МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
Свердловской области
МКОУ «Вихляевская ООШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
для 4 класса уровня начального общего образования
на 2024-2025 учебный год
д. Вихляева2024год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и
обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному
модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования,
которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает
каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся
представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов
России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма,
православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны.
Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию
коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию
партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный
подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного
взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек
зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические
особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни,
любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную
открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других
людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится
предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства
к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие
школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения,
поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений
социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм,
обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей
(законных представителей);
— развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни
личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом
мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной
методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий
формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре
традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской
светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданина в Российской Федерации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ
ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе один час в
неделе, общий объем составляет 34 часа.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды, формы
контроля
1.
Россия – наша Родина
1
0
0
05.09.2022 Устный опрос;
2.
Духовные ценности
человечества. Культура.
Религия
1
0
0
12.09.2022 Устный опрос;
3.
О философии и этике
1
0
0
19.09.2022 Устный опрос;
4.
Мораль и нравственность
1
0
0
26.09.2022 Письменный
контроль;
5.
Образцы нравственности в 1
культурах разных народов
0
1
03.10.2022 Письменный
контроль;
6.
Гуманисты мира
1
0
1
10.10.2022 Практическая
работа;
7.
Гуманисты России.
Писатели-гуманисты
1
0
0
17.10.2022 Устный опрос;
8.
Труд как нравственная
ценность
1
0
1
24.10.2022 Практическая
работа;
9.
Нравственные традиции
предпринимательства
1
0
0
07.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
10. Меценатство. Контрольная 1
работа №1
1
0
14.11.2022 Контрольная
работа;
11. Нравственность в наше
время
1
0
0
21.11.2022 Устный опрос;
12. Что такое добродетель.
Аристотель о
добродетелях
1
0
0
28.11.2022 Письменный
контроль;
13. Нравственные качества.
Сократ
1
0
0
05.12.2022 Устный опрос;
14. Нравственный выбор
1
0
0
12.12.2022 Устный опрос;
15. Справедливость
1
0
0
19.12.2022 Устный опрос;
16. Терпение и терпимость
1
0
0
26.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
17. Милосердие — «милость
сердца»
1
0
1
09.01.2023 Практическая
работа;
18. Десять заповедей - основа
нравственного закона
1
0
1
16.01.2023 Практическая
работа;
19. Десять заповедей и мораль 1
в современном
обществе.контрольная
работа №2
1
0
23.01.2023 Контрольная
работа;
20. Совесть
1
0
0
30.01.2023 Устный опрос;
21. Долг
1
0
0
06.02.2023 Устный опрос;
22. Ответственность
1
0
0
13.02.2023 Устный опрос;
23. «Золотое правило
нравственности»
1
0
1
20.02.2023 Практическая
работа;
24. Этика и этикет
1
0
0
27.02.2023 Письменный
контроль;
25. Государство, основанное
на справедливости
1
0
0
06.03.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
26. Этика религиозная и
светская
1
0
0
13.03.2023 Письменный
контроль;
27. Образование как
нравственная норма
1
0
0
20.03.2023 Устный опрос;
28. Отношение к другим
людям и к самому себе
1
0
0
03.04.2023 Устный опрос;
29. Великие мыслители о
дружбе
1
0
1
10.04.2023 Практическая
работа;
30. О самовоспитании
1
0
0
17.04.2023 Устный опрос;
31. Патриотизм как
нравственная категория
1
0
0
24.04.2023 Устный опрос;
32. Эмоциональный интеллект 1
и язык общения
0
1
08.05.2023 Устный опрос;
33. Человек - венец творения
1
0
15.05.2023 Контрольная
работа;
1
34. Россия - наш общий дом
1
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3
8
22.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс/Шемшурин А.А.,
Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и другие; под редакцией Шапошниковой Т.Д., ООО «ДРОФА»; АО
«Издательство Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы религиозных культур и светской этики.
Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей
общеобразоват.
организаций / Г. А. Обернихина. — М. : Просвещение, 2014
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/ http://orkce.apkpro.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ