УТВЕРЖДЕНО
РАССМОТРЕНО,
На педагогическом совете
И.о. директора МКОУ
"Вихляевская ООШ".
Протокол
Чувировой А.М,
от*30.08.2024""
Приказом №3008-47
от*30.08.2024"\
Программа
внеурочной деятельности
«Агрокласс»
д. Вихляева, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
—
Актуальность:
Сегодня
хозяйство
сельское
и
возрождается
нуждается
остро
в
инженера-механика
специалистах. И поэтому в данное время профессии
и молочных продуктов,
сельского хозяйства, инженера-технолога молока
сельскохозяйствепиого
ветерипара, агропома, садовода, зоотехиика, мастера
зооинженера,
агроинженера,
сити-фермера,
агрохимика,
производства,
земледелию очень
агрокибернетика, ГМО-агронома, специалиста по точному
ими, и
востребовапы. Возможно, в будущем наши учащиеся заиптересуются
Объем
срок
им захочется посвятить себя сельскому хозяйству.
реализации:
программы:
Адресность
Уровень
инфраструктура
Обновлённая
материально-технической
базы
цифровизация
села,
школы,
и
укрепление
созданию
способствуют
новой
аграрного
среды, открывают возможности для внедрения
повышению мотивации
обучения и предпрофильной подготовки учащихся,
и повышению престижа
будущих абитуриептов к аграрпому образовапию
образовательной
‘работы
в сельском хозяйстве.
Программа
является
«Агрокласс»
школьным предметам
Программой
—
с
к
технология, химияи биология.
предусматривается
течение двух лет
материалом
дополнительным
непрерывное
учетом возрастных
изучение
особенностей
материала
в
уровня развития
и
обучающихся.
Направленность естественно-научная
программы: предпрофильный
программы:
‘учащихся
14-17
лет,
программа
проявляющих
«Агрокласс»
предназначена для
интерес
сельскохозяйственного профиля.
программы,
| год - 68 часов.
к
профессиям
Отличительной особенностью данной программы
с
является:
экологией;
-
связь агрономин
-
воспитание экологически грамотного и социально
гражданина черезлюбовь
Работа
-
в
к труду
сетевом
на
-
адаптированного
земле.
взаимодействии
с
сельскохозяйственными
предприятиями.
‘Содержание программы
-
подхода.
Основное
постоянном
строится на основе
условие ее
вовлечении
эффективной
в
учащихся
системно-деятельного
реализации
заключается
деятельности,
виды
различные
в
позволяющей им приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать,
практические навыки.
Программа построена по модульному принципу и включает в себя
следующие модули:
и растениеводства;
=
Основы агрономии
.
Основы животноводства;
.
Эксплуатация сельскохозяйственных машин;
@
Основы экономики сельского хозяйства.
Практикоориентированность
-
знакомство
с
производством,
сопровождение исследовательской и проектной деятельности специалистамипрактиками.
Вариативность программы
заключается
в
возможности
внесения
изменений в очерёдность освоения модулей программы, тем занятий с учетом
объективных причин, что ненарушает целостность образовательного процесса.
Программа является педагогически целесообразной, так как ее содержание
строится с учетомвозрастных
учащихся.
и психологических
особенностей
и
возможностей
и
реализации
—
Педагогические технологии
Технология
обучение
в
сотрудничестве (командная, групповая работа).
отношения детей,
межличностные
Групповая работа расширяет
познавательную
производительность труда учащихся, развивает
повышает
активность,
самостоятельность.
-Информационно
-
и
технологии
образовательные
Дистанционные
наглядность
коммуникационные технологии
еше
более
качественно
позволяют
эффективно,
и
и
использовать
способствуют
программы
технология
Формы
учащихся.
формированию самостоятельной деятельности
„Технология личностно
-
ориентированного образования.
Содержание, методы
обучения
ориентированного
формировании
способностей
заранее
технологии
личностно-
на максимальное
развитие (а не
индивидуальных
познавательных
приемы
и
направлены
заданных)
ребенка на основе
использования
имеющегося у него опыта
жизнедеятельности.
Формы организации деятельности:
Открытые лекции
.
*
Мастер - классы
.
Экскурсии
.
Стажировки
.
Презентации
.
Защита проектов
&
Исследовательская деятельность
и
др.
прививать интерес и любовь к
области
агрономии,
в
знания
Цель: формировать
навыки по выращиванию
сельскому хозяйству; развивать практические
ьсельскохозяйственной экономике, эксплуатации
растений, животноводству,
сельскохозяйственных машин.
и
программы.
Образовательные:
1.
изучить многообразие сельскохозяйственных растений, животных
-
значение в жизни человека;
‘расширить
-
и углубить знания по
биологии
животноводства;
формировать определенные умения
-
и
в
навыки
области агрономии
по основам
и их
и
агрономии,
растениеводства, животноводства, экономике, эксплуатации машин.
2.
Развивающие:
Задачи
уходу
совершенствовать у учащихся навыки по выращиванию
-
сельскохозяйственнымирастениями,
за
животноводства, эксплуатации
сельскохозяйственных машин;
развивать познавательный интерес
-
естественных, так
и вагроэкосистемах;
развивать навыки
-
к растениям
самостоятельной
и животным, как в
работы, трудолюбие, интерес к
предмету, умение самостоятельно анализировать;
развивать внимание, логическое мышление, резь учащихся,
-
наблюдательность.
%
Воспитательные:
- формировать
потребность
в
высокий уровень
экологической
природоохранной
деятельности,
окружающей живой
-
культуры
гуманное
и неживойприроде и ответственность за
и
патриотизма,
отношение
её судьбу:
формировать устойчивый интерес к труду;
воспитывать экологически грамотного
гражданина России.
и
социально-адаптированного
к
реализации
биологии как
Ведущее место на занятиях занимают методы, свойственные
наблюдения в
предмету естественнонаучного цикла: непосредственные
Программой
природе, опытническая работа на учебно-опытном участке.
на предприятия и учебные
предусмотрены такие формы работы как экскурсии
паправлепиости, участие воспитанииков
заведения сельскохозяйственной
мероприятий,
массовых
и
проведении
подготовке
к
объединения
экологических акций, выставок поделок, конкурсов рисунков.
результаты:
-развитие
к
интереса
занятиям
в
объединении;
Ожидаемые
программы.
Методика
-углубление
воспитанников в области
и совершенствование знаний хозяйства,
бизнеса;
биологии и экологиирастений, сельского
-формирование умений
и
навыков
в
основах. агрономии;
наблюдательность и
-развитое мышление, правильная постановка речи,
правильноесоставление выводов;
-формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду,
высокая экологическаякультура и культура труда.
Содержание программы «Агрокласс»
Количество
|
Модуль
Период изучения
часов
Основы
агрономии
17ч.
и
растениеводства
|17ч.
Основы животноводства
В
‘течение
года,
1
В
течение
года,
Основы
сельского хозяйства
учебного
раз в две недели
|
17ч.
Эксплуатация
4
раз в две недели
2 и 3 четверти
17ч.
экономики
1
учебного
1
и
4 четверти
сельскохозяйственных
машин
|
Модуль «Основы агрономии
1. Растения
и
условия
их жизни.
-
роль зеленых растений в природе
-
строение растений.
Размножение растений. Рост
и
и
и растениеводства»
сельскохозяйственном производстве.
развитие растений. Условия жизни растений.
Взаимодействие растений с условиями среды.
2. Почва, ее состав и свойства: понятие о почве и ее плодородии, образование
‘почв, состав почв, основные свойства почв.
3. Сорные растения
и
меры борьбы с ними: понятие о сорных растениях,
агробиологические группы сорных растений, способ учета сорных растений
пороги
их
вредоносности,
предупредительные
классификация
мероприятия,
мер
истребительные
борьбы
с
и
сорняками,
мероприятия,
условия
эффективного применения гербицидов.
4.
Система
обработки
почв:
научные
технологические операции по обработке почвы,
основы
обработки
почвы,
приемы осповной обработки
основной
почвы, приемы поверхностной и мелкой обработки почвы, системы
обработки почвы под яровые культуры, системы предпосевной подготовки
культуры, системы паровой обработки
почвы под яровые
почвы, пути и
‘условия минимализации обработки почвы.
и свойства
5. Удобрения
и применение: химический состав растений, влияние
условий внешней среды на питание растений, отношение растений к условиям
питания в разные периоды вегетации, минеральные удобрения, органические
удобрения, система применения удобрений.
6. Семена и посев сельскохозяйственных
культур:
значение сортовых
семян,
посевные качества семян, подготовка семян к посеву, сроки посева, способы
посева, норма высева, глубина посева, контроль за качествам посевных работ,
уход за посевами.
7. Защита растений от вредителей и болезней: вредители растений, болезни
растений, методы зашиты растений от вредителей
и
болезней, агротехнический
метод защиты растений, химический метод защиты растений, биологический
метод защиты растений, интегрированная защита растений, механизация работ
по защите растений.
8. Севообороты:
чередования
понятие о севообороте
культур,
предшественники
классификация севооборотов, введение
9. Озимые
Осеннее
и
и
яровые
хлеба.
весеннее
развитие,
его элементах, научные основы
и
их
и
агротехническая
оценка,
и освоение севооборотов:
озимых
перезимовка
характеристика озимой пшеницы, озимой ржи
.
культур,
общая
Озимой ячмень, тритикале.
Яровые хлеба; яровая пшеница, яровой ячмень, овес, яровая рожь, кукуруза,
просо, сорго, рис, гречиха.
История культуры, пароднохозяйствениое значение, районы возделывания и
урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение,
‘обработка почвы, уборка урожая.
10. Зерновые бобовые культуры: горох, соя, люпин, фасоль, кормовые бобы,
чечевица,
районы
чина, нут. История
культуры,
возделывания и урожайность,
народнохозяйственное
биологические
значение,
особенности, место в
севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.
11.
Корнеплоды
свекла,
кормовая
и кормовая
кормовая
капуста,
клубнеплоды
брюква,
морковь,
картофель, топинамбур. История культуры,
турнепс,
свекла,
сахарная
кормовая
народнохозяйственное
капуста,
значение,
‘районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место,
в севообороте, удобрепие, обработка почвы, уборка урожая.
12. Многолетние
Многолетние
кормовые культуры
бобовые травы; клевер луговой, люцерна,
эспарцет, донник,
лядвенец рогатый.
Многолетние мятликовые (злаковые травы); тимофеевка луговая, овснянница
луговая,
ежа
сборная,
житняк,
кострец
безостый,
райграс высокий, плевел
миогоцветковый, пырей бескориевищиий, волосиец сибирский.
Народнохозяйственное
значение,
история культуры, районы
возделывания,
урожайность, ботаническое описание, требование к влаге, требование
требование к почве
и
к
свету,
питанию, место в севообороте, удобрение, обработка
почвы, уборка урожая.
13. Однолетние
кормовые культуры
Одполетпие бобовые травы; вика яровая, вика мохнатая, пелюшка, сераделла,
однолетние виды клевера.
Однолетние мятликовые (злаковые) травы; суданская трава, могар, плевел
однолетний (райграс однолетний)
Народнохозяйственное значение, история культуры, районы возделывания,
‘урожайность, ботаническое описание, требование
требование к почве
и
к влаге,
требование
к свету,
питанию, место в севообороте, улобрение, обработка
почвы, уборка урожая.
14. Масличные
Масличные
культуры
культуры; подсолнечник, сафлор, горчица, рапс, сурепица, рыжик,
клещевина, кунжут, арахис, перилла, лямлеманщия.
История культуры, народнохозяйственное значение, районы возделывания и
ия
биологические
урожайность,
удобрение,
особенности, место в севообороте,
обработка почвы, уборка урожая.
15. Эфирномасличные
и прядильные культуры
Эфирномасличные культуры; кориандр, анис, тмин, мята перечная, шалфей
мускатный.
Прядилыьтые
культуры; хлопчатиик, лен, копопля, кенаф.
урожайность,
значение, районы возделывания
народнохозяйственное
История культуры,
биологические
особенности, место
в
севообороте,
и
удобрение,
обработка почвы, уборка урожая.
16. Основы семеноведения
Экологическое
семян,
уборка
прорастание
семенных,
выращивания
условия
агротехнические
послеуборочная
посевов,
и покой семян, полевая всхожесть
семян
высокоурожайных
обработка
семян,
и способы ее повышения.
Модуль «Основы животноводства»
анатомия
Теория:
Ветеринария
диагностика
и
лечение
физиология
и
заболеваний
домашних
животных;
сельскохозяйственных
животных;
ветеринарная фармакология; проведепие зоогигиепических, профилактических
и
ветеринарносанитарных
продуктов
и
мероприятий;
животного
сырья
экспертиза
ветеринарно-санитарная
происхождения
Практика:
экскурсии
на
факультет ветеринарной медицины ИжГСХА, семинарские занятия по темам
раздела.
Сити-фермерство.
Теория:
сельскохозяйственные
мясное скотоводство; лошади,
медоносные
растения,
птицеводство,
звероводство,
аквакультура;
гуманное
молочное
животные;
отношение
пчеловодство
и
и
и
комфортное
содержание животных; основы ухода за животными, содержания животных на
животноволческих
скота;
технология
комплексах;
технология
выращивания
и
молодняка.
основные залачи
Практика:
кормления
экскурсии
на
животноводческие фермы; практические занятия по составлению плана работ
на животноводческих
фермах, по изучению их технического
оснащения
и
—
циклов работы
Модуль «Экономика сельского хозяйства»
Теория: современная система земледелия; агротехника основных полевых и
овощных
культур;
объемов
планирование
производства
оптимизация севооборотов; обработка актуальной информации
прогнозов; расчет
и
и
и
составление
разработка технологических карт; оценка целесообразности
рентабельности
деятельности;
продукции;
технологических
удобрения;
сельскохозяйственной
приемов
семеноводство;
уборка урожая
переработка и реализация продукции Практика: экскурсии
и
его хранение;
на агропредприятия;
семинарские занятия по темам раздела
Модуль «Основы эксплуатации сельскохозяйственных машин»
сельскохозяйственных
Теория: характеристика
тракторов,
зерноуборочных и
кормоуборочных комбайнов, их устройство, рабочий процесс; технологические
основы механической обработки почвы; машины для основной и глубокой
обработки почвы, для поверхностной обработки почвы; сеялки и посевные
комплексы.
Практика:
практические
сельскохозяйственных
занятия
по
изучению
технического
состояния
машин, приспособлений к ним, регулировки рабочих
органов, правил эксплуатанни; экскурсии на агропредприятия. Агрохакатон,
Календарно-тематическое планирование программы
Модуль «Основы агрономии
(1
раз в две недели —
чередование
с
и растениеводства»
животноводства»)
модулем «Основы
Количество
Тема
№п/л
часов
1
Растения и условия их жизни
1
2
Почва, ее состав и свойства
1
3
Сорные растения и меры борьбы с ними
1
4
Сислема обработки почв
1
5
Удобрения
6
Семена
7
Защита растений от вредителей
8
Севообороты
9
Озимые
10
Зерновые бобовые культуры
11
Корнеплоды
12
13
|
и свойства
и посев
и применение
сельскохозяйственных культур
и яровые
и болезней
1
1
1
1
хлеба.
1
4
и кормовая капуста,
клубнеплоды
Многолетние кормовые культуры
_
Однолетние кормовые ‘культуры
1
1
т
Масличные культуры
1
15
Эфирномасличные
1
16
Основы семеноведения
1
17
Защита проекта.
1
14
и прядильные культуры
Календарно-тематическое планирование программы
Модуль «Основы животноводства»
(1
раз в две недели — чередование
с модулем «Основы агро
растениеводства»)
№п/т
1
2
3
Тема
Количество
засов
и физиология домашних животных.
Анатомия
и физиология домашних животных
Анатомия
1
1
Диагностика и лечение заболеваний сельскохозяйслвенных
1
животных
4
Молочное и мясное скотоводство
1
5
Молочное и мясное скотоводство,
1
6
Лошади, звероводство, птицеводство
1
7
Лошади, звероводство, птицеводство
1
8
Пчеловодство
1
9
Пчеловодство и медоносные растения, аквакультура
1
10
Комфортное содержание животных
1
и
Комфортное содержание животных
12
Экскурсия на животноводческую ферму
13
Практическая работа по составлению
и
медоносные растения, аквакультура.
и
1
плана
1
работ на
1
животноводческой ферме
14
Практическая работа по изучению технического оснащения
1
животноводческой фермы
15
Практическая работа по изучению технического оснащения
1
животноводческой фермы
16
Практическая работа по изучению циклов работы
1
животноводческой фермы
17
Практическая работа по изучению циклов работы
животноводческой фермы
Ч
|
Календарно-тематическое планирование программы
Модуль «Основы экономики сельского хозяйства»
Тема
№плт
|
Количество
часов
1
Современная система земледелия
1
2
Современная систсма земледелия
1
3
Агротехника основных полевых
4
Агротехника основных полевых
5
Планирование объемов производства проду кции
1
6
Планирование объемов производства продукции
1
7
Оптимизация севооборотов
т
$
Оптимизация севооборотов
9
Экскурсия
на агропредприятие
1
10
Экскурсия на агропредприятие
1
11
Экскурсия
12
14
Семинарское занятие по вопросам выращивания растений в
защищенном грунте
Семинарское занятие по вопросам выращивания растений в
защищенном грунте
Семинарское занятие по вопросам животноводства
15
Семинарское занятие
16
Презентация проектов бюджета предприятия
17
Презентация проектов бюджета предприятия
13
|
|
|
на
и овощных культур
и
овощных культур
=
НЕ
1
.
0
1
агропредприятие
по вопросам
животноводства
1
1
1
1
1
1
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
№
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
`СРОКИ
|
ОТВЕТСТВЕНЕЫ
Организационная работа
[Комплектование класса аграрной
1
Обеспечение УО нормативной
и правовой
август
Юбеспечение УО методическими
в течение
|
‘года.
‘атериалами
4
Куратор
‘агрокласса,
документации
3
Куратор
агрокласса,
направленности
2
вгуст
Куратор
агрокласса,
КУРатор
Осуществление взаимодействия с
в течение
высшими учреждениями образования,
года.
грокласса,
'в течение
<уратор агрокласса
предприятиями
Работа с учащимися
1
ТБакульнативные занятия «Введение
в
‘года
аграрные профессии»
2
‘руглый
3
стол
«Мир профессий»
Профбумеранг «Новое
время
профессии»
-
4 Деловая игра «Я - выпускник
5
‘октябрь
р
ноябрь
новые
декабрь
'в
‘профориентационная работа)
6
Встреча учащихся
с
предпринимателямив
Юбласти сельского хозяйства
Куратор
агрокласса
агрокласса»
Экскурсия на агропредприятия
затор
агрокласса
агро
Уратор
течение
Кураторагрокласса
Куратор ‘агрокласся
года.
Я ПРель
{Куратор агрокласса
|
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
|Анкетирование
«Я учусь в агроклассе»
ентябрь
Куратор ‘агрокласса
Анкетирование «Мой шаг в профессию»
Диагностический
тест «Тип личности.
Моя
ноябрь
[Куратор агрокласса
ЯНварь
Куратор агрокласса
‘анварь-
Куратор агрокласса:
профессия»
Информационная работа
Оформление информационного стенда.
«Профориентация»
ай