Чтение и развитие речи, литература 5-9 кл

Содержание

Адаптированная рабочая программа по предмету
«Чтение» 5-9 класс для обучающихся с ОУ

1) Пояснительная записка;
2) Общая характеристика учебного предмета, курса;
3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) Содержание учебного предмета, курса;
6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
7) Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
1. Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
-Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г.;
-Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
-Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2012;
Цели и задачи обучения чтению и развитию речи.
Рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники
чтения и понимание содержания художественных произведений.
ЦЕЛЬ: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
ЗАДАЧИ:
•
Расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
•
Совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
•
Развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
•
Развитие положительных качеств и свойств личности.
•
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание
позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
2. Общая характеристика учебного предмета
Обоснованием выбора примерной программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям
федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся с ограниченными возможностями средствами

учебного предмета в соответствии с целями изучения чтения, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий,
используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на
основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными
навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания.
Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Школьники с ограниченными возможностями трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь,
представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В
исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые
автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое
внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно
передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных
героев, давать им характеристику, адекватно оценить их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и
отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
В рабочей программе по чтению для школьников с ОВЗ практическая направленность обучения, особое внимание обращается на развитие
речи как средства общения, чётко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала по каждому
предмету. Последнее направление очень важно для обеспечения более осознанного восприятия учащимися единства и общности многих явлений и
понятий.
Учитывая сложный состав учеников, рабочей программы по русскому языку и чтению указывают на разноуровневые требования к
овладению знаниями: 1-ый – базовый уровень, 2-й – минимально необходимый. Это даёт возможность учителю практически осуществлять
дифференцированный подход к обучению ребёнка с иным интеллектуальным развитием.
В отдельных случаях, когда учащиеся не усваивают минимально необходимый уровень знаний, учитель вправе определить индивидуальную
программу обучения (3 уровень).
Отличительных особенностей рабочей программы и программы В.В.Воронковой нет. Количество часов сохраняется, программное
содержание расширяется за счёт введения НРК.
Включение НРК в учебный план позволяет решать педагогам следующие задачи:
1.Знакомить с творчеством коми писателей и поэтов;
2.Воспитывать интерес к природе родного края, традициям, культуре и быту коми народа;
3.Понимать значимость творчества коми писателей, поэтов в жизни коренного народа.
Ввиду ограниченности возможности выбора программ и учебников для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида используется программа под редакцией В.В.Воронковой, а учебники разных авторов.
3. Место предмета в учебном плане
Предмет «Чтение и развитие речи» входит в образовательную область «Язык и речевая практика».
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (согласно расписанию), из них 9 часов – уроки для чтения произведений национальнорегионального компонента, 9 уроков внеклассного чтения.
Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин.).

5 класс-4 часа в неделю;
6 класс-4 часа в неделю;
7 класс-4 часа в неделю;
8 класс- 4 часа в неделю;
9 класс-4 часа в неделю;
4. Личностные и предметные результаты освоения предмета
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения (IX
класс)
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной
подготовки);
определение темы произведения (под руководством учителя);
ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных
заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с
использованием примеров из текста (с помощью учителя);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной
литературы;

знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Личностные результаты
5 класс
1. Положительно относиться к учебному труду
2. Понимать своего социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
3. Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм
4. Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний в социальных ситуациях.
5. Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.
6. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; наблюдать за предметами и явлениями окружающей
действительности.
7. Оценивать друг друга по предложенным критериям, осуществлять контроль своей деятельности с учетом предложенных критериев
Предметные результаты
5 класс
Минимальный уровень
• чтение вслух доступный текст целыми словами и по слогам правильно, выразительно, осознанно;
• находить, читая « про себя», отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;
• отвечать на вопросы по содержанию текста (с помощью учителя);
• заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);
• принимать участие в уроках внеклассного чтения.
Допустимый уровень
• читать доступный текст целыми словами вслух правильно, осознанно, выразительно в трудных случаях – по слогам;
• читать про себя, выполняя задания к тексту;
• отвечать на вопросы учителя;
• пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
• выучить наизусть 6-8 стихотворений;
• читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя;
Личностные учебные действия:
1. Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм
2.Положительно относиться к учебному труду
3.Воспринимать произведения искусств
4.Сформировать понятия «Трудовая деятельность и люди труда».
5. Понимать своего социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
6.Сформировать понятия культурного наследия родного края.
Познавательные учебные действия:
1.Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; наблюдать за предметами и явлениями окружающей
действительности; работать с доступной по содержанию и структуре информацией (схема, таблица, текст, изображение)
2. Использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания

3. Делать элементарные обобщения, сравнения, классифицировать на наглядном материале и доступном вербальном материале, формирование
представлений об анализе, синтезе в соответствии с индивидуальными возможностями
Коммуникативные учебные действия:
1.Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний в соц.ситуациях.
2.Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.
3.Иметь представление о различных источниках и средствах получения информации
Регулятивные учебные действия:
1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, произвольно включаться в деятельность.
2. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, иметь представление о различных видах инструкций для выполнения задач.
3.Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, оценивать друг друга по предложенным критериям;
определять успешность своей деятельности в диалоге с учителем.
4. Осуществлять контроль своей деятельности с учетом предложенных критериев.
5. Принимать оценку своей деятельности, корректировать её с учетом выявленных ошибок.
6 класс
Личностные результаты:
1. Оценивать жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей
гражданина России.
2. Гордиться положительными результатами в учебной деятельности.
3. Воспринимать культурно-историческое наследие родного края и страны.
4. Строить речевые высказывания в различных социальных ситуациях, слушать собеседника, участвовать в диалоге.
5. Выявлять причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности.
6. Активно участвовать в совместной деятельности, оценивать друг друга в деятельности, определять успешность своей деятельности по
образцу, умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
-чтение вслух правильно, целым словом, трудные слова - по слогам,
соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
-чтение «про себя» проанализированный заранее текст;
-ответы на вопросы учителя (используя слова из текста)
-установление последовательности событий (по опорным словам, и по плану)
-выделять основную мысль произведения (с помощью учителя);
-пересказ несложных по содержанию фрагментов текста по плану и опорным словам;
-определение героев произведения несложных по содержанию текстов
-оценивание поступков героев (с помощью учителя);
-заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных
особенностей учащихся);
- участвовать в уроках внеклассного чтения.

Допустимый уровень
-чтение вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями);
-читать «про себя»;
-ответы на вопросы учителя своими словами и словами из текста (после предварительного анализа);
- выделение главной мысли произведения;
-пересказывать текст по плану полно и выборочно;
-определять основные черты характера действующих лиц;
-выучить наизусть 8 – 10 стихотворений;
-читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.
Личностные учебные действия:
1.Оценивать жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей
гражданина России
2.Гордиться положительными результатами в учебной деятельности
3.Эмоционально воспринимать произведения искусств
4.Иметь представление о видах трудовой деятельности
5.Воспринимать культурно-историческое наследие родного края и страны
6.Понимать необходимость участия в общественно-полезных делах.
Познавательные учебные действия:
1. Выявлять причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности
- работать с различной информацией (текст, таблица, схема, иллюстрация) с помощью учителя
2. Использовать в учебной и практической деятельности некоторые межпредметные знания
3. Делать обобщения, сравнения, классифицировать, применять простейшие анализ и синтез на наглядном и доступном вербальном материале,
и основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
Коммуникативные учебные действия:
1.Строить речевые высказывания в различных социальных ситуациях
2.Слушать собеседника, участвовать в диалоге.
3.Использовать доступные для возраста источники получения информации.
Регулятивные учебные действия:
1. Постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной, трудовой, бытовой), активно включаться в деятельность.
2. Применять доступные (определённые) виды инструкции для решения практических и учебных задач в сотрудничестве учителем.
3. Активно участвовать в совместной деятельности, оценивать друг друга в деятельности.
4.Определять успешность своей деятельности по образцу, умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания.
5. Принимать оценку своей деятельности, корректировать её с учетом выявленных ошибок, уметь анализировать свои ошибки.
7 класс
Личностные результаты:
1. Уважительно относиться к своему народу, принятие ценностей других народов.
2. Гордиться собственными школьными успехами

3. Уметь откликаться на произведения искусств, относиться положительно к культурно-историческому наследию родного края и страны.
4. Правильно использовать речевые высказывания в различных социальных ситуациях, слушать собеседника, вступать в диалог.
5. Уметь ориентироваться во времени и пространстве
6. Принимать и сохранять цели и учебные задачи решения типовых учебных и практических задачи, следовать им в учебной деятельности.
7. Участвовать в совместной деятельности, осуществлять контроль деятельности, определять успешность своей деятельности, умение
самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
-правильное, осознанное, выразительное чтение доступные по содержанию тексты;
-чтение «про себя» проанализированные раннее тексты;
-определение темы произведения по наводящим вопросам
-ответы на вопросы учителя (после предварительного анализа);
-пересказ близко к тексту отдельных частей произведения, доступных учащимся по изображенным событиям;
-установление последовательности событий в произведении (по плану)
-определение героев текста
-выражение своего отношения к поступкам героев в доступной учащимся форме;
-выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
-учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Допустимый уровень
-осознанное, правильное, правильное, выразительное чтение вслух;
-читать «про себя» легкие по содержанию тексты;
-ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора доступных по содержанию текстов.
-выделение главной мысли произведения после предварительного анализа;
характеризовать главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
-делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях - самостоятельно;
-деление на части несложного по структуре и содержанию текста (под руководством учителя);
-пересказывать содержание прочитанного, формулировать вопросы к тексту;
-выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);
-выучить наизусть 10 стихотворений;
-читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в её обсуждении.
-составлять отзывы под руководством учителя.
Личностные учебные действия:
1. Уважительно относиться к своему народу, принятие ценностей других народов.
2.Гордиться собственными школьными успехами
3.Уметь откликаться на произведения искусств
4.Понимать необходимость трудовой деятельности

5. Относиться положительно к культурно-историческому наследию родного края и страны.
6. Принимать участие в общественно-полезных делах.
Познавательные учебные действия:
1.Уметь ориентироваться во времени и пространстве
2.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)
3. Использовать в учебной и практической деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие бытовые связи и отношения между
объектами и процессами.
4. Делать обобщения, сравнения, классифицировать, применять простейшие анализ и синтез на наглядном и доступном вербальном материале,
и основе практической деятельности, давать представления о причинно-следственных связях в соответствии с индивидуальными возможностями.
Коммуникативные учебные действия:
1.Адекватно использовать речевые высказывания в различных социальных ситуациях
2. Слушать собеседника, вступать в диалог, иметь представление о разных видах делового письма
3.Извлекать под руководством педагога необходимой информации из различных источников.
Регулятивные учебные действия:
1. Принимать и сохранять цели и учебные задачи решения типовых учебных и практических задачи, следовать им в учебной деятельности.
2. Применять разные виды инструкции для решения практических и учебных задач.
3.Осознанно участвовать в совместной деятельности, осуществлять контроль деятельности.
4. Определять успешность своей деятельности, умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания.
5. Принимать внешний контроль и оценку.
8 класс
Личностные результаты:
1.Осознавать себя как гражданина России, имеющие определённые права и обязанности
2.Гордиться собственными школьными успехами и достижениями.
3. Эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
4. Уважительно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны
5. Вступать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог.
6. Адекватно воспринимать окружающий мир, анализировать и давать эмоциональную оценку действительности, выстраивать
последовательность событий.
7. Принимать и сохранять цели и учебные задачи.
8. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности с учетом предложенных критериев,осуществлять самоконтроль в процессе
деятельности по предложенным и с ней свою деятельность.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
-читать правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после
предварительной подготовки);
-определение темы произведения (после предварительной подготовки и под руководством учителя)
-ответы на вопросы учителя (после предварительной обработки)

-участие в коллективном составлении плана под руководством учителя
-установление последовательности событий в произведении (под руководством учителя)
-пересказ отдельных частей произведения, доступные по изображаемым событиям по плану
-определение главных и второстепенных героев произведения
-выражение своего отношения к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
-находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
-заучивание стихотворений стихотворения наизусть (объём текста с учетом особенностей учеников);
-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Допустимый уровень
-осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух, в темпе, приближённым к темпу устной речи;
-читать «про себя» доступные по содержанию тексты;
-ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного словами автора и своими словами
-определение темы художественного произведения (под руководством учителя)
-выделение главной мысли произведения (под руководством учителя);
-деление на части несложного по структуре и содержанию текста под руководством учителя);
-выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
-различение главных и второстепенных героев произведения (после предварительной подготовки)
-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;
-определение собственного отношения к поступкам героев (героя);
-делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;
-ставить вопросы к тексту;
-нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;
-выделять незнакомые слова и давать им объяснение (с помощью учителя);
-выучить наизусть 10 стихотворений и прозаический отрывок;
-читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати. -самостоятельное чтение небольших по объему и
несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Личностные учебные действия:
1.Осознавать себя как гражданина России, имеющие определённые права и обязанности
2.Гордиться собственными школьными успехами и достижениями.
3.Эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
4.Уважительно относиться к людям труда и результатам их деятельности.
5.Уважительно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны
6.Принимать осознанное участие в общеполезной социальной деятельности
Познавательные учебные действия:

1.Адекватно воспринимать окружающий мир, анализировать и давать эмоциональную оценку действительности, выстраивать
последовательность событий
2. Использовать в учебной и практической деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные связи и
отношения между объектами и процессами.
3. Делать обобщения, анализ, синтез, сравнивать, классифицировать; устанавливать элементарные аналогии, закономерности, причинноследственные связи на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями.
Коммуникативные учебные действия:
1. Вступать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
2. Слушать собеседника, вступать в диалог, использовать разные виды делового письма
3. Самостоятельно получать информацию из различных видов источников
Регулятивные учебные действия:
1. Принимать и сохранять цели и учебные задачи, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления.
2. Действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.
3. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности с учетом предложенных критериев.
4. Осуществлять самоконтроль в процессе деятельности по предложенным и с ней свою деятельность.
9 класс
Личностные результаты:
1.Испытывать чувство гордости за свою страну
2.Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.
3.Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
4. Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны
5.Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.), слушать
собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.
6. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-про¬странственную организацию.
7. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач.
8.Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной
подготовки);
-определение темы произведения (под руководством учителя);
-ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;
-участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;
-пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);
-выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;

-установление последовательности событий в произведении;
-определение главных героев текста;
-составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;
-нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;
-заучивание стихотворений наизусть (7-9);
-самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных
заданий.
Достаточный уровень:
-правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
-ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
-определение темы художественного произведения;
-определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
-самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
-формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
-различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
-определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев
с использованием примеров из текста (с помощью учителя);
-пересказ текста по коллективно составленному плану;
-нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
-ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной
литературы;
-знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Личностные учебные действия:
1.Испытывать чувство гордости за свою страну
2.Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.
3.Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
4.Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.
5.Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны
6.Активно включаться в общеполезную социальную деятельность.
Коммуникативные учебные действия:
1. Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
2. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач
3. Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Познавательные учебные действия:
1. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию.

2. Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
3. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Регулятивные учебные действия
1. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
2. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
3.Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
4.Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
5.Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
5. Содержание учебного предмета
Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и
зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки.
Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным,
труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть,
правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
•
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография
писателя.
•
присказка, зачин, диалог, произведение.
•
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
•
стихотворение, рифма, строка, строфа.
•
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
•
элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение
произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.
Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление
текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение
дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).

6.Тематическое планирование

5 класс

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Тема
Считалки, заклички, потешки.
Пословицы и поговорки.Загадки.
«Никита Кожемяка» (русская народная сказка).
«Как наказали медведя» (тофаларская сказка).
«Золотые руки» (башкирская сказка).
«Морозко» (русская народная сказка).

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
Урок внеклассного чтения. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Солнечный камень», 1
«Горный мастер» (выборочно).
«Два Мороза» (русская народная сказка).
1
«Три дочери» (татарская сказка).
1
А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
1
1
1
Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».
1
НРК «Старуха Иома и две девушки» (коми народная сказка)
1
Г. Скребицкий «Июнь».
1
И. Суриков «Ярко светит солнце».
1
А. Платонов «Июльская гроза».
1
1
1
А. Прокофьев «Березка».
1
Ю. Горлиенко «Вот и клонится лето к закату».
1
Г. Скребицкий «Осень».
1
И. Соколов-Микитов «золотая осень».
1
К. Бальмонт «Осень».
1
Г. Скребицкий «Добро пожаловать».
1

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

В. Астафьев «Осенние грусти».
1
И. Бунин «Первый снег».
1
Урок внеклассного чтения. В. Бианки «Тигр пятиполосик», «Снегурушка-милушка», «Муха и чудовище», 1
«Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня» (выборочно)
Ю.Яковлев «Колючка».
1
1
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».
1
1
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывки)
1
1
Урок внеклассного чтения. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Фантазеры», «Огурцы», «Веселая семейка» 1
(выборочно).
В. Медведев «Фосфорический мальчик».
1
1
Л. Воронкова «Дорогой подарок».
1
1
1
Я. Аким «Твой друг».
1
1
1
Басни И.А. Крылова
1
«Ворона и Лисица».
1
«Щука и Кот».
1
«Квартет».
1
Спешите делать добро
1
Н. Хмелик «Будущий олимпиец».
1
1
О. Бондарчук «Слепой домик».
1
1
В. Осеева «Бабка».
1
1
1
1
А. Платонов «Сухой хлеб».
1
1

61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.

75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.

Урок внеклассного чтения. А. Гайдар «Чук и Гек».
В. Распутин «Люся».

1
1
1
В.Брюсов «Труд».
1
Р. Рождественсий «Огромное небо».
1
Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…»
1
Г. Скребицкий «Декабрь».
1
К. Бальмонт « К зиме».
1
Г. Скребицкий «Всяк по своему».
1
1
С. Есенин «Поет зима – аукает».
1
С. Есенин «Береза».
1
А. Пушкин «Зимняя дорога».
1
Урок внеклассного чтения. Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, 1
короткий хвост», «Про комара комаровича, длинный нос», «сказка про Козявочку», «Сказка о том, как жила- была
последняя муха»(выборочно).
Г. Скребицкий «Март».
1
А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает».
1
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы», «Весна – красна», «Грачи прилетели», «Заветный 1
кораблик», «В весеннем лесу».
1
1
1
1
А. Толстой «Весенние ручьи».
1
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…».
1
А. Блок «Ворона».
1
Е. Серова «Подснежник», И. Соколов-Микитов «Весна».
1
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…».
1
С. Есенин «Черемуха».
1
Я. Аким «Весна, весною, о весне».
1
Урок внеклассного чтения. В. И. Пришвин «В краю дедушки Мазая», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», 1
«Муравьи» (выборочно).
Н. Гарин – Михайловский «Тема и Жучка».
1
1
А. Толстой «Желтухин».
1

93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.

К. Паустовский «Кот ворюга».
Урок внеклассного чтения. В. Осеева «Волшебное слово», «Плохо», «Синие листья» (выборочно).
Б. Житков «Про обезьянку».

Э. Асадов «Дачники».
Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны».
НРК Г. Дуркин «Встреча» (из книги «Живая вода»).
С. Михалков «Будь человеком».
О. Тихомиров «На поле Куликовом».
С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года».
Н. Некрасов «Мороз – Красный нос».
А. Куприн «Белый пудель».

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью».
Урок внеклассного чтения. Б. Полевой «Сын полка».
Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата».
В. Гюго «Гаврош».
М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.

С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Г.Х. Андерсен «Русалочка».
Резерв.

139.
140.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема

Кол-во часов

По В. Пескову «Отечество».
М.Ножкин «Россия».
М. Пришвин «Моя Родина».
В. Бианки «Сентябрь».
И. Бунин «Лес, точно терем расписной».
Ю. Качаев «Грабитель».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Б. Житков «Белый домик».
А. Белорусец «Звонкие ключи»

К. Паустовский «Заячьи лапы».
И. Тургенев «Осенний лес в березовой роще».

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Е. Носов «Хитрюга».
В. Бианки «Октябрь».
С. Михалков «Будь человеком».
Б. Заходер «Петя мечтает».
По Д. Биссету «Слон и муравей».
По Д. Биссету «Кузнечик Денди».

1
1
1
1
1
1
1

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».

31.

1
1
Дж. Родари «Пуговкин домик».
1
1
Урок внеклассного чтения. В. Астафьев «Белогрудка», «Васюткино озеро», « Зачем я убил коростеля?» 1
(выборочно).
«Илья Муромец и Соловей – разбойник» (отрывок из былины).
1

32.

1

33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

Ф. Глинка «Москва».
В. Бианки «Ноябрь».
По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря».
По С. Алексееву «На берегу Невы».
По С. Алексееву «Рассказы о русском подвиге».

1
1
1
1
1
1
По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин».
1
1
1
1
Урок внеклассного чтения. В. Бианки «Дробинка», «Сумасшедшая птица», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», 1
«Морской чертенок» (выборочно).
По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».
1
1
Е. Пермяк «Тайна цены».
1
1

48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.

56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.

По Е.Гальпериной «Здравствуйте».
В. Бианки «Декабрь».
Е. Благинина «Новогодние загадки», А. Никитин «Встреча зимы».
А. Дорохов «Теплый снег».

1
1
1
1
1

А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…».
1
Урок внеклассного чтения. Д.Мамин - Сибиряк «Приемыш», «Умнее всех», «Емеля-охотник», «Дедушкино 1
золото»,
«Сказка про Воробья Воробеича» (выборочно).
Д. Хармс «Пушкин».
1
1
В. Бианки «Январь».
1
Г. Х. Андерсен «Ель».
1
1
1
1
А. Чехов «Ванька» (1 часть).
1
А. Чехов «Ванька» (2 часть).
И. Никитин «Весело сияет месяц…», И.Суриков «Белый снег пушистый…».
М. Зощенко «Леля и Минька».
Ю. Рытхэу «Пурга».
Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость».
В. Бианки «Февраль».
С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывки).

Урок внеклассного чтения. П. Бажов «Живой огонек», «Аметистовое дело», «У старого рудника»,
«Уральские были» (выборочно).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.

По Х. К.Андерсену «Снежная королева».

С. Смирнов « Первые приметы».
В. Бианки «Март».
По В. Пескову «Весна идет».
М. Пришвин «Жаркий час».
Г. Скребицкий «Весенняя песня».
В. Жуковский «Жаворонок».
А. Толстой «Детство Никиты» (отрывки).
А. Твардовский «Как после мартовских метелей», А.Плещеев «И вот шатер свой голубой…».
В. Бианки «Апрель».
К. Паустовский «Стальное колечко».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
По В. Астафьеву «Злодейка».
1
Урок внеклассного чтения. М. Пришвин: «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной 1
доктор», «Птицы под снегом»(выборочно).
По Е. Барониной «Рассказы про зверей».
1
1
В. Драгунский «Кот в сапогах».
1
1
Д. Хармс «Заяц и еж».
1
И. Крылов «Зеркало и обезьяна» (басня).
1
По И. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави».
1
1
1
1

114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.

Урок внеклассного чтения. Л. Кассиль «У классной доски», «Все вернется», «Держись, капитан»,
младшего сына» (выборочно).
В. Набоков «Дождь пролетел».
В. Бианки «Март».
М. Дудин «Наши песни спеты на войне».
В. Медведев «Звездолет Брунька».

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».
По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Урок внеклассного чтения. А. Гайдар «Тимур и его команда».
В. Астафьев «Зорькина песня».
Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел».
Резерв

1
1
1
«Улица 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7 класс
№ п\п
1.
2.
3.
4.

Тема
Устное народное творчество
Русская народная сказка « Сивка-бурка».

Кол-во часов
1
2 ч.

Русская народная сказка «Журавль и цапля».

1 ч.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.

Русская народная сказка «Умный мужик».
Былина «Три поездки Ильи Муромца»

1 ч.
2 ч.

Народные песни «Ах кабы на цветы…», «По улице мостовой…».
Пословицы, загадки.
ВЧ Астафьев В.П. «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха» (на выбор).
Пушкин А.С. Краткие биографические данные
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
4 ч.

А.С. Пушкин «Зимний вечер»
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
Лермонтов М.Ю. Краткие биографические данные.
М.Ю.Лермонтов « Бородино»

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Крылов И.А. Краткие биографические данные.
1 ч.
И.А.Крылов «Кукушка и петух»
1 ч.
И.А.Крылов «Волк и журавль».
1 ч.
И.А.Крылов «Слон и Моська»
1 ч.
ВЧ Бианки В.В. «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Мышарик», «Лупленный Бочок», «Вести из леса». 1 ч.
(выборочно)
Некрасов Н.А. Краткие биографические данные
1 ч.
А.Н.Некрасов «Несжатая полоса»
1 ч.
А.Н.Некрасов «Генерал Топтыгин».

2 ч.

Толстой Л.Н.Краткие биографические данные.
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

1 ч.
6 ч.

39.
40.
41.
42.
43.

ВЧ А.П.Чехов «Спать хочется», «Каштанка».
Чехов А.П.Страницы биографии.
А.П.Чехов «Хамелеон».

1 ч.
1 ч.
2 ч.

Короленко В.Г. Страницы биографии.

1 ч.

44.

В.Г.Короленко «Дети подземелья».

4 ч.

В.Г.Короленко «Дети подземелья».

3 ч.

ВЧ В.Г.Короленко «Купленные мальчики», «Чудная», «Последний луч» (на выбор).
Горький А.М.Страницы биографии
А.М.Горький «Детство»

1 ч.
1 ч.
4 ч.

А.М.Горький «В людях»

3 ч.

Исаковский М.В Страницы биографии. «Детство»

2 ч.

ВЧ А.П.Гайдар «Судьба барабанщика».
М.В.Исаковский «Ветер», «Весна».
Паустовский К.Г. Краткие биографические данные
К.Г.Паустовский «Последний черт».

1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.

ВЧ К.Г.Паустовский «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Степная гроза», «Жильцы старого дома» 1 ч.
(на выбор).
Зощенко М.М.Краткие биографические данные. «Великие путешественники»
2 ч.
Симонов К.М. Страницы биографии. «Сын артиллериста»

2 ч.

71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.

Катаев В.П. Краткие биографические данные. «Флаг»

2 ч.

Рыленков Н.И.Краткие биографические данные. «Деревья»
Н.И.Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки…», «Все в тающей дымке…»
ВЧ Л.Кассиль. «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит».
Коваль Ю.И. Краткие биографические данные. «Капитан Клюквин»

1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

Ю.И.Коваль «Картофельная собака»

4 ч.

Яковлев Ю.Я.Краткие биографические данные. «Багульник»

4 ч.

ВЧ Лагин Л.Н «Старик Хоттабыч».
Погодин Р.П.Краткие биографические данные. «Время говорит – пора»

1 ч.
3 ч.

Алексин А.Г. Краткие биографические данные. «Двадцать девятое февраля»

2 ч.

Ваншенкин К.Я. Краткие биографические данные. «Мальчишки»
К.Я.Вашенкин «Снежки».

1 ч.
1 ч.

ВЧ Дефо Д. «Робинзон Крузо»
Резерв

1 ч.

8 класс
№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.
2.
3.
4.

Русская народная сказка «Волшебное кольцо»

1
1
1
1

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Баллады. Жуковский В.А. «Перчатка».

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

И.И.Пущин «Записки о Пушкине (отрывок)»
А.С Пушкин «Во глубине сибирских руд…» «Памятник», «Зимнее утро»
А.С. Пушкин А.С.«И.И.Пущину», «Няне».
1
А.С.Пушкин «Сожжённое письмо», «Я вас любил…».
1
Пушкин А.С. «Сказка о попе и работнике его Балде.»
1
1
ВЧ Сказки А.С.Пушкина.
1

1
1
1 ч.
1 ч.
1 ч.

21.
22.

Лермонтов М.Ю. Очерк жизни и творчества.
Лермонтов М. «Смерть поэта», « Родина».

1
1

23.

Лермонтов М. «Парус», «Сосна».

1

24.

Лермонтов М. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

Пословицы и поговорки.

Суриков И.З. «Нашла коса на камень».
Былины. «Садко»
ВЧ Русские народные сказки.
А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества.
М.Я.Басина «Публичное испытание».

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1 ч.

25.

1

26.

1

27.

ВЧ Стихотворения Н.А.Некрасова «Тройка», «Орина, мать солдатская»

1

28.
29.

И.А. Крылов Биографические данные.
И.А.Крылов «Осел и соловей»

1
1

30.
31.

И.А.Крылов «Муха и пчела»
Н.А.Некрасов Биографические данные.
«Размышления у парадного подъезда»
Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская».
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»
Н.А. Некрасов «Русские женщины»
И.С.Никитин Краткие биографические данные
Стихотворение «Русь»
И.С.Никитин «Утро на берегу озера»
ВЧ Л.Кассиль «У классной доски»

1
1

32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

1
1
1
1

И.С.Тургенев Очерк жизни и творчества.
И.С. Тургенев «Муму».

1
1
1
1
1
1
1
1

Л.Н. Толстой. Очерк жизни и творчества.
Л.Н.Толстой «После бала».

1
1

49.

А.П.Чехов Очерк жизни и творчества.

1

50.
51.
52.

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»
ВЧ А.П.Чехов «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».

1
1
1

53.

В.Г. Короленко. Очерк жизни и творчества.

1

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

54.

В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

1

55.

1

56.

1

57.

1

58.

1

59.

1

60.

1

61.

63.

ВЧ В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Бабушка с малиной», «Запах сена», 1
«Последний поклон» (на выбор).
М.Горький. Очерк жизни и творчества
1
«Макар Чудра»
1

64.

1

62.

65.
66.
67.
68.
69.
70.

С.А. Есенин. Краткие биографические данные.
«Спит ковыль…»
Есенин С. «Пороша», «Отговорила роща золотая…»
А.П.Платонов. Краткие биографические данные.
« Разноцветная бабочка».

1

А.Н. Толстой. Краткие биографические данные
«Русский характер»

1

71.
72.
73.
74.
75.
76.

1
1
1

1
1

Н.А.Заболоцкий. Краткие биографические данные.
Стихотворение «Некрасивая девочка»
ВЧ Б.Полевой Отрывки из повести «Повесть о настоящем человеке»

1

К.Г.Паустовский Краткие биографические данные
«Телеграмма»

1
1
1

1

Р.И.Фраерман Краткие биографические данные
«Дикая собака Динго или повесть о первой любви»

1

79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.

Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго или повесть о первой любви»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.

В.М.Шукшин О творческой деятельности
«Гринька Малюгин»

77.
78.

Л.А.Кассиль Краткие биографические данные
«Пекины бутсы»
А.Т.Твардовский Краткие биографические данные
Отрывки из поэмы «Василий Теркин»
ВЧ В.М. Шукшин «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода».

В.П.Астафьев О творческой деятельности
« Далёкая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон»)
Р.П.Погодин Краткие биографические данные
«Алфред»

100.

А.Сурков Краткие биографические данные о творческой деятельности.
Стихотворение «Родина»
ВЧ Ю.Бондарев «Батальоны просят огня», «Юность командиров», « На большой реке».

101.

Резерв

102.
103.
104.
105.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Тема

Кол-во часов

Виды устного народного творчества.

1

Русские народные песни. «Колыбельная».
«За морем синичка не пышно жила».

1
1
1

5.
6.
7.

Былины. «На заставе богатырской».

1
1
1

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Сказки. «Сказка про Василису Премудрую».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Внеклассное чтение. Жюль Верн «Таинственный остров».
В. А. Жуковский. Биография.
В. А. Жуковский. Сказка «Три пояса».
Отзыв на прочитанную сказку В. А. Жуковского
«Три пояса» по плану.
И. А. Крылов. Биография. О баснях.
И. А. Крылов. Басня «Кот и повар».
А. С. Пушкин. Биография.
А. С. Пушкин Поэма «Руслан и Людмила».

Урок внеклассного чтения. А. Ахматова. Стихотворения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

М. Ю. Лермонтов Биография.

1

А. С. Пушкин
Повесть «Барышня-крестьянка».

29.

М. Ю. Лермонтов «Тучи» (наизусть).

1

30.
31.
32.
33.
34.

М. Ю. Лермонтов «Баллада».

1
1
1
1
1

35.
36.
37.
38.

Н. В. Гоголь «Майская ночь или утопленница».

Урок внеклассного чтения. З.Воскресенская «Сердце матери».

1
1
1
1

39.

Н. А. Некрасов. Биография.

1

40.
41.
42.
43.

Н. А. Некрасов «Рыцарь на час».
Н. А. Некрасов «Саша» (наизусть).

1
1
1
1

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

А. А. Фет «На заре ты ее не буди» (наизусть).
А. А. Фет «Помню я…», «Это утро…»
А. П. Чехов. Биография.
А. П. Чехов «Злоумышленник».

52.
53.
54.
55.
56.
57.

Урок внеклассного чтения. «Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» (выборочно).
А. М. Горький. Биография.
А. М. Горький «Песня о Соколе».

В. В. Маяковский. Биография.

1
1
1
1
1
1

58.

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

59.

М. И. Цветаева. Краткая биография.

1

М. Ю. Лермонтов «Морская царевна».
Вспоминаем прочитанное
Н. В. Гоголь. Биография.

А. А. Фет. Биография.

А. П. Чехов «Пересолил».
Вспоминаем прочитанное

1
1
1
1
1
1
1
1

60.
61.
62.

М. И. Цветаева. «Красной нитью» (наизусть), «Вчера еще в глаза глядел».

63.
64.
65.
66.

К. Г. Паустовский. «Стекольный мастер».

К. Г.Паустовский. Биография.

1
1
1

67.
68.
69.

1
1
1
Урок внеклассного чтения. К. Г. Паустовский «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник», «Исаак 1
Левитан», «Приточная трава» (выборочно).
С. А. Есенин. Биография.
1
С. А. Есенин «Нивы сжаты» (наизусть).
1
С.А.Есенин «Собаке Качалова».
1

70.
71.

Урок внеклассного чтения. С. А. Есенин «Письмо матери», «Отговорила роща золотая».
М.Шолохов. Биография.

1
1

72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.

М.Шолохов «Судьба человека».

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Е.И.Носов. Краткие биографические данные.
Е.И.Носов «Трудный хлеб».

81.
82.
83.
84.
85.

Н.М.Рубцов. Краткая биография.
Н.М.Рубцов «Тихая моя родина».
Н.М.Рубцов «Русский огонек».
Н.М.Рубцов «Зимняя песня».

1
1
1
1
1

86.

Ю.И.Коваль. Краткие биографические данные.

1

87.
88.
89.
90.

Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куралесова».

1
1
1
1

91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.

Р. Л. Стивенсон «Вересковый мед».
Э. Сетон-Томпсон. Биография.
Э. Сетон-Томпсон «Снап».
Урок внеклассного чтения. М. М. Зощенко «Любовь».
Д. Даррел .О жизни и творческой деятельности.
Д. Даррел «Живописный жираф»
Резерв

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7. Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Чтение» включает:
комплекты учебников;
печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме;
словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей;
детские книги разного типа из круга детского чтения;
технические средства обучения;
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды,
соответствующие содержанию обучения;
игры и игрушки, настольное литературное лото, настольные литературные игры.
Перечень методической литературы:
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы \ под ред. В.В.Воронковой \ Сборник
1. - М.: ВЛАДОС, 2013.
2. Малышева З.Ф.Чтение.5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ авт.-сост.
З.Ф.Малышева.-М.: Просвещение, 2013.
3. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе./А.К.Аксёнова. - М.: Владос, 2004.
4. Аксёнова А.К.Чтение.7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/автор-составитель А.К.Аксёнова.7е изд.-М.: Просвещение, 2013.
5. Бгажнокова И.М. Чтение.6 класс: учебник для специальных(коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида/Авт.-сост.
И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина.-М.: Просвещение,2013.

6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образование детей с задержкой психического развития./Л.Н.Блинова.-М.: Энас,2004.
7. Блинова И.В. Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и математики./Автор И.В.Блинова, Волгоград,:
Учитель,2008.
8. Ильина С.Ю. Речевое развитие./М.И. Никитина,О.А. Красильникова.-С-Пб. Каро,2006.
9. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших
школьников./Р.И. Лалаева. - С-Пб.: Союз,2002.
10. Малышева З.Ф.Чтение.5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ авт.-сост.
З.Ф.Малышева.-М.: Просвещение, 2013.
11. Малышева З.Ф.Чтение.8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./Авт.-сост.
З.Ф.Малышева. М.:Просвещение,2012.
12. Никитина М.И. Чтение и развитие речи./М.И. Никитина, О.А. Красильникова./ С-Пб.: Каро,2006.
13. Русские народные пословицы и поговорки./Составитель - Е.А. Оремус.-М.Образ-компани, 2006.
14. Сухин И.Г. Литературные викторины./И.Г.Сухин, - М.:ЭКСМО,2007.
15. 1000 загадок/сост.Н.В. Елкина, Т.И.Тарарбарина. – Ярославль,: Академия развития,2007.
16. Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VIII вида/ М.И.Шишкова. - М.:ВЛАДОС,2010.
17. ШишковаМ.И.,АксёноваА.К.Чтение.9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида /авт.-сост. А.К.Аксёнова,
М.И.Шишкова.-М.:Просвещение,2013.
Электронные средства (презентации) по следующим темам:
История загадки
Русские народные сказки
Басни И. Крылова
Лето в картинах русских художников
Осень в картинах русских художников
Зима в картинах русских художников
Весна в картинах русских художников
Взаимоотношения людей и животных в произведениях русских писателей
Медиатека.
1.Мультфильм «Сказка о попе и работнике его Балде»
2.Русские народные сказки (мультфильмы)
3.Фильм «Муму»
4.Фильм «Слепой музыкант»
5.Фильм «Табор уходит в небо»
6.Романсы, положенные на стихи А.С.Пушкина, С.Есенина.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».