Адаптированная рабочая программа Мир истории 6 класс УО (ИН) вариант 1

РАССМОТРЕНО
Педагогическим
советом

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора
__________А.М. Чувирова
Приказ №3108-1 от «31»
августа 2023 г.

Протокол №1
от «30» августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Мир истории»для 6 класса
на 2023-2024 учебный год

Деревня Вихляева
2023-2024 год

Адаптированная рабочая программа по предмету
«Мир истории» для 6 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Мир истории» для 6 класса
разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) МКОУ «Вихляевская ООШ».
В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип
цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных
примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой
цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования
нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта,
коррекции и развития высших психических функций.
Пропедевтический курс «Мир истории» (пропедевтика) предназначен для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) 6 класса.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке
обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII- IXклассах. Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта,
труда человека на различных исторических этапах его развития;
-формирование первоначальных исторических представлений о «историческом
времени» и «историческом пространстве»;
- формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых
других;
- формирование умения работать с «лентой времени»;
-формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты;
делать простейшие выводы и обобщения;
-помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности,
патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других
народов;
- воспитание интереса к изучению истории.
Поставленные
задачи
определяются
особенностями
психической
деятельности детей с нарушениями интеллекта, существенно отличающихся от
нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей
необходимо для эффективной работы с ними, для понимания причин,
обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска
адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Общая характеристика учебного предмета «Мир истории»
В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории»
(пропедевтика) положено научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила,
что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до
начала обучения) у учащихся 6 класса носят разобщенный, фрагментарный
характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут,

смешивают понятия столица, главный город края, области, не представляют состав
числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки,
потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и
многие другие понятия.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как
учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала,
овладение ЗУН, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность
ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с
нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в
обществе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников,
причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень
возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет
шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с тем, чтобы
сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие
личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает
гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет
практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
воспитанников специфических нарушений.Программа также строится на принципе
воспитывающей и развивающей направленности обучения, принципе научности и
доступности обучения, принципе систематичности и последовательности в
обучении, принципе наглядности в обучении, принципе индивидуального и
дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Важной составной частью курса «Мир истории» является историкокраеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение
истории с древности до настоящего времени. Живое слово учителя играет ведущую
роль в обучении истории. Сообщая новый материал, учитель должен показать его
взаимосвязь с изученным ранее. Усвоение исторических событий значительно
облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал,
даются живые характеристики исторических событий. Создавая историческую
картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурнобытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических
представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий
труда, оружия соответствующей эпохи). Рассказ учителя необходимо сочетать с
выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других
источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли
историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной
деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной
работы на уроках истории. Применение многообразных наглядных средств
формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных
зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий
опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной
эпохи в другую. При изучении истории важно вести специальную работу по ис-

пользованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с
использованием исторических дат. Особое внимание уделяется краеведческой
работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа
служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
При проведении уроков используются методы:
 Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
 Наглядные - наблюдение, демонстрация;
 Практические – упражнения, работа с исторической картой, картиной,
схемами.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
При проведении урока применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов,
мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Для контроля ЗУН воспитанников применяются тестовые, контрольные,
самостоятельные работы.
Место учебного предмета «Мир истории» в учебном плане
Учебный предмет «Мир истории» входит в предметную область «Человек и
общество», относится к обязательной части учебного плана образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Настоящая программа рассчитана для учащихся 6 класса. Срок реализации
настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе
проводятся в форме урока (40 мин). По примерному годовому учебному плану на
учебный предмет отведено 68 часов в год или 2 часа в неделю.
Количество
учебных недель
34 учебные недели

Количество
часов в неделю
2 часа

Количество
часов за год
68 часов

Формирование базовых учебных действий
Изучение учебного предмета «История» обеспечивает формирование
личностных, коммуникативных, познавательных учебных действий. В предмет
заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями.
Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с
нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация
выпускника в общество.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир
истории» 6 класс
Освоение
обучающимися
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Мир истории»
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В
структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной
цели современного образования ― введения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования
включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)

компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные
особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе
целенаправленной образовательной деятельности по изучению учебного предмета
«Мир истории». Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей
обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты,
следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного
предмета.
Личностные результатыосвоения учебного предмета «Мир истории»
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи,
проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Мир истории»
6 класс:
Планируемые
предметные
результаты
предусматривают
овладение
обучающимися знаниями и умениями по предмету «Мир истории» и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Минимальный уровень освоения АООП является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант 1), отсутствие достижения
этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению
ими образования по этому варианту программы.
Планируемые предметные результатыосвоения учебного предмета

«Мир истории» к концу обучения в 6 классе
Достаточный уровень
Минимальный уровень
-знание
некоторых
основных
-понимание
доступных
фактов исторических событий, явлений,
исторических фактов;
процессов;
-знание некоторых фактов
-удовлетворительное осмысление
исторических событий, явлений,
и реализация основных исторических
процессов;
понятий и представлений из всех
-усвоение
наиболее
разделов программы, их использование
доступных понятий истории на
в самостоятельной речи, в пересказах,
уровне их понимания и узнавания;
ответах на вопросы;
-использование
некоторых
-умение участвовать в диалогах и
усвоенных понятий в активной
беседах по основным темам программы
речи;
по истории;
-умение отвечать на вопросы
-понимание содержания учебных
по основным темам, выбирать
заданий, их выполнение самостоятельно
правильный
ответ
из
ряда
или с помощью учителя;
предложенных вариантов (заданий)
-владение
элементами
с помощью педагога;
самоконтроля при выполнении заданий;
-усвоение элементов контроля
-владение элементами оценки и
учебной деятельности
самооценки;
(с
помощью
памяток,
-высказывание
собственных
инструкций, опорных схем);
суждений и личностное отношение к
-использование
помощи
изученным фактам;
учителя при выполнении учебных
-проявление интереса к изучению
задач,
истории;
умение
самостоятельно
исправить ошибки;
Критерии оценивания знаний и умений:
На уроках истории возможны короткие проверочные работы для выявления
пробелов в знаниях и умениях. В каждом устном ответе выделяются ключевые
слова (исторические термины, понятия, названия предметов и др.), которые могут
быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.
При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать
следующее:
- при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость,
логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность
рассуждения, умение сослаться на текст учебника, пользоваться исторической
картой.
Оценка устных ответов:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изучаемого материал;
-полнота ответа;
-умение на практике применять свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и
сформулировать ответ.

Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в
речи исправляет только с помощью учителя.
Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно;
допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или
учащихся.

Содержание
учебного предмета «Мир истории» с определением
основных видов практических заданий обучающимся.
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ
Представление о себе, об окружающих людях, пространстве вокруг нас18 часов
История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное имя.
Знаменитые имена в России (2-3 примера). История фамилии. Происхождение
фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и
дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки. Даты
жизни. Понятие о биографии. Твоя биография. Дом, в котором ты живёшь. Где
находится твой дом (регион, город, посёлок, село). Кто и когда построил этот дом.
Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях. История улицы. Название
улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа.
Местность, где мы живём (город, село). Название местности, происхождение
названия. Край (область, республика), в котором мы живём, главный город края.
Национальный состав. Основные занятия жителей края, города. Страна, в которой
мы живём. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны.
Главный город страны. Понятие о государственных символах: Государственный
герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Руководство страны. Понятия
о большой и малой родине. Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета,
на которой мы живём. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна.
Понятия: человечество, Отечество, страна, парламент, президент.
Рекомендуемые виды практических заданий
Заполнение анкет, выполнение заданий к текстам в учебнике;
тематическое рисование;
составление письменных и устных рассказов о себе, друзьях, родственниках,
членах семьи;
написание своей биографии, биографий членов семьи. Родословное древо
(рисунок). Словесный автопортрет, портрет членов семьи, друзей;
толкование пословиц, подбор пословиц;
слушание песен, стихов, просмотр видеофрагментов;
рисунки, схемы улиц, маршрутов движения;
пропедевтическая работа с символами, цветами карты. Рисование
Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;
словарная работа.
Представление о времени в истории - 11 часов
Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера,
сегодня, завтра. Приборы для отсчёта времени. Меры времени. Времена года,
месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Понятие об историческом
времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее
представление), «лента времени». Краткие исторические сведения о названии
месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие
(ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас - настоящее;
завтра, через день, через месяц, через год-будущее. Части века, середина века,
конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век,
тысячелетие, основные события 20 в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие
(21 в.).
Рекомендуемые виды практических заданий

Изображение схем сменяемости времен года;
составление календаря на неделю, месяц, изображение ленты времени одного
столетия;
ориентировка на ленте времени;
рассказы об истории календаря;
пословицы и поговорки о времени, временах года, о человеке и времени и др.;
подготовка и проведение тематических занятий, викторин.
Начальные представления об истории - 4 часа
История – наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом).
Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения.
Историческая память России (3-4 примера). Способы получения знаний о прошлом.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография,
геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных
примерах). Источники исторических знаний: письменные памятники материальной
и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в
пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества,
архитектуры, устные источники (фольклор). Исторический музей, краеведческий
музей. Архив. Библиотека. Понятие об историческом пространстве, исторической
карте.
Рекомендуемые виды практических заданий
Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме;
рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов,
монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к
различным историческим эпохам;
экскурсии в краеведческий, исторический музеи;
ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями;
составление вопросов для викторин;
просмотр видеофрагментов;
игры; выпуск исторической газеты;
подготовка и проведение викторин.
Раздел 2. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА - 8 часов
Человек – житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле
(научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления человека
прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания. Человек
умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека.
Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века. Древнейшие люди. Время
появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда,
совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота,
собирательство. Причины зарождения религиозных верований. Язычество.
Зарождение речи. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за
климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных.
Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека,
основные занятия, образ жизни. Конец ледникового периода и расселение человека
разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во
внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых
орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых
людей. Понятие о семье, общине, роде, племени

Рекомендуемые виды практических заданий
Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме;
экскурсии в краеведческий, исторический музеи;
составление вопросов для викторин;
просмотр видеофрагментов;
подготовка и проведение викторин;
заполнение таблиц, составление устных рассказов по таблицам;
составление описаний по плану;
словарная работа.
Раздел 3. ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ И ДЕЛ ЧЕЛОВЕКА - 20 часов
История освоения человеком огня, энергии
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком, культ
огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка
металлов, приготовление пищи и др. Огонь в военном деле. Изобретение пороха.
Последствия этого изобретения в истории войн. Огонь и энергия. Виды энергии:
электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение
электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения
большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой
энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль
энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.
История использования человеком воды
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озёр, морей. Рыболовство.
Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие
новых земель (общие представления). Вода и земледелие. Поливное земледелие,
причины его возникновения. Роль поливного земледелия, его значение в истории
человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное
колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных
ископаемых. Профессии людей, связанных с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища:
пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы,
используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от
климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История
совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с
глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на
строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в
строительстве, их значение для изучения истории.
История появления мебели
Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах,
материалах для её изготовления. История появления первой мебели. Влияние
исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие
представления). Изготовление мебели как искусство. Современная мебель.
Профессии людей, связанных с изготовлением мебели.

История питания человека
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение
представлений о пище человека в разные периоды развития общества. Добывание
пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы выживания:
собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание
зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение
человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека. История
хлеба и хлебопечения. Способы хранения продуктов питания в связи с климатом,
средой обитания, национально-культурными традициями. Влияние природных
условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление
традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни
человека.
История появления посуды
Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды.
История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение
гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды.
Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3 – 4 примера). Деревянная
посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды.
Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её
изготовления (3 – 4 примера). Посуда из других материалов. Изготовление посуды
как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для
изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и
поговорки об одежде, о внешнем облике человека. Одежда как потребность защиты
человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды
древнего
человека.
Способы
изготовления,
материалы,
инструменты.
Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства,
совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и
климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления
одежды (2 – 3 примера). Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и
обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере
региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на
возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти,
сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с изготовлением
одежды и обуви.
Раздел 4. ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА - 12 часов
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком
морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире. Истоки
возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение
религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.Направления в
науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе
развития науки. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни,
пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное
письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит.

История книги и книгопечатания. Культура и человек как носитель культуры.
Искусство как особая сфера человеческой деятельности.
Виды и направления искусства. Условия для возникновения государства.
Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия,
диктатура, демократическая республика. Политика государства, гражданские
свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег,
торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Рекомендуемые виды практических заданий
Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме;
экскурсии в краеведческий, исторический музеи;
составление вопросов к данному содержанию;
просмотр видеофрагментов;
подготовка и проведение викторин;
заполнение таблиц, составление устных рассказов по таблицам;
составление описаний по плану, по иллюстрациям и опорным словам;
словарная работа;
письменное оформление выводов по теме;
работа с пословицами (толкование, подбор);
работа с контурной картой;
составление тезисов по теме;
групповая работа, презентация докладов;
словесное рисование по теме;
составление письменных ответов на вопросы;
рисование по представлению;
поиск нужной информации в тексте.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№
Тема урока
Кол- Вид деятельности обучающихся
во
часо
в
1
Введение.
Что 1
Составление рассказа по схеме. Просмотр
изучает история?
видеофрагмента.
2
История имени.
1
Запись значения своего имени. Образование
полных и неполных имён. Знакомство с
именами знаменитых россиян. Просмотр
видеофрагмента.
3
Отчества и фамилии.
1
Образование
отчеств
от
имён.
Исследование
фамилий.
Заполнение
анкеты.
4
Семья.
1
Рисунок на тему: «Моя семья», толкование
пословиц о семье. Слушание песен о семье.
5
Поколения
людей. 1
Объяснение
понятий.
Составление
Родословная.
родословного древа.
6
Биография.
1
Написание своей биографии по данному
плану.
7
Мой дом.
1
Объяснение пословиц о доме, хозяйстве,
Малая родина.
соседях. Рисование своего дома (либо
будущего своего дома).
8
История улиц.
1
Объяснение происхождения названий улиц,
где расположен дом и школа. Рисование
своей улицы (либо улицы будущего).
9Мой родной край.
2
Работа с картой и атласом Кировской
10
области. Запись адреса малой родины.
Работа со схемой «Национальный состав
жителей края», таблицей «Основные
занятия жителей нашего края». Работа с
гербом области и района.
11
Наша
Родина
– 1
Работа с картой. Работа с таблицей
Россия.
«Народы России». Рисование флага и герба.
Слушание
гимна.
Просмотр
видеофрагмента.
12
Устройство
нашего 1
Аукцион «Государства мира». Словарная
государства.
работа.
13
Москва - столица 1
Обзор достопримечательностей Москвы.
нашей Родины.
Слушание песен и стихов о Москве.
Рисование достопримечательностей
14
Наша планета.
1
Работа со схемой «Планеты Солнечной
системы». Работа с глобусом.
15
Время, меры времени. 1
Составление цепочки единиц времени.
Работа с часами и календарём. Понятие
(ориентировка): давно, недавно, вчерапрошлое; сегодня, сейчас - настоящее;
завтра, через день, через месяц, через год-

16

Историческое время.

1

17

Исторические
события.

1

18

Повторение
и 1
обобщение
изученного.
Диагностическая
работа.
История – наука о 1
прошлом.

19

20

Науки-помощники
истории.

1

21

Удивительная
профессия археолога.

1

22

Исторические
1
памятники.
Музеи.
Архивы. 1
Библиотеки.

23

24

Историческая карта.

25
26

Появление человека 1
на Земле.
Древнейший человек. 1

27

Человек умелый.

28

Человек
1
прямоходящий.
Человек ледникового 1
периода.
Человек разумный.
1

29
30
31
32

Коллективы
людей.
Повторение
обобщение
изученного.

1

1

первых 1
и 1

будущее.
Словарная
работа.
Схематическое
изображение «ленты времени».
Чтение и запись различных дат. Обзор
главных событий прошлого и текущего
веков.
Применение
полученных
знаний
в
командной
игре
«Юные
историки».
Выполнение диагностической работы.
Работа с цитатами. Просмотр фрагментов
фильмов и мультфильмов с показом
исторических событий.
Рассматривание и анализ иллюстраций с
изображением
гербов,
монет,
археологических находок.
Чтение
дополнительной
литературы.
Составление устного рассказа о работе
археолога.
Составление схемы «Виды исторических
памятников».
Словарная работа. Заочное знакомство с
известными музеями мира, библиотеками
России. Экскурсия в школьную библиотеку,
беседа с библиотекарем.
Рассматривание
исторических
карт,
сравнение с географическими картами,
знакомство с легендой исторических карт.
Просмотр видеофрагмента «Самые древние
государства» 1 часть.
Просмотр видеофрагментов.
Заполнение таблицы. Составление устного
рассказа по таблице.
Заполнение таблицы. Составление устного
рассказа по таблице.
Заполнение таблицы. Составление устного
рассказа по таблице.
Составление описания по плану. Просмотр
видеофрагментов.
Заполнение таблицы. Составление устного
рассказа по таблице.
Словарная работа.
Работа
с
понятиями.
диагностической работы.

Выполнение

33

34
35

36
37

38
39
40
41
42
43

44
45

Диагностическая
работа.
Огонь
в
жизни 1
древнего человека.
Использование огня в
производстве.
Огонь
открывает
новую эпоху в жизни
людей.
Способы получения
человеком энергии.
Вода
в
жизни
человека.

1

Вода и земледелие.
Вода как источник
энергии.
Профессии
людей,
связанные с водой.
Первые
жилища
человека.
Национальные виды
жилища.
Русская изба.

1
1

1

1
1

1
1
1
1

Архитектурное
1
строительство.
Мебель
в
жизни 1
человека.

46

Создатели мебели.

47

Добывание
пищи 1
древним человеком.
Хлеб - всему голова.
1

48
49
50
51

1

Традиции
питания 1
разных народов.
История
появления 1
посуды.
Глиняная
и 1

Составление
описательного
устного
рассказа по иллюстрациям и опорным
словам.
Просмотр
видеофрагмента
«Огонь».
Составление вопросов к данному тексту.
Просмотр видеофрагментов. Словарная
работа. Письменное оформление выводов
по теме.
Составление таблицы, устный рассказ по
таблице.
Работа
с
пословицами.
Слушание
подготовленных
докладов
по
теме.
Обсуждение. Письменное оформление
выводов по теме.
Работа с контурной картой.
Составление тезисов по теме.
Составление таблицы, устный рассказ по
таблице.
Составление
устного
рассказа
по
иллюстрациям и опорным словам.
Групповая работа, презентация докладов.
Словесное рисование по теме.
Работа
со
схемой.
Составление
описательного
устного
рассказа
по
иллюстрациям и опорным словам.
Словарная работа. Заочное знакомство с
некоторыми памятниками архитектуры.
Составление схемы «Виды мебели», рассказ
по схеме. Сравнение мебели разных
исторических
эпох.
Раскрашивание
иллюстраций мебели.
Составление
схемы
«Профессии
мебельного производства». Составление
устного рассказа об этапах изготовления
мебели.
Словарная работа. Письменные ответы на
вопросы.
Толкование
пословиц.
Составление
вопросов к данному тексту.
Групповая работа, презентация докладов.
Составление письменных ответов
вопросы. Рисование по представлению.
Составление
устного
рассказа

на
по

52

53
54

деревянная
посуда.
Создатели посуды.
Повторение
и 1
обобщение
изученного.
Диагностическая
работа.
История
появления 1
одежды.
Совершенствование
1
одежды человеком.

56

История
появления 1
обуви.
Как
менялось 1
представление людей
об окружающем мире.

57

Истоки
появления 1
мировых религий.

58

Зарождение
развитие науки.

59

Письмо
книги.

6061

Искусство и культура. 2

62

Первые государства.

63

Какие
бывают 1
государства?
Что такое экономика? 1

55

64
65
66
6768

и

и 1

первые 1

1

Человечество
1
стремится к миру.
Повторение
и 1
обобщение знаний.
Итоговый контроль. 2
Диагностическая
работа.

иллюстрациям и опорным словам.
Работа
с
понятиями.
диагностической работы.

Выполнение

Анализ иллюстраций, выводы. Рисование
по представлению.
Составление
описательного
устного
рассказа по иллюстрациям и опорным
словам.
Поиск нужной информации в тексте.
Рисование по представлению.
Просмотр
видеофрагментов
«9
представлений
о
Земле
древними
народами», «Как люди открывали и
изучали землю» / «Расширение знаний о
земле».
Составление письменных ответов на
вопросы. Заполнение таблицы «Мировые
религии».
Чтение отрывков, выделение главной
мысли. Просмотр видеофрагмента.
Поиск нужной информации в тексте.
Составление устного рассказа по опорным
словам. Работа с «лентой времени».
Словарная работа. Сравнение материальной
и духовной культуры. Заполнение таблицы
о видах искусства, устный рассказ по
таблице.
Просмотр
видеофрагмента
«Духовная жизнь древнего человека».
Просмотр видеофрагмента «Самые древние
государства» 2 часть.
Словарная работа. Заполнение таблицы
«Формы правления».
Поиск нужной информации в тексте.
Составление тезисов по теме.
Чтение
дополнительной
литературы.
Письменное оформление выводов.
Викторина «Знатоки истории».
Выполнение диагностической работы.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной коррекционной
школе 8 в. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003 г.
- Мир истории. Рабочая тетрадь. 6 класс: Пособие для учащихся специальных (
коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ И.М.Бгажнокова,
Л.В.Смирнова, Е.Н.Фёдорова. – М.: Просвещение, 2011.
2. Учебники:
Мир истории.6 класс : учеб.для спец. ( коррекц.) образоват. учреждений 8 вида /
И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
3. Технические средства:
•
персональный компьютер (ноутбук).
•
видеопроектор, экран.
4. Учебно-практическое оборудование:
-«Лента времени»;
- наборы карточек с датами;
-раздаточный дидактический материал (рабочие листы с заданиями к урокам,
кроссворды, таблицы, адаптированные тематические тексты, «немые» схемы и т.п.);
-портреты известных исторических личностей;
-демонстрационные схемы, планы уроков;
- карточки для индивидуальной работы;
-компьютерные презентации;
-аудиозапись песен, видеофрагменты; обучающие фильмы;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».