Учебный план НОО ЗПР 2025-2026 учебный год

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Вихляевская
основная общеобразовательная школа"

СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете
МКОУ "Вихляевская ООШ"
Протокол №1
от“29.08.2025”

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора МКОУ "Вихляевская ООШ"
_____________Чувирова А.М.
Приказ №2908-1
от“29.08.2025”

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НОО
для обучающихся с задержкой психического развития
на 2025 –2026 учебный год

Талицкий городской округ, Свердловская область2025

Пояснительная записка
Целевой раздел АООП НОО для обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями и
дополнениями),
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08 ноября 2022 года №
955 внесены изменения в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),
4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»,
5. приказом от 18.08.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общегообразования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 № 286»,
6. приказомМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот24.11.2022
№ 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
7. приказомМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.05.2023
№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования»,
8. приказом Министерства просвещения Российской Федерации №31 от 22.01.2024г. «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного
общего образования»,
приказом Министерства просвещения Российской Федерации №171 от 19.03.2024г.«О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства

9.

просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования»,

10. Уставом МКОУ «Вихляевская ООШ».
Цель реализации АООП НОО в соответствии с ФАОП для обучающихся с ЗПР: обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности
обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное,
физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и
социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление

здоровья обучающихся;
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО для обучающихся ЗПР с учетом их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей;
создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающихся с
ЗПР для освоения ими АООП НОО;
обеспечение доступности получения начального общего образования; обеспечение
преемственности начального общего и основного общего
образования;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно оздоровительной работы,
организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и
кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и других соревнований;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Общая характеристика АООП НОО.
АООП НОО, вариант 7.1 и 7.2, предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные
сроки обучения.
АООП НОО предусматривает обеспечение коррекционной направленности всего
образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки обучения,
проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование
содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.
Сроки получения начального общего образования составляют 5лет.
Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП НОО, может быть реализована
сетевая форма реализации образовательных программ. Неспособность обучающегося с ЗПР
полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО не должна служить
препятствием для продолжения освоения
данного
варианта
программы,
поскольку у обучающихся с ЗПР может быть специфическое расстройство
чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также
выраженные нарушения внимания
и работоспособности,
препятствующие
освоению программы в полном объеме. При возникновении трудностей в освоении
обучающимся
с ЗПР содержания
АООП
НОО специалисты,
осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно
дополнить
структуру
программы коррекционной работы
Соответствующим направлением работы.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне начального общего образования
должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР.
Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на
основании положительной индивидуальной динамики.
АООП НОО адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития
несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в
отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной

деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных
процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной
степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптациюв целом.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило,
сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и
неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида
деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность
поведения,связаннаякакснедостаточнымпониманиемсоциальныхнорм,таки
с
нарушением
эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного
нарушения развития;
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность
между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам, при
обязательном условии создания специальных условий получения образования, адекватных
образовательным потребностям обучающихся с ЗПР;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; психологическое
сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогическими
работниками и другими обучающимися;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО, характерны следующие специфические
образовательные потребности: обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики
психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса);
увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет; гибкое варьирование
организациипроцессаобученияпутемрасширенияилисокращениясодержания
отдельных
предметных областей, изменения количества учебных часов и
использования соответствующих методик и технологий; упрощение системы учебнопознавательных задач, решаемых в процессе образования; 5
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему
развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
наглядно-действенный характер содержания образования; развитие познавательной
деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики
нарушений; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении
и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение "переносу" сформированных
знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру; использование преимущественно позитивных
средств стимуляции деятельности и поведения;
комплексное сопровождение, направленное на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию
поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию
дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции
познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация
сотрудничества с родителями (законными представителями), активизация ресурсов семьи для
формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно
открыть ему путь к получению качественного образования.
Организационный раздел Учебный план
Учебный план в АООП НОО для обучающихся с ЗПР фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. учебный план должен,
обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые
предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно- эпидемиологическими
требованиями.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру
учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время,
отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, атакже его интеграцию в социальное
окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего

образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здоровогообраза жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, в
выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность,
экскурсии).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для
обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. На первом
и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и
(или) физическом развитии;
на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов
(например: элементарная компьютерная грамотность);
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные (например: история и культура родного края).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего
из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в
совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной
нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии
с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям
внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в
образовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется образовательной организацией.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ,
является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование
навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционноразвивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение,
содержание
может
осуществляться
образовательной
организацией
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании
рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционно развивающие курсы могут проводиться в
индивидуальной и групповой форме.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов
финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом:
недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение

коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно эпидемиологических требований).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет
образовательная организация.
АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько учебных планов.
Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу особенностей
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов,
могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные
учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования). учебный план обеспечивает, а
также возможность их изучения, и устанавливает количество занятий, отводимых на их
изучение, по классам (годам) обучения.
Для уровня начального общего образования обучающихся с ЗПР представлены два варианта
учебного плана:
вариант 1 - для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке;
вариант 2 - для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке, но
наряду с ним изучается один из языков народов России.
Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР составляют 5лет.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая
неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР.
Обучение проходит в одну смену. 33 Продолжительность учебного года составляет 34 недели,
на первом и втором годах обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение
учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для
обучающихся на первом и втором годах обучения устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении
продолжительности занятий на первом и втором годах обучения используется "ступенчатый"
режим обучения: в первом полугодии (в сентябре- октябре - по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе мае - по 4 урока по 40
минут каждый).
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Русский язык", "Литературное
чтение" и "Родной язык и литературное чтение" может корректироваться в рамках предметной
области "Русский язык и литературное чтение" с учетом психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР.
В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен учебный предмет
"Иностранный язык", в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут
сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в
жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут
начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как
нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл
овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета "Иностранный язык" начинается
с 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. При проведении занятий по предмету
"Иностранный язык" класс делится на две группы.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными),
направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и
восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными
на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие
пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки обучающихся.
Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие

занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные
коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не
более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционно образовательную
область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (пункт
3.4.16. Санитарно- эпидемиологических требований).

Учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР
Предметные области

Русский
язык
литературное чтение

Учебные предметы

и Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный язык
Математика

Количество часов в
неделю
1
1
2
3
до п

Всего
4

5
4

5
4

5
4

5
4

5
4

23
19

Иностранный язык
Математика и
4
информатика
Обществознание и
Окружающий мир
2
естествознание
Основы
религиозныхОсновы
религиозных культур и светской
культур и светской
этики
этики

4

2
4

2
4

1
4

2
20

2

2

2

2

10

-

-

-

1

1

Искусство

1
1

1
1

1
1

1
1

5
5

1
3

1
3

1
3

1
3

5
15

21
-

21
-

23
-

23
-

23
-

111
-

21

21

23

23

23

111

10

10

10

10

10

50

7
6

7
6

7
6

7
6

7
6

35
30

1

1

5

Технология
Физическая культура

Музыка
1
Изобразительное
1
искусство
Труд(технология)
1
Физическая
культура 3
(Адаптивная
физическая
культура)

Итого
Часть, формируемая участниками
Образовательного процесса
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при5-дневнойучебнойнеделе)
Внеурочная деятельность(включая
коррекционно-развивающую область):
коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия

ритмика
1
1
1
План внеурочной деятельности (недельный)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа"
Учебные курсы
Количество часов в неделю
1
2
3
"Разговоры о важном"
1
1
1
Орлята России
1
1
1
Спортивные и народные игры
0
0
0
ЮИД
0
0
0
Проектная мастерская
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
3
3
3

"Вихляевская

4
1
1
1
1
1
5

основная


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».