МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
Свердловской области
МКОУ "Вихляевская
основная общеобразовательная школа"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
для обучающихся 5-9 классов
д. Вихляева 2024год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговорыоважном» (далее –
программа)
разработана
в
соответствии
с
требованиями
федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом
выбора
участниками
образовательных
отношений
курсов
внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и
во внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие
уобучающегосяценностногоотношениякРодине,природе,человеку,культуре,
знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
– В формирование российской идентичности;
– В формировании интереса к познанию;
– В формировании осознанного отношения к своим правам и свободами
уважительного отношения к правам и свободам других;
– ввыстраиваниисобственногоповеденияспозициинравственныхи
правовых норм;
– всозданиимотивациидляучастиявсоциальнозначимойдеятельности;
– вразвитииушкольниковобщекультурнойкомпетентности;
– вразвитииуменияприниматьосознанныерешенияиделатьвыбор;
– восознаниисвоегоместавобществе;
– впознаниисебя,своихмотивов,устремлений,склонностей;
3
– вформированииготовностикличностномусамоопределению.
Нормативноправовуюосновурабочейпрограммыкурсавнеурочнойдеятельности«Разговорыова
жном»составляютследующиедокументы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809
«ОбутвержденииОсновгосударственной
укреплению
традиционных
политикипосохранениюи
российских
духовно-нравственных
ценностей».
2. Примернаяпрограмма воспитания.Одобрена решением федерального
учебно-методического
объединения
по
общему
образованию
(протокол от 2 июня2020 г. №2/20).
3. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации
от31.05.2021№286«Обутверждениифедеральногогосударственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован05.07.2021№64100).
4. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации
от
31.05.2021№287«Обутверждениифедеральногогосударственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован05.07.2021№64101).
5. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации
18.07.2022
№
569
«О
внесении
изменений
в
от
федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего
образования»(Зарегистрирован17.08.2022№69676).
6. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации
18.07.2022
№
государственный
568
«О
внесении
образовательный
изменений
стандарт
в
от
федеральный
основного
общего
образования»(Зарегистрирован17.08.2022№69675).
7. Приказ
Министерстваобразования
инаукиРоссийскойФедерацииот
17.05.2012№413«Обутверждениифедеральногогосударственного
образовательногостандартасреднегообщегообразования».
4
8. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации
12.08.2022
№
732
государственный
«О
внесении
образовательный
изменений
стандарт
в
от
федеральный
среднего
общего
образования,утверждённыйприказомМинистерстваобразованияи
науки
Российской
Федерации
от
17
мая
2012
г.
№
413»
(Зарегистрирован12.09.2022№70034).
9. Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических
рекомендацийпопроведению циклавнеурочныхзанятий"Разговоры
оважном"». 10.Приказ
Российской
Министерства
просвещения
Федерации от18.05.2023
№372«Обутверждении федеральной образовательной
программы
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023 № 74229).
11. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации
от
18.05.2023№ 370 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023).
12. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации
от
18.05.2023№ 371 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
среднего
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023 № 74228).
13. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации
от
19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы
МинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерации
и
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральныхгосударственныхобразовательныхстандартовосновного
общегообразования»(Зарегистрирован22.02.2024№77331).
14. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации
от19.03.2024№171«Овнесенииизмененийвнекоторыеприказы
5
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных
образовательных
программ
начального
общего
образования, основного общего образования и среднего общего
образования»(Зарегистрирован11.04.2024№77830).
Программа может быть реализованавработе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–
7, 8–9 и 10–11 классов, в течение одного учебного года, если занятия
проводятся1 раз в неделю,34/35учебныхчасов.
Занятияпопрограммепроводятсявформах,соответствующихвозрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую
позицию
по
обсуждаемым
темам
(например,
познавательныебеседы,деловыеигры,викторины,интервью,блиц-опросы и т. д.).
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательнойработыобразовательнойорганизации,поэтомутематикаисодержа
ниедолжныобеспечитьреализациюихназначенияицелей.
практике
соединить
обучающую
Это
и
позволяет
на
воспитательную
деятельностьпедагога,ориентироватьеёнетольконаинтеллектуальное,нои
нанравственное,социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться
точного
усвоения
нового знания,
запоминания
и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следованияим.Приреализациисодержаниязанятия,котороепредлагается
всценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности
территории,
где
функционирует
данная
образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся,целесообразноуточнить(изменить,скорректировать)
6
и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностныхрезультатовможнодостичь,увлекаяшкольниковсовместной,
интересной
имногообразнойдеятельностью,позволяющейраскрытьпотенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную,
поддерживающую
атмосферу;
насыщая
занятия
ценностнымсодержанием.Задачапедагога,организуябеседы,датьвозможность
школьникуанализировать,сравниватьивыбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением)ГосударственногогимнаРоссийскойФедерации.
Этомероприятиепроходитвобщемшкольномактовомзале.Затемобучающиеся
расходятсяпоклассам,где проходиттематическаячастьзанятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимообратить
внимание натри структурныечасти сценария: первая часть – мотивационная,
втораячасть–основная,третьячасть–заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия,выдвижениемотиваегопроведения.Этачастьобычноначинается
спросмотравидеоматериала,оценкакоторогоявляетсявведениемвдальнейшую
содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной
(беседы,
обсуждение
видеоролика),
практической
(выполнение разнообразных заданий),игровой (дидактическаяиролевая игра),
творческой(обсуждениевоображаемыхситуаций,художественноетворчество).
Взаключительнойчастиподводятсяитогизанятия.
7
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образбудущего – значитиметь
ориентир,направлениедвижения,позитивныйобраз будущегозадаётжизни
определённостьинаполняетеёсмыслами.Образ будущего страны–сильная и
независимая Россия. Будущеестраны зависит от каждого изнас уже сейчас.
Образование–фундаментбудущего.Знания–этовозможностьнайтисвоёместо в
обществеи бытьполезнымлюдямистране.Россия –странавозможностей,где
каждыйможет реализоватьсвоиспособностии внести вкладв будущеестраны.
Век информации.120 летИнформационному агентству России ТАСС.
Информационное
телеграфное
агентство
России
(ИТАР-ТАСС)
–
это
крупнейшее мировое агентство, однаизсамых цитируемых новостных служб
страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными
оставалисьего
государственныйстатус
и функции – быть источник
8
достоверной информациио России для всего мира. В век информации крайне
важеннавыккритическогомышления.Необходимоуметьанализировать
иоцениватьинформацию,распознаватьфейкиинераспространятьих.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая
российскаякомпания,сбольшойисторией,обеспечивающаяпассажирские
итранспортныеперевозки.Российскиежелезныедорогивносятогромныйвклад
совершенствованиеэкономикистраны.
Железнодорожныйтранспорт–
в
самый
устойчивыйинадёжныйдляпассажиров:всепогодный,безопасный
икруглогодичный.Развитиетранспортнойсферыстратегическиважно
длябудущегостраны,апрофессиивэтихнаправлениях
оченьперспективны
и
востребованы.
Путьзерна.Российскоесельскоехозяйство–ключеваяотрасль
промышленности
нашей
страны,
главной
задачей
которой
является
производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России
выполняетважнейшуюмиссиюпо обеспечениювсехроссиянпродовольствием, а
его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения
планеты.Сельскоехозяйство
-это
отрасль,котораяобъединилавсебетрадиции
нашего народа ссовременными технологиями: роботами, информационными
системами,
цифровыми
Разноплановость
и
востребованность
устройствами.
сельскохозяйственных
профессий,
технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий.
Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание
подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя
уважаем,социальнозначим,оказываетвлияниенаразвитиеобразования
общества.
Учитель
–
советчик,
помощник,
участник
членов
познавательной
деятельности школьников.
9
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина
России.Знаниеисториистраны, историческаяправда, сохранениеисторической
памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить
роль России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны
против нашей страны.
Чтозначитбытьвзрослым? Бытьвзрослым–это нестиответственность за
себя,
своих
близких
и
свою
страну.
Активная
жизненная
позиция,
созидательный подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их
значение,житьвсоответствиисдуховно-нравственными ценностями общества–
основа взрослого человека. Финансовая самостоятельность и финансовая
грамотность.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для
каждогогражданинастраны.Знанияинавыкидляпостроениякрепкойсемьи
в
будущем. Почему важна крепкая семья? Преемственность поколений: семейные
ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие всемейном хозяйстве,
воспитании детей). Память о предшествующихпоколениях семьи. Особое
отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
ГостеприимнаяРоссия.Ко Днюнародногоединства. Гостеприимство–
качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи
гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России– это
знакомство
с
культурой,
историей
и
традициями
разных
народов.
Гастрономическийтуризм – это вид путешествий, основой которого являются
поездкитуристовпостранесцельюзнакомствасособенностямиместной кухни и
кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность,вклад гражданина вблагополучие государства иобщества.
Ниодногосударствонеможетобойтисьбезналогов,этоосновабюджетастраны,
10
основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее
страны,процветаниеРоссии.Какимбудетмойличныйвкладвобщеедело?
Сзаботойксебеиокружающим.Добротаизабота–качестванастоящего
человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие.
Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как
проявлениедобрыхчувствизаботы об окружающих. Здоровыйобразжизникак
забота о себе и об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать –
хозяйкавдоме,хранительницасемейногоочага,воспитательницадетей.
УРоссииженскоелицо,образ«Родины-матери».
Материнство–этосчастье
и
ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной
жизни. «Мать-героиня»– высшее звание Российской Федерации. Материнство
какособая миссия.Роль материнства вбудущем страны. Защита материнства на
государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра).
Кто такой волонтёр?
Деятельность волонтёров как социальноеслужение в военное и мирноевремя:
примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества
волонтёров.
Направления
волонтёрской
деятельности:
экологическое,
социальное, медицинское, цифровое и т. д.
ДеньГероевОтечества.ГероиОтечества–этосамоотверженныеи
мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны.
Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего
других:смелость
и
отвага,
самопожертвованиеи
ответственность
засудьбудругих.Проявлениеуважениякгероям,стремлениевоспитыватьусебя
волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь.
Участники СВО–защитники будущегонашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов отдревних времён до наших дней. Законодательная власть
вРоссии.Отинициативылюдейдозакона:какпоявляетсязакон?Работа
11
депутатов:отпроблемы– крешению(позитивныепримеры).Участиемолодёжи в
законотворческом процессе.
Однастрана –однитрадиции.
Новогодниетрадиции,объединяющиевсе
народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История
возникновенияновогоднего праздника
вРоссии.Участиедетейвподготовке и
встрече Нового года.Подарки и пожелания наНовый год. История создания
новогоднихигрушек.Очёмлюди мечтают вНовый год.
Деньроссийской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том
числередакторам, журналистам, издателям, корректорам, –всем,ктовтой или
иной степенисвязан с печатью. Российские традициииздательскогодела,
история праздника. Информационные источники формируют общественное
мнение. Профессиональная этика журналиста. Издание печатных средств
информации – коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны
школьные газеты?Школьные средствамассовой информации.
День студента. День российского студенчества:история праздника иего
традиции. История основания Московского государственного университета
имениМ.В.Ломоносова.Студенческиегоды–этопутьковладениюпрофессией,
возможность для творчества и самореализации. Перспективы получения
высшего образования. Как сделать выбор? Студенчество и технологический
прорыв.
БРИКС(темаомеждународныхотношениях).Рольнашейстраны
всовременноммире.БРИКС–символмногополярностимира.Единство
и
многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам
развиватьторговлюиэкономику,обмениватьсязнаниямииопытомвразличных
сферахжизниобщества.Россияуспешноразвиваетконтактысширокимкругом
союзниковипартнёров.Значениероссийскойкультурыдлявсегомира.
Бизнеситехнологическоепредпринимательство.Экономика:
отструктуры
хозяйствакуправленческим
решениям.Чтосегодняделается
дляуспешногоразвитияэкономикиРоссии?Цифроваяэкономика–это
12
деятельность,восновекоторойлежитработа
сцифровымитехнологиями.Какое
значение имеет использование цифровой экономики для развития страны?
Механизмы цифровой экономики. Технологическое предпринимательство как
особаясферабизнеса.Значимостьтехнологическогопредпринимательства
длябудущегостраныиеё технологическогосуверенитета.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия.
Искусственный интеллект – стратегическаяотрасльвРоссии,оптимизирующая
процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный
интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам
человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Степень
ответственности тех, кто обучает ИИ.
Что значитслужитьОтечеству?280лет со днярожденияФ.Ушакова.
ДеньзащитникаОтечества:историческиетрадиции.Профессиявоенного:ктоеё
выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской
Федерации, проявлениелюбвик роднойземле, Родине. Честь и воинский долг.
280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
Качествароссийскоговоина:смелость,героизм,самопожертвование.
Арктика – территорияразвития. Арктика – стратегическая территория
развития страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика –
ресурсная база России. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой
лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного
морскогопути.Знакомствос проектами развитияАрктики.
Международный женский день. Международный женский день –
праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном
обществе– труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории
России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
МассовыйспортвРоссии.Развитиемассовогоспорта–вклад
вблагополучиеиздоровьенации,будущиепоколениястраны.Здоровыйобраз
13
жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни
современногочеловека.УсловияразвитиямассовогоспортавРоссии.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие
Артека.ИсторияитрадицииАртека.ПослевоссоединенияКрыма
иСевастополя
сРоссиейАртек–этоуникальный
9
исовременныйкомплексиз
лагерей,
работающихкруглый год. Артек – пространстводля творчества, саморазвития и
самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня
рожденияП.И.Чайковского.Искусство–этоспособобщенияидиалогамежду
поколениямии народами.Рольмузыкивжизни человека:музыка сопровождает
человекасрождениядоконцажизни.Способностьслушать,воспринимать
и
понимать музыку. Россия –страна с богатым культурным наследием, страна
великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире.
ПроизведенияП.И.Чайковского,служение своейстране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия –
великая и уникальнаястрана, каждый из её регионов прекрасенинеповторим
своими природными,экономическимии другимиресурсами. Любовь кродному
краю, способность любоваться природойиберечь её– часть любвик Отчизне.
Патриот честно трудится, заботится опроцветании своей страны, уважает её
историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам
понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитиикосмической
отрасли.Полётывкосмос–
эторезультатогромноготрудабольшогоколлектива
учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины
в освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты
проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке
продвигатьсявосвоенииновыхматериаловисозданииновыхтехнологий.
Гражданская
авиация
России.Значение
авиациидляжизниобществаикаждогочеловека.Какмечталетатьизменилажизньче
ловека.Легендарная
14
история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов,
инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые
рекорды
российских
лётчиков.
Современное
авиастроение.
Профессии,
связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет
государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы.
Достижения российскоймедицины. Технологиибудущегов областимедицины.
Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья
людейиихуровняжизни.Врач–непростопрофессия,этонастоящеепризвание,
требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения
обществу. Волонтёры-медики. Преемственность поколений и профессия
человека: семейные династии врачей России.
Чтотакоеуспех?(коДнютруда).Труд–основажизничеловека
и развитияобщества.Человекдолжениметьзнанияи умения, бытьтерпеливым и
настойчивым, не бояться трудностей (труд итрудно – однокоренныеслова),
находить пути ихпреодоления.Чтобы добиться долгосрочногоуспеха, нужно
много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я
вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы –
священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой
Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех
людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического
прошлого,которые нельзязабывать.
Жизньв Движении. 19 мая – День детских общественных организаций.
Детскиеобщественныеорганизацииразныхпоколенийобъединяли и объединяют
активных,
целеустремлённых
ребят.
Участники
детских
общественныхорганизацийнаходятдрузей,вместеделаютполезныедела
15
и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном
движении детей и молодежи,знакомствос различными проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие
нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные
ценности России, объединяющие всех граждан страны.
16
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
17
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных
интересовдругихлюдей;активноеучастиевжизнисемьи,родногокрая,страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различныхсоциальныхинститутоввжизничеловека;представление об основных
правах,
свободах
и
обязанностяхгражданина,
социальныхнормах
иправилахмежличностныхотношенийвполикультурном
и
многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности,стремлениеквзаимопониманиюивзаимопомощи;готовность
к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В
сфере
патриотического
воспитания:
осознание
российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской
Федерации,
своего
края,
народов
России;
формирование
ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к государственным символам России, государственным
праздникам, историческому иприродному наследию, памятникам, традициям
разныхнародов,проживающихвроднойстране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценностиинормывситуацияхнравственноговыбора;готовностьоцениватьсвоё
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственныхиправовыхнормсучётомосознанияпоследствийпоступков;
18
свободаиответственностьличностивусловияхиндивидуального и общественного
пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественногоимирового искусства,роли этническихкультурных традиций и
народного творчества.
Всферефизическоговоспитания:осознаниеценностижизни;соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасногоповедения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственныйопытивыстраиваядальнейшиецели;умениеприниматьсебя
идругих,неосуждая;умениеосознаватьсвоёэмоциональноесостояниеи
эмоциональное
состояние
других,
умение
управлять
собственным
эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание
своегоправанаошибкуитакогожеправадругогочеловека.
В
сферетрудовоговоспитания:установканаактивноеучастиев
решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
уважениектрудуирезультатамтрудовойдеятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды,планированияпоступковиоценкиихвозможныхпоследствийдляокружающ
ейсреды;повышениеуровня
экологическойкультуры,осознание
характера
проблем
экологических
и
путей
их
глобального
решения;
активное
неприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;осознаниесвоейроли
как
гражданина
и
потребителя
в
условиях
взаимосвязи
природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
19
Всфереценностинаучногопознания:ориентациявдеятельности
современнуюсистему
на
научныхпредставленийобосновныхзакономерностях
развитиячеловека,природы
иобщества,взаимосвязяхчеловекасприродной
и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности,установканаосмыслениеопыта,наблюдений,поступков
истремлениесовершенствоватьпутидостиженияиндивидуального
и
коллективного благополучия.
В сфере адаптацииобучающегося к изменяющимся условиям социальнойи
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальныхролей,соответствующихведущейдеятельностивозраста,норм
иправилобщественногоповедения,формсоциальнойжизнивгруппах
исообществах,включаясемью,группы,сформированныепо
профессиональной
деятельности,атакжеврамкахсоциальноговзаимодействияслюдьмииздругой
культурной среды, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня
своей компетентности через практическуюдеятельность, в том числе развитие
умения учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; развитие
умений
анализироватьивыявлятьвзаимосвязиприроды,обществаиэкономики;
развитие умения оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В
сфере
действиями:
овладения
использовать
познавательными
вопросы
познания;применятьразличные
как
универсальными
исследовательский
учебными
инструмент
методы,инструментыизапросыприпоиске
иотбореинформацииилиданныхизисточниковсучётомпредложенной
20
учебной
задачи
и
заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать иинтерпретировать информацию различныхвидов иформ
представления;находитьсходныеаргументы(подтверждающие
илиопровергающиеодну иту же идею, версию)в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации, оцениватьнадёжность информациипо критериям, предложенным
педагогическим
работником
или
сформулированным
самостоятельно,
систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями:восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциивсоответ
ствиисцелямииусловиями общения;выражатьсвоюточкузрения в устных и
письменных
текстах;
понимать
намерения
других,
проявлять
уважительноеотношениексобеседнику и в корректнойформеформулировать
своивозражения;входедиалогаи(или)дискуссиизадаватьвопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание
благожелательности
общения;
сопоставлять
свои
сужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обнаруживатьразличие
исходствопозиций;пониматьииспользоватьпреимуществакомандной
ииндивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместнойработы, определять свою
роль(сучётомпредпочтенийивозможностейвсех
участниковвзаимодействия),
распределять задачимежду членамикоманды,участвовать вгрупповых формах
работы(обсуждения,обменмнениями, «мозговыештурмы»и иные); выполнять
своючастьработы,достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлению
21
и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать
качество
своего
вклада
в
общий
продукт
по
критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
Всфереовладениярегулятивнымиуниверсальнымиучебнымидействиями:
ориентироваться вразличных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решений в группе, принятие решений группой); делать выбори брать
ответственностьза решение; владеть способами самоконтроля,самомотивации и
рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности,даватьоценкуприобретённомуопыту,уметьнаходитьпозитивное
произошедшейситуации;оцениватьсоответствиерезультатацелии
в
условиям;
выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ
выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признаватьсвоёправонаошибкуитакоежеправо
другого;приниматьсебя
идругих,неосуждая;осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом спецификисодержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочнойдеятельности«Разговорыоважном».
Русский язык: совершенствованиеразличныхвидов устной и письменной
речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия:
создание устных монологических высказываний на основе жизненных
наблюдений,личныхвпечатлений,чтенияучебно-научной,художественной
инаучно-популярнойлитературы;участиев диалогеразныхвидов:побуждение к
действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации;
овладениеразличнымивидамичтения(просмотровым,ознакомительным,
22
изучающим,поисковым);формулированиевопросовпосодержаниютекстаиответо
внаних;подробная,сжатаяивыборочнаяпередачавустной
и
письменной
формесодержаниятекста; выделение главной и второстепенной информации,
явной
и
скрытой
информации
втексте,извлечение
информации
изразличныхисточников,её осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
пониманиеспецификилитературыкаквидаискусства,принципиальныхотличий
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
овладениеумениямивоспринимать,анализировать,интерпретировать
иоцениватьпрочитанное,пониматьхудожественнуюкартинумира,отражённую в
литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них
художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное
произведение,
используя
подробный,
сжатый,
выборочный,
творческий
пересказ,отвечатьнавопросыпопрочитанномупроизведениюиформулировать
вопросы к тексту; развитие умений участвовать в диалоге о прочитанном
произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную
позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать
аргументированную оценку прочитанному.
Иностранныйязык:развитиеуменийсравнивать,находитьсходства
иотличиявкультуреитрадицияхнародовРоссииидругихстран.
Информатика:освоениеисоблюдениетребованийбезопасной
эксплуатации
технических
средств
информационно-коммуникационных
технологий;развитиеумениясоблюдатьсетевой
информационнойэтикии
праваприработес
этикет, базовыенормы
приложениямина
любых
устройствахивсетиИнтернет,выбиратьбезопасныестратегииповедениявсети.
История:формированиеуменийсоотноситьсобытияисторииразныхстрани
народовс
историческимипериодами,событиямирегиональной
23
имировойистории,событияисторииродногокраяиисторииРоссии,определять
современников исторических событий, явлений, процессов; развитие умений
выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные
исторические эпохи; формирование умения рассказывать об исторических
событиях,явлениях,процессахисторииродногокрая,историиРоссииимировой
истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений,
процессов и знание необходимыхфактов, дат, исторических понятий; развитие
умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических
событий,
явлений,
процессов,
устанавливать
причинно-следственные,
пространственные,временны́есвязиисторическихсобытий,явлений,процессов
изучаемогопериода,ихвзаимосвязь(приналичии)сважнейшимисобытиями
XX – начала XXI вв.; формирование умения определять и аргументировать
собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический
материал, в том числеиспользуя источники разныхтипов; приобретениеопыта
взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежностинаосновенациональныхценностей
современногороссийского
общества:гуманистическихидемократическихценностей,идеймира
ивзаимопониманиямеждународами,людьмиразныхкультур,уважения
к
историческому наследию народов России.
Обществознание:освоение и применение системы знаний: о социальных
свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми,
важности семьи как базового социального института, о характерных чертах
общества, о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения, о процессах и явлениях в экономической,
социальной, духовной и политической сферах жизни общества, об основах
конституционного строя и организации государственной власти в Российской
Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе
несовершеннолетнего),осистемеобразованиявРоссийскойФедерации,обосновахг
осударственнойбюджетнойиденежно-кредитной,социальной
24
политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии
коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; развитие
умения характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,
семья,созидательныйтруд,служениеОтечеству,нормыморали и нравственности,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
взаимопомощь,
коллективизм,историческоеединствонародовРоссии,преемственностьистории
нашей Родины); формированиеумения сравнивать (в том числе устанавливать
основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления,
процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные
функции; развитие умений устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных
объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их
элементов и основных функций, включая взаимодействиеобщества иприроды,
человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства,
связиполитическихпотрясенийисоциально-экономическихкризисов
вгосударстве;развитиеуменияиспользоватьполученныезнаниядляобъяснения
(устного
и
письменного)
сущности,
взаимосвязей
социальнойдействительности;развитиеуменийсопоройна
явлений,
процессов
обществоведческие
знания,фактыобщественнойжизнииличныйсоциальныйопытопределять
иаргументироватьсточкизрениясоциальныхценностейинормсвоёотношение
явлениям,
процессам
социальной
действительности;
развивать
к
умения
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать икритически
оценивать социальную информацию, соотноситьеёссобственными знаниями о
моральном
и
правовом
регулировании
поведения
человека,
личным
социальнымопытом;развитиеуменийоцениватьсобственныепоступки
иповедениедругихлюдейсточкизренияихсоответствияморальным,правовым
и
иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание
неприемлемости всех форм антиобщественногоповедения; осознаниеценности
культурыи традиций народов России.
25
География:освоениеиприменениесистемызнанийоразмещении иосновных свойствах географических объектов,
понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в
решении современныхпрактических задачсвоего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в
том
числе
задачи
устойчивого
развития;формированиеуменияустанавливать
природными,социальнымииэкономическимиявлениямиипроцессами,реально
взаимосвязимежду
наблюдаемыми
изученными
географическими
явлениями и процессами; развитие умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
26
ОСНОВНОЕОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ
(5–7 и 8–9классы)
№
п/п
1
Темызанятий
Образ будущего.
Ко Дню знаний
Количество
часов
1
Виды
Основноесодержание
деятельности
Электронныересурсы
обучающихся
Иметь образ будущего – значит
Эвристическая
иметь ориентир, направление
беседа, просмотр
движения, позитивныйобраз
видеофрагментов,
будущего задаёт жизни
выполнение
определённость и наполняет её
интерактивных
смыслами.
заданий, работа
Образ будущего страны –
в группах,
сильнаяи независимая Россия.
выполнение
Будущее страны зависит от
творческих
каждого из нас уже сейчас.
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Образование – фундамент будущего.
Знания – это возможность найти своё
место в обществе и быть полезным
людям и стране.
Россия–странавозможностей,
где каждый может реализовать
свои способности и внестивклад в
будущее страны.
27
Формирующиесяценности:
патриотизм,созидательныйтруд
2
Век информации.
Информационноетелеграфное
Эвристическая
120 лет
агентство России (ИТАР-ТАСС)–
беседа, просмотр
Информационному
это крупнейшее мировое агентство,
видеофрагментов,
агентству России
одна из самых цитируемых
выполнение
ТАСС
новостных служб страны. Агентство
интерактивных
неоднократно меняло названия, но
заданий, работа
всегда неизменными оставались его
в группах,
государственный статус и функции–
выполнение
быть источником достоверной
творческих
информацииоРоссиидля всего мира.
заданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
В век информации крайне
важен навык критического
мышления.Необходимо уметь
анализировать и оценивать
информацию, распознавать фейки
и не распространять их.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственностьпоколений
3
ДорогамиРоссии
1
«Российскиежелезныедороги»–
Эвристическая
крупнейшаяроссийскаякомпания,
беседа,просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
28
с большой историей,
видеофрагментов,
обеспечивающая пассажирские
выполнение
и транспортные перевозки.
интерактивных
Российские железные дороги
заданий, работа
вносят огромный вклад
в группах,
в совершенствование экономики
выполнение
страны. Железнодорожный
творческих
транспорт –самыйустойчивыйи
заданий
надёжный для пассажиров:
всепогодный, безопасный
и круглогодичный.
Развитиетранспортной сферы
стратегически важно для будущего
страны, а профессии в этих
направлениях очень
перспективныи востребованы.
Формирующиесяценности:
коллективизм, патриотизм,
единство народов России
4
Путьзерна
1
Российское
хозяйство
– ключевая
сельское Эвристическая
https://razgovor.edsoo.ru
отрасль беседа, просмотр
промышленностинашейстраны,
главнойзадачейкоторойявляется
видеофрагментов,
выполнение
29
производствопродуктовпитания.
Агропромышленный
России
выполняет
миссию
по
интерактивных
комплекс заданий, работа
важнейшую
обеспечению
выполнение
всех творческих
россиянпродовольствием,аего
мощности
в группах,
заданий
позволяют
обеспечивать
пшеницей
треть
всегонаселенияпланеты.Сельское
хозяйство-этоотрасль,которая
объединила
в
себе
традиции
нашегонародассовременными
технологиями:
роботами,
информационными
системами,
цифровыми
устройствами.
Разноплановость
и
востребованность
сельскохозяйственных профессий,
технологичность иэкономическая
привлекательность
отрасли
30
(агрохолдинги,
фермерские
хозяйстваит.п.).
Формирующиеся
ценности:
созидательный труд
5
День учителя
1
Учитель–однаизважнейших
Эвристическая
в обществе профессий. Назначение
беседа, просмотр
учителя – социальное служение,
видеофрагментов,
образование и воспитание
выполнение
подрастающего поколения.
интерактивных
В разные исторические времена труд
заданий, работа
учителя уважаем, социально значим,
в группах,
оказывает влияние на развитие
выполнение
образования членов общества.
творческих
Учитель – советчик, помощник,
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
участник познавательной
деятельности школьников.
Формирующиесяценности:
патриотизм,гражданственность
6
Легенды о России
1
Любовь к Родине, патриотизм–
Эвристическая
качества гражданина России. Знание
беседа, просмотр
истории страны, историческая
видеофрагментов,
правда,сохранениеисторической
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
интерактивных
31
памяти – основа мировоззренческого
заданий, работа
суверенитета страны.
в группах,
Попыткиисказить роль России
выполнение
в мировой истории – одна
творческих
из стратегий информационной войны
заданий
против нашей страны.
Формирующиесяценности:
патриотизм
7
Что значит быть
взрослым?
1
Бытьвзрослым–этонести
Эвристическая
ответственностьза себя, своих
беседа, просмотр
близких и свою страну.
видеофрагментов,
Активная жизненная позиция,
выполнение
созидательный подход к жизни,
интерактивных
умение принимать решения
заданий, работа
и осознавать их значение, жить
в группах,
в соответствии с духовно-
выполнение
нравственными ценностями
творческих
общества – основа взрослого
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
человека. Финансовая
самостоятельность
ифинансоваяграмотность.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы
32
8
Как создать крепкую
1
семью. День отца
Семья как ценность для каждого
Эвристическая
гражданина страны. Знания и навыки
беседа, просмотр
для построения крепкой семьи
видеофрагментов,
в будущем. Почему важна крепкая
выполнение
семья?
интерактивных
Преемственность поколений:
заданий, работа
семейные ценности и традиции
в группах,
(любовь, взаимопонимание, участиев
выполнение
семейном хозяйстве, воспитании
творческих
детей).
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Память о предшествующих
поколениях семьи. Особое
отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам,
забота о них.
Формирующиесяценности:крепкая
семья
9
Гостеприимная
Гостеприимство – качество,
Эвристическая
Россия. Ко Дню
объединяющее все народы России.
беседа, просмотр
народного единства
Семейные традиции встречи гостей,
видеофрагментов,
кулинарные традиции народов
выполнение
России.
интерактивных
1
https://razgovor.edsoo.ru
33
Путешествие по России – это
заданий, работа
знакомство с культурой, историей
в группах,
и традициями разных народов.
выполнение
Гастрономический туризм – это вид
творческих
путешествий, основой которого
заданий
являются поездки туристов по
странес целью знакомства с
особенностями местной кухни и
кулинарных традиций.
Формирующиесяценности:
единство народов России, крепкая
семья
10
Твой вклад в общее
дело
1
Уплата налогов – это коллективная
Эвристическая
и личная ответственность, вклад
беседа, просмотр
гражданина в благополучие
видеофрагментов,
государства и общества.
выполнение
Ниодногосударствонеможет
интерактивных
обойтись без налогов, это основа
заданий, работа
бюджета страны, основной источник
в группах,
дохода.
выполнение
Своимнебольшимвкладоммы
творческих
создаёмбудущеестраны,
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
34
процветание России. Каким
будетмой личный вклад в общее
дело? Формирующиеся ценности:
гражданственность,
взаимопомощьи взаимоуважение,
единство
11
С заботой к себе
1
и окружающим
народовРоссии
Доброта и забота – качества
Эвристическая
настоящего человека, способного
беседа, просмотр
оказывать помощь и поддержку,
видеофрагментов,
проявлять милосердие. Добрые дела
выполнение
граждан
интерактивных
России:благотворительность
заданий, работа
и пожертвование как проявление
в группах,
добрых чувств и заботы
выполнение
обокружающих.
творческих
Здоровый образ жизни как
заботао себе и об окружающих.
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимопомощь, взаимоуважение,
коллективизм
12
Деньматери
1
Мать, мама – главные в жизни
Эвристическая
человека слова. Мать – хозяйка
беседа, просмотр
вдоме,хранительницасемейного
видеофрагментов,
https://razgovor.edsoo.ru
35
очага, воспитательница детей.
выполнение
УРоссииженскоелицо,образ
интерактивных
«Родины–матери».
Материнство–этосчастье
заданий, работа
и ответственность. Многодетные
выполнение
матери: примеры из истории
творческих
исовременнойжизни.
заданий
в группах,
«Мать-героиня» – высшее звание
Российской Федерации.
Материнствокакособая миссия.Роль
материнства в будущем страны.
Защитаматеринства
на государственном уровне.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
13
Миссия-милосердие
(ко Дню волонтёра)
1
Кто такой волонтёр? Деятельность
Эвристическая
волонтёров как социальное
беседа, просмотр
служениев военное и мирное время:
видеофрагментов,
примерыиз истории и современной
выполнение
жизни.
интерактивных
Милосердие и забота – качества
заданий, работа
волонтёров.
вгруппах,
Направленияволонтёрской
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
деятельности:экологическое,
36
социальное, медицинское,
творческих
цифровое и т. д.
заданий
Формирующиеся ценности:
милосердие, взаимопомощь и
взаимоуважение
14
День Героев
Отечества
1
ГероиОтечества–это
Эвристическая
самоотверженные и мужественные
беседа, просмотр
люди, которые любят свою Родину
видеофрагментов,
и трудятся во благо Отчизны.
выполнение
Качества героя – человека, ценою
интерактивных
собственной жизни и здоровья
заданий, работа
спасающего других: смелость
в группах,
иотвага,самопожертвование
выполнение
и ответственность за судьбу других.
творческих
Проявление уважения к героям,
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
стремление воспитыватьу себя
волевые качества: смелость,
решительность, стремление прийти
на помощь.
УчастникиСВО–защитники
будущегонашейстраны.
37
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственностьзаегосудьбу
15
Какпишутзаконы?
1
Для чего нужны законы? Как
Эвристическая
менялся свод российских законов
беседа, просмотр
от древних времён до наших дней.
видеофрагментов,
Законодательная власть в России.
выполнение
От инициативылюдей до закона: как
интерактивных
появляется закон? Работа депутатов:
заданий, работа
от проблемы – к решению
в группах,
(позитивные примеры). Участие
выполнение
молодёжи в законотворческом
творческих
процессе.
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Формирующиесяценности:жизньи
достоинство
16
Одна страна –
одни традиции
1
Новогодние традиции,
Эвристическая
объединяющие все народы России.
беседа, просмотр
Новый год – любимый семейный
видеофрагментов,
праздник. История возникновения
выполнение
новогоднего праздника в России.
интерактивных
Участиедетейвподготовке
ивстречеНовогогода.Подарки
заданий, работа
https://razgovor.edsoo.ru
вгруппах,
выполнение
38
и пожелания на Новый год. История
творческих
создания новогодних игрушек.
заданий
ОчёмлюдимечтаютвНовыйгод.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья, единствонародов России
17
День российской
печати
1
Праздник посвящён работникам
Эвристическая
печати, в том числе редакторам,
беседа, просмотр
журналистам, издателям,
видеофрагментов,
корректорам, – всем, кто в той
выполнение
или иной степени связан с печатью.
интерактивных
Российские традиции издательского
заданий, работа
дела, история праздника.
в группах,
Информационные источники
выполнение
формируют общественное мнение.
творческих
Профессиональная этика
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
журналиста.
Изданиепечатныхсредств
информации – коллективныйтруд
людей многих профессий.
Зачем нужны школьныегазеты?
Школьныесредства массовой
информации.
39
Формирующиесяценности:высокие
нравственныеидеалы,гуманизм
18
День студента
1
День российского студенчества:
Эвристическая
история праздника и его традиции.
беседа, просмотр
История основания Московского
видеофрагментов,
государственного университета
выполнение
имени М.В. Ломоносова.
интерактивных
Студенческие годы – это путь
заданий, работа
к овладению профессией,
в группах,
возможностьдлятворчестваи
выполнение
самореализации.
творческих
Перспективы получения высшего
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
образования. Как сделать выбор?
Студенчество и технологический
прорыв.
Формирующиеся ценности:
служение Отечествуи
ответственностьза его судьбу,
коллективизм
19
БРИКС(тема
Роль нашей страны в современном
Эвристическая
о международных
мире. БРИКС– символ
беседа, просмотр
отношениях)
многополярности мира. Единство
видеофрагментов,
имногообразиестранБРИКС.
выполнение
1
https://razgovor.edsoo.ru
40
Взаимная поддержка помогает
интерактивных
государствам развивать торговлю
заданий, работа
и экономику, обмениваться знаниями
в группах,
и опытом в различных сферах жизни
выполнение
общества. Россия успешно развивает
творческих
контактыс широким кругом
заданий
союзников и партнёров.
Значение российской культуры
для всего мира.
Формирующиесяценности:
многонациональноеединство
20
Бизнес
Экономика: от структуры
Эвристическая
и технологическое
хозяйствак управленческим
беседа, просмотр
предпринимательство
решениям.
видеофрагментов,
Что сегодня делается для успешного
выполнение
развития экономики России?
интерактивных
Цифровая экономика – это
заданий, работа
деятельность, воснове которойлежит
в группах,
работа с цифровыми технологиями.
выполнение
Какое значение имеет использование
творческих
цифровой экономики для развития
заданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
страны? Механизмы
цифровойэкономики.
41
Технологическое
предпринимательство как особая
сфера бизнеса. Значимость
технологического
предпринимательства для будущего
страны и её технологического
суверенитета.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
21
Искусственный
Искусственный интеллект –
Эвристическая
интеллект и человек.
стратегическая отрасль в России,
беседа, просмотр
Стратегия
оптимизирующая процессы
видеофрагментов,
взаимодействия
и повышающая эффективность
выполнение
производства. Искусственный
интерактивных
интеллект – помощник человека.
заданий, работа
ИИ помогает только при условии,
в группах,
еслисамчеловекобладаетхорошими
выполнение
знаниями и критическим
творческих
мышлением.
заданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
Степеньответственноститех,кто
обучаетИИ.
42
Формирующиеся ценности:
патриотизм, высокие нравственные
идеалы
22
Что значит служить
День защитникаОтечества:
Эвристическая
Отечеству? 280 лет
исторические традиции. Профессия
беседа, просмотр
со дня рождения
военного: кто её выбирает сегодня.
видеофрагментов,
Ф.Ушакова
Защита Отечества – обязанность
выполнение
гражданина Российской Федерации,
интерактивных
проявление любви к родной земле,
заданий, работа
Родине. Честь и воинский долг.
в группах,
280-летие со дня рождения великого
выполнение
русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
творческих
Качества российского воина:
заданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
смелость, героизм,
самопожертвование.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственностьзаегосудьбу
23
Арктика– территория
развития
1
Арктика– стратегическаятерритория
Эвристическая
развитиястраны.Почему для России
беседа, просмотр
важно осваивать Арктику?Артика –
видеофрагментов,
ресурсная база
выполнение
России.
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
43
Российские исследователи Арктики.
заданий, работа
Россия – мировой лидер атомной
в группах,
отрасли. Атомный ледокольный
выполнение
флот, развитие Северного морского
творческих
пути.
заданий
Знакомство с проектами развития
Арктики.
Формирующиесяценности:
патриотизм
24
Международный
1
женский день
Международный женский день –
Эвристическая
праздник благодарности и любвик
беседа, просмотр
женщине.
видеофрагментов,
Женщина в современном обществе –
выполнение
труженица, мать, воспитатель детей.
интерактивных
Великие женщины в истории России.
заданий, работа
Выдающиеся женщины ХХ века,
в группах,
прославившие Россию.
выполнение
Формирующиеся ценности:
творческих
приоритет духовного над
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
материальным
25
Массовый спорт
в России
1
Развитиемассовогоспорта–вклад
Эвристическая
в благополучие и здоровье нации,
беседа, просмотр
будущие поколения страны.
видеофрагментов,
https://razgovor.edsoo.ru
44
Здоровыйобразжизни,забота
выполнение
о собственном здоровье, спорт как
интерактивных
важнейшая часть жизни
заданий, работа
современного человека. Условия
в группах,
развитиямассовогоспортавРоссии.
выполнение
Формирующиесяценности:жизнь
творческих
заданий
26
27
День воссоединения
История и традиции Артека. После
Эвристическая
Крыма и Севастополя
воссоединения Крыма и
беседа, просмотр
с Россией. 100-летие
Севастополяс Россией Артек– это
видеофрагментов,
Артека
уникальный
выполнение
исовременныйкомплекс
интерактивных
из 9 лагерей, работающих круглый
заданий, работа
год. Артек– пространство
в группах,
для творчества, саморазвития
выполнение
и самореализации.
творческих
Формирующиеся ценности:
историческая память и
заданий
1
преемственностьпоколений
Искусство – этоспособ общения и
Эвристическая
творчеством. Зачем
диалога между поколениями
беседа, просмотр
людям искусство?
инародами.Рольмузыкивжизни
видеофрагментов,
185 лет со дня
человека: музыка сопровождает
выполнение
человека с рождения до конца
интерактивных
Служение
1
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
45
рождения
жизни. Способность слушать,
заданий, работа
П.И.Чайковского
воспринимать и понимать музыку.
в группах,
Россия – страна с богатым
выполнение
культурнымнаследием, страна
творческих
великихкомпозиторов, писателей,
заданий
художников, признанных
вовсёммире.Произведения
П.И. Чайковского, служение своей
стране творчеством.
Формирующиесяценности:
приоритет духовного над
материальным
28
Россия – великая и уникальная
Эвристическая
(региональный
страна, каждый из её регионов
беседа, просмотр
и местный
прекрасен и неповторим своими
видеофрагментов,
компонент)
природными, экономическими
выполнение
идругимиресурсами.
интерактивных
Любовь к родному краю,
заданий, работа
способностьлюбоваться
в группах,
природой и беречьеё–частьлюбви к
выполнение
Отчизне. Патриот честно трудится,
творческих
заботитсяопроцветаниисвоей
заданий
Моя малая Родина
1
https://razgovor.edsoo.ru
46
страны, уважает её историю
и культуру.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, приоритет духовного
надматериальным
29
Герои космической
отрасли
1
Исследования космоса помогают
Эвристическая
нам понять, как возникла наша
беседа, просмотр
Вселенная. Россия – лидер
видеофрагментов,
в развитии космической
выполнение
отрасли.
интерактивных
Полёты в космос – это результат
заданий, работа
огромного труда большого
в группах,
коллектива учёных, рабочих,
выполнение
космонавтов, которые обеспечили
творческих
первенство нашей Родины
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
в освоении космического
пространства.
В условиях невесомости космонавты
проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет
российской науке продвигаться
восвоенииновыхматериалов
исозданииновыхтехнологий.
47
Формирующиесяценности:
патриотизм,служениеОтечеству
30
Гражданская авиация
1
России
Значение авиации для жизни
Эвристическая
общества икаждого человека.Как
беседа, просмотр
мечта летать изменилажизнь
видеофрагментов,
человека.
выполнение
Легендарная история развития
интерактивных
российской гражданской авиации.
заданий, работа
Героизм конструкторов, инженеров
в группах,
и лётчиков-испытателейпервых
выполнение
российских самолётов.
творческих
Мировые рекорды российских
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
лётчиков. Современноеавиастроение.
Профессии, связанныес авиацией.
Формирующиесяценности:
служениеОтечеству
31
Медицина России
1
Охрана здоровья граждан России –
Эвристическая
приоритет государственной
беседа, просмотр
политикистраны. Современные
видеофрагментов,
поликлиникии больницы.
выполнение
Достиженияроссийскоймедицины.
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
заданий,работа
48
Технологии будущего в области
в группах,
медицины.
выполнение
Профессия врача играет ключевую
творческих
роль в поддержании и улучшении
заданий
здоровья людей и их уровня жизни.
Врач – не просто профессия, это
настоящее призвание, требующее
не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу.
Волонтёры-медики.
Преемственностьпоколений
и профессия человека: семейные
династии врачей России.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений,
милосердие
32
Что такое успех?
(ко Дню труда)
1
Труд – основа жизни человека
Эвристическая
и развития общества.
беседа, просмотр
Человек должен иметь знания
видеофрагментов,
и умения, быть терпеливым
выполнение
инастойчивым,небояться
интерактивных
трудностей(трудитрудно–
заданий,работа
https://razgovor.edsoo.ru
49
однокоренные слова), находить пути
в группах,
их преодоления. Чтобы добиться
выполнение
долгосрочного успеха, нужно много
творческих
трудиться.
заданий
Профессии будущего: что будет
нужно стране, когда я вырасту?
Формирующиеся ценности:
созидательныйтруд
33
80-летие Победы
День Победы – священная дата,
Эвристическая
в Великой
память о которой передаётся
беседа, просмотр
Отечественной войне
отпоколениякпоколению.
видеофрагментов,
Историческаяпамять:память
выполнение
о подвиге нашего народа в годы
интерактивных
Великой Отечественной войны.
заданий, работа
Важнопомнитьнашуисториюи
в группах,
чтить память всех людей,
выполнение
перенёсших тяготы войны.
творческих
Бессмертныйполк.Страницы
заданий
1
https://razgovor.edsoo.ru
героического прошлого, которые
нельзя забывать.
Формирующиесяценности:
единствонародовРоссии,
50
историческаяпамятьи
преемственностьпоколений
34
Жизнь в Движении
1
19 мая – День детских общественных
Эвристическая
организаций. Детские общественные
беседа, просмотр
организации разных поколений
видеофрагментов,
объединяли и объединяют активных,
выполнение
целеустремлённых ребят. Участники
интерактивных
детских общественных организаций
заданий, работа
находят друзей, вместе делают
в группах,
полезные дела и ощущают себя
выполнение
частью большого коллектива.
творческих
Участие в общественном движении
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
детей и молодежи, знакомство
сразличнымипроектами.
Формирующиеся ценности: дружба,
коллективизм
35
Ценности, которые
нас объединяют
1
Ценности – это важнейшие
Эвристическая
нравственные ориентиры
беседа, просмотр
для человека и общества. Духовно-
видеофрагментов,
нравственные ценности России,
выполнение
объединяющие всех граждан страны.
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
заданий, работа
вгруппах,
51
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВО
Формирующиеся ценности:
выполнение
традиционные российские духовно-
творческих
Нравственные ценности
заданий
35
ЧАСОВПОПРОГРАММЕ
52
53