Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вихляевская основная общеобразовательная школа» Утверждаю: И.О. Директор школы: А.М. Чувирова Приказ № 3108-1 от 31 августа 2020 года Адаптированная образовательная программа по предмету «Рисование» для учащихся 5 класса Деревня Вихляева 2023-2024 учебный год Пояснительная записка Адаптированная основная общеобразовательная программа образования (АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе: Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599; Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15; АООП ФГОС ОО МБОУ «Малокамалинская ООШ № 5». Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса с умственной отсталостью и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета: Воспитание интереса к изобразительному искусству; Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественноэстетического кругозора; Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них. Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка. Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке). Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности. Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»). Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с умственной отсталостью и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем: ― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; ― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия; ― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации. ― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. Общая характеристика учебного предмета. Изобразительное искусство, как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала. Учебным планом МБОУ «Малокамалинская ООШ № 5» на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе предусмотрено 2 учебных часа в неделю в течение учебного года обучения, всего 68 уроков. Данную рабочую программу обеспечивает УМК: М.Ю. Рау, М.А Зыкова. Изобразительное искусство. 5 класс. - Москва Просвещение, 2020 г. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Метапредметные результаты. Формирование следующих универсальных действий: Регулятивные БУД: – адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); – принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; – активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; – соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные БУД: – выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; – устанавливать видо-родовые отношения предметов; – делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; – пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; – читать и выражать свои мысли вслух; – наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; – работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Коммуникативные БУД: – вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс); –использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; – обращаться за помощью и принимать помощь; – слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; – сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; – договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Изобразительное искусство Минимальный уровень: знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Достаточный уровень: знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Содержание учебного предмета. Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Программой предусматриваются следующие виды работы: рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование. лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Рисование с натуры. Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. Декоративное рисование. Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). Рисование на темы. Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе - дальше). Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; Выбирать в прочитанном наиболее существенное то, что можно показать в рисунке, работать акварельными и гуашевыми красками. Беседы об изобразительном искусстве. Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства. Календарно – тематическое планирование 5 класс – 68 часов (2 час в неделю). № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема и содержание занятия КолХарактеристика во основных видов часов учебной деятельности Рисование узора в полосе из 1 Коррекция и развитие повторяющихся элементов мелкой моторики кистей (стилизованные ягоды, рук, умение применять ветки, листья). на практике полученные знания. Самостоятельное 1 Умение применять на составление узора в полосе практике полученные из растительных элементов. знания. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук. Рисование простого 1 Умение повторять и натюрморта (яблоко и чередовать элементы. керамический стакан). Коррекция и формирование ручной умелости. Рисование геометрического 1 Умение повторять и орнамента в круге (круг по чередовать элементы. шаблону). Коррекция и формирование ручной умелости. Рисование геометрического 1 Умение применять на орнамента в круге . практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. Рисование симметричного 1 Умение повторять и узора по образцу. чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. Рисование с натуры 1 Умение повторять и объемного предмета чередовать элементы. симметричной формы (ваза Коррекция и керамическая). формирование ручной умелости. Рисование на тему: «Осень 1 Умение повторять и за моим окном». чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. Иллюстрирование отрывка 1 Умение повторять и из литературного чередовать элементы. Дата произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». 10 Рисование на тему: «Цвета осенних листьев». 1 11 Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы (крутой спуск). 1 12 Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы (дорожные работы). 1 13 Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Палех). 1 14 Оформление пригласительного билета 15\20 см. 1 15 Рисование на тему: «Деревня. Деревянный мир». 1 16 Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская пирамидка). 1 17 Рисование с натуры цветочного горшка с растением. 1 18 Рисование симметрических форм (насекомое-бабочка). 1 19 Самостоятельное 1 Коррекция и формирование ручной умелости. Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. Познакомить с произведениями народных мастеров и искусством народных промыслов. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Познакомить с произведениями народных мастеров и искусством народных промыслов. Познакомить с произведениями народных мастеров и искусством народных промыслов. Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Умение применять на 20 составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). Рисование с натуры объемного предмета (телевизор). практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. 1 21 Рисование фигуры человека (туловище, голова). 1 22 Рисование фигуры человека (руки, ноги). 1 23 Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан). 1 24 Узор в круге из стилизованных природных форм (круг по шаблону диаметр 12 см). 1 25 Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Жостово). 1 26 Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 1 27 Рисование карнавальных новогодних очков. 1 28 Рисование на тему: «Лес зимой». 1 Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Познакомить с произведениями народных мастеров и искусством народных промыслов. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные 29 Рисование карнавальной, новогодней маски. 1 30 Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Гжель). 1 31 Рисование с натуры игрушки (грузовик). 1 32 Декоративное рисование открытки «С новым годом!». 1 33 Рисование симметричных форм: насекомые –жук. 1 34 Рисование на тему: «Зимние развлечения». 1 35 Рисование с натуры объемного предмета (радиоприемник). 1 36 Рисование в квадрате узора из растительных форм. 1 37 Беседа на тему: «Мама. Материнство». 1 38 Рисование в квадрате узора (мамин платок). 1 знания. Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Познакомить с произведениями народных мастеров и искусством народных промыслов. Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук. Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и 39 Декоративное рисование открытки «8 МАРТА». 1 40 Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (табурет, стул). 1 41 Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Хохлома). 1 42 Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». Рисование с натуры объемного предмета (часы). 1 Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (стрекоза и цветок тюльпана). Рисование на тему: «Моя любимая книга». 1 46 Декоративное рисование открытки «С Новосельем». 1 47 Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). 1 43 44 45 1 1 формирование ручной умелости. Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. Познакомить с произведениями народных мастеров и искусством народных промыслов. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. 48 Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка. 1 49 Рисование на тему: «Мой герой, кумир». 1 50 Рисование с натуры игрушки (трактор). 1 51 Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (божья коровка и грибок). Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Городец). 1 Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Рисование на тему: «Народные праздники». 1 55 Рисование симметричных форм: насекомые –стрекоза. 1 56 Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (коробка). 1 57 Рисование на тему: «Удивительный транспорт». 1 52 53 54 1 1 Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Познакомить с произведениями народных мастеров и искусством народных промыслов. Познакомить с произведениями народных мастеров и искусством народных промыслов. Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей 58 Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Дымково). 1 59 Рисование на тему: «Весна красна!» 1 60 Декоративное рисование открытки «День Победы!». 1 61 Беседа на тему: «Великая Отечественная война – в картинах художников». 1 62 Рисование на тему: «Мы за мир!». 1 63 Беседа на тему: «Мудрость старости». 1 64 Рисование на тему: «Портрет моего дедушки». 1 65 Рисование с натуры цветочного горшка с растением. 1 66 Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде». 1 рук, умение применять на практике полученные знания. Умение повторять и чередовать элементы. Коррекция и формирование ручной умелости. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Познакомить с произведениями народных мастеров и искусством народных промыслов. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Познакомить с произведениями народных мастеров и искусством народных промыслов. Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости. 67 Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. 1 68 Рисование на тему: «Я и мои друзья». 1 Итого: 68 Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, умение применять на практике полученные знания. Умение применять на практике полученные знания. Коррекция и формирование ручной умелости.