МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Вихляевская ООШ"
Рабочая программа
по миру природы и человека
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3 класс
Д. Вихляева 2024г.
1. Пояснительная записка
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных
знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека.
Курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования
естествоведческих
обучающихся
знаний,
умений
пропедевтическим
наблюдать,
этапом
анализировать,
формирования
у
взаимодействовать
с
окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены
современные научные данные об особенностях познавательной деятельности,
эмоционально волевой регуляции, поведения младших обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
Полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально
созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным
словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения
учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в
процессе решения проблемных ситуаций;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами
познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека" уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой
природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и
общества с природой. Практическая направленность учебного предмета
реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и
неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных
условиях.
Структура
курса
представлена
следующими
разделами:
"Сезонные
изменения", "Неживая природа", "Живая природа (в том числе человек)",
"Безопасное поведение".
Повышение
эффективности
усвоения
учебного
содержания
требует
организации большого количества наблюдений, упражнений, практических
работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного
взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
2. Содержание учебного предмета:
Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро.
Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время
суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и
выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в
сезоне, в году, начиная с января. Календарь.
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало,
середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена
времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни
людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в
природевразноевремягода,спостепеннымнарастаниемподробностиописания
качественных изменений: температура воздуха (тепло - холодно, жара, мороз,
замеры температуры); осадки (снег - дождь, иней, град); ветер (холодный теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое - тусклое,
большое - маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние
водоемов(ручьи,лужи,покрылисьльдом,теплая-холоднаявода),почвы(сухая
-влажная- заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и
летом. Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями
растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и
появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования
птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в
разное время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени
года,погоды,предполагаемыхзанятий(игры,наблюдения,спортивныезанятия).
Игры обучающихся в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными
особенностями (похолодание, гололед, жара).
Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок,
глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы.
Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам:
внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при
наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о
Земле,какпланете,иСолнце-звезде,вокругкоторойвкосмоседвигаетсяЗемля.
Живая природа:
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква.
Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист).
Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о
способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или
фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части
тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди.
Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за
животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Местообитания, питание,
образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление
кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение
тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к
дикорастущим растениям, правила сбора урожая грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким
животным.
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник",
"молодой человек", "взрослый", "пожилой").
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот,
уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы.
Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы
чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека
(ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена
органовчувств.Бережноеотношениексебе,соблюдениеправилохраныорганов
чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с
внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровыйобразжизни:гигиенажилища(проветривание,регулярнаяуборка),
гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды,
хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена
(умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи
обучающегося:
гигиенические
принадлежности,
игрушки,
школьные
канцелярские принадлежности, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек.
Профессии людей ближайшего окружения обучающегося.
Магазины ("овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда,
обувь, бытовая техника),книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта.
Больница.Поликлиника.Аптека.Назначениеучреждения.Основныепрофессии
людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт: Назначение. Называние отдельных видов транспорта
(машинылегковыеигрузовые,метро,маршрутныетакси,трамваи,троллейбусы,
автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний.
Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия: Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг,
Герб,ГимнРоссии.ПрезидентРоссии.Нашанациональность.Некоторыедругие
национальности. Национальные костюмы. Россия - многонациональная страна.
Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах.
Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и
расходование денег.
Безопасное
поведение.
Предупреждение
заболеваний
и
травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание
помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных
заболеваний (гриппа) - прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждениеконтактовсбольнымилюдьми.Поведениевовремяпростудной
(постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни
(изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием
лекарств по назначению врача, постельный режим).
Вызов врача из
поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к
учителю, элементарное описание ситуации, приведшей к травме, и своего
состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила
поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведения в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления
ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону.
Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение правил
дорожного движения (далее - ПДД): сигналы светофора, пешеходный переход,
правила нахождения обучающегося на улице (сопровождение взрослым,
движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила
безопасного
использования
учебных
принадлежностей,
инструментовдляпрактическихработиопытов,синвентаремдляуборкикласса.
Правилаобращениясгорячейводой(вкране,вчайнике),электричеством,газом
(на
кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Мир природы и человека:
1. Минимальный уровень:
Представление о назначении объектов изучения;
Узнавание и называние из ученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
Отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
знание требований к режиму дня обучающегося и понимание необходимости его
выполнения;
знаниеосновныхправилличнойгигиеныивыполнениеихвповседневнойжизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих
птиц;составлениеповествовательногоилиописательногорассказаиз35предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в образовательной
организации, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем
ситуации.
2. Достаточный уровень:
Представление о
взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в
окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач;
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного,
проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при
наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний,
адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном
общениисобучающимися,адекватноевзаимодействиесобъектамиокружающего
мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Программное и учебно-методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
1-4
классов
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ «Вихляевская ООШ»
Приказ № 3008-1 от 30.08.2024 года.
Учебник:
Мир природы и человека. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / [Н. Б.
Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А.Попова и др.].–М.:Просвещение,2018.–64с.
Рабочая тетрадь:
Мир природы и человека. Рабочая тетрадь 3 класс: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / Н. Б. Матвеева, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2020. - 63 с.
Дополнительная литература:
Матвеева Н. Б. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1- 4
классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А.
Попова. – М. : Просвещение, 2016. - 222 с.
Нормативно-правовые документы:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.
СанитарныеправилаинормыСанПиН1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
22 марта 2021 г.№ 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программа
начального
общего,
основного
общего
и
среднего
общего
образования».
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программа начального общего, основного общего и среднего общего
образования», утверждённый приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22 марта 2021 г.№ 115.
7.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9.
Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования
обучающихся
1-4
классов
с
лёгкой
умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант1). Приказ №
3008 -1 от 30.08.2024 года. Устав государственного бюджетного
общеобразовательного
«Вихляевская
ООШ,
общеобразовательные
учреждения
Свердловской
области
реализующая
адаптированные
основные
программы»,
утвержденный
приказом
Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января2020 года № 20-Д.
Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой
10.
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ
«Вихляевская ООШ» на 2024–2025 учебный год.
11.
Календарный учебный график МКОУ «Вихляевская ООШ»
на 2024 – 2025 учебный год. Приказ № 3008 - 1 от 30.08.2024 года.
12.
Расписание уроков 1 – 4 классов МКОУ «Вихляевская
основная общеобразовательная школа, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы» 2024 – 2025 учебного
года.
Оборудование
Дидактический материал:
- печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации
фронтальной, групповой и индивидуальной работы; комплекта предметных,
сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по
разделам программы;
- экранно–звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира
(природы и социума); видеофильмы и презентации по темамучебного
предмета;
- учебно–практическое оборудование: игровой материал для сюжетных
дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и
элементарных опытов;
- оборудование для проведения предметно-практических упражнений:
(ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин)
-модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей;
натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные
растения, плоды с/х культур.
Технические средства обучения: компьютер.
Интернетресурсы:http://nsportal.ru/,http://www.uchportal.ru/
,http://infourok.ru/,http://pedsovet.su/,
http://www.proshkolu.ru/,
http://www.myshared.ru/.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
Содержание курса
Тематическое
планирование
1четверть.Сезонные изменения в природе (8ч)
Формирование
представлений
о 1.Временагода.
Явлениях и состояниях неживой природы: Осень.
облачность, туман, небольшой дождь,
Осенние
заморозки, оттепель, вьюга, метель, месяцы.
ледоход, жаркие дни, радуга, холодный– Календарь.
Теплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой,
их описание.
Календарь. Знакомство с календарем.
Названия месяцев.
Наблюдения за растениями сада и леса
В разное время года: яблоня, осина, липа,
акация, орешник. Увядание и появление
цветов и трав (медуница). Птицы
Мир природы и человека
3 класс
Берсенева Светлана Валентиновна
Всего–34 ч.
В неделю –1 ч.
34 ч.
-
Кол-во
часов
Дата
Характеристика деятельности обучающегося
1
04.09.
Рассматривание
схем,
иллюстраций.
Определение
Признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение
Иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста.
Ответы на вопросы по тексту
Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией,
Выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев.
Наблюдение за изменениями погоды осенью.
Зимующие и перелетные: клест, снегирь, 2.Растения
соловей. Насекомые в осенний период.
животные
Домашние животные в разное время
осенью.
года.
Лесные животные: мыши, змеи,
лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд
людей в разное время года
и
1
11.09.
Рассматривание иллюстраций. Сравнение объектов.
Чтение текста. Ответы на вопросы. Составление рассказа
о походе в лес за грибами. Зарисовка
Работа с иллюстрацией. Чтение текста, ответы на
вопросы. Работа с иллюстрациями: называние объектов,
классификация по общим признакам, выделение
особенностей.
3.Занятиялюдей
осенью.
Изучаем
правила
.дорожного
движения.
1
18.09.
Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа
по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний
период. Называние по иллюстрациям объектов,
классификация овощей и фруктов. Составление описания
некоторых овощей и фруктов.
Экскурсия. Практическая отработка правил дорожного
движения. Разучивание знаков:«Пешеходный переход»,
«Осторожно, дети!».Рисунок знаков.
4.Зима.
Признаки зимы.
Зимние месяцы.
1
25.09.
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение
признаков зимы по схемам, иллюстрациям. Нахождение
иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста.
Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по
5.Растениязимой
и
животные
зимой.
1
02.10
иллюстрации.
Зарисовка.
Сравнение
схемы
с
иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение
схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды
зимой. Словарная работа: вьюга, метель, оттепель.
Разгадывание загадок.
Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов,
изображенных на иллюстрации. Создание поделок из
природного материала.
Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов.
Составление рассказа о том, как люди помогают зимой
птицам, животным, используя иллюстрации. Чтение и
заучивание стихотворений наизусть.
6.Занятиялюдей
зимой.
Правила
поведения
в
зимний период
(снежная буря,
катание
на
коньках).
1
09.10
Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа
по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний
период.
Рассматривание
иллюстративного
материала.
Нахождение и показ правильного поведения в различных
ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения.
Зарисовка одного из правил.
7.Весна.
Признаки весны.
Весенние
месяцы.
1
16.10
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение
признаков весны по схемам, иллюстрациям. Нахождение
иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация
времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту.
Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка.
Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией,
выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев.
Наблюдение за изменениями погоды весной. Разгадывание
загадок.
8.Растения
животные
весной.
Насекомые.
Неживая природа(4ч)
и
1
23.10
Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов,
изображенных на иллюстрации. Дифференциация
объектов.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа
о жизни животных весной. Отгадывание загадок. Чтение
стихотворения.
9.Признаки лета.
Летние месяцы.
1
06.11
10.Растения
и
животные
летом.
11.Занятия
Людей весной и
летом.
1
13.11.
1
20.11.
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение
признаков лета по схемам, иллюстрациям. Нахождение
иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация
времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту.
Составление рассказа по иллюстрации. Чтение текста.
Ответы на вопросы. Сравнение схемы с иллюстрацией,
выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев.
Наблюдение за изменениями погоды весной. Работа над
Смыслом поговорки. Чтение стихотворения.
Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов,
изображенных
на иллюстрации.
Дифференциация
объектов. Составление рассказа о жизни животных летом.
Рассматривание рисунков. Дифференциация объектов.
Называние видов одежды. Составление рассказа о
детских играх. Составление рассказа по иллюстрациям о
видах деятельности людей в весенний и летний период
Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа
по иллюстрациям о занятиях детей летом.
Закрепление представлений о влиянии
Солнца на смену времен года.
Наблюдение за высотой солнца над
горизонтом в разное время года:
направление
солнечных
лучей,
количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и
ночи. Восход, заход солнца
12.Солнце
в
разные времена
года
Восход и заход
солнца. Сон –
лучшая
профилактика
усталости.
13.Календарь.
1
27.11.
Рассматривание
схем,
дифференциация
схем,
определение частей суток, времен года по схемам.
Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста,
ответы на вопросы.
Прослушивание текста. Выработка правил хорошего сна.
Дидактическая игра «Что нужно для сна».
1
04.12.
14.Воздух.
Значение
воздуха.
Термометр.
1
11.12.
15.Ветер.
Направление
ветра.
Поведение
во
время урагана.
1
18.12.
Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев,
дней недели. Чтение текста, ответы на вопросы.
Отгадывание загадок.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций.
Проведение
практической
работы.
Отгадывание загадки. Словарная работа – термометр.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
Показаний термометра, дифференциация показаний.
Чтение текста, ответы на вопросы. Проведение
практической работы. Рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: север, юг, восток, запад; флюгер,
компас.
Выработка правил поведения во время урагана. Запись
правил поведения в тетрадь.
16.Сравнение
растений.
1
25.12.
Живая природа (7ч)
Растения
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций. Определение объекта, называние.
Сравнение и распознавание растений
по их признакам: деревья, кустарники,
травы.
Части растений: корень, стебель
(ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2–3
названия); ягодные кустарники (2–3
названия). Внешний вид, распознавание.
Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и
лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды
съедобные и несъедобные.
Грибы.
Грибы
съедобные
и
несъедобные.
Травы полезные и травы опасные
17.Части
растений: корни,
стебли
18.Части
растений:
листья, цветы.
19.Растения
сада.
1
15.01.
1
22.01.
1
29.01.
20.Лес. Растения
леса. Травы.
1
05.02.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций. Определение объекта, дифференциация,
называние. Чтение стихотворения.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка
частей растения. Подпись названия частей растения.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций.
Определение
объекта,
называние.
Зарисовка. Соотнесение двух объектов. Составление
рассказа по последовательным схемам. Составление
описательного рассказа
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание,
сравнение
иллюстраций.
Определение
объекта,
называние, дифференциация объектов. Словарная работа:
лиственные, хвойные. Отгадывание загадок Чтение
стихотворений.
Животные(5ч)
Дикие обитатели леса: кабан, лось,
заяц. Внешний вид, питание, повадки,
образ жизни, детеныши. Приспособление
диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова,
кролик.
Внешний
вид,
питание,
21.Плоды
и
семена.
Лесные ягоды.
1
12.02.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций.
Определение
объекта,
называние,
дифференциация объектов. Составление рассказа с
опорой на иллюстрации.
Зарисовка объекта природы в тетрадь
нахождение и называние объекта природы по описанию.
22.Грибы.
Съедобные
и
ядовитые..
Профилактика
отравлений.
Правила
поведения
в
лесу.
1
19.02
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций. Называние объекта, дифференциация
объектов: съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Зарисовка.
Составление рассказа о правилах сбора грибов.
Разучивание названий грибов и ягод. Сравнение
внешнего вида.
Нахождения несоответствия, выбор иллюстрации.
Формулировка правил поведения. Запись в тетрадь.
23.Животные.
Охрана
животного мира.
24.Дикие
и
домашние
животные.
1
26.02.
1
05.03.
Рассматривание иллюстраций. Называние объектов.
Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответы на
вопросы по тексту. Зарисовка объектов животного мира.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
рисунков.
Называние
объектов.
Составление
описательного рассказа по картинке.
детеныши.
Уход
за
домашними
животными.
Сравнение
диких
и
домашних
животных. Сходство и различия: кабан –
свинья, заяц – кролик.
Птицы. Внешний вид, питание,
повадки, образ жизни.
Строение гнезд, забота о потомстве.
Птицы
перелетные
и
зимующие:
ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун.
Певчие птицы: соловей, жаворонок
25.Сравнение
животных:
свинья и кабан,
кролик и заяц
(по
выбору).
Правила ухода
за домашними
животными.
26.Птицы.
Строение птиц.
1
12.03.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
картинок. Дифференциация и сравнение объектов.
Составление описательного рассказа по картинке,
отгадывание загадок.
Выработка правил ухода за домашними животными,
запись правил в тетрадь.
Зарисовка объекта.
1
19.03.
27.Перелетные,
зимующие
птицы.
1
02.04.
Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение
текста, ответы на вопросы. Рассматривание схемы
строения птицы. Соотнесение двух иллюстраций.
Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение
текста, ответы на вопросы. Составление рассказа
(описательного, по схеме, по плану).
28.Человек.
Дыхание
человека.
Профилактика
простудных
заболеваний.
1
09.04
Человек(5ч)
Дыхание
человека.
Элементарные
представления о строении и работе
легких.
Температура тела человека. Градусник и
его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце,
кровь.
Элементарные
представления о строении и работе
сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу
овощей, фруктов, молочных продуктов,
Проведение опыта. Чтение текста, ответы на вопросы.
Рассматривание
рисунков,
называние
объектов.
Словарная
работа:
трахея,
бронхи,
легкие.
Рассматривание схемы: показ и называние объектов.
Называние и запоминание правил гигиены дыхания.
Чтение стихотворений
Дифференциация времен года, соотнесение видов одежды
со временем года
мяса. Приготовление и хранение пищи.
Профилактика пищевых отравлений
29.Кровь.
1
16.04.
30.Сердце.
1
23.04.
31.Пульс
Поведение
во
время болезни.
Вызов врача из
поликлиники.
1
30.04.
Чтение текста, ответы на вопросы. Выборочное чтение.
Рассматривание картинок. Составление рассказа по
картинке. Составление правил оказания помощи при
порезах
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение
практической работы
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение
практической работы. Отгадывание загадки
Практическая отработка навыков телефонных разговоров.
Разучивание фраз. Игра «Вызов врача из поликлиники».
Запись телефонов экстренной помощи в тетрадь
32.Окружающая
среда и здоровье
человека.
1
07.05.
33-34. Резервные
уроки.
2
14.0521.05
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
картинок. Составление рассказа по иллюстрациям,
сравнение иллюстраций
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Управление образования администрации Талицкого городского округа
МКОУ "Вихляевская ООШ"
АДАПТИРОВАННАЯРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир природы и человека»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
4 класс
д.Вихляева2024
1. Пояснительнаязаписка
Основнаяцельпредметазаключаетсявформированиипервоначальныхзнанийо
живойинеживойприроде;пониманиипростейшихвзаимосвязей,существующих
междумиромприроды и человека.
Курс
"Мир
природы
и
человека"
является
начальным
звеном
формированияестествоведческихзнаний,пропедевтическимэтапомформировани
яуобучающихсяуменийнаблюдать,анализировать,взаимодействоватьсокружаю
щиммиром.
Содержаниедисциплиныпредусматриваетзнакомствособъектамииявлениями
окружающегомираидаетвозможностьпостепеннораскрыватьпричинноследственныесвязимеждуприроднымиявлениямиижизньючеловека.
Приотборесодержаниякурса"Мирприродыичеловека"учтенысовременные
научные
данные
об
особенностях
познавательной
деятельности,эмоциональноволевойрегуляции,поведениямладшихобучающихся
сумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями).
Программа
реализует
современный
взгляд
на
обучение
естествоведческимдисциплинам,которыйвыдвигаетнапервыйплан обеспечение:
полисенсорностивосприятияобъектов;
практическоговзаимодействияобучающихсясумственнойотсталостью(интел
лектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности
внатуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в
специальносозданных учебныхситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира
черезвзаимодействие с различными носителями информации: устным и
печатнымсловом,иллюстрациями,практическойдеятельностьювпроцессерешени
яучебнопознавательныхзадач,всовместнойдеятельностидругсдругомвпроцессер
ешения проблемныхситуаций;
2
закрепленияпредставлений,постоянноеобращениекужеизученному,системат
изациизнанийинакоплениюопытавзаимодействияспредметамипознаниявигрово
й,коммуникативнойи учебнойдеятельности;
постепенного
усложнения
содержания
предмета:
расширение
характеристикпредметапознания,преемственностьизучаемыхтем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека"
уделеноформированиюпредставленийобокружающеммире:живойинеживойпри
роде,человеке,местечеловекавприроде,взаимосвязяхчеловекаиобществасприрод
ой.Практическаянаправленностьучебногопредметареализуется через развитие
способности к использованию знаний о живой инеживой природе, об
особенностях человека как биосоциального существа дляосмысленной и
самостоятельной организации безопасной жизни в конкретныхусловиях.
Структуракурсапредставленаследующимиразделами:"Сезонныеизменения",
"Неживаяприрода","Живаяприрода(втомчислечеловек)","Безопасноеповедение"
.
Повышениеэффективностиусвоенияучебногосодержаниятребуеторганизаци
ибольшогоколичестванаблюдений,упражнений,практическихработ,игр,экскурс
ийдляознакомленияинакопленияопытапервичноговзаимодействияс
изучаемымиобъектами и явлениями.
2. Содержаниеучебногопредмета:
2.1. Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь,
утро.Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений).
Времясутокнациферблатечасов.Днинедели,порядокследования,рабочиеивыходн
ыедни.Неделя и месяц.
Временагода:осень,зима,весна,лето.Основныепризнакикаждоговременигода(
изменениявнеживой
природе,жизнирастений,животныхичеловека).Месяцыосенние,зимние,весенние,
летние.Порядокмесяцеввсезоне,вгоду,начиная сянваря. Календарь.
3
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима начало,середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя весна.
Сменавремен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность
сезонныхизменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой
природе, жизнилюдей (втом числеи порезультатамнаблюдений).
Сезонныеизменениявнеживойприроде.Изменения,происходящиевприродевр
азноевремягода,спостепеннымнарастаниемподробностиописаниякачественныхи
зменений:температуравоздуха(тепло-холодно,жара,
температуры);
осадки
(снег
-
дождь,
иней,
мороз,
град);
замеры
ветер(холодный-
теплый,направлениеисила,наосновенаблюдений); солнце(яркое
- тусклое, большое - маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи,
гроза),состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная
вода),почвы(сухая-влажная-заморозки).
Солнцеиизмененияв неживойиживойприроде.Долготаднязимойилетом.
Растенияиживотныевразноевремягода.
Жизньрастенийиживотных(звери,птицы,рыбы,насекомые)вразныесезоныгод
а.Сборлистьев,плодовисемян.Ознакомлениесназваниямирастений и животных.
Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание ипоявление растений.
Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездованияптиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные
вразноевремя года.
Одеждалюдей,игрыобучающихся,трудлюдейвразноевремягода.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет
временигода,погоды,предполагаемыхзанятий(игры,наблюдения,спортивныезан
ятия).
Игрыобучающихсявразныесезоныгода.
4
Трудлюдейвсельскойместностиигородевразноевремягода.Предупреждение
простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезоннымиособенностями
(похолодание,гололед,жара).
2.2. Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля:
песок,глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой
природы.Простейшие признаки объектов неживой природы по основным
параметрам:внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства
(выделяемые
принаблюдении
ребенком),
место
в
природе,
значение.
Элементарные сведения оЗемле, как планете, и Солнце- звезде, вокруг которой
в космосе двигаетсяЗемля.
2.3. Живаяприрода:
Растения.
Растениякультурные.Овощи.Фрукты.Ягоды.Арбуз,дыня,тыква.Зерновыекул
ьтуры.Внешнийвид,местопроизрастания,использование.Значениедля
жизничеловека.Употреблениевпищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель,
лист).Уход.Растениядикорастущие.Деревья.Кустарники.Травянистыерастения.
Корень,стебель,лист,цветок,плодисемена.Первичныепредставлениеоспособах
размножения.
Развитие
растение
из
семени
на
примере
гороха
илифасоли.Значениерастенийвприроде.Охрана,использованиечеловеком.
Грибы.Шляпочныегрибы:съедобныеинесъедобные.Название.Местопроизрас
тания.Внешнийвид.Значениевприроде.Использованиечеловеком.
Животные.
Животные домашние.Звери.Птицы. Названия. Внешнее строение: частитела.
Условия
обитания,
чем
кормятся
сами
животные,
чем
кормят
их
люди.Местовжизничеловека(длячегосодержатживотное),заботаиуходзаживотн
ым.Скотный двор,птичник,ферма.
Животныедикие.Звери.Птицы.Змеи.Лягушка.Рыбы.Насекомые.Названия.
Внешнее
строение:
названия
частей
тела.
Место
обитания,
питание,образжизни.Рольвприроде.Помощьптицамзимой(подкормка,изготовле
ние
5
кормушек) и
весной
в
период
гнездования
(сбор веток для
гнезд,
соблюдениетишиныи уединенностиптиц на природе).
Охранаприроды:наблюдениязажизньюживойприроды,уходзакомнатными
растениями,
посадка
и
уход
за
растением,
бережное
отношение
кдикорастущимрастениям,правиласбораурожаягрибовилесныхягод,ознакомлен
ие с правилами ухода за домашними животными, подкормка птицзимой, сбор
веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи дикимживотным.
Человек.
Мальчик
и
девочка.
Возрастные
группы
("малыш",
"школьник","молодойчеловек","взрослый", "пожилой").
Строениетелачеловека(голова,туловище,ногиируки(конечности).Ориентиро
вка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос,
рот,уши.Покровы тела:кожа,ногти,волосы.
Гигиенакожи,ногтей,волос(мытье,расчесывание,обстригание).Зубы.Гигиена
полости
рта
(чистка
зубов,
полоскание).
Гигиена
рук
(мытье).
Органычувствчеловека(глаза,уши,нос,язык,кожа).Значениевжизничеловека(озн
акомлениесжизньювокруг,получениеновыхвпечатлений).Гигиенаоргановчувств
.Бережноеотношениексебе,соблюдениеправилохраныорганов
чувств,
соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомлениесвнутренним
строениемтелачеловека(внутренниеорганы).
Здоровыйобразжизни:гигиенажилища(проветривание,регулярнаяуборка),
гигиена
питания
(полноценное
и
регулярное
питание:
овощи,
фрукты,ягоды,хлеб,молочныепродукты,мясо,рыба).Режимсна,работы.Личнаяги
гиена(умывание,приемванной),прогулкиизанятияспортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные
вещиобучающегося:гигиеническиепринадлежности,игрушки,школьныеканцеля
рскиепринадлежности,одежда,обувь.Вещимальчиковидевочек.Профессиилюдей
ближайшегоокруженияобучающегося.
2.4. Магазины("овощифрукты",продуктовый,промтоварный(одежда,обувь,бытоваятехника),книжный)
.Зоопаркиликраеведческиймузей.Почта.
6
Больница.Поликлиника.Аптека.Назначениеучреждения.Основныепрофессиилю
дей,работающих вучреждении.Правилаповедениявмагазине.
2.5. Транспорт:Назначение.Называниеотдельныхвидовтранспорта(машины
легковыеигрузовые,метро,маршрутныетакси,трамваи,троллейбусы,автобусы).Г
ородскойпассажирскийтранспорт.Транспортмеждугородний.Вокзалыи
аэропорты.Правила поведения.
2.6. Наша Родина - Россия: Наш город. Населенные пункты. Столица.
Флаг,Герб,ГимнРоссии.ПрезидентРоссии.Нашанациональность.Некоторыедруг
ие
национальности.
Национальные
костюмы.
Россия
-
многонациональнаястрана.Праздникинашейстраны.Достижениенашейстранывн
аукеиискусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны.
Получение ирасходованиеденег.
2.7.
Безопасноеповедение.Предупреждениезаболеванийитравм.Профилакт
икапростуд:закаливание,одеваниепопогоде,проветриваниепомещений,
предупреждение
появления
сквозняков.
Профилактика
вирусныхзаболеваний(гриппа)приемвитаминов,гигиенаполостиносаирта,предупреждениеконтактовсбольным
илюдьми.Поведениевовремяпростудной(постельныйрежим,соблюдениеназначе
нийврача)иинфекционной
болезни
(изоляция
больного,
проветривание,
отдельная посуда истирка белья, прием лекарств по назначению врача,
постельный режим). Вызовврачаизполиклиники.Случаи обращения вбольницу.
Простейшиедействияприполучениитравмы:обращениезапомощьюкучителю,
элементарноеописаниеситуации,приведшейктравме,исвоегосостояния(что
игдеболит).Поведениеприоказаниимедицинскойпомощи.
Безопасноеповедениевприроде.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правилаповедениячеловекасдиким животнымвзоопарке,вприроде.
Правила
поведения
в
лесу,
на
воде,
в
грозу.
Предупреждение
отравленияядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по
телефону.Описаниесостояниябольного.
7
Правилаповеденияснезнакомымилюдьми,внезнакомомместе.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
правилдорожного движения (далее - ПДД): сигналы светофора, пешеходный
переход,правиланахожденияобучающегосянаулице(сопровождениевзрослым,дв
ижение
потротуару,
переходулицыпопешеходному
переходу).
Правилабезопасногоповедения вобщественномтранспорте.
Правилабезопасногоиспользованияучебныхпринадлежностей,инструментов
дляпрактическихработиопытов,синвентаремдляуборкикласса.Правилаобращени
ясгорячейводой(вкране,вчайнике),электричеством,газом (на кухне).
Телефоныпервойпомощи.Звонокпотелефонуэкстренныхслужб.
3. Планируемые
предметные
результаты
освоения
учебного
предметаМирприродыичеловека:
3.1. Минимальныйуровень:
представлениеоназначенииобъектовизучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях,
фотографиях;отнесениеизученныхобъектовкопределеннымгруппам(видородовые
понятия);
называниесходныхобъектов,отнесенныхкоднойитойжеизучаемойгруппе;
представленияобэлементарныхправилахбезопасногоповедениявприродеиоб
ществе;
знание
требований
к
режиму
дня
обучающегося
и
пониманиенеобходимостиеговыполнения;
знаниеосновныхправилличнойгигиеныивыполнениеихвповседневнойжизни;
ухаживаниезакомнатнымирастениями;кормлениезимующихптиц;
составлениеповествовательногоилиописательногорассказаиз3
-
5предложенийоб изученных объектахпопредложенномуплану;
8
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира
вучебныхситуациях;адекватноеповедениевклассе,вобразовательнойорганизации
, на улице в условиях реальной или смоделированной учителемситуации.
3.2. Достаточныйуровень:
представлениеовзаимосвязяхмеждуизученнымиобъектами,ихместевокружаю
щеммире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде
вестественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с
учетомразличныхоснованийдля классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным
объектам;знание отличительных существенных признаков групп
объектов;знаниеправилгигиеныоргановчувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе
сучетомвозрастныхособенностей;
готовностькиспользованиюполученныхзнанийприрешенииучебных,учебнобытовыхи учебно-трудовыхзадач;
ответынавопросыипостановкавопросовпосодержаниюизученного,проявлени
ежеланиярассказатьопредметеизученияилинаблюдения,заинтересовавшемобъек
те;
выполнение задания без текущего контроля педагогического работника
(приналичиипредваряющегоиитоговогоконтроля),оценкасвоейработыиобучающ
ихся,проявлениекнейценностногоотношения,пониманиезамечаний,адекватное
восприятиепохвалы;
проявлениеактивностиворганизациисовместнойдеятельностииситуативномо
бщениисобучающимися,адекватноевзаимодействиесобъектамиокружающего
мира;
9
соблюдение
элементарных
санитарно-гигиенических
норм;выполнениедоступныхприродоохранительныхдейств
ий;
готовностькиспользованиюсформированныхуменийприрешенииучебных,уч
ебно-бытовыхиучебно-трудовыхзадачвобъемепрограммы.
Программное
и
учебно
-
методическое
обеспечение:Программы:
1. Федеральнаяадаптированнаяосновнаяобщеобразовательнаяпрограм
маобразованияобучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальным
и
нарушениями),
утверждена
МинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации
приказом
от24ноября2022
г.N1026.
2. Адаптированнаяосновнаяобщеобразовательнаяпрограммаобразован
ия
обучающихся
1-4
классов
с
лёгкой
умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)ГБОУ СО
«Буткинскаяшкола-интернат».Приказ№ 1765от27. 08.2024года.
Учебник:
Матвеева Н. Б., Попова Т. О. Мир природы и человека. 4 класс. Учебник
дляобщеобразовательныхорганизаций,реализующихадаптированныеобщеобраз
овательныепрограммы.В2частях.–М.: Просвещение,2018.
Рабочаятетрадь:
Матвеева Н. Б., Попова Т. О. Мир природы и человека. 4 класс.
Учебноепособие
дляобщеобразовательныхорганизаций,реализующихадаптиро
ванныеобщеобразовательныепрограммы. -М.:Просвещение,2020.
Дополнительнаялитература:
МатвееваН.Б.Мирприродыичеловека.Методические рекомендации. 14классы:учеб.пособиедляобщеобразоват.организаций,реализующихадапт.осн
овныеобщеобразоват.программы/Н.Б.Матвеева,И.А.Ярочкина,М.А. Попова.–
М.:Просвещение, 2016.-222с.
10
Нормативно-правовыедокументы:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«ОбобразованиивРоссийской Федерации».
2.
Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартобраз
ованияобучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальнымина
рушениями)от19.12.2014 г.№1599.
3.
СанитарныеправилаСП2.4.3648-20«Санитарно-
эпидемиологическиетребованиякорганизациямвоспитанияиобучения,
отдыхаиоздоровления детейимолодёжи».
4.
Санитарные правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиеническиенормативыитребованиякобеспечениюбезопасностии(
или)безвредностидлячеловекафакторовсредыобитания».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от22 марта 2021 г.№ 115 «Об утверждении Порядка организации
иосуществленияобразовательнойдеятельностипоосновнымобщеобраз
овательнымпрограммам–
образовательнымпрограмманачальногообщего,основногообщегоисре
днегообщегообразования».
6.
ПриказМинистерства просвещенияРоссийскойФедерацииот
11февраля2022года№69«Овнесенииизмененийвпорядокорганизациии
осуществленияобразовательнойдеятельностипоосновнымобщеобразо
вательнымпрограммам–образовательнымпрограмма
общего,
основного
утверждённый
общего
и
среднего
начального
общегообразования»,
приказом
Министерства
просвещенияРоссийскойФедерации от22марта2021 г.№ 115.
7.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ
«ОбобразованиивСвердловской области».
8.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программаобразованияобучающихсясумственнойотсталостью(интелл
ектуальными
нарушениями),
утверждена
приказом
Министерства
просвещения
11
РоссийскойФедерацииот24ноября 2022г.N1026.
9. Адаптированнаяосновнаяобщеобразовательнаяпрограммаобра
зованияобучающихся14классовслёгкойумственнойотсталостью(интеллектуальныминаруше
ниями)(вариант1).
10.
УставМКОУ
«Вихляевская
ООШ»,утвержденныйприказомМинистерстваобразованияимолодёжно
йполитикиСвердловскойобластиот10января2020года
№20-Д.
11.
Учебныйпландляобучающихся1-
4классовслёгкойумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушен
иями)МКОУ «Вихляевская ООШ»на 2024–2025 учебный год.
12.
Календарный учебный график МКОУ «Вихляевская ООШ»
на 2024 – 2025 учебный год. Приказ № 1770 от 27.08.2024года.
13.
Расписаниеуроков1–4классовМКОУ
«Вихляевская
ООШ»2024 –2025 учебного года.
Оборудование
Дидактическийматериал:
- печатные
пособия:
комплект
наглядных
материалов
для
организациифронтальной, групповой и индивидуальной работы; комплекта
предметных,сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических
картин и схем поразделампрограммы;
- экранно–звуковые
пособия:
аудиозаписи
звуков
окружающего
мира(природыисоциума);видеофильмыипрезентациипотемамучебногопредме
та;
12
- учебно–практическое
оборудование:
сюжетныхдидактическихигр;
игровой
материал
оборудование
для
для
проведенияпрактическихзанятий иэлементарных опытов;
- оборудованиедляпроведенияпредметно-практическихупражнений:
(ножницы,бумагаикартонцветные,клей,краски,кисточки,пластилин)
- модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и
овощей;натуральныеобъекты:учебныепринадлежности,игрушки,комнатныера
стения,плоды с/хкультур.
Техническиесредстваобучения:ноутбук,телевизор.
Интернет
,http://infourok.ru/,
ресурсы:
http://nsportal.ru/,
http://www.uchportal.ru/
http://pedsovet.su/,
http://www.proshkolu.ru/,http://www.myshared.ru/.
13
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О.учителя
Мирприродыичеловека
4класс
Упорова Дарья Николаевна
Количествоучебныхчасов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных
Всего–31ч.
31ч.
-
№
п/п
Раздел.Тема урока.
Колвочасов,от
водимоен
аосвоение
каждой
темы
Дата
1-8.
1четверть
8
1-8.
Сезонныеизменениявприроде
8
02.0921.10.
07.0921.10.
02.09.
1.
2.
ВлияниеСолнцанасменувременгода.Призна
киосени
Внеделю – 1ч.
1
Растенияиживотныеосенью
09.09.
1
Основныевидыдеятельности обучающихсянауроке
Рассматриваниерисунка.Составлениерассказапосхеме
Чтениетекстаучебника.Нахождениевтекстеиназвание
осеннихмесяцев,признаковосени.Определениепорисункампризн
аковосени. Составлениерассказаобосеннихмесяцах.
Сравнениерисунков,нахождениеразличий.Объяснениепричинп
ризнаковосени.Нахождениеиназваниезнакомыхцветов,овощей.
Составлениерассказаобиспользованииовощей.Чтениетекста.На
хождениеобъектовнарисунке.Чтениевопросов,построениеответ
ов.Разгадываниезагадок.
Нахождениеипоказнарисункезнакомых объектов.
14
3.
Признакизимы
1
16.09.
4.
Растенияиживотныезимой
1
23.09.
5.
Трудлюдейзимой
1
30.09.
6.
Растенияиживотныезимой
1
07.10.
7.
Трудлюдейосеньюивесной
1
14.10.
Рассматривание рисунка. Определение признаков
зимы.Объяснение
схем.
Чтение
текста, ответы на
вопросы.
Составлениерассказаозимнихмесяцахсопоройнарисунки
Сравнениерисунков.Составлениеописательногорассказа.Нахож
дениеобъектовпозаданию.Прослушивание
ичтениетекста.Нахождениеответанавопросывтекстеучебника.Ра
ссматриваниеобъектовнарисунке.Называниезнакомыхобъектов.
Составлениерассказаожизнирастенийиживотных
зимой.
Ответынавопросыпорисункам.Чтениетекста.Словарная
работа(ветеринар).Составлениерассказапорисункам.
Определениепризнаковвесныпорисункам.Наблюдениезапогодо
й.Работапосхемам.Чтениерассказа.Определениесвойствобъекта
порисункусдоказательствомвыбора.Отгадываниезагадок.Сравн
ениерисунков.Отработканазванийвесеннихцветов.Нахождениев
текстеобъектовприроды.Составлениерассказапорисункам.Зарис
овка
муравейникавтетрадь.Названиедетенышейживотных.
Рассматривание рисунков. Определение объектов на
рисунке.Составлениерассказаотруделюдей.Разучиваниестихотв
орения.Составлениерассказаовесне,осенипорисункам.Прослуш
иваниетекста,ответынавопросы.Словарнаяработа(многолетниер
астения,садовыеинструменты). Практическая работа на
пришкольном
участке(сгребаниелиствы).Правилабезопасногоиспользования
садовогоинструмента.
15
8.
Растенияиживотныелетом
1
21.10.
Нахождениепризнаковобъектапорисункам.Работасосхемами.
Чтение рассказа, ответы на вопросы. Нахождение втексте
определений
явлений
природы.
Определение
весеннихмесяцевпорисункам,знакомыхрастений.Определениеи
разучиваниеназванийрастенийсадаиогорода.Зарисовкарастений
. Работа со стихотворным текстом. Называние
знакомыхнасекомых.Нахождениезнакомыхнасекомыхна
16
рисунках.Составлениерассказаоживотныхсопоройна
рисунки,поопорномуплану.Составлениерассказаоферме.
9-16
9.
1013.
10.
11.
2четверть
Трудлюдейлетом
Неживаяприрода
7
1
4
11.1123.12.
11.11.
Почва.Составпочвы
1
18.1109.12.
18.11.
Обработка
почвы.Правила
обращения
ссадовыминструменто
м
1
25.11.
Нахождение объекта на рисунке (газонокосилка,
коса,сенокосилка). Чтение рассказа, ответы на вопросы
потексту. Составление рассказа о работе людей летом.
Чтениестихотворения,нахождениеответанавопросв
тексте.Составлениерассказаоправилах купания.Запись
предложениявтетрадь.
Показобъектаприроды(планетаЗемля)нарисунке.
Чтение текста учебника, ответы на вопросы по тексту. Работа
срисунками (нахождение и показ объектов, сравнение
объектов).Словарнаяработа(перегной,плодородный).Чтениетек
стаучебника,нахождениеответов втексте.Нахождениеобъектана
рисунке
Чтение текста учебника. Составление рассказа по рисункам
обобработке земли в огороде, поле. Запись в тетрадь
названийсадовых инструментов. Практическая работа на
пришкольномучастке(перекапываниепочвы)Рассматриваниеиот
борсадовогоинструмента(натуральныхобъектов).Определение,ч
ем
могут
быть
опасны
садовые
инструменты.
Формулировкаправилобращенияссадовыминструментом.Запис
ьправилв
тетрадь.Зарисовкасадовогоинструмента.
17
12.
Песокиглина
1
02.12
Опыт: свойства песка (пропускает воду, сыпуч). Чтение
текстаучебника.Составлениерассказаопескесиспользованиемте
кстаучебника.Работасрисунками(использование песка).Опыт:
свойства
глины
(не
пропускает
воду,
пластичная,
можноиспользовать для лепки). Чтение текста учебника.
Составлениерассказаоглинесиспользованиемтекстаучебника.Ра
ботас
рисунками(использованиеглины).Изготовлениеподелкииз
18
13.
1416.
14.
15.
1623.
Рельеф.Горы,холмы,равнины,овраги
Живаяприрода.Растения
1
09.12.
3
Растения.Огород
1
16.1223.12.
16.12.
Лес.Ориентировкавлесу
Сад.Растениякультурныеидикорастущие
1
23.12.
10
13.0127.03
3четверть
глины.
Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы,
вершина).Чтение текстаучебника, ответы на вопросы.
Сравнение гор,холмов, нахождение сходства и различий.
Зарисовка в тетрадигор и холмов, подпись названий Словарная
работа (равнины,овраги). Рассматривание объектов природы
(равнины,
овраги)нарисунках,ответынавопросы.Зарисовкавтетрадиобъект
ов
природы(равнина,овраг).
Показобъектанарисунке(поле,огород).Перечислениеинструмен
товдляперекопкиземли.Беседаобовощах.Словарнаяработа(корн
еплоды,овощеводы,теплица).Чтение
текста учебника,нахождениеответовнавопросывтексте.
Чтениетекстаучебника,нахождениеответоввтексте.Перечислен
иеназванийлиственныхихвойныхдеревьев.Запись в тетрадь.
Словарная
работа
(многолетние,
однолетние,клумбы,цветоводы).Нахождениенарисункеобъекто
вприроды,определениезнакомыхинезнакомыхобъектов,ихпереч
исление.Объяснениевыбораобъектаприродыпопризнаку(деревь
я).Разгадываниезагадок.Дифференциацияпредметов
по
признаку (деревья, кустарники) Упражнения наориентировку в
пространстве
(определение
право,
лево,
сзади,спереди).Рассматриваниеприборовдляориентировкив
пространстве(компас).
19
16.
Лекарственныерастения.Краснаякнига
1
13.01.
Слушаниетекстаучебника,нахождениеответоввтекстеучебника.
Знакомствослекарственнымирастениями
(чтениеназванияиинформациинааптечнойупаковке),способомих
применения,срокомгодностиЧтениерассказаучебника,ответына
вопросы.Рассматриваниеиллюстрацийо
редкихвидахрастенийиживотных,ихописаниеповнешнему
20
17.
Растенияполей.Полевразноевремягода
1
20.01.
18.
Парки
1
27.01.
5
1923.
19.
20.
Животные
Домашниеживотные:лошадь,корова
1
03.0217.03.
03.02.
Свинья,овца.Правилауходазадо
машними
животными
1
10.02.
виду.Зарисовкавтетрадиодногообъекта.Записьназвания.
Нахождениезнакомыхобъектовнарисунках,ответынавопросы.
Объяснение
пословицы.
Рассматривание
натуральныхобъектов.Составлениерассказаобизготовлениипро
дуктовпитания из муки. Словарная работа (жатва,
зернохранилище,озимые,соломина,колос,метелка).Чтениетекст
а(работавполе в разное время года), беседа по рисункам.
Отгадываниезагадок.Сравнениедвухобъектов(пшеница
ирожь;овеси
гречиха).Изготовлениеподелкиизсоломы.
Прогулка(экскурсия)впарк.Словарнаяработа(парк,аллея,сквер).О
писаниепарка(сквера).Называниеизвестныхпарков,
расположенныхвблизиместожительства.
Чтениеназванийживотныхвтекстеучебника.Показнарисункезна
комыхживотных.Чтениерассказавучебнике,ответынавопросы.С
оставлениерассказаобизвестномживотном.
Рассматривание
рисунка с изображением лошади,коровы. Выделение частей
тела.
Описание
животного
по
плану.Словарнаяработа(скакун,тяжеловоз).Составлениерассказ
а об
использованиилошади,коровычеловеком.
Рассматриваниерисунковсизображениемовцы,свиньи.Выделени
ечастейтела.Описаниеживотногопоплану.Составлениерассказао
биспользованииовцы,свиньичеловеком.Зарисовкадомашнегожи
вотногоРассматриваниепредметов ухода за домашними
животными. Запись названийпредметов в тетрадь. Составление
правил
ухода
за
домашнимиживотнымиповопросам.Чтениетекста.Ответынавоп
росыпо
тексту.
21
21.
Птицы.Пользаивредптиц.
Водоплавающие
птицы
1
17.02.
Показчастейтелаптиц.Составлениеописательногорассказапо
плану. Рассматривание и называние знакомых объектов
нарисунках.Сравнениептицповнешнемувиду,средеобитания.
Составлениерассказаповопросамопользеивредептиц.
22
22.
Дикиеидомашниеживотные
1
03.03.
23.
Насекомые.
1
17.03.
4четверть
8
Человек
6
2431.
2429
24.
Человек.Мозгчеловека
1
31.0326.05.
31.0305.05.
31.03
25.
Профилактикатравмголовногомозга
1
07.04.
Рассматриваниескворечника,кормушек,объяснениеихназначени
я.Чтениетекстаучебника.Ответынавопросыпотексту.Изготовлен
ие(вдомашнихусловиях)кормушкидля
птиц.Словарнаяработа(водоплавающиептицы).
Рассматриваниептицнарисунках.Показиназываниезнакомыхобъ
ектов(утка,селезень).Словарнаяработа(утка,селезень).Записьназ
ванийптицвтетрадь.Определениептицпоконтуру.Зарисовкаконт
ураптицыНахождениептицнарисунках.Составлениеописательно
горассказа.Словарнаяработа (курица, петух, цыплята).
Определение значения
курицыдлячеловека.Сравнениедикихидомашнихптиц.Нахожде
ниесходстваиразличий.Чтениетекстаучебника.Нахождение
ответовнавопросывтексте учебника.
Нахождениеизвестныхнасекомыхнарисунках.Чтение.
Показ на схеме частей тела человека. Чтение текста
учебника.Рассматриваниерисунков,ответынавопросы.Сравнени
емозга
собакиилягушкипорисункам.
Чтениетекстаучебника.Определениеправилпрофилактикитравм.
Запись правил профилактики в тетрадь. Объяснение
порисункамправильногоинеправильногоповедения.Зарисовка
иллюстрацииправильногоповедения.
23
26.
Режимдня.Часы
1
14.04.
Работа со схемой частей суток. Определение занятий в
разноевремя суток. Чтение текстаучебника. Выделение ответов
навопросы в тексте учебника. Составление рассказа о
любимомзанятиивечером.Рассматриваниечасов.Определениепр
едназначениячасов(будильник,настенные,ручные,песочные).Пр
актическаяработапоопределениювремени.
Составлениережимадня, записьвтетрадь.
24
27.
Профилактикапереутомления
1
21.04.
28.
Загрязнениевоздуха,воды,почвы
1
28.04.
29.
Заповедник.Зоопарк(повыбору)
1
05.05.
Безопасноеповедение
2
Правилаповедениявбыту,вшколе
1
19.0526.05.
19.05.
3031.
30.
Практическое
разучивание
физкультминутки
дляпрофилактикипереутомления.Записьком
плексагимнастикив
тетрадь.
Выявлениепричинзагрязнениявоздухапорисункам.Определение
действийчеловекапоочисткевоздуха.Придумываниепиктограмм
,условныхзнаков,запрещающихзагрязнениевоздуха.Чтениетекс
таучебника,выделениеответов на вопросы. Выявление причин
загрязнения
воды
порисункам.Определение
действийчеловекапоочистке
воды.Придумываниепиктограмм,условныхзнаков,запрещающи
хзагрязнение воды. Чтение текста учебника, выделение
ответовнавопросы.Выявлениепричинзагрязненияпочвыпо
рисункам.
Определениепонятиязаповедник.Чтениепонятиявтексте.Запись
понятиявтетрадь.Составлениерассказаозанятияхлюдей,
работающих
в
заповедниках,
лесничествах.
Словарнаяработа(заповедник,лесничество)Экскурсиявзоопарк.
Слушаниерассказаучителяоживотныхзоопарка.
Рассматриваниеобъектов,зарисовкавтетрадь.
Определениеправильногоповеденияпоиллюстрациям.Составлен
иерассказаобезопасномповедении.Выборправильногоповедения
встихотворномтексте.Заучиваниетелефонов
экстренной
помощи. Правила поведения при беседепо телефону. Игра
«Телефонный
звонок».
Ответы
на
вопросы.Разыгрываниеситуацийпоправиламповедениявшколе.
Составлениерассказапоправилам
поведениявшколе.Рисунок«Какправильновестисебянауроке.
25
31.
ПДД.
Дорога.Пешеходный
переход
1
26.05.
Определениечастейдорогпорисунку.Работасопорнымисловами(п
роезжаячасть,полосадвижения,трамвайныепути,
тротуар).Ответынавопросы.Чтениеиразучиваниеправил
26
поведениянадороге.Практическаяотработкаправилповеденияна
дороге.Рассматриваниеиллюстраций.Нахождениепредложенияв
текстепозаданиюучителя.Экскурсия«Пешеходныйпереход».Пра
ктическаяотработканавыковпереходадорогипопешеходномупер
еходу,
светофору.
27