квесты.
• Индивидуальная помощь детям.
• Организация предметно – эстетической среды.
Это позволяет создать в творческом объединении периоды творческой активности, задать
четкий ритм жизни коллектива, избежать стихийности, оказывать действенную помощь
педагогу в образовательной деятельности.
Содержание воспитательной деятельности:
• индивидуальное сопровождение одарённых и талантливых обучающихся реализуется
через проведение воспитательной и организационно-массовой работы в форме подготовки
и участия в мероприятиях муниципального, регионального и Всероссийского уровней
(соревнования, концерты, выставки, конкурсы, фестивали);
• размещение информации о деятельности творческого объединения в СМИ;
• массовые мероприятия учебного характера (к ним относятся итоговые, отчетные
открытые мероприятия и занятия);
• занятия, участие в конкурсах;
• массовые мероприятия воспитательно-развивающего характер (тематические праздники,
дни именинников, календарные праздники, традиционные народные праздники);
• тематические беседы по ПДД, ОТ, ТБ и охране здоровья;
• мероприятия, направленные на социальное воспитание
взаимоотношениях с другими людьми);
• индивидуальная работа с детьми.
Работа с родителями:
• индивидуальные встречи и консультации (по необходимости);
(беседы о
здоровье, о
• посещение родительских собраний в школе, на базе которой реализуется программа;
В связи с краткосрочностью реализации программы коллектив обучающихся,
занимающихся по ООП, обновляется ежегодно, что определяет виды, формы и содержание
воспитательной деятельности.
2.5.4. Планируемые результаты.
Способом получения информации о результатах воспитания, является как педагогическое
наблюдение, так и опрос, беседы с обучающимися и их родителями, при необходимости
анкетирование, и другие педагогические способы получения информации. В результате
воспитательной работы будут реализованы:
1. воспитательные возможности коллективных дел, организовано их коллективное
планирование, организация, проведение и анализ;
2. возможности учебного занятия, в том числе с использованием интерактивных форм
занятий с учащимися;
3. воспитательный потенциал экскурсий, экспедиций, походов для обучающихся;
4. профориентационная работа с обучающимися;
5. воспитательные возможности развития предметно-эстетической среды учебного
помещения.
В процессе реализации рабочей программы воспитания происходит изменение
личностных качеств обучающихся:
1. понимание социально-значимых норм поведения в коллективе, правил безопасного
поведения;
2. осознание себя частью коллектива, объединения, учреждения;
3. осознание необходимости выполнять правила, способность к рефлексии;
4. стремление к системному познанию мира природы;
5. приобретение опыта дел, направленных на пользу своему учреждению, родному
поселку; опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции.
2.5.5. Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год.
Календарный план воспитательной работы составляется ежегодно
2.6. Список литературы
Нормативные документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 214 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ (последняя редакция).
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее
реализации».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 "Об
утверждении санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(рзд.VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи).
7. Приказ Министерства образования и науки России № 882, Министерства просвещения
России № 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
8. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем дополнительного образования детей».
9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. №
09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
11. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
2.6.1. Список литературы в адрес педагога:
1. Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с.
2. Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с последними
изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с.
3. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/д,
2011г.
4. Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих 2013 (со всеми
последними изменениями)/А.А. Громаковский. - М.: Эксмо,2016. -208с.
5. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014г.
6. Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г.
7. Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля. Пособие для учителя и
учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости. Подмосковье, 2011г.
8. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012г.
9. Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по правилам
дорожного движения. - Майкоп, 2012г.
10. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма. - Вологда, 2011г.
11. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и
школьниками. - Новосибирск – 2012г.
12. Профилактика и предупреждение детского дорожно транспортного травматизма.
Методические материалы. - Вологда, 2012г.
13. Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения/Е.А. Романова-М.: ТЦ
Сфера, 2013-64с.
14. У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011г.
15. Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по организации внеклассной
работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2011г.
16. Финкель А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016.)/А.Е. Фикель.М.:Эксмо,2016.-104с.
17. Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва,2011г.
18. Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2012г.
2.6.2. Список литературы в адрес обучающихся:
1. Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва, 2012г.
2. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка, 2014г. 231с.
3. Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные понятия.
Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.:
Цветной мир, 2014. - 533 c.
4. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми
изменениями)/Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.
5. Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.
6. Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и комментариями/ Е.В.
Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с.
7. Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова. - М.:
Карапуз, 2014. - 712 c.
8. Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва, 2012г.
9. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка, 2014г. 231с.
10. Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные понятия.
Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.:
Цветной мир, 2014. - 533 c.
11. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми
изменениями)/Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.
12. Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.
13. Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и комментариями/ Е.В.
Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с.
14. Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова. - М.:
Карапуз, 2014. - 712 c.
Интернет – источники:
1. Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения участников
отрядов юных инспекторов движения (http://минобрнауки.рф/документы/4960).
2. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного
движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
3. Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных
документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы
непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и
профилактики
детского
дорожно-транспортного
травматизма
(http://минобрнауки.рф/документы/4965).
4. Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на
период 2013-2020 г.г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372).
Календарный учебный график общеобразовательной общеразвивающей программы
«ЮИД»
№
1
2
3
4
5
6
7
Дата
Количество часов
Примечание
Всего Теория Практика
Вводное занятие. Техника 1
1
0
безопасности на занятиях, на
соревнованиях, на занятиях с
велосипедами.
Юный инспектор движения
1
1
0
Знакомство с программой.
Цели и задачи
История развития ЮИДА.
Символика ЮИДА
История ГИБДД
1
1
0
История развития ГИБДД
Особенности и достоинство
профессии сотрудника
Правила
дорожного 5
2
3
движения
Статистика ДТП. Права и
обязанности пешехода.
Права
и
обязанности
пешехода
Правила
перехода
перекрёстка
Правила
поведения
в
общественном транспорте
Раздел/ тема занятия
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Просмотр учебного фильма
«Азбука Безопасности на
дороге».
Дорожные знаки
Знакомство
с
историей
появления дорожных знаков.
Классификация
дорожных
знаков.
Классификация
дорожных
знаков.
Викторины
«Азбука
безопасности»
Конкурс
рисунков
«Безопасность
глазами
детей»
Акции-как
форма
профилактики
детского
дорожно-транспортного
травматизма
Что такое акция, виды акций,
особенности их проведения
Подготовка
к
акции
посвященной памяти жертв
ДТП
Акция «Фликер»
Проведение акции «Письмо
водителю»
Велосипед.
Правила
велосипедиста.
Велосипед.
Техническое
состояние велосипеда.
Права
и
обязанности
велосипедиста
Правила велосипедиста
Правила велосипедиста
Вождение велосипеда
Решение
тематических
карточек
Гололед. Пурга. «Осторожно
сосульки!».
Пропаганда
изучения
правил
дорожного
движения
Опасности на перекрёстке в
зимнее время. Викторина «Я
пешеход»
Зачем
нужны
светоотражатели в зимнее
время.
Просмотр
презентаций по пропаганде
5
2
3
4
0
4
7
3
4
2
1
1
27
28
29
30
31
32
33
34
правил дорожного движения
среди детей
Основы
медицинских 8
знаний
Первая медицинская помощь
и её правила оказания.
Отравление,
ожоги
и
обморожение.
Первая медицинская помощь
при ожоге и шоке
Переломы
и
вывихи.
Транспортировка
пострадавшего.
Способы
остановки кровотечений
Раны, ушибы, растяжения.
Способы наложения повязок
Остановка
дыхания.
Искусственное дыхание
Аптечка водителя и её
применение
Какие
бывают
виды
транспорта?
Конкурс
рисунков «Виды транспорта»
Проверка
знаний
ППД.
Итоговое занятие
Итого:
34
4
4
15
19