РАССМОТРЕНО:
Педагогический советом
МКОУ «Вихляевская ООШ»
Протокол от 30.08.2022г. №1
УТВЕРЖДЕНО
Директором
МКОУ «Вихляевская ООШ»
Чувировой А.М.
Приказ от 31.08.2022 №3108-1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
общеобразовательной организации
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет структуру и функционирование внутренней
оценки качества образования (далее – ВСОКО) в МКОУ «Вихляевская ООШ» (далее – школа);
1.2. Положение разработано в соответствии:
– с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- действующими Федеральными государственными образовательными стандартами
начального общего, основного общего и среднего общего образования.
1.3. Положение разработано с учетом Показателей, характеризующих общие критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность, утвержденных приказом Минобрнауки от 05.12.2014 № 1547.
1.4. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры:
– качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия ФГОС, образовательным
стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического
или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в
том числе степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы;
– внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) – это система
мероприятий и процедур, необходимых для осуществления контроля состояния качества
образовательной деятельности в образовательной организации;
– независимая оценка качества образования (НОКО) – это деятельность официально
уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня
удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг и
соответствие качества этих услуг федеральным требованиям;
– документы ВСОКО – это совокупность информационно-аналитических продуктов
контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО;
– диагностика – совокупность приёмов контроля и оценки;
– мониторинг – это системное, протяженное во времени наблюдение за управляемым
объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и
«выходе» периода мониторинга. Мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим
инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения;
– оценка/оценочная процедура – установление степени соответствия фактических
показателей планируемым или заданным в рамках основной образовательной программы;
– ГИА – государственная итоговая аттестация;
– ЕГЭ – единый государственный экзамен;
– ОГЭ – основной государственный экзамен;
– КИМ – контрольно-измерительные материалы;
– ООП – основная образовательная программа;
– УУД – универсальные учебные действия.
2. Организация ВСОКО
2.1. В рамках ВСОКО оценивается:
– качество образовательных программ;
– качество условий реализации образовательных программ;
– качество образовательных результатов обучающихся;
– удовлетворенность потребителей качеством образования.
2.2. Направления, обозначенные в пункте 2.1, распространяются на образовательную
деятельность по ФГОС общего образования.
2.3. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего
учебного года, результаты обобщаются на этапе подготовки отчета о самообследовании школы.
2.4. Основные мероприятия ВСОКО:
– оценка соответствия реализуемых в школе образовательных программ федеральным
требованиям;
– контроль реализации основных образовательных программ;
– контроль освоения основных образовательных программ;
– оценка условий реализации основных образовательных программ федеральным
требованиям;
– контроль состояния условий реализации основных образовательных программ;
– оценка уровня достижения обучающимися планируемых предметных и
метапредметных результатов освоения ООП;
– мониторинг индивидуального прогресса обучающегося в достижении предметных и
метапредметных результатов освоения основных образовательных программ;
– мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности у них личностных
результатов образования;
– оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством
образования;
– систематизация и обработка оценочной информации, подготовка аналитических
документов по итогам ВСОКО;
– подготовка текста отчета о самообследовании;
– подготовка аналитических документов по итогам учебного года.
2.5. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал и сроки
контрольно-оценочных мероприятий определяются ежегодно директором школы.
2.6. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО включаются в
годовой план работы школы.
3. Оценка образовательных результатов обучающихся
3.1. В качестве объекта оценки результатов реализации ООП (по уровням общего
образования), разработанных на основе ФГОС, выступают:
– предметные результаты обучения;
– метапредметные результаты обучения;
– личностные результаты;
– достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, иных мероприятиях
различного уровня;
– удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.
3.2. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП (по уровням общего
образования) в соответствии с ФГОС проводится в следующих формах:
– промежуточная аттестация;
– накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (с
использованием портфолио);
– анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных
работ;
– итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА;
– анализ результатов ГИА.
Сводная информация по итогам оценки предметных результатов проводится по
параметрам согласно приложению 1.
3.3. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП (по уровням общего
образования) проводится по параметрам согласно приложению 2. Обобщенные параметры
оценки, внесенные в приложение 2, подлежат детализации по критериям в соответствии с
требованиями ФГОС. Детализацию делает лицо, ежегодно назначаемое руководителем школы.
3.4. Достижение личностных результатов освоения ООП (по уровням общего образования)
диагностируется в ходе мониторинга личностного развития обучающихся по параметрам
согласно приложению 2.
3.5. Достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня
оцениваются по критериям и показателям, приведенным в приложении 3.
3.6. Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов оценивается в
конце каждого учебного года на основании опросов, которые проводятся не реже 1 раза в
учебный год.
3.7. Все образовательные достижения обучающихся подлежат учету и фиксируются в
документах, оформляемых школой.
4. Оценка образовательной деятельности
4.1. Оценке подлежат ООП соответствующего уровня общего образования,
разработанные согласно требованиям образовательных стандартов (ФГОС начального общего,
основного общего и среднего общего образования). Оценка ООП соответствующего уровня
общего образования проводится на этапе ее согласования и утверждения по параметрам
согласно приложению 5.
4.1.1. Результаты оценки ООП (по уровням общего образования) прикладываются к
приказам их утверждения.
4.1.2. В случае внесения в ООП (по уровням общего образования) изменений и/или
дополнений проводится оценка этих изменений и дополнений на предмет соответствия
требованиям ФГОС соответствующего уровня общего образования.
4.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только на
этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеобразовательных программ по
параметрам:
– соответствие тематики программы запросу потребителей;
– наличие документов, подтверждающих этот запрос;
– соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного
образования;
– соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их
наличии);
– наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов
освоения программы обучающимся.
4.3. Оценка реализации урока проводится по схеме анализа (приложение 6).
5. Оценка условий реализации образовательных программ
5.1. Структура оценки условий реализации образовательных программ разрабатывается на
основе требований ФГОС к кадровым, финансовым, психолого-педагогическим, материальнотехническим и информационно-методическим условиям.
5.2. Оценка условий реализации образовательных программ предусматривает проведение
контроля состояния условий, на основе критериев, указанных в приложении 6.
5.3. Совокупность параметров оценки и их распределение по группам условий реализации
образовательных программ соответствует федеральным требованиям к показателям
эффективности деятельности организации, подлежащей самообследованию.
5.4. Оценка условий реализации образовательных программ проводится:
– на этапе разработки ООП того или иного уровня (стартовая оценка);
– ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании.
5.5. Стартовая оценка проводится с целью учета имеющихся условий при планировании
результатов образовательной деятельности и состава мероприятий по их достижению. Стартовая
оценка условий дополняется «дорожной картой» их развития за период реализации ООП того
или иного уровня общего образования.
5.6. Показатели стартовой оценки и показатели «дорожной карты» вносятся в
организационный раздел ООП каждого уровня общего образования после их согласования.
5.7. Ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании проводится контроль
состояния условий. Предметом контроля выступают:
– выполнение показателей «дорожной карты» по каждому уровню ООП;
– совокупное состояние условий образовательной деятельности в школе.
5.8. Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий образовательной
деятельности включаются в отчет о самообследовании.
6. Мониторинг
6.1. В рамках ВСОКО проводятся мониторинги:
– личностного развития обучающихся;
– достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов;
– выполнения «дорожной карты» развития условий реализации образовательных
программ;
– показателей, входящих в отчёт о самообследовании.
6.2. Вышеперечисленные мониторинги проводятся на основе параметров, внесенных в
приложения 2–6.
7. Документы ВСОКО
7.1. В рамках ВСОКО ответственные лица готовят справки по результатам оценочных
мероприятий, локальные аналитические записки в случае внепланового контроля в одном из
направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам мониторингов.
7.2. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и утверждается
директором школы.
Приложение 1
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Показатели оценки предметных образовательных результатов
№
Показатели оценки предметных образовательных результатов
2.
Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и «5» по
результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по русскому языку
3.
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике
1.
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших
неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому языку, в общей
численности выпускников 9-го класса
5.
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших
неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике, в общей численности
выпускников 9-го класса
6.
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, не
получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности
выпускников 9-го класса
7.
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших
аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности
выпускников 9-го класса
8.
Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в
различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся
9.
Численность/удельный вес численности учащихся – победителей и призеров
олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе:
– муниципального уровня;
– регионального уровня;
10. – федерального уровня;
4.
11.
– международного уровня
Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с
углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности
учащихся
13. Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в
рамках профильного обучения, в общей численности учащихся
12.
Единица
измерения
Чел./%
Балл
Балл
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Приложение 2
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Мониторинг личностного развития обучающихся
№
Диагностируем
ое личностное
качество
Показатель
сформированности
1
Сформированно
сть личностных
УУД
Готовность и
способность к
смыслообразованию
и моральноэтической
ориентации
2
Сформированно
сть активной
гражданской
позиции;
российская
идентичность
Наличие
ценностной
ориентации
гражданского
выбора и владение
общественнополитической
терминологией
Освоение понятия
российской
идентичности.
Принятие
культурноисторических
практик России
Социальнокультурный опыт
учащихся
3
Готовность к
продолжению
образования на
профильном
уровне, к
выбору профиля
обучения
Понимание
учащимся
собственных
профессиональных
склонностей и
способностей
Положительный
опыт углубленного
изучения дисциплин
учебного плана,
соответствующих
рекомендованному
профилю обучения
Предмет
мониторинга по
показателю
Количество
учащихся,
демонстрирующих
готовность и
способность к
смыслообразовани
ю и моральноэтической
ориентации
Количество
учащихся,
демонстрирующих
наличие
ценностной
ориентации
гражданского
выбора и владение
общественнополитической
терминологией
Количество
учащихся,
освоивших понятие
российской
идентичности и
демонстрирующих
принятие
культурноисторических
практик России
Единицы
портфолио,
подтверждающие
социальнокультурный опыт
учащегося
Количество
учащихся,
своевременно
ознакомленных с
заключением
педагога-психолога
о
профессиональных
склонностях и
способностях
учащихся
Количество
учащихся,
имеющих опыт
углубленного
изучения
дисциплин
учебного плана,
Оценочная
процедура
Исполнитель
Встроенное
наблюдение
Классный
руководитель,
тьютор
Встроенное
наблюдение.
Тестирование
Педагогпсихолог
совместно (или
классный
руководитель)
с
преподавателе
м
общественнополитических
дисциплин
Педагогпсихолог
Опрос.
Встроенное
педагогическо
е наблюдение
Статистическ
ий учет
Классный
руководитель,
Статистическ
ий учет
Классный
руководитель,
Статистическ
ий учет
Классный
руководитель,
Периодичн
ость
процедур
мониторин
га
В течение
года, в
рамках
классных
часов
Ежегодно, в
конце
учебного
года
Первый раз
на этапе
предпрофил
ьной
подготовки
(по
окончании
учащимися
7–8-го
классов).
Второй раз
– по
окончании
уровня
основного
общего
образования
Опыт выполнения
учащимся
проектов, тематика
которых
соответствует
рекомендованному
профилю
4
Готовность и
способность к
саморазвитию
на основе
существующих
норм морали,
национальных
традиций,
традиций этноса
Освоение
учащимися
существующих
норм морали,
национальных
традиций, традиций
этноса
Опыт выполнения
учащимся проектов,
тематика которых
свидетельствует о
патриотических
чувствах учащегося,
его интересе к
культуре и истории
своего народа,
ценностям семьи и
брака
5
Сформированно
сть культуры
здорового
образа жизни;
ценностное
отношение к
труду
Демонстрация
культуры здорового
образа жизни в
среде образования и
социальных
практиках
6
Сформированно
сть ценностного
отношения к
труду
Демонстрация
уважения к труду
как способу
самореализации
соответствующих
рекомендованному
профилю обучения
Количество
учащихся,
имеющих
завершенные и
презентованные
проекты, тематика
которых
соответствует
рекомендованному
профилю обучения
Количество
учащихся,
демонстрирующих
освоение
содержания
понятий:
ценностная
ориентация, нормы
морали,
национальная и
этническая
идентичность,
семья, брак
Количество
учащихся,
имеющих
завершенные и
презентованные
проекты, тематика
которых
свидетельствует о
патриотических
чувствах
учащегося, его
интересе к
культуре и истории
своего народа
Стабильность
посещения занятий
физической
культурой.
Сокращения
количества
пропусков уроков
по болезни.
Соблюдение
элементарных
правил гигиены
Уровень
активности участия
в трудовых
практиках, в том
числе в качестве
волонтера
Статистическ
ий учет
Классный
руководитель,
Опрос
Педагогпсихолог и
(или) классный
руководитель,
в рамках
содержания
рабочих
программ по
обществознани
ю и (или)
литературе
Ежегодно, в
конце
учебного
года
Статистическ
ий учет
Классный
руководитель,
Ежегодно, в
конце
учебного
года
Статистическ
ий учет.
Отзыв
классного
руководителя
Классный
руководитель,
Ежегодно, в
конце
учебного
года
Отзыв
классного
руководителя
Классный
руководитель,
Ежегодно, в
конце
учебного
года
7
Сформированно
сть основ
экологической
культуры
Готовность
учащихся к
природоссобразном
у поведению,
сформированность
норм экологической
этики
Освоение понятий
экологического
содержания
Единицы
портфолио,
подтверждающие
социальнокультурный опыт
учащегося
Опрос.
Статистическ
ий учет
Преподаватель
экологии или
биологии
совместно с
классным
руководителем
Ежегодно, в
конце
учебного
года
Приложение 3
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Показатели оценки метапредметных образовательных результатов
Группа
метапредметных
образовательных
результатов
Показатели оценки метапредметных образовательных
результатов
Уровень
начального
общего
Уровень
основного
общего
Уровень
среднего
общего
образования
образования
образования
Личностные УУД
Смыслообразова
ние и моральноэтическая
ориентация в
вопросах:
– саморегуляции
поведения;
– взаимодействия
с окружающими;
– здорового
образа жизни
Смыслообразован
ие и моральноэтическая
ориентация в
вопросах:
индивидуального
стиля
познавательной
деятельности;
– эффективной
коммуникации;
–ответственности
за собственные
поступки,
нравственного
долга;
– гражданской
активности;
– отношения к
труду и выбору
профессии
Смыслообразование
и моральноэтическая
ориентация в
вопросах:
– выбора жизненной
стратегии,
построения
карьеры;
– средств и методов
самоактуализации
в условиях
информационного
общества;
– морального
выбора;
–взаимоотношения
полов, создания
семьи;
– готовности к
активной
гражданской
практике;
– российской
идентичности;
– отношения к
религии как форме
мировоззрения
Регулятивные
УУД
Способность принимать и сохранять цели учебной
деятельности
Освоение
способов
решения
проблем
творческого и
поискового
характера
Умение
самостоятельно
планировать пути
достижения целей;
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы решения
Способность и
готовность к
самостоятельному
поиску методов
решения
практических
задач,
применению
различных
Форма и
метод оценки
Наблюдение и
диагностика в
рамках
мониторинга
личностного
развития
Встроенное
педагогическое
наблюдение
учебных и
познавательных
задач
методов познания,
в том числе для
решения
творческих и
поисковых задач
Умение
планировать,
Умение соотносить
свои
Умение
самостоятельно
контролирова
ть и
оценивать
свои учебные
действия
действия с
планируемыми резу
льтатами;
корректировать
планы в связи с
изменяющейся
ситуацией
определять цели
деятельности и
составлять планы
деятельности;
выбирать успешные
стратегии в
различных
ситуациях
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способность действовать даже в ситуациях
неуспеха
Познавательные
УУД
Использование
знаковосимволических
средств, схем
решения учебных
и практических
задач
Умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач
Активное
использование
речевых средств
и
ИКТ
Умение осознанно
использовать
речевые средства
Владение
языковыми
средствами;
умение ясно,
логично и точно
излагать свою
точку зрения,
использовать
адекватные
языковые
средства
Комплексная
контрольная
работа на
основе текста
Работа с
информацией:
использование
различных
способов поиска,
сбора, обработки,
анализа,
организации,
передачи и
интерпретации
информации в
соответствии с
коммуникативны
ми и
познавательными
задачами
Готовность и способность к
самостоятельной информационнопознавательной деятельности,
владение навыками получения
необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться
в различных источниках информации,
критически оценивать и
интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников
Использование
Формирование и
ИКТ-технологий
в учебной
деятельности
развитие
использовать ИКТ
компетентности в в решении
области ИКТ
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережени
я, правовых и
этических норм,
норм
информационной
безопасности
Умение
Оценка
результатов
проекта по
информатике
или
технологии
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных Комплексная
стилей и жанров
контрольная
работа на
Первичное
Умение определять понятия, создавать
основе текста
освоение
обобщения, классифицировать,
логических
самостоятельно выбирать основания и
операций и
критерии для классификации,
действий (анализ, устанавливать причинно-следственные
синтез,
связи, строить логическое рассуждение,
классификация) умозаключение и делать выводы
Освоение
начальных форм
познавательной и
личностной
рефлексии
Умение осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы решения
учебных и
познавательных
задач
Владение
навыками
познавательной
рефлексии как
осознания
совершаемых
действий, границ
своего знания и
незнания, новых
познавательных
задач и средств их
достижения
Умение
использовать
речевые средства
в соответствии с
целями
коммуникации:
– участие в
Умение
использовать
речевые средства
в соответствии с
целями
коммуникации:
– участие в
диалоге;
– первичный
опыт
презентаций;
– создание
текстов
художественного
стиля;
– использование
в речи не менее
трех
изобразительновыразительных
средств языка
дискуссии;
– развитие опыта
презентаций;
– создание текстов
художественного,
публицистического
и научнопопулярного
стилей;
– использование в
речи не менее
семи
изобразительновыразительных
средств
дебатах;
– устойчивые
навыки
презентаций;
– владение всеми
функциональными
стилями;
– владение всеми
основными
изобразительновыразительными
средствами языка
Взаимодействие
с
партнером,
адекватная
оценка
собственного
поведения
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество со
сверстниками и
педагогами
Умение
продуктивно
общаться и
взаимодействовать
в процессе
совместной
деятельности,
учитывать позиции
участников
деятельности
Коммуникативные Умение
использовать
УУД
речевые средства
в соответствии с
целями
коммуникации:
– участие в
Встроенное
педагогическое
наблюдение.
Текущая
диагностическа
я работа по
русскому языку
Наблюдение
за ходом
работы
обучающегося
в группе
Готовность и
способность
формулировать и
отстаивать свое
мнение
Готовность и
способность
учитывать мнения
других в процессе
групповой работы
Готовность
разрешать
конфликты,
стремление
учитывать и
координировать
различные мнения
и позиции
Способность осуществлять взаимный контроль результатов
совместной учебной деятельности; находить общее решение
Приложение 4
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Критерии и показатели мониторинга результатов школьного, муниципального и регионального
этапов олимпиады (конкурса)
№
п/п
1
2
3
4
5
Критерии
Показатели
Результативность
участников школьного,
муниципального и
регионального этапов
олимпиады
Участие педагогов школы
в предметных комиссиях
муниципального и
регионального этапов
олимпиады
Массовость участия в
региональном этапе
олимпиады
Количество участников
различных этапов, которые
показали минимум 75% от
максимального балла
Количество учителей
участников жюри
предметных комиссий
Общее количество
участников регионального
этапа в процентах от
общего числа учащихся в
этих классах.
Положительное состояние
дел, если школа занимает
более высокое положение
относительно среднего
показателя в
муниципалитете, регионе
Эффективность
Количество учащихся
регионального этапа
классов в списках
олимпиады по каждому
участников
предмету
заключительного этапа
олимпиады.
Положительное состояние
дел, если школа имеет
участников
заключительного этапа
олимпиады
Результативность участия Общее количество
в заключительном этапе
победителей и призеров
олимпиады
заключительного этапа
олимпиады.
Положительное состояние
дел, если школа имеет
призеров и победителей
заключительного этапа
олимпиады
Источники информации
Школьный,
муниципальный,
региональный рейтинг по
результатам участия в
олимпиаде
Приказы о составе жюри
муниципального и
регионального этапов
олимпиады
Базы участников
регионального этапа
олимпиады
Базы участников
заключительного этапа
олимпиады
Отчеты жюри
заключительного этапа
олимпиады
Приложение 5
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Критерии внутренней системы оценки качества образования МКОУ «Вихляевская
ООШ»
1. Критерии, относящиеся к образовательным результатам:
1.Достижения обучающимися предметных и метапредметных результатов:
- Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
- Результаты защиты итогового индивидуального проекта.
- Результаты внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
- Количество выпускников, получивших медали и аттестаты с отличием.
- Результаты участия в ВсОШ (школьный, районный, региональный и
заключительный этапы).
- Результаты участия в предметных конкурсах и олимпиадах (районный,
- региональный, всероссийский, международный уровень).
- Спортивные достижения обучающихся (школьный, районный, региональный,
всероссийский, международный уровень).
- Достижения обучающихся в творческих конкурсах (школьный, районный,
региональный, всероссийский, международный уровень).
2. Результаты независимых процедур:
- Результаты ГИА-9 русский язык.
- Результаты ГИА-9 математика.
- Результаты ГИА-9 предметы по выбору.
- Результаты ВПР по предметам.
3. Отсутствие неудовлетворительных результатов:
- Отсутствие неудовлетворительных результатов ОГЭ.
- Процент обучающихся, попавших в нижний квартиль по результатам ОГЭ.
- Процент обучающихся, попавших в нижний квартиль по результатам ВПР.
2. Критерии, относящиеся к образовательному процессу:
1. Динамика результатов:
- Динамика качества обученности обучающихся за последние 3 года.
- Динамика результатов ГИА-9.
2. Объективность оценивания:
Сравнение результатов ВПР с результатами промежуточной (итоговой)
аттестации.
3. Возможности обучения:
- Индивидуализация обучения.
- Возможности дистанционного обучения.
- Возможности обучения детей с ОВЗ.
4. Кадровое обеспечение:
Достижения учителей.
Квалификационная категория учителей.
Повышение квалификации учителей.
Награды учителей.
Стаж учителей.
Уровень образования учителей.
Обеспеченность учительскими кадрами.
Обеспеченность службой школьной мидиации
Обеспеченность учителей методической поддержкой.
5. Экспертное сообщество.
Наставничество.
Наличие системы адресной помощи педагогам.
Комфортность условий.
6. Объективность:
- Попадание в доверительный интервал по результатам ВПР
- Объективность ВПР.
- Объективность школьного этапа ВсОШ
Приложение 6
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Критерии оценки образовательных программ
№
Критерии оценки
Единица
измерения
1. Образовательная деятельность
1.1
1.2
1.3
1.4
Общая численность обучающихся, осваивающих основную
Чел.
образовательную программу:
Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную
программу:
– начального общего образования;
Чел.
– основного общего образования;
Чел.
– среднего общего образования
Чел.
Формы получения образования в ОО:
– очная;
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
– очно-заочная;
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
– заочная
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
Реализация ООП по уровням общего образования:
– сетевая форма;
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
– с применением дистанционных образовательных технологий;
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
– с применением электронного обучения
Имеется/не
имеется.
Количество чел.
2. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС
2.1
Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС
2.2
Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП
части, формируемой участниками образовательных отношений
Соответствие объема части ООП, формируемой участниками
образовательных отношений, требованиям ФГОС
Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и
традиций образовательной организации, социального запроса
потребителей образовательных услуг
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по
составу предметных областей и наименованиям учебных
предметов
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по
объему часов
2.3
2.4
2.5
2.6
Соответствует/не
соответствует
Имеется/не
имеется
Соответствует/не
соответствует
Имеется/не
имеется
Соответствует/не
соответствует
Соответствует/не
соответствует
2.7
Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН
2.8
Наличие рабочих программ по всем предметам учебного плана,
их соответствие требованиям ФГОС и локальным актам
Наличие рабочих программ курсов, дисциплин, модулей части
ООП, формируемой участниками образовательных отношений,
их соответствие локальным актам
Отношение количества рабочих программ курсов части учебного Количество ед.
плана, формируемой участниками образовательных отношений,
на одного
к количеству обучающихся, осваивающих ООП
обучающегося
Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся:
– по очно-заочной, заочной форме
Количество
ед./не имеется
– с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно
Количество
развивающимися сверстниками
ед./не имеется
– 8–9-х классов, реализующих индивидуальные проекты в
Количество
рамках профориентации
ед./не имеется
– профильных классов на уровне среднего общего образования
Количество
ед./не имеется
Наличие плана внеурочной деятельности
Имеется/не
имеется
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям
Соответствует/не
ФГОС по составу и наименованию направлений внеурочной
соответствует
деятельности
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям
Соответствует/не
ФГОС по объему часов
соответствует
Соответствие содержания внеурочной деятельности
Соответствует/не
планируемым результатам ООП, в том числе Программе
соответствует
формирования и развития УУД и Программе воспитания
Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности,
Имеется/не
внесенных в план внеурочной деятельности
имеется
Соответствие рабочих программ курсов внеурочной
Соответствует/не
деятельности требованиям ФГОС и локальным актам
соответствует
Отношение количества рабочих программ курсов внеурочной
Количество ед.
деятельности к количеству обучающихся, осваивающих ООП
на одного
обучающегося
Наличие Программы формирования и развития УУД
Имеется/не
имеется
Соответствие Программы формирования и развития УУД
Соответствует/не
требованиям ФГОС
соответствует
Наличие Программы воспитания
Имеется/не
имеется
Соответствие Программы воспитания требованиям ФГОС
Соответствует/не
соответствует
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19
2.20
2.21
2.22
Соответствует/не
соответствует
Имеется/не
имеется
Имеется/не
имеется
Приложение 7
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Экспертное заключение по итогам анализа урока
Учитель: _______________________________ Предмет: __________________________
Тема урока: ________________________________________________________________
Класс ____________________
Дата проведения урока: __________________
Матрица оценки урока
№ Блок №
1.1
Тема и цель урока
1
2
1.2
2.1
Содержание обучения
2.2
2.3
2.4
Критерии оценки
Обоснованность
выбора темы/цели
урока в контексте
учебной темы
Создание условий для
осознания (понимания,
принятия) учащимися
темы/цели урока
Наблюдаемые (видимые) проявления критерия
на уроке
Балл
ы
В речи учителя должны быть показаны взаимосвязь целей
0 1 данного
2
урока с
данной темы
Цель (задачи) урока объяснена учителем, а не просто озвучена
Учитель использовал конкретные методы и приемы по мотивированию пот
изучении проблемы данного конкретного проводимого урока
Учитель подвел учеников к примерной формулировке темы урока совокупн
активизации познавательной деятельности
Владение содержанием Учитель не допускает предметных ошибок или допускает, но исправляет в
преподаваемого
корректные методические приемы (2 балла) Учитель сам не допускает пред
предмета
исправляет предметные ошибки учеников (1 балл)
Учитель допустил предметную ошибку и не исправил в течение урока (0 ба
Предметное
Предлагаемое учителем объяснение, решение задач
содержание отобрано в и упражнений соответствует разъясненной
соответствии с
учащимся темы/цели урока и соотв.етствуют
поставленной целью и основным целям изучения предмета
целями изучения
Содержание урока с достаточной полнотой
данного предмета
раскрывает тему урока, его логическую
завершенность
Обоснованность
Представленность учебных материалов,
отбора учебного
ориентированных на освоение содержания урока,
материала,
отражение в речи учителя и /или в учебноориентированных на
методических материалах различных видов
освоение содержания
информации, необходимой для освоения
урока
учащимися (информация о предмете, способы
деятельности с предметным содержанием,
рефлексия освоенного содержания, ценностный
аспект содержания, оценка представленного
содержания)
Оценка данного критерия в некоторых случаях
может быть затруднена тем, что учебные
материалы (раздаточные материалы и способы их
графической переработки учащимися) эксперту не
видны; выводы эксперт делает, исходя из речи
учителя и ответов
Обоснованность
Целесообразность использования/ отсутствия
наличия/отсутствия
межпредметного и надпредметного контекстов на
межпредметного
данном уроке в деятельности учителя и учащихся
контекстов
Если, исходя из содержания урока, нет
необходимости использовать межпредметный и
надпредметный контексты на уроке, то поставить 2
балла
Взаимодействие учителя и учащихся на уроке
3
2.5
Раскрытие темы урока
с учетом возраста
школьников
2.6
Воспитательный
потенциал урока
3.1
Соответствие
используемых
методов/технологий
обучения цели урока
3.2
Использование
методов
формирования полож.
мотивации
Стимулирование
учебнопознавательной
активности учащихся
3.3
3.4
Обоснованность
применения
индивидуального/диф
ференцированного
подхода на уроке
3.5
Позитивная и
нормативная
коммуникация учителя
с учениками, соотвующая возрасту и
особенностям
учеников
В речи учителя должно быть отражено
соответствие преподаваемого предметного
содержания возрасту учащихся
Учащиеся заинтересованно работают на уроке
При оценке данного критерия необходимо
обратить внимание на воспитательную сторону
урока, а именно на ценностный аспект
предлагаемого учащимся учебного материала –
позволяет ли этот материал формировать у
учащихся какие-либо базовые национальные
ценности, определенные в документах развития
отечественной школы
Учитель использует разнообразные методы
обучения учитывающие особенности предметного
содержания и особенности учащихся (например,
возрастные особенности, разный темп работы на
уроке, разный уровень предметной
подготовленности учащихся и т.п.),
способствующие достижению индивидуальных
образовательных результатов
Учитель использует различные
приемы/методы/задания для развития мотивации
учащихся
Учителем используются различные приемы,
позволяющие сделать урок более интересным и его
содержание доступным
Используемые методы действительно
активизируют работу учащихся, это может
проявляться в том, что они сами задают вопросы,
стремятся ответить на вопрос учителя
Учитель стимулирует на уроке различные виды
речевой деятельности учащихся
Учителем используются на уроке различные
приемы работы с учащимися имеющими разные
уровни обученности, разные темпы работы, разную
познавательную активность Используемые
технологии организации деятельности учащихся на
уроке имеют смысл (например, сформированные в
начале урока группы учащихся действительно
созданы для группового выполнения заданий,
которые индивидуально выполнить нельзя и т.п.)
Если, исходя из содержания урока, нет
необходимости применения индивидуального
/дифференцированного подхода на уроке, то
поставить 2 балла
Педагогическая целесообразность стиля общения
учителя с учениками данного класса, создающая
комфортную коммуникативную ситуацию на уроке
Учитель демонстрирует коммуникативную
культуру в общении с учениками (не допускает
ошибок в своей речи, содействует формированию
коммуникативной культуры учащихся)
Речь должна быть понятна ученикам
соответствующего возраста
Результат
4
Обеспечение урока
5
4.1
Объяснение предмета
оценивания на уроке
Учитель объясняет учащимся, что именно
подлежит оцениванию на этом уроке
4.2
Целесообразность
выбора методов
оценки достижений
учащихся
Учитель на уроке использует разнообразные
взаимосвязанные с содержанием урока методы
оценки достижений учащихся (именно
достижений, а не выявления ошибок)
4.3
Использование
методов/технологий
развития
самостоятельности
учащихся в оценке
результатов
5.1
Достаточное
обеспечение урока
средствами обучения
5.2
Целесообразный темп
работы учащихся на
уроке
5.3
Психологическая
комфортность урока
для учащихся
Создание условий для формирования умения
самостоятельно оценивать результаты своей
деятельности
Организация рефлексии учащимися содержания
обучения на уроке и способов деятельности
Результат – ориентация на развитие
самостоятельности учащихся в оценке результатов
своей деятельности
Учитель на уроке использует средства обучения,
обеспечивающие целесообразную организацию
видов деятельности учащихся в течение урока
Учитель демонстрирует целесообразное
использование элементов предметной среды
обучения (ТСО, дидактический материал и т.д.)
Учитель на уроке использует разнообразные
приемы, позволяющие вести урок в оптимальном
темпе благодаря комбинированию видов
деятельности и грамотному чередованию видов
заданий
В общении используются:
- методы словесного убеждения, а не агрессивное
словесное воздействие
- методы эмоциональной разрядки.
ИТОГО:
Обоснованное предложение эксперта о возможном повышении квалификации учителя
1. Какие дефициты в деятельности учителя удалось выявить в результате анализа урока?
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________
Эксперт _____________________________________ (ФИО)
Дата экспертизы урока ___________
Приложение 8
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Карта контроля качества урока по ФГОС
Дата
посещения
Учебный предмет
Класс
Тема урока
Учитель
_
Критерии
№
Количество
баллов
(min/max)
Фактически
выставленные
баллы
0–1
_
1. Целеполагание
1.1.
Цель урока сформулирована совместно с
обучающимися (использован проблемный метод,
смысловая догадка, метод ассоциаций, иное)
1.2.
Цель урока диагностируема, достижима
0–2
_
1.3.
Цель урока сформулирована четко и доступна для
понимания обучающимся
0–1
_
1.4.
Поставленные задачи соответствуют достижению
цели, являются необходимыми и достаточными
0–2
_
0–6
_
Итого по разделу:
2. Организация деятельности обучающихся на уроке
2.1.
Используются проблемные методы обучения
(частично-поисковый, исследовательский), приемы
активизации познавательной деятельности
обучающихся, диалоговые технологии
0–2
_
2.2.
Имеются блоки самостоятельного получения знаний
обучающимися
0–1
_
2.3.
Организована проектная/учебно-исследовательская
деятельность обучающихся
0–2
_
2.4.
Задания предусматривают учет индивидуальных
особенностей и интересов обучающихся,
дифференциацию и индивидуализацию обучения, в
том числе возможность выбора темпа, уровня
сложности, способов деятельности (вывод делается в
том числе на основании планаконспекта/технологической карты урока)
0–3
_
2.5.
Содержатся задания на
формирование/развитие/совершенствование
универсальных учебных действий
0–3
_
2.6.
Предлагаются задания, направленные на
формирование положительной учебной мотивации, в
том числе учебно-познавательных мотивов
0–1
_
2.7.
Предусмотрено использование разнообразных
способов и средств обратной связи
0–1
_
2.8.
Предусмотренные задания являются необходимыми и 0–1
достаточными для достижения цели урока
_
2.9.
Выбор используемых методов и приемов оправдан
0–1
_
2.10. Выбранный тип урока соответствует поставленной
цели, структура урока логична, этапы взаимосвязаны
0–2
_
Итого по разделу:
0–17
_
0–1
_
3. Оценка и рефлексия
3.1.
Используется формирующее (критериальное)
оценивание
3.2.
Предусмотрена разработка/обсуждение критериев
оценки деятельности с обучающимися
0–1
_
3.3.
Организована взаимооценка/самооценка
0–2
_
3.4.
Даются комментарии выставленных отметок
0–1
_
3.5.
Организована рефлексия с учетом возрастных
0–2
особенностей обучающихся (оценка новизны,
сложности, полезности выполненных заданий, уровня
достижения цели урока, степени выполнения
поставленных задач, полученного результата и
деятельности, взаимодействия, иное)
_
3.6.
Практическая значимость знаний и способов
деятельности
0–1
_
3.7.
Соответствие содержания урока планируемым
результатам
0–2
_
0–10
_
Итого по разделу:
4. Информационное и техническое обеспечение
4.1.
Предусмотрено использование условноизобразительной наглядности (знаковосимволические средства, модели и др.),
использование наглядности целесообразно
0–2
_
4.2.
Предусмотрено использование ИКТ-технологий,
применение технологий целесообразно
0–2
_
4.3.
Используемая наглядность функциональна,
(используется для решения определенной учебной
задачи). Средства обучения используются
целесообразно с учетом специфики программы,
возраста обучающихся
0–2
_
4.4.
Предусмотрено использование разнообразных
справочных материалов (словарей, энциклопедий,
справочников)
0–2
_
4.5.
Предусмотрено использование электронных учебных
материалов и ресурсов интернета
0–1
_
4.6.
Предусмотрено использование материалов разных
форматов (текстов, таблиц, схем, графиков, видео,
аудио)
0–2
_
4.7.
Обучающимися используется технологическая карта
урока
0–1
_
0–12
_
0–1
_
Итого по разделу:
5. Обеспечение условий охраны здоровья обучающихся
5.1.
Предусмотрено чередование различных видов
деятельности
24
5.2.
Предусмотрены динамические паузы
(физкультминутки) и (или) проведение комплекса
упражнений для профилактики сколиоза, утомления
глаз
0–2
_
Итого по разделу:
0–3
_
Всего баллов:
Max. 48
Обработка результатов
Количество
Результат посещения урока
баллов
0–24 балла
На уроке не реализован системно-деятельностный подход (низкий
уровень соответствия урока требованиям ФГОС-2021)
25–36 баллов
На уроке не в полном объеме реализован системно-деятельностный
подход (средний уровень соответствия урока требованиям ФГОС-2021)
37–48 баллов
На уроке полностью реализован системно-деятельностный подход
(высокий уровень соответствия урока требованиям ФГОС-2021)
Результат посещения урока:
–
баллов.
Чтобы привести урок в соответствие с требованиями ФГОС-2021, рекомендовано:
Урок посетил
(Ф. И. О., должность)
(подпись)
С результатами контроля
ознакомлен(а):
(Ф. И. О., должность)
25