.
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Информатика»
7-9 класс для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
1
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» предметной области
«Математика» обеспечивает достижение планируемых результатов
освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
образования
обучающихся
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), определяет содержание, ожидаемые
результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы «Информатика»
адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 1 составляют:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от
19.12.2014 г. №1599);
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» от 22.03.2021 №115;
Примерная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа образования (протокол федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно2
эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28;
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающихся
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Календарный учебный график на учебный год.
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» составлена на
основе адаптированной основной общеобразовательной программы
образования
обучающихся
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Программа учитывает особенности познавательной деятельности
обучающихся с умственной отсталостью, направлена на разностороннее
развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию,
нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.
При обучении информатике детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) решаются следующие задачи, которые
закладываются в 2-7 классах, и закрепляются на более сложном уровне и
понятийном материале в старших классах:
заложить основы и сформировать информационную культуру
учащихся;
сформировать и развить у учащихся навыки работы на персональном
компьютере;
освоить ввод информации с помощью клавиатуры, используя
обучающие тренажеры и развивающие игры;
освоить рисование и элементы примитивной графики в специальных
программных продуктах;
научить учащихся правильно использовать стандартные программы;
обеспечить общее развитие учащихся и формирование у них
нравственных качеств для их дальнейшей успешной адаптации в жизни.
Данная программа социально-педагогической направленности. Знание
персонального компьютера и умение им пользоваться сегодня, как никогда,
актуально. Программа позволяет детям идти в ногу со временем.
Компьютер пришёл в науку, культуру, экономику и образование. И сегодня
уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в
которой не было бы компьютерных технологий.
Цели курса – формирование общего понятия компьютерной культуры;
обучение учащихся основным приёмам и методам работы на персональном
компьютере; социализация детей с ограниченными возможностями
здоровья через практическую подготовку к самостоятельной жизни
3
средствами овладения компьютерной грамотности.
-
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие
задачи обучающие:
способствование формированию информационной и функциональной
компетентности;
формирование практических умений и навыков работы с
компьютером;
получение теоретических знаний и практических навыков в области
компьютерного дизайна;
развивающие:
развивать у воспитанников индивидуальных творческих способностей
в процессе освоения компьютерной грамотности;
развивать и совершенствовать пространственное восприятие и
анализ, зрительное восприятие в целом, координацию в системе «глаз
рука»;
использовать процесс обучения для дальнейшего развития учащихся
и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных
качеств;
воспитательные:
воспитывать положительные качества личности и характера
(аккуратность, трудолюбие и др.);
способствовать развитию самостоятельности, ответственности,
активности;
воспитывать умение планировать свою работу и доводить начатое
дело до конца.
Обучение информатике носит коррекционную и практическую
направленность, что определяется содержанием и структурой учебного
предмета.
Поставленные цели и задачи определяются особенностями психической
деятельности воспитанников с умственной отсталостью.
Учебный предмет введён в учебный план 7-9 класс, 1 час в неделю.
Программа учебного предмета «Информатика» составлена на основе
авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ
для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике
«Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11
классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2009» с учетом психофизических особенностей учащихся с ОВЗ
(умственная отсталость).
Формы организации учебного процесса:
- фронтальные
- групповые
- индивидуальные
4
Формы работы должны варьироваться в зависимости
от темы, от
способностей и возможностей учащихся:
диктант;
работа по индивидуальным карточкам;
цифровой диктант;
работа по опорным схемам;
ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры.
Коррекционно-развивающие задания:
Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из
частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам
предмет).
Развитие зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на
картине, найди 6 отличий).
Словарная работа (терминология).
Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам,
опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и
иллюстрациям, игра «Чего не стало?»).
Развитие памяти (игры: «Кто больше запомнит», «Кто больше знает»,
«Кто хочет стать отличником»)
Развитие связной речи (рассказ по образцу, плану, описанию,
объяснению, по наводящим вопросам, игра «Вопросы задает компьютер»).
Развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажёры, развивающие
игры).
Компьютеризация специального коррекционного образования.
В классах для обучающихся с умственной отсталостью (сниженным
интеллектом)
только
начинается
применение
компьютеров
и
информационных технологий при изучении отдельных предметов. Однако
для овладения компьютерной техникой и компьютерными технологиями
этого явно недостаточно. Необходимо, так же, как и в общеобразовательной
школе, развивать направление, в котором объектом изучения является сама
информатика.
Коррекционная направленность курса
Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию
личности каждого ребенка.
В соответствии с ФГОС с требованиями к организации обучения детей с
нарушениями интеллектуального развития в представленном варианте
программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:
- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и
способов усвоения знаний;
- доступность материала;
5
- научность;
- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;
- концентрический принцип размещения материала, при котором одна
и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным
наращиванием сложности. Концентризм программы создает условия для
постоянного повторения раннее усвоенного материала. Сначала происходит
знакомство с компьютером, как инструментом. Затем нарабатываются
навыки использования компьютерных технологий путем систематического
повтора и усложнения тренинга. С учетом возрастных и психофизических
особенностей, учащихся в программе выделяются две ступени обучения:
1. Подготовительно-ознакомительная – 7 класс.
2.
Основная – 8, 9 классы.
Основная цель курса
Ознакомление учащихся с умственной отсталостью с компьютерными
ресурсами и овладение техникой их практического применения.
Общие задачи курса
1. Дать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступную
для них систему знаний о компьютерных ресурсах.
2. Развивать познавательный интерес к использованию информационных
и коммуникационных технологий.
3. Расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и
представлений о компьютерных технологиях и способах их практического
применения.
4. Повышать адаптивные возможности учащихся со сниженным
интеллектом, их социальную ориентировку за счет дополнительно
приобретенных навыков и умений.
Специальные задачи
Обучение по программе «Информатика» направлено на коррекцию
недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:
- активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов
анализа, синтеза, обобщения, классификации);
- учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации,
усматривать связи и отношения между объектами;
- обогащать активный и пассивный словарь, формировать
грамматический строй речи;
1.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
адаптированной основной общеобразовательной программы.
К концу изучения программы «Информатика», учащиеся с умственной
отсталостью
научатся:
6
- устройство компьютера;
- правила техники безопасности работы на компьютере;
- программы: Paint, Word, Excel, Power Point;
- компьютерную сеть «Интернет», поиск нужной информации в сети;
- основные понятия и термины электронной почты, получение, подготовку и
отправление сообщений;
научатся:
- использовать полученные знания в практической деятельности.
Выпускники специальной (коррекционной) школы должны уметь
пользоваться компьютерными ресурсами.
- развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).
Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для
познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями
здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов
Программа разделена на 2 части:
I часть - подготовительно-ознакомительная, включает изучение
следующих разделов:
- правила техники безопасности работы на компьютере;
- устройство компьютера;
- периферийные устройства компьютера;
- приемы работы на компьютере;
- виды информации;
II часть - основная, включает изучение:
- программа Paint;
- программа Word;
- программа Excel;
- программа Power Point;
- сеть Интернет;
- электронная почта.
Практическая значимость
Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной
грамотностью понимают умение считать, писать, читать, рисовать, находить
информацию с помощью компьютера. Кроме того, формирование элементов
компьютерной грамотности предполагает развитие у учащихся основ
алгоритмического мышления. В педагогическом плане процесс обучения
алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в
виде организованной последовательности простых действий. Использование
компьютерных технологий расширяет возможности учащихся с проблемами
здоровья в овладении алгоритмическим мышлением и, наоборот, отсутствие
таких технологий, с учетом возросших требований
7
современной
действительности, создает дополнительные сложности в социальной
адаптации учащихся. Работа по формированию алгоритмического мышления
и соответствующих ему фундаментальных знаний, умений и навыков, с
использованием компьютерных технологий, в специальной школе – веление
времени.
При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти в
систему знаний, умений и навыков учащегося. Повысится эффективность
самостоятельной работы, возникнут новые возможности для творчества,
обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
В целом, изучение основ компьютерной грамотности оказывает
существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни
современного человека.
Учащиеся с ограниченными возможностями
здоровья будут успешнее адаптироваться в современном обществе, в котором
всё более решающую роль играют компьютерные технологии.
2.Содержание разделов программы
7 класс
Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории
развития компьютерных технологий (2 ч.).
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК,
современные компьютерные технологии.
Что такое компьютер (2ч).
Что умеют компьютеры. Устройство компьютера (системный блок, монитор,
клавиатура, мышь).
Устройство компьютера(13ч). Знакомство с клавиатурой. Алфавитные
клавиши. Обучение работе с манипулятором «мышь» (левая и правая
кнопка). Заглавные и прописные символы русского алфавита. Цифровые
клавиши. Числа и цифры. Знаки и символы: «+»; «-»; «=». Клавиши
управления курсором.
Клавиши: пробел, Shift, Enter, Backspace,
Delete.Системный блок: процессор, жёсткий диск, оперативная память, карта
памяти.
Графический редактор(9ч.):
Запуск программы Paint. Окно графического редактора Paint: название файла,
панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки. Работа с
инструментами (карандаш, кисть, прямая и кривая линии, эллипс,
прямоугольник, многоугольник, ластик). Отмена внесённых изменений.
Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.
Текстовый редактор (8ч.)
Запуск программы Word. Окно текстового редактора: название документа,
8
строка меню, панель инструментов, панель форматирования.
Кнопка
свернуть. Кнопка закрыть. Курсор, текстовое поле, линейки, полосы
прокрутки. Набор текста. Исправление ошибок. Выделение фрагментов
текста. Шрифт. Размер шрифта.4 кнопки для выравнивания текста: по
левому, правому краю; по центру; по ширине страницы. Кнопка, для
выделения текста более жирным, наклонным шрифтом. Кнопка для
подчёркивания выделенного фрагмента текста. Изменение цвета текста.
Содержание разделов программы
8 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Правила техники безопасности при работе с компьютером. (2ч)
Персональный компьютер - универсальное устройство для работы с
информацией. Программное и аппаратное обеспечение компьютера.
Устройства компьютера(10ч).
Программы и файлы. СD и DVD диски. Работа с мышью. Левая, правая
клавиша мыши, колёсико. Курсор. Вид курсора в зависимости от задачи.
Клавиши управления курсором. Клавиши: пробел, Shift, Enter, Backspace,
Caps Lock, Delete. Монитор персонального компьютера. Периферийные
устройства ввода и вывода информации. Операционная система.
Организация данных в системе Windows. Создание папок и файлов.
Нахождение нужного файла через проводник или через функцию Поиск.
Графический редактор Paint (8ч).
Запуск программы Paint. Панель инструментов. Палитра. Создание цветного
рисунка. Сохранение в файле созданного рисунка. Считывание рисунка из
файла и его редактирование. Как увеличить область рисования. Как задать
размеры рисунка. Перемещение по рисунку больших размеров. Уменьшение
рисунка. Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.
Надписи
внутри рисунков. Выбор основного цвета, выбор шрифта, выбор размера
шрифта.
Просмотр и печать рисунка.
Текстовый редактор Word (14ч).
Запуск программы Word. Внешний вид программы Word.Создание
документа.
Панель форматирования, вкладка «Главная». Буфер обмена (копировать,
вставить, вырезать). Шрифт, абзац, стили, редактирование. Набор текста.
Оформление заголовка текста. WordArt – одна из функций текстового
редактора Word.Применение различных вариантов оформления заголовка
текста, буквицу в начале текста. Текстовый редактор Word.
Вкладка Вставка.
9
Оформление текста картинками. Сборник изображений ClipArt.Оформление
титульного листа. Надпись титульной страницы. Фигуры (геометрические
фигуры, линии, фигурные стрелки, звёзды и ленты)
Содержание разделов программы
9 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение. Техника безопасности. (2ч)
Техника безопасности при работе на ПК.
современные компьютерные технологии.
Совершенствование
История развития вычислительной техники. (1ч)
Устройство компьютера(10ч)
ПК,
Информация. Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и
вывода информации. Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок,
цифра. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.
Системный блок. Назначение блока. Процессор, жёсткий диск, карта памяти,
оперативная память, звуковая карта, видеокарта. Память ПК: внутренняя и
внешняя. Назначение памяти и ее виды. Флэш-память. Оперативная и
долговременная память компьютера.
Текстовый редактор Word (10ч) Создание таблицы в текстовом документе.
Панель меню, вкладка Вставка. Таблица. Вставка таблицы в документ или
рисование таблицы в документе. Параметры таблицы. Заполнение ячеек
таблицы. Вкладка Конструктор. Вкладка Макет. Корректировка созданной
таблицы.
Табличный редактор Excel (11ч)
Знакомство с Excel. Окно программы Excel Лист, книга в программе Excel.
Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой. Диаграмма. Создание
диаграммы. Вставка диаграммы для представления и сравнения данных.
Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Построение графиков. Действие
сложение с помощью программы Excel. Решение примеров на сложение
многозначных чисел. Вычитание, умножение, деление с помощью
программы
Excel. Решение задач в Excel. Решение примеров на все
действия в программе Excel.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
7 класс
№
темы
1
2
3
4
5
3 темы
10
Тема
Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения
из истории развития компьютерных технологий.
Что такое компьютер.
Устройство компьютера.
Графический редактор.
Текстовый редактор.
8 класс
Тема
Кол-во
часов
2ч
2ч
13 ч
9ч
8ч
34 ч
Кол-во
Правила техники безопасности при работе с компьютером.
Устройства компьютера.
Графический редактор Paint.
Текстовый редактор Word.
1
2
3
4
часов
2ч
10 ч
8ч
14 ч
34 ч
9 класс
№ темы
Тема
1
2
3
4
5
Введение. Техника безопасности.
История развития вычислительной техники.
Устройство компьютера.
Текстовый редактор Word .
Табличный редактор Excel.
Кол-во
часов
2ч
1ч
10 ч
10 ч
11 ч
Методическое обеспечение
1.
«Информатика: Учебник для 5 класса» под редакцией Л.Л.Босовой.
2.
«Информатика: Учебник для 6 класса», под редакцией Л.Л.Босовой.
Учебник содержит необходимый теоретический материал. В данном
учебнике
имеются
разделы:
«Материал
для
любознательных»,
«Компьютерный практикум», «Терминологический словарик», «Справочные
материалы».
3.
«Информатика для 7 класса» под редакцией Н.Д. Угринович.
4.
Методическое пособие для учителя «В помощь учителю
информатики»
11
под редакцией Н.Л. Югова, Р.Р. Камалов.
5.
Компьютерные программы и видео уроки с сайта http://videouroki.net
6.
«Электронный учебник по информатике» для 5-7 классов.
7.
«Программа «Хвост» 5 класс.
8.
Клавиатурный тренажер 5-9 классов
9.
Видео уроки.